ТЕМА 17. Проблема человека в философии экзистенциализма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 1. Экзистенциальная философия: основные проблемы, характерные черты и особенности (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

2. Религиозный экзистенциализм (К Ясперс), персонализм (Н. Бердяев).

3. Свобода и ответственность. «Пограничная ситуация» как кульминация человеческих экзистенциалов (одиночество, тоска, разочарование, ожидание смерти).

Методические рекомендации к выполнению

При изложении данной темы необходимо указать, что экзистен­циализм является четко выраженным неклассическим направлением. Фило­софия экзистенциализма отразила ситуацию пересмотра классической проблематики (онтология, гносеология и т. д.), характерной для XX века. В яркой литературной форме были поставлены вопросы, связанные с бы­тием человека в мире: проблемы жизни и смерти, сво­боды, выбора и ответственности, гармонии и дисгармонии человеческого существования. Наиболее ярко вопросы абсурдности человеческого бытия, одиноче­ства человека и его обреченности представлены в трудах Ж.-П. Сартра и А. Камю, где акцентируется внимание на важнейшем понятии экзистенциализма – «пограничной ситуации», т.е. ситуации между жизнью и смертью.

Далее следует охарактеризовать два основных направления в экзи­стенциализме: религиозное (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев) и атеистиче­ское (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю), при этом важно отметить принципиальное различие в отношении трактовки человеческого бытия и свободы в религиозном и атеистическом экзистенциализме. В завершении темы необходимо подчеркнуть актуальность постав­ленных экзистенциализмом проблем: проблема отчуждения человека в ус­ловиях социальных кризисов, проблема выбора человека, превращение по­граничной ситуации из индивидуальной проблемы в проблему выживания человечества в целом.

Основные понятия

Пограничная ситуация, Свобода, Экзистенция.

Источники

Камю, А. Абсурдность мира / А. Камю// Хрестоматия по философии : учеб. пособ. / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Гардарика, 1997. – С.481 – 485.

 Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – М., 1990.

 Сумерки богов. – М., 1989.

Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / Ж.-П. Сартр. – М.: Политиздат, 1989. – С.319-344.

Дополнительная литература

Кандалинцева, Л.Е. Проблема свободы во французском экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, А. Камю) / Л.Е. Кандалинцева // Философия и общество. – 2001 - № 2 – С. 97 – 108.

Лишаев, С.А. Феномен ветхого: опыт экзистенциального анализа / С.А. Лишаев // Вопросы философии. – 2001. - № 9. – С.71 –82.

 «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии ХХ века: Материалы обсуждения // Вопросы философии. – 1998. - № 8.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. - М.: Проспект, 1998.- 432 с.

 История современной зарубежной философии: компаративистский подход. - СПб., 1997.

 Проблема человека в западной философии. – М., 1988. 

ТЕМА 18. Позитивизм: исторические формы и исходные принципы

1. Позитивизм, его сущность и специфика.

2. Исторические формы позитивизма.

3. Проблема познания в позитивизме. Гносеологические принципы позитивизма.

Методические рекомендации к выполнению

В ходе изложения данной темы необходимо четко выделить три исторические формы позитивизма и раскрыть их содержание. Характеризуя первый этап, следует отметить стремление его основателей О. Конта и Г. Спенсера не столько противопоставить науку философии, сколько выявить позитивную направленность, составляющую социального знания.

При анализе второго этапа позитивизма (махизм) следует раскрыть основной постулат махизма - "Мир сквозь призму ощущений", особо под­черкнуть его крайне субъективистский характер. Раскрывая сущность третьего этапа позитивизма (неопозитивизм), необходимо отметить важность логико-лингвинистического метода в решении проблемы знания и языка (Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап).

Далее следует рассмотреть основные методологические принципы неопозитивизма: принцип верификации, принцип конвенции и принцип фальсификации. Безусловным плюсом работы станет попытка охарактеризовать пост­позитивизм (Т. Кун, С. Тулмин, С. Фейерабенд). В завершении темы нужно сделать вывод об историческом значении позитивизма, о его неоднозначной роли в решении философских проблем.

Основные понятия

Научная революция, Парадигма, Позитивизм, Эмпириокритицизм, Неопозитивизм, Постпозитивизм, Принцип верификации, конвенционализм, Принцип фальсификации,

Дополнительная литература

Зотов, А.Ф. Западная философия XX века / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. – М.: Проспект, 1998.- 432 с.

История современной зарубежной философии. Компаративистский подход. – СПб.: Лань, 1997.

Кнабе, Г.С. Витгенштейн и Гуссерль / Г.С. Кнабе // Вопросы философии – 1998 - № 5.

Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Вопросы философии – 1998 - № 5.

Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975.

Майнбергер Г.К. Единый разум и многообразие рациональностей. // Вопросы философии – 1997 - № 9.

Медведев, В.А. Позитивизм как методологическая программа : критерии концептуальности / В.А. Медведев /\ Философия науки. – 2008. - № 1. – С.48-60.

Назарова, О.А. Логический позитивизм и «трактат» Витгенштейна / О.А. Назарова // Вопросы философия. – 2008. - № 6. – С. 143-152.

Неретина, С.С. В.В. Бибихин. Витгенштейн: смена аспекта / С.С. Неретина // Вопросы философии. – 2008. - № 3. – С. 176 – 181.

 Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. / Б. Рассел. – М.: МиФ, 1993.

 Философия XX века / - М., ЦИНО общества "Знание" России, 1997.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 185.