Проблемы духовно-нравственного воспитания детей в зарубежной педагогике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Элементы новых социальных отношений, подходов к человеку, воспитанию и обучению исподволь зарождались в недрах феодализма в XIV -- XVII в., о чем свидетельствовали Возрождение и Реформация.

В преддверии нового времени (XVII -- начало XVIII в.) в духовной сфере постепенно происходит переход от богословско-религиозной к светской аргументации. Как писал Ф. Энгельс, "место догмы, божественного права заняло право человека".

Каждому учителю известно имя великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Для И.Г. Песталоцци целью всякого воспитания является нравственный человек. Он стремится к благу, любви, уходит корнями в религиозную веру и отбрасывает в сторону свой эгоизм, если это возможно. Он чувствует себя в душе свободным, хочет благо, и поэтому является «творцом своих рук».

Песталоцци И.Г. утверждает: нелегко жить нравственным человеком, потому что в человеческой природе существует напряженность. С одной стороны действуют естественные стремления и эгоизм, потому что «чувственная, животная природа» велит человеку стремиться к удовольствию и избегать отвращения. С другой стороны ему противостоят совесть и убеждение. Они являются выражением «более высокой, вечной и божественной природы» и заставляют человека осознавать, что тогда, когда он позволяет животной природе свободное движение, то возникают спор, борьба, равнодушие, война и бедность и жизнь остается без истинного исполнения. Это является одним из самых основных убеждений И.Г. Песталоцци, что индивидуум только благодаря воспитанию может оценить по достоинству свое высшее назначение и пробудить в себе нравственную жизнь. В нравственном воспитании великий швейцарский педагог выделял три основные задачи:

- развитие у детей высоких моральных качеств и нравственных наклонностей;

- выработку у детей нравственных навыков через участие в добрых и полезных делах;

- формирование у молодого поколения нравственного сознания и убеждений. [2:257]

По мнению И.Г. Песталоцци предпосылки к нравственному образу жизни лежат в природе человека. Каждому ребенку в пока еще неразвитом состоянии даны с собой силы и задатки. Их можно развивать, для развития им необходимо имманентное побуждение, «движущая сила». При этом решающее значение имеет, посвящают ли они себя эгоизму или служат нравственному образу жизни. Именно в связи с этим ребенку даны силы и задатки сообразно природе. Они позволяют преодолевать его эгоизм. И.Г. Песталоцци называет это естественное социальное стремление «благосклонностью». Из нее постепенно развиваются, если воспитание является хорошим, нравственные основные чувства любви, доверия и благодарности, на которых основываются все последующие нравственно-религиозные силы. Наряду с этими «нравственными силами» необходимо развивать также интеллектуальные (умственные) и физические силы. Но следует обратить внимание на то, что сердце, ум и рука развиваются по собственным закономерностям. Задача воспитателя познакомиться с этими закономерностями и подчиниться им. Все воспитательные влияния должны подчиняться человеческой природе при всех обстоятельствах. «Природосообразность» является, таким образом, высшим требованием Песталоцци к воспитанию. Только она является «образовательной», а каждое не природосообразное влияние на человека является неправильным.

Нравственные силы у Песталоцци стоят в центре. Умственные и физические силы (ум и рука) подчиняются развитым нравственным силам. Если они развиваются, речь идет о «воспитании», против чего выступает Песталоцци, когда говорит об «образовании» при развитии и укреплении умственных и физических сил. Образование и воспитание не должны быть разделены, а должны быть соединены между собой, а именно таким образом, чтобы образование стало средством воспитания. Из этого следует концепция воспитывающего обучения. Однако Песталоцци хотел передать его не самой школе, а выступал за «школу матерей»: родители, первоначально матери, должны были заботиться наряду с нравственным воспитанием детей также о целенаправленном обучении ума и руки в рамках естественной жизни в семье и повседневном труде.

Теперь следует напомнить о том, что, по мнению Песталоцци, в каждой силе имеется естественное стремление к развитию развития. «Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога ходить и рука хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы», пишет Песталоцци в «Лебединой песне» [1 , с. 344].

Все эти мысли, что развитие сил может происходить только в результате собственной деятельности ребенка, Песталоцци выражает в понятии «самостоятельность». Только активные дети находились в процессе образования. Центральное значение самостоятельности объясняет также, из-за чего Песталоцци положительно относился к детскому труду. При этом речь шла у него не об эксплуатации, а о вызове всех сил благодаря рациональному и необходимому труду.

Снова и снова Песталоцци требует развития всех сил и задатков таким образом, чтобы нравственная жизнь была возможна человеку. Это удается тогда, когда оптимально развиты силы ума, сердца и руки, но в то же время физические и умственные силы подчиняются нравственным. В результате этого возникает гармония сил. Я считаю все задатки ума, умения и благоразумия, которые лежат в моей природе, только средством сердца и его божественного возвышения к любви. В возвышении человека я признаю только возможность образования нашего рода к человечности. Любовь является единственной, вечной основой образования нашей природы к человечности» [ 21, 226] .

Главный труд его жизни «Лебединая песня» (1826), был написан в конце жизни. В этом труде собраны все итоги и выводы, основанные на длительной педагогической практике.[1]

Произведение раскрывает идеи как нравственного, так и умственного воспитания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Умственное воспитание не может обходиться без воспитания души, потому как любое знание должно приносить благо, а для этого необходимо знать, что это. Это утверждение одновременно просто и как никогда актуально во все времена, особенно в XXI веке, который полон разрушительных технологий. Порой, гонясь за техническим прогрессом, человечество не всегда осознает, какой урон может привнести в наш мир то или иное изобретение.

По мнению Песталоцци, и нравственное, и умственное воспитание, прежде всего, должны опираться на физические силы ученика. Если у него нет к чему-либо способностей, то стоит ставить перед ним достигаемые цели, чтобы не отбить желание учиться и не прививать отвращения к процессу обучения. Все занятия должны приносить положительный заряд эмоций, побуждать желание к мыслительной деятельности. То, что положительные эмоции вызывают улучшение памяти, скорости и качества выполнения заданий, можно найти в любом современном учебнике по педагогике, психологии, физиологии. Однако, каким прорывом в теоретической и практической педагогике этот вывод был для начала XIX века, скованного жесткой дисциплиной и авторитарным стилем преподавания!

В «Лебединой песне» Песталоцци излагает свои мысли и разочарование в модном в то время «развивающем обучении» Я.А.Коменского. Имея возможность сравнить обычных крестьянских детей и «круглых всамделишных отличников» всевозможных графов и баронов, Песталоцци пришел к выводу, что природу обмануть невозможно, и многое закладывается в ребенке именно ей. Педагог становится сторонником природосообразного воспитания.

Опора на физические силы учеников - есть основа природоособразного воспитания, которое опирается на чувственное восприятие. Методами сравнения, сопоставления и различения следует развивать чувственное восприятие, что приводит к развитию мышления маленьких детей.

В «Лебединой песне» четко описывается работа по осуществлению обучения через методы развития речи и преподавания элементов формы и числа. Очевидно, что он считал развитие речи основой всего обучения, основой развития мышления. По мнению Песталоцци, элементы формы и числа были в целом основой математики. Таким образом, педагог считал формирование элементарных математических представлений важнейшим составляющим развития мышления у детей. Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: «От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника» - основное правило, которым должен руководствоваться учитель. [2]

Известный немецкий педагог, психолог, философ И.Ф. Гербарт (1776 - 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци. Его деятельность как профессора связана с Геттингенским и Кенингсберг- ским университетами.

Педагогическая теория И.Ф. Гербарта оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во многих странах. Свою педагогическую теорию Гербарт представил в следующих произведениях: "Общая педагогика, выведенная из целей воспитания" (1806);"Учебник психологии" (1816); "Письма о приложении психологии к педагогике" (1831); "Очерк лекций по педагогике" (1835).

Гербарт И. Ф. разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина -- это и условие, и результат воспитания.

Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию. Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан решительно призвать к порядку всякого ученика, который позволил бы себе критическое отношение к религии.

В отличие от обучения нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.

Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас же зажечь другую».

К средствам нравственного воспитания в собственном смысле Гербарт относил следующее:

1) Удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Надо устанавливать границы поведения для детей.

2) Определять воспитанника, т. е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».

3) Устанавливать четкие правила поведения.

4) Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т. е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».

5) «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.

6) «Увещевать» воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их [2;203].

В нравственном воспитании следует прибегать и к наказаниям, но воспитательные наказания в отличие от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.

Поскольку дети не обладают сильной волей, воспитанию предстоит ее создать, нельзя, по мнению Гербарта, допускать, чтобы дети имели возможность проявлять свои дурные наклонности. Это следует пресекать самыми суровыми мерами. Важно создать простой, размеренный и постоянный жизненный уклад, лишенный всяких рассеивающих перемен. Школа должна поддерживать родителей, обеспечивающих детям правильный порядок жизни. Очень опасно дать развиться у воспитанника сознанию, что он самостоятелен в своих действиях. Надо очень осторожно относиться к пребыванию воспитанника в обществе, «поток общественной жизни не должен увлекать ребенка и быть сильнее, чем воспитание». Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считал, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение», а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил бы никакого другого мнения». Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера гербартианской теории.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 659.