В современной семье, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Женщина является хозяйкой в доме (она выполняет домашние дела, готовит еду и многое другое). Социологами подсчитано, что домашняя средняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а еѐ общая трудовая нагрузка больше на 15-20% общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день - на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери часто сочетаются с большим напряжением. Женщина в современной семье, в зависимости от семейной ситуации выполняет различные функции: - репродуктивная - биологическое воспроизводство, продолжение рода; - хозяйственно - бытовая - уход за всеми членами семьи; - функция организации досуга - в большинстве своем принадлежит женщине, т.к. женщины более эмоциональны. С подачи женщины семья по-разному проводит свой совместный досуг; - экономическая - по мнению социологов, в современной семье именно женщина все чаще выполняет роль добытчицы и распределяет семейный бюджет. - эмоциональная (психотерапевтическая, релаксационная) - женщина, как правило, способна наиболее мягко эмоционально стабилизировать психологическую атмосферу семьи. - воспитательная - важнейшая функция женщины. Воспитательная функция - как воспитание детей, так и воспитание взрослых членов семьи. Основная роль женщины в семье - материнство. Во многом материнская любовь и привязанность ребенка к матери выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека на протяжении всей его жизни и трудно переоценить роль матери в воспитании ребенка. Как показывают психолого-педагогические исследования, для маленького ребенка особое значение имеет «интимный круг общения». Самой природой матери отведена роль естественной воспитательницы своих детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества женщины - чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку. Нет прочнее и ближе связи - физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка. При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Биологическая связь между матерью и ребенком не сразу превращается в ту психологическую, которая накрепко спаяет их на всю оставшуюся жизнь. Отношения, которые складываются между ребенком и матерью послe рождения, оказываются основой, на которой развивается дальше весь мир эмоциональных отношений человека.. У женщин - явные превосходства в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта иногда идет по «женскому типу»: обнаруживаются лучше сформированные языковые способности, но чаще фиксируются нелады с математикой. Роль матери для детей разного пола не одинакова. Для девочек после трех лет основная задача - освоение половой роли, для нее мать - образец, та часть мира, которую надо «примерять на себя», а заодно и все, что с этим связано: отношение другого пола (отца к матери и к ней как будущей женщине и матери), отношение детей (кукла - модель ребенка, по отношению к которой девочка выполняет роль матери, как ее мать - к ней са-мой). У мальчиков в этом возрасте любовь к матери искренняя, нежная, они очень обидчивы и ревнивы по отношению к «конкурентам» (отцу, друзьям матери, своим братьям и сестрам и даже чужим детям). Не менее чутко, чем девочки, воспринимают и усваивают модель супружеских отношений. Таким образом, мать нужна ребенку всегда, причем всегда «по-разному», но не количественном измерении, а в качественном. Материнская любовь ( в отличии от отцов-ской), является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между ребенком и мамой. Именно в раннем детстве закладываются основы отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Будет ли он доверять людям, проявлять инициативу и активность по отношению к миру, испытывать уверенность в себе, во многом определяется опытом взаимодействия с матерью и отцом. Материнские позиции зачастую формируют тип семейных отношений и тип родительского отношения к ребенку.
37. О няне в современных условиях и взгляды русских педагогов-классиков XIX века
Няня для ребёнка — это не только педагог и воспитатель. В первую очередь — это друг и наставник. Профессиональные няни, как правило, имеют профильное образование, имеют знания различных методик раннего развития детей, хорошо разбираются в детской психологии, знают, как найти общий язык с ребёнком, подружиться с ним, расположить к себе, заинтересовать ребёнка, выявят его таланты и помогут их развить. Профессиональная няня или гувернантка не допустит повышения голоса на ребёнка, наказывать будет только предварительно обсудив с родителями приемлемые для семьи способы и только педагогически-допустимыми методами. Как профессионал своего дела, няня знает, когда, за что и как можно похвалить или поощрить ребёнка. Вы ставите задачу перед няней, няня подбирает методику и с помощью ежедневной профессиональной работы приводит Вашего ребёнка к поставленной Вами цели. Напомним, что развитие ребёнка-дошкольника проходит в игровой форме. Так как концентрация внимания дошкольников ниже, чем у более взрослых деток, няня грамотно сможет переключать ребёнка с одной игры на другую, с одного занятия на другое, тем самым развивая ребёнка в разных направлениях. Няня (гувернантка) является не только учителем. В перерывах между занятиями, няня найдёт время и для активных игр, и для творчества, и песни попеть, и станцевать, и попрыгать-побегать, и повеселиться.
Большинство дворянских семей, в середине 19 века были многодетными. Новорожденный сразу же передавался на руки кормилице, во всяком случае, так было до середины XIX века, пока кормление грудью считалось неприемлемым для благородных дам. Кормилицу выбирали из крепостных, отдавая предпочтение наиболее румяной и полногрудой из них. Кроме нее, при малыше, как правило, была нянька (также из крепостных) или бонна (из-за границы), в зависимости от состоятельности и предпочтений родителей.
После отлучения малыша от груди няня часто становилась для него самым близким другом. Привязывались дети и к боннам-иностранкам, правда, это случалось значительно реже.
Мальчики оставались на попечении нянек примерно до пятилетнего возраста, а затем отдавались на поруки «дядькам». Это значило, что теперь они должны были получать исключительно мужское воспитание, а матерям следовало прекращать «портить» будущих мужчин излишними ласками.
Как мальчиков, так и девочек воспитывали в православной вере, с которой представления о нравственности, долге и чести были связаны неразрывно.
Гувернантки и гувернеры постоянно находились рядом с детьми лет с 7-10, «методом погружения» обучая их иностранному языку, азам математики и «изящных» наук. Для дальнейшего образования в дом приглашали учителей. Такое обучение, правда, обходилось недешево, и часть предметов старались преподавать сами родители. Интересно, что к русскому языку после первоначального освоения грамоты не возвращались: считалось, что он «встанет на место» самостоятельно. Надо сказать, что в случае с образованными юношами так и происходило, а вот девушки часто так и не овладевали родной речью.
Краткий очерк развития идей дошкольного воспитания пореформенной России был включен П.Ф.Каптеревым в «Историю русской педагогии» (СПб., 1909; 2-е изд., 1915) [275]. Он особенно тщательно отбирал и анализировал факты и идеи о том, что все прогрессивное в воспитании и обучении детей было достигнуто в результате общественного почина. Не государство и не церковь, а только само общество может влиять, управлять и направлять воспитание. Никто, кроме родителей, не заинтересован больше всего в правильном воспитании и образовании своих детей. Увлечение доказательствами существования общественного периода в развитии отечественной педагогики не позволило П.Ф.Каптереву оценить вклад В.М.Бехтерева, М.М.Манасеиной, И.А.Сикорского и многих других русских ученых в развитие дошкольной педагогики. К тому же все они были современниками П.Ф.Каптерева и развивавшиеся ими концепции дошкольного воспитания воспринимались как реальность настоящего времени.
Период конца XIX – начала XX вв. характеризуется значительными переменами в педагогике и школьном устройстве России. Планировалось введение обязательного всеобщего начального образования. Политика играла огромную роль в процессах преобразования образовательной системы. Вопрос всеобщего начального обучения впервые был поставлен в 1890 г. В 1895 г. на II съезде по техническому и профессиональному образованию снова обсуждался этот вопрос. В 1900-х гг. Министерство просвещения предлагает проекты организации всеобщего обучения. реформы по этому направлению были прерваны в связи с началом Японской войны и последующих революционных событий
«Саттльмент» – школа, созданная А. У. Зеленко и С. Т. Шацким, позже получившая название «Детский труд и отдых» имела программу. В которой важное место занимало трудовое и общественное воспитание в совокупности с начальным обучением.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 278.