ТЕМА 14. Основные направления отечественной философской мысли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли.

2. Просветительская мысль в России (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).

3. Русская религиозная философия ее основные направления: идея всеединства В.С. Соловьева, богоискательство Л.Н. Толстого, русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

Методические рекомендации к выполнению

В данной теме необходимо раскрыть своеобразие русской филосо­фии, подчеркнуть ее направленность на духовно-нравственное совершен­ствование человека. Проблема личности - это ключевая проблема русской философской мысли, которая по-разному освещалась в различных направ­лениях отечественной философии (западники и славянофилы). Особого рассмотрения заслуживает религиозная русская философия, основой которой является православное миропонимание, считавшее, что сущность мироустройства заключается не в идее научно-технического прогресса, а в идее духовного преображения человека (Н.Ф. Федоров, В.С.Соловьев и др.)

Принципиально иную позицию занимали представители русской ре­волюционной демократии, чье мировоззрение опиралось на материалистическо-атеистическую концепцию, на социально-политические учения За­пада ( А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев и их последователи Н.Г. Чернышевский, Н.А Добролюбов, Д.И. Писарев и др.)

Основные понятия

Западничество, Славянофильство, Соборность, Теодиция.

Источники:

Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М.: изд-во «Правда», 1993. 

Бердяев Н.А. Судьба России : опыты по психологии войны и национальности / [предисл. Л. В. Полякова]. - репринт. воспроизведение изд. 1918 г. - : Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.

Федоров, Н.Ф. Космос нуждается в разуме / Н.Ф. Федоров // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексееев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – С.413 – 415.

Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодиции в двенадцати письмах / П.А. Флоренский. – М. : Лепта, 2002. – 812 с.

Флоренский, П.А. Общечеловеческие корни идеализма / П.А. Флоренский // Философские науки. – 1990. - № 12.

Франк, С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // Вопросы философии. – 1990. - № 6.- С. 105-115.

Хомяков, А.С. О старом и новом: ст. и очерки / А.С. Хомяков. – М. : Прогресс, 1988. – 504 с.

Дополнительная литература:

Ермичев, А.А. Имена и сюжеты русской философии / Ермичев А.А. – СПб :Наука, 2014.- 710 с.

Вознесенская, А.И. Русская философия XIX-XX веков. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Кемерово : КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2013. — 57 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/69407 — Загл. с экрана.

Мачкарина О.Д. История русской философии. Конспект лекций : учеб.пособие. – Мурманск : МГТУ, 2015. – 248с.

Богданов, А.В. Западничество в России: история и современность / А.В. Богданов // Философия и общество. – М, 2008. - № 3.

Богданов, А.В. Проблемы теории познания в философии П. Я. Чаадаева / А.В. Богданов // Философия и общество. – М, 2009. - № 1.

Варавва, В.В. Единство и многообразие русской философии / В.В. Варава // Вопросы философии. – 2009. - № 2. – С. 167-171.

Григорьева, Т.П. Путь России / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. – 2009. - № 2. – С. 39-49.

Евлампиев, И.И. Великий Инквизитор, Христос и дьявол: новое прочтение известной темы Достоевского / И.И. Евлампиев // Вопросы философии– 2006. - № 3.- С.144-154.

Кантор, В.К. Империя и нация в русской мысли начала XX века / В.К. Кантор // Вопросы философии.- 2006. - № 4.- С.128-143.

Курабцев, В.Л. Философская биография Льва Шестова и особенности его философии / В.Л. Курабцев // Вопросы философии. – 2006. - № 4. С.128-143.

Мареева, Е.В. Творчество Ф.М. Достоевского в зеркале философии Льва Шестова / Е.В. Мареева // Вопросы философии. – 2007. - № 3.

Мартынов, А. О судьбах русской философской культуры / А. Мартынов // Вопросы философии. – 2002. - № 10.

Никольский С.А. Смыслы и ценности русского мировоззрения в творчестве Л.Н. Толстого / С.А. Никольский // Вопросы философии. – М, 2010. - № 9. – С. 117-134.

Плимак, Е.Г., Сабурова, Т.А. "Русская идея" Николая Бердяева как наследие русской интеллигенции / Е.Г. Плимак, Т.А. Сабурова // Вопросы философии. – 2006. - № 9.- С. 84-101.

Порус, В.Н. Владимир Соловьева и Лев Шестов: единство в трагедии / В.Н. Порус // Вопросы философии. – 2004. - № 11.

Пуляева, О.В. Проблема «Запад-Восток» в социальной философии Н.А. Бердяева / О.В. Пуляева // Философия и общество. 2007.-№ 1. – С.145 -157.

Россман, В. Платон как зеркало русской идеи / В. Россман // Вопросы философии. – М., 2005. - №4.

Сендеров, В.А. Историческая русская государственность и идея "Третьего Рима" / В.А. Сендеров // Вопросы философии. – 2006. - № 2.-С.127-141.

Сендеров В.А. «Проект Россия» против русского европеизма / В.А. Сендеров // Вопросы философии. – 2009. - № 2. – С. 20-29.

ТЕМА 15. Философия ХХ века

1.   Сущность и специфика философии ХХ века. Борьба противоположных тенденций в философии ХХ века: материализм и идеализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

2. Основные философские школы иррациональной направленности: «философия жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, экзистенциализм как «философия существования».

3. Сциентизм как способ преодоления кризиса классической философии. Основные проблемы философии позитивизма. Прагматизм как проявление утилитаризма к проблеме познания.

Методические рекомендации к выполнению

Изучите предложенную литературу, выявите причины возникновения новых направлений в философии, покажите взаимосвязь с учения немецких классиков. Выясните особенности развития научно-технического прогресса ХХ века и его проявление в философии. Дайте общую характеристику состоянию и развитию современных философских идей, выявите своеобразие философских направлений. Изучите философские идеи основных представителей данного периода, обратите внимание на трактовку онтологических и гносеологических проблем, решение проблемы человека в философии. Раскройте содержание экзистенциальной философии, выявите особенности христианского и атеистического направлений, объясните причины зарождения данного направления. Обратите внимание на изменение интереса к современной религиозной философии.

Экзистенциализм – философия существования – усматривает источник противоречий в борьбе за существование человека. Основными категориями экзистенциализма становятся: сущность и существование. Определяющие положения экзистенциализма:

- существование предшествует сущности;

- сущность человека приобретается им, наполняется содержанием.

Центральной проблемой С. Кьеркегора была проблема выбора, неизбежность которого несет в себе трагедию. Объясните смысл фразы С. Кьергегора: «Выбирая абсолют, я выбираю отчаяние, выбирая отчаяние, я выбираю абсолют, потому что абсолют – это я сам».

Важнейшим направлением XIX –XX является «философия жизни». Родоначальником его становятся А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Шопенгауэр в своей работе «Мир как воля и представление» отразил субъективный идеализм. Все явления жизни ему представлялись как порождение представления познающего, а с другой - сам познающий был продуктом мира. Его философия пессимистична: «жизнь нашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание». Оптимизм представляется ему нелепым, исходя из его произведения, объясните, почему? Философия Ф. Ницше – это переоценка ценностей, восприятие человека независимого ни от какого авторитета, в том числе свободного духом, умом, смертью. «Умри вовремя» - назвал свое учение Ницше, объясните, почему?

Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме Хайдеггера продолжает идеи Ф. Ницше. Работа «Бытие и время» становится энциклопедией экзистенциализма. Основой становится бытие человека в мире и отношение человека к миру. Важнейшей категорией становится «забота», «бытие-в-мире», «заброшенность–в-мир», «повседневное существование», «страх-перед-смертью» и другие. К. Ясперс дополняет ряд «страх-перед-выбором», которому просвещает свою работу «Вопрос о вине». Сартр на первое место выдвигает проблему свободы. Человек сам выбирает себе свободу или несвободу: закованный в кандалы может быть свободен, а живущий на свободе может быть рабом. А. Камю формулирует философию абсурда: мир абсурден и мы в нем.

Особое место в философии занимает психоанализ З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма, разработавших учение о сознательном и бессознательном.

Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, шеллингианство), новаторско – традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентистских).

Сциентизм как способ преодоления “кризиса” классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм: проблема метода в “первом” позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Именно Огюст Конт высказал тезис о том, что наука заменяет собой традиционную философию. Она должна ограничится описанием внешней структуры явлений и во всех своих изысканиях стремится заменить слово «почему» на слово «как». Неопозитивизм – одно из самых распространенных направлений в философии ХХ века, начиная с 20-х годов, который по своей направленности является продолжением идей позитивизма XIX века. Логический позитивизм представлен Бертраном Расселом, сосредоточивший свои усилия на анализе логической структуры научного знания. Исходя из данного, определялась и задача философии: подвергать логическому анализу высказывания науки. Определите, изучая предлагаемые источники, каким образом должно было строится «прояснение» научного знания. Людвиг Витгенштейн утверждал, что философия не наука и деятельность, состоящая в логическом анализе языка науки. Основой его философии являлось тождество структуры языка и логической структуры мира. Идеи Венского кружка продолжает К. Поппер, представитель философия науки, создатель модели критической рациональности («Логика научного открытия, 1959).

 Постпозитивизм Т. Куна представлен в работе «Структура научных революций», в которой представлен особый взгляд на науку как социальный институт. Каждый институт обладает своим стилем мышления, своими критериями научности и рациональности, которые Кун определяет как «парадигмы». Смена парадигм – это и есть научная революция. И. Лакатос предлагает свою концепцию науки, основу которой составляет научно-исследовательская программа. Программа включает в себя жесткое ядро – метафизику программы, негативную эвристику – установки, отсекающие сомнения, позитивная эвристика – исследовательская программа, пути исследования. Любая программа, пройдя прогрессивную стадию, достигает стадии «насыщения», тогда возникает новая исследовательская программа. Определите суть концепции верификации (М. Шлик), физикализма (Р. Карнап, О. Нейрат), конвенционализма (А. Гемпель).

 Прагматизм как проблема понимания истины проявился в работах Ч. Пирс, Д. Дьюи. Раскройте суть герменевтики, как одного из влиятельных философских течений второй половины ХХ века и ее взгляд на познание. Определите различие в подхода в понимании мира человеком В .Дильтея (метод «вчувствования»), Г.Х Гадамера (метод «герменевтического круга»). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). На основе материала учебника покажите сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер), объясните, в чем суть неотомизма, определите общность взглядов Фомы Аквинского и представителей данного направления в философии. Выявите философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

Основные понятия

Иррационализм, Позитивизм, Сциентизм, Антисциентизм, Экзистенциализм.

Источники

Гадамер, Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер. – М., 1989.

Гадамер, Х.Г. Язык и понимание / Х.Г. Гадамер. – М., 1991.

Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. – 1992. - № 7. – С.136-176.

Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. - М.: изд-во МГУ, 1990. - С. 11-173.

Ницше, Ф. Шопенгауэр как воспитатель / Ф. Ницше // Избранные произведения / Ф. Ницше; сост. К.А. Свасьян. - М.: Просвещение, 1993. - С.47-125.

Сумерки богов. - М.: Просвещение, 1989.  (статьи Ф.Ницше, Ж.П.Сартра, А.Камю).

Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.472 –480. Хайдеггер, М. Что это такое – философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993 - № 8.

Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление : в 2 т. / сост. И.С. Нарский / А. Шопенгауэр. - М.: Наука, 1993 - Т.1 - С.220-283.

Шопенгауэр, А. Понятие воли / А. Шопенгауэр // Избранные произведения / А. Шопенгауэр. - М.: Просвещение, 1992 - С.41-62.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

Дополнительная литература

Мачкарина О.Д. История философии. Курс лекций: учеб. пособие / О.Д. Мачкарина. – Мурманск: МГТУ, 2015.

Баженов, Л.Б. Размышления при чтении Поппера / Л.Б. Баженов // Вопр.филос. – 2002. - № 4.

Визгин, В.П. Силуэт второй: Ницше как философ жизни / В.П. Визгин // Философские науки. – М, 2010. - № 6. – С. 5-20.

Дворкин, И. Ты и Оно. По следам Н. Бубера и З. Фрейда / И. Дворкин // Вопр. Филос. – 2002 - № 4.

 Кандалинцева, Л.Е. Проблема свободы во французском экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, А. Камю)/ Л.Е. Кандалинцева // Философия и общество. – 2001 - № 2 – С. 97 – 108.

Кнабе , Г.С. Витгенштейн и Гуссерль / Г.С. Кнабе // Вопросы философии – 1998 - № 5.

Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Вопросы философии – 1998 - № 5.

Старовойтов, В.В. Психоанализ и художественное творчество / В.В. Старовойтов // Философские науки. – М, 2010. - № 4. – С. 35-42.

Фуллер, С. Карл Поппер и воссоединение левого рационализма / С. Фуллер // Вопр.филос. – 2004. - № 7.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 186.