Торгово-технологический процесс в магазине – совокупность взаимосвязанных последовательных операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров, товарного вида и доведения их до конечных потребителей с наименьшими затратами труда и высоким уровнем обслуживания.
Торговые операции включают изучение спроса населения, представление поставщиком заказов, формирование ассортимента, продажу товаров и обслуживание покупателей. Технологические операции связаны с транспортировкой товаров, приемкой, хранением, подготовкой к продаже, размещением и выкладкой в торговом зале. Технологический процесс в магазине осуществляется без участия покупателей.
Различают три основные части торгово-технологического процесса:
- операции с товарами до предложения их покупателям (подготовительные: приемка, хранение, подготовка к продаже, размещение и выкладка на торговом оборудовании);
- операции непосредственного обслуживания покупателей (продажа товаров и расчетные операции);
- дополнительные операции, связанные с реализацией и потреблением товаров (заключительные: дополнительные услуги, внемагазинные формы торгового обслуживания).
В зависимости от потребительских свойств товаров, системы и метода доставки, степени готовности товаров к продаже и методов продажи различают 3 основные схемы торгово-технологического процесса:
1) включает приемку товаров и подачу их непосредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи;
2) состоит из 3-х операций: приемки, хранения товаров и их подачи в торговый зал;
3) применяется при организации продажи товаров, требующих предварительной доработки перед подачей их в торговый зал, включает приемку, хранение, подготовку к продаже и подачу в торговый зал.
Важнейшими принципами организации внутримагазинного торгово-технологического процесса являются:
- обеспечение рационального использования торговых помещений и торгового оборудования;
- обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
- обеспечение высокой производительности труда и максимальной эффективности деятельности магазина;
- соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов;
- полное сохранение потребительских свойств товаров;
- создание наилучших условий выбора товаров, сокращения затрат времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания.
Виды потерь товаров при организации технологического процесса в магазине.
Движение товаров до конечного потребителя в силу различных причин сопровождается товарными потерями, которые делят на нормируемые и ненормируемые.
К нормируемым потерям относят естественную убыль товаров, бой, лом товаров вследствие их хрупкости; порча товаров или повреждение потребительской тары, что в свою очередь вызывает потерю потребительских свойств товара; бой порожней стеклянной посуды; технологические отходы, образующиеся при подготовке отдельных видов товаров к продаже. Эти потери оформляются актами типовой формы по мере их выявления.
Ненормируемые потери возникают в результате неправильного хранения, порчи, боя, лома товаров. Они относятся на материально-ответственные или виновные лица по розничным ценам.
Сокращение товарных потерь – важная задача работников торговли. Уменьшению товарных потерь и повышению эффективности работы торговых организаций способствует совершенствование материально-технической базы торговли, улучшение технической оснащенности магазинов, увеличение производства фасованных товаров, развитие прогрессивной технологии доставки и продажи товаров.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 196.