1. Творчество И.Канта, сущность и специфика его философских идей.
2. Гносеология Канта. «Вещь в себе» как основа кантовского агностицизма.
3. Категорический императив как фундамент этического учения И.Канта.
Методические рекомендации к выпонению
В данной теме следует подчеркнуть значительный вклад представителей немецкой классической философии в развитие мировой философии в целом. Характеризуя философское наследие И. Канта, необходимо подчеркнуть его принципиально новый подход к решению гносеологических проблем, раскрыть ключевые понятия кантовской философии: "вещь в себе", антиномичность разума, априорные формы и т. д.
В работе необходимо расрыть суть гносеологии Канта, обратить внимание на понимание структуры познавательного процесса, роль субъекта в познании, поазать главное противоречие гносеологии И.Канта, которое заключается в том, что раскрыв механизмы познания, он, в конечном итоге, приходит к агностицизму.
При анализе нравственно-этических воззрений И.Канта необходимо указать на то, что категорический императив Канта опирается на принцип долженствования, который играет роль незыблемых нравственных установок личности.
Основные понятия
Агностицизм, Антиномии, Априори, Апостеории, Гносеология, «Вещь в себе», Категорический императив, Трансцедентальное.
Источники
1. Кант И. Критика чистого разума. Введение //Соч.: В 6 т. – М.: Мысль, 1963. – Т.1. – 543 с.
2. Кант И. Критика практического разума. Пролегомены // Соч.: В 6 т. – М.: Мысль, 1965. – Т.4. – Ч.1.
Дополнительная литература
Гайденко, П.П.Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе / П.П. Гайденко // Вопросы философии. - 2003. - №9.-С.134-150.
Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Рольф, 2001. - 416 с. : ил. - (Библиотека истории и культуры).
Кучеренко, А.В. Сопоставление содержания априорных форм в гносеологии и этике И. Канта / А.В. Кучеренко // Философия и общество. – 2011. - № 4. – С. 126-145.
Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХУШ- начала Х1Х века / В.Н. Кузнецов. – М.: Высш. шк., 1989.
Миголатьев, А. А. Социальные взгляды И.Канта / А.А. Миголатьев // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 5.-С.80-95.
Мотрошилова, Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н.В. Мотрошилова. – М., 1990.
Ойзерман, Т.И. К характеристике трансцедентального идеализма И. Канта: метафизика свободы / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. -1996. - № 6.
Ойзерман, Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. – 1997 - № 3.
Ойзерман, Т. И.Амбивалентность великих философских учений (К характеристике философских систем Канта и Гегеля) / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. - 2007. - № 10. - С. 121-137.
Панафидина О.П. Трансцендентализм И. Канта и немецкий идеализм (К вопросу о некоторых стереотипах экспликации кантовской теоретической философии) // Вопросы философии. – 2011. - № 4.-С.177-185/
ТЕМА 11. Философия Гегеля
1. Философская система Г. Гегеля: достоинства и недостатки.
2. Учение об Абсолютной идее Гегеля.
3. Диалектика Г. Гегеля: основные понятия и категории, достоинства и недостатки.
Методические рекомендации к выполнению
Анализируя философскую концепцию Гегеля, следует отметить его исключительно важный вклад в развитие диалектического метода. Особое внимание надо обратить на идеалистический характер ею философской концепции, выраженной в понятии Абсолютная идея. Вам надлежит рассмотреть три этапа развития Абсолютной идеи (наука логики – философия природы – философия духа), раскрыть смысл ее сложной трансформации. Учение об Абсолютной идее это яркий пример объективного идеализма. В своем ответе Вы должны указать на то, что панлогизм Гегеля – это своеобразная рационализированная религия, а точнее предначертанная свыше логика развития мира. Знаменитая триада Гегеля «Тезис – Антитезис – Синтез» позволяет не только изучить природу развития бытия, но и вскрыть сущность познавательного процесса, суть человеческого мышления. В завершении работы Вы должны раскрыть противоречие, сложившееся между системой Гегеля и его диалектическим методом.
Основные понятия
Абсолютная идея, Диалектика.
Источники
1. Гегель Г.В.Ф. Противоречия и скачки // Хрестоматия по философии / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1997. – С.407 –410.
2. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики / Гегель Г. В. Ф. ; АН СССР, Ин-т философии. - М. : Мысль, 1974. - 454 с. - (Философское наследие)– С.296 –299.
3. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 2 кн. Кн. 2 / Гегель Г. В. Ф. - СПб. : Наука, 1994. - 423 с.
Дополнительная литература
Александров, А.А. Проблема человека в философии Гегеля / А.А. Александров // Философия и общество. 2005. - № 1.- С. 145 -155.
Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Рольф, 2001. - 416 с. : ил. - (Библиотека истории и культуры).
Орлов, В.В. Особенности системы категорий философии Г.В.Ф. Гегеля / В.В. Орлов // Философия и общество. - 2011. - № 3. – С. 184-197.
Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХУШ- начала Х1Х века / В.Н. Кузнецов. – М.: Высш. шк., 1989.
Мотрошилова, Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н.В. Мотрошилова. –М., 1990.
Ойзерман, Т. И.Амбивалентность великих философских учений (К характеристике философских систем Канта и Гегеля) / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. - 2007. - № 10. - С. 121-137.
Пушкин, В.Г.Философия Гегеля: абсолютное в человеке : учеб. пособие для вузов / В.Г. Пушкин. - СПб. : Лань, 2000. - 448 с. - (Мир культуры, истории и философии).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 257.