1. Мировоззрение, его сущность и структура. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения.
2. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное
3. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека.
4. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.
Методические рекомендации
В контрольной работе необходимо отметить, что философия выступает теоретической основой мировоззрения. На уровне чувственного познания окружающая действительность отражается в мироощущении, логический уровень проявляется в миропонимании. Важно подчеркнуть, что мировоззрение носит общественно-исторический характер. Оно возникает на базе социального бытия и развивается, видоизменятся от эпохи к эпохе.
В процессе развития общества складываются и развиваются исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. В контрольной работе важно отметить, что миф как форма общественного сознания есть выражение синкретизма (целостности) первобытного мышления, мысль в мифологическом сознании - объект внутреннего восприятия.
Религия как исторический тип мировоззрения основана на вере в существование «сверхъестественных» сил. На высших уровнях обобщения, как результат преодоления мифа, рождается относительно новый тип мировоззрения – философия, который отличается теоретизацией и акцентом на целостном постижении мира и человека.
Философия это система общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем, это процесс уяснения различных форм отношений человека к миру. В заключении необходимо подчеркнуть сходство и различие этих типов мировоззрения, проанализировать основные черты философского мировоззрения
В заключение необходимо сделать вывод о том, что философские проблемы осуществляются всегда с единственной целью - помочь человеку выработать мировоззренческие установки, идеалы и ценности, способствующие решению конкретных задач; оперировать понятиями, обосновывать суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи бытия.
Основные понятия
Мировоззрение, Религия, Мифология.
Дополнительная литература (источники)
Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4-х томах. – М., 1975. – Т. 1. – С.67 –69.
Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 6-ти томах. – М., 1964. – Т. 3. – С.683 – 702.
Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. – М., 1977. – Т.3. – С. 393 –394.
Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Хрестоматия по философии: учеб. пособие /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С. 94 – 101.
Виндельбанд, В. Что такое философия? (О понятии и истории философии). / В. Виндельбанд // Избранное. Дух и история. – М., 1995. - С.22 –58.
Мамардашвили, М.К. Как я пониманию философию / М.К. Мамардашвили. - М., 1990.
Ортега–и–Гассет, Что такое философия / Ортега–и-Гассет.– М.: Наука, 1991.
социальные исследования" ; вып. 7)
ТЕМА 3. Философия как форма духовной культуры
1. Философия как самосознание культуры.
2. Соотношение и взаимосвязь философии и науки, религии, искусства.
3. Основные философские позиции: натурализм, социоцентризм, эгоцентризм. Причины плюрализма и проблема прогресса в философии.
4. Роль философии в кризисные периоды развития общества.
Методические рекомендации
Раскрывая вопросы контрольной работы, обратите внимание на то, что философия возникает только тогда, когда человечество подошло к необходимости систематизации накопленных знаний. У человека возникла проблема осознания себя в природе и обществе, осмысления границ своей свободы. Философия стала ответом на развитие знаний человека о мире
Основные понятия
Культура, Наука.
Источники
Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Хрестоматия по философии: учеб. пособие /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С. 94 – 101.
Виндельбанд, В. Что такое философия? (О понятии и истории философии). / В. Виндельбанд // Избранное. Дух и история. – М., 1995. - С.22 –58.
Мамардашвили, М.К. Как я пониманию философию / М.К. Мамардашвили. - М., 1990.
Шпет, Г.Г. Мудрость или разум / Г.Г. Шпет // Философские этюды. – М., 1994. – С.222 – 278.
Дополнительная литература
Асмус, В. Ф. Историко-философские этюды / В.Ф. Асмус. – М., 1987.
Гобозов, И.А. Философия как постижение эпохи / И.А. Гобозов // Философия и общество.- М., 2003. - № 3. – С.58-77.
Ильенков Э.В. Философия и культура. / Э.В. Ильенков. М., 1991.
Зимин, С.М. Философия как наука и как явление культуры / С.М. Зимин // Философия и общество. – М., 2006. - № 3. – С.121-138.
Конш, М. Какая философия нам нужна завтра / М. Конш // Философия и общество. – М., 2004. – № 4.- С. 38-44.
Кучуради, И Философия перед лицом мировых проблем / И. Кучуради // Вопросы философии. – 2004. - № 3.
Лосев, А.Ф. Дерзание духа / А.Ф. Лосев. - М., 1988.
Налимов, В.В. Размышления о путях развития философии / В.В. Налимов // Вопросы философии. 1993. № 9.
Сломский, В. Философия – воспитание для будущего / В. Сломский // Философские науки. – М., 2006. -№ 1.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Дата: 2019-07-24, просмотров: 257.