ТЕМА 25. Человек, его происхождение и сущность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Современные концепции происхождения человека.

2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

3. Человек. Индивид. Личность.

Методические рекомендации к выполнению

Данную проблематику нужно рассматривать в историческом аспекте, процесс становления вида homo sapiens стал таким же крупно­масштабным планетарным явлением как и появление живой материи из неживой. При этом биологическая эволюция человека синхронно сопро­вождалась эволюцией социальных отношений. При рассмотрении второго вопроса о деятельной сущности человека следует более подробно осветить роль труда не только в развитии челове­ка как высшего природного существа, но и подчеркнуть, что деятельная сущность человека стала тем фундаментом, на котором возникла человече­ская цивилизация.

 Сущность проблемы антропосоциогенеза состоит в том, что человек представляет собой биосоциальную целостность, т. е. неразрывную сово­купность природного (биологического) и социального (общественного) факторов, имеющих длительную эволюцию, ключевым звеном которой яв­ляется деятельность человека, главным образом - трудовая деятельность. Таким образом, антропосоциогенез это философское понятие, утверждающее, что человек есть неразрывное сочетание, монолитный сплав биологического и социального начала.

Для различных философских систем проблема человека является центральной и традиционной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика называется философской антропологией. Важно подчеркнуть, что философия в отличие от других наук о человеке (психология, медицина и т. д.) стремится постичь человека как целостное су­щество. Философия рассматривает человека, взятого в единстве его разнооб­разных проявлений, как существо многомерное и универсальное. Раздел философии, изучающий сущностные характеристики человека, называется философской антропологией. Важнейшим понятием современного становления антропосоциогенеза является ноосфера, особое взаимодействие природы и общества, где человек и его деятельность выступают преобразующим фактором бытия.

Для понимания сущности человека необходимо от­дифференцировать сходные понятия: человек, индивид, личность. Следует подчеркнуть, что понятие личность характеризуется, прежде всего, наличием в человеке социальных качеств. Личность это и носитель, и субъект конкретных исторических общественных отношений. Личность это система устойчивых социально значимых черт. Большое значение в формировании личности имеют нравственные устои общества, система объективных и субъективных факторов воспита­ния и образования. Рассмотрев социальные роли личности, необходимо подчеркнуть единство факторов свободы и ответственности личности. В заключение следует подчеркнуть актуальность проблемы личности на современном этапе, а также указать на специфику данной проблемы.

 

Основные понятия

Антропосоциогенез, Человек, Индивид, Личность.

Источники

Бубер, Мартин. Я и Ты. Проблема человека / М. Бубер. - М., 1993 – С.80-104.

Кассирер, Э. Избранное: Опыт о человеке / Э. Кассирер. – М., 1998. - 780с.

Тейярд де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейярд де Шарден. – М., 1987.

Дополнительная литература:

Дудина И. А. Социальная философия: историко-методологический аспект : учеб. пособие для вузов / И. А. Дудина; Федер. агентство по рыболовству, ФГБОУ ВПО "Мурман. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2012. - 250 с.

Источникова, А. В. Философская антропология : учеб. пособие для вузов / И.. Источникова. - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2012.

Марков Б.В. Человек в условиях современности. – СПб : филологический факультет СПБГУ, 2013 -432 с.

Марков Б. В. Люди и знаки : антропология межличностной коммуникации / Б. В. Марков. - Санкт-Петербург : Наука, 2011. - 667 с. - (Слово о сущем ; т. 98).

Аронов, Р.А. Три мира есть у человека / Р.А. Аронов //Вопросы философии. – 2007. - № 1. – С. 106-114.

Ахиезер, А.С. Проблема субъекта: человек – субъект /А.С. Ахиезер //Вопросы философии. - 2007. - № 12. – С. 3-15.  

Гирусов, Э.В. Нужен ли человек природе? / Э.В. Гирусов // Философские науки. – 2011. - № 8. – С. 55-56.

Имянитов, Н.С. Объективные смыслы жизни и существования / Н.С. Имянитов //Вопросы философии. – 2006. - № 7. – С. 84-94.

Крапивенский, С.Э. Homo philosophicus: человек философствующий /С.Э. Крапивенский, Е.В. Карчагин //Философия и общество. – 2006. - № 3. – С. 5-24.

Розин, В.М. Как можно помыслить тело человека, или на пороге антропологической революции / В.М. Розин //Философские науки. – 2006. - № 5. – С. 34-53.

Семенов, В.С. О перспективах человека в ХХI столетии /В.С. Семенов //Вопросы философии. – 2005. - № 9. – С. 26-37.

Сорокин А.А. Идеальное, творчество и развитие человека / А.А. Сорокин // Вопросы философии. – М, 2009. - № 6. – С. 82-91.

Спасибенко, С. Г. Духовно-творческое начало бессмертия человека / С.Г. Спасибенко //Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 4. – С. 97- 118.

Хен, Ю.В. Теория и практика усовершенствования человеческой «породы» /Ю.В. Хен //Вопросы философии. – 2006. - № 5. – С. 123-136.

Хруцкий, К.С. Человек и биосфера – проблемы эволюции единства / К.С.

Хруцкий //Вопросы философии. – 2007. - № 10. – С. 166-170.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.