Принцип экономии мер государственного принуждения (иногда в теории его называют принципом экономии судебных репрессий) предполагает, что борьбу с преступностью следует осуществлять пу тем наиболее рационального и экономного использования уголов ных наказаний, особенно связанных с лишением свободы. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы в случаях, когда это возможно, меньшими уголовно-правовыми средствами добиваться больших результатов2.
Система наказаний в УК РФ 1996 г. (ст. 44 УК РФ) построена, в частности, в соответствии с этим принципом.
Кроме того, уголовное законодательство не исходит из абсолютной необходимости в любом случае применить к виновному наказание. В ряде статей УК РФ предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности и наказания. На соображениях экономии мер государственного принуждения основан и институт Условного осуждения.
Филимонов В. Д. Принципы уголовного права. М., 2002. С. 50.
Васильев Я. В. Принципы советского уголовного права: Учебное пособие. М., 1983. С. 27.
24 Глава I
Принцип личной ответственности также характерен именно для уголовного права, поскольку и гражданское, и административное право предполагают возможность ответственности коллективных субъектов — юридических лиц. В уголовном же праве принцип личной ответственности является одним из важнейших: каждое лицо отвечает только за то, что было совершено его собственными действиями. Наказание за содеянное также носит сугубо личный характер.
Одним из принципов, присущих только уголовному праву, явля ется принцип неотвратимости ответственности за совершение преступного деяния. Сущность данного принципа заключается в том, что каждое лицо, виновно совершившее преступное деяние, обязательно должно понести уголовную ответственность. Поэтому за каждое преступление в нормах Особенной части Уголовного кодекса предусмотрено соответствующее наказание. Освобождение от уголовной ответственности и наказания возможно лишь в особых случаях, предусмотренных уголовным законом.
Таким образом, рассмотренные принципы характерны только для уголовного права.
Как уже было отмечено, наряду с общеправовыми принципами и принципами уголовного права как отрасли права следует выделять и принципы института отрасли права. В частности, можно говорить о принципах назначения наказания.
Принципы того или иного института определяют его содержа ние. Они являются наиболее узкими по сфере своего действия. Такие принципы должны быть достаточно специфичны, функционировать локально и не распространяться на всю систему права в целом или на ту или иную отрасль1.
Определения принципов назначения наказания предлагаются многими учеными.
Так, А. Д. Соловьев под принципами назначения наказания понимал «закрепленные в нормах уголовного и уголовно-процессуаль ного права положения, устанавливающие основания, условия и порядок применения уголовного наказания»2.
1 Татарников В. Г. Понятие общих начал назначения наказания и их содержание //
Проблемы совершенствования борьбы с преступностью. Иркутск, 1985. С. 40.
2 Соловьев А. Д. Применение наказания по советскому уголовному праву. М., 1958.
С. 7.
Понятие общих нагал назнагения наказания 25
М. И. Бажанов также считает, что принципы назначения наказания — это «исходные, наиболее важные положения, закрепленные в нормах уголовного законодательства, которые определяют всю деятельность судов по применению наказания к лицам, виновным в со вершении преступления»1.
На наш взгляд, трактовка принципов как «положений» вызывает возражения, поскольку противоречит этимологическому значению данного понятия: термин «принцип» происходит от латинского сло ва principium (основа, первоначало) и означает руководящую, исход ную идею, наголо, лежащую в основе какого-либо явления и про цесса.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 268.