Торгово-технологический процесс магазина: понятие и операции, схемы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Торгово-технологический процесс в магазине – совокупность взаимосвязанных последовательных операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров, товарного вида и доведения их до конечных потребителей с наименьшими затратами труда и высоким уровнем обслуживания.

Торговые операции включают изучение спроса населения, представление поставщиком заказов, формирование ассортимента, продажу товаров и обслуживание покупателей. Технологические операции связаны с транспортировкой товаров, приемкой, хранением, подготовкой к продаже, размещением и выкладкой в торговом зале. Технологический процесс в магазине осуществляется без участия покупателей.

Различают три основные части торгово-технологического процесса:

- операции с товарами до предложения их покупателям (подготовительные: приемка, хранение, подготовка к продаже, размещение и выкладка на торговом оборудовании);

- операции непосредственного обслуживания покупателей (продажа товаров и расчетные операции);

- дополнительные операции, связанные с реализацией и потреблением товаров (заключительные: дополнительные услуги, внемагазинные формы торгового обслуживания).

В зависимости от потребительских свойств товаров, системы и метода доставки, степени готовности товаров к продаже и методов продажи различают 3 основные схемы торгово-технологического процесса:

1) включает приемку товаров и подачу их непосредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи;

2) состоит из 3-х операций: приемки, хранения товаров и их подачи в торговый зал;

3) применяется при организации продажи товаров, требующих предварительной доработки перед подачей их в торговый зал, включает приемку, хранение, подготовку к продаже и подачу в торговый зал.

Важнейшими принципами организации внутримагазинного торгово-технологического процесса являются:

- обеспечение рационального использования торговых помещений и торгового оборудования;

- обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

- обеспечение высокой производительности труда и максимальной эффективности деятельности магазина;

- соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов;

- полное сохранение потребительских свойств товаров;

- создание наилучших условий выбора товаров, сокращения затрат времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания.

Виды потерь товаров при организации технологического процесса в магазине.

Движение товаров до конечного потребителя в силу различных причин сопровождается товарными потерями, которые делят на нормируемые и ненормируемые.

К нормируемым потерям относят естественную убыль товаров, бой, лом товаров вследствие их хрупкости; порча товаров или повреждение потребительской тары, что в свою очередь вызывает потерю потребительских свойств товара; бой порожней стеклянной посуды; технологические отходы, образующиеся при подготовке отдельных видов товаров к продаже. Эти потери оформляются актами типовой формы по мере их выявления.

Ненормируемые потери возникают в результате неправильного хранения, порчи, боя, лома товаров. Они относятся на материально-ответственные или виновные лица по розничным ценам.

Сокращение товарных потерь – важная задача работников торговли. Уменьшению товарных потерь и повышению эффективности работы торговых организаций способствует совершенствование материально-технической базы торговли, улучшение технической оснащенности магазинов, увеличение производства фасованных товаров, развитие прогрессивной технологии доставки и продажи товаров.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 196.