1. Античная философия: основные принципы, этапы, школы.
2. Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага.
3. Учение о бытии Платона и Аристотеля.
4. Проблема человека и общества в древнегреческой философии.
Методические рекомендации
Античная философия оказала огромное влияние на формирование мировой философии в целом, на политическое и религиозное мышление, на европейскую литературу и искусство. Отличительной чертой античной философии является формирование нового способа изучения мира - способа рационального постижения бытия, который постепенно приобрел стройную логическую форму от "стихийного" материализма Милетской школы до метафизики Аристотеля, которые базировались на принципе космоцентризма.
Особого внимания заслуживает проблема становления античной диалектики, изложенной в учениях Сократа. Сократовская диалектика трактуется как умение вести беседу, искусство спора, в котором рождается истина. Главной особенностью сократовской философии была се духовно-нравственная направленность. В своей работе вы должны подчеркнуть, что становление диалектики не ограничивается диалектикой Сократа. Диалектика в философском смысле это, прежде всего, наука о развитии и всеобщих связях природы, общества, мышления. Однако в эпоху античности господствовала «стихийная» диалектика или диалектика, которая предложила логическую картину мира «логос эйдоса». В античной философии ее представителями были Гераклит, Демокрит, Аристотель и др.
Проблема человека и общества в античной философии представлена у многих философов, но наиболее ярко в учениях о государстве Платона и Аристотеля. Нравственно-этические проблемы наиболее ярко изложены в учениях стоицизма, эпикурейства и неоплатонизма.
Основные понятия
Космоцентризм, Стоицизм, Эйдос, Логос, Энергия, Эпикурейство.
Источники:
Аристотель. Политика.
Платон. Государство. Пир.
Дополнительная литература:
Лазутина, Т.В. Античная философия: специфика мировоззрения. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 120 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/74620
Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М., 1998.
Васильев, В.А. Аристотель о благе и добродетели / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. – М., 2004. - №4. – С.11-19.
Голубев, С.В. Учение Платона об идеальном государстве / С.В. Голубев // Философия и общество. – М., 2005. - № 4.- С.54-68.
Гомперс, Т. Греческие мыслители / Т. Гомперс. – СПб., 1999.
Камнева, Л.С. Ступени восхождения человека к истине в философии Платона / Л.С. Камнева // Философские науки. – М., 2007. - № 3. – С.96-104.
Кессиди, Ф.Х. "Загадка" бурного расцвета греческой философии / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. – 2007. -№ 8. – С. 91-96.
Кессиди, Ф.Х. Гераклит и диалектический материализм / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. – 2009. - № 3. – С. 142-146.
Лосев, А.Ф. Платон - Аристотель / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. М.: Молодая гвардия, 1993.
Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев, - М.: Мысль, 1989.
Панова, О.Б. Эпос Древней Греции: от мифа к логосу. О генезисе философии в истории Античной культуры / О.Б. Панова // Философия и общество. – М, 2010. - № 4. – С. 76-89.
Целлер, Э. Курс лекций по древней философии /Э. Целлер. Спб., 1996.
Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. Учеб. пособие / А.Н. Чанышев. - М.: Высш. шк., 1991.
ТЕМА 6. Философия средневековья
1. Средневековая философия: этапы становления, характерные черты и особенности. Теоцентризм.
2. Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное.
3. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм.
Методические рекомендации
Анализируя философию средневековья, следует в первую очередь подчеркнуть ее теологическую направленность, которая заключалась в том, что на первый план в познании бытия вышла теология, философия же превратилась в "служанку богословия", в орудие, метод доказательства существования Бога. Далее необходимо раскрыть основные черты средневековой философии и ее основные идеи: креационизм, теоцентризм, монотеизм, провиденциализм, а так же рассмотреть исторические корни возникновения религии.
В заключение работы надлежит дать характеристику учений Августина Блаженного и Фомы Аквинского, раскрыть сущность спора об универсалиях между реалистами и номиналистами, отметить неоднозначную роль средневековой схоластики.
Основные понятия
Теоцентризм, Креационизм, Провиденциализм, Патристика, Схоластика, Томизм, Универсалии.
Источники
Августин, Аврелий. О граде Божием.
Августин Аврелий. Исповедь.
Фома Аквинский. Сумма теологии.
Дополнительная литература:
Вдовина, Г.В. Суарес против Гуссерля: об интенциональной структуре понятий в средневековой и ренессансной схоластике / Г.В. Вдовина //Вопросы философии. – 2005. - № 10. – С. 151-166.
Душин, О.Э. Модели совести: Фома Аквинский и Владимир Соловьев / О.Э. Душин //Вопросы философии. – 2005. - № 3. – С. 160- 165.
Звиревич, В.Т. Философия древнего мира и средних веков / В.Т. Звиревич. – М., 2002.
Клопстон, Ф.Ч. История средневековой философии / Ф.Ч. Клопстон. – М., 1997.
Лобковиц, Н. Доказательства бытия бога e rebus creatis. Наброски исторических наблюдений и логических размышлений /Н. Лобковиц // Вопросы философии. – 2007. - № 2. – С. 42-55.
Неретина, С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного / С.С. Неретина // Вопр. философии. – 1999. - № 11.
Порьяз, А. Мировая культура: Средневековье /А. Порьяз. – М.: ОЛМА-Пресс, 2001, - 479 с.
Фома Аквинский Комментарий к «О Троице» Боэция / Ф. Аквинский //Вопросы философии. – 2005. - № 6. – С. 140-146.
Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философи: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Чанышев. - М.: Высш. шк., 1991.
ТЕМА 7. Философия эпохи Возрождения.
1. Особенности философии Возрождения.
2. Проблема человека в философии Ренессанса.
3. Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса и человека (Н. Коперник. Дж. Бруно, Г. Галилей).
Методические рекомендации
Раскрывая данную тему, необходимо отметить антропологический характер философии эпохи Возрождения, ее гуманизм и обращенность к человеческой индивидуальности. Натурфилософия Возрождения была представлена в философских концепциях Н. Кузанского, Н. Коперника, Г. Галилея, Д. Бруно. На основе их учений о бесконечности Вселенной рождается теория единства Вселенной (Н. Кузанский, Дж. Бруно), получивает свое математическое обоснование гелиоцентрическая модель мира (Н. Коперник), закладываются основы гносеологии, что, в свою очередь, актуализирует процессы секуляризации церкви и антиклерикализма, наиболее ярко проявившиеся в период Реформации в Европе. Обращенность к конкретному человеку порождает гуманистическое направление в философии и в культуре в целом, появляются гуманисты (Леонардо да Винчи, Пико дела Мирандолла, Н. Миеланджелло и др. Особый интерес общество испытывает к проблеме обустройства человеческого общества, достижения человеческого счастья, породившей утопизм Т. Мора и Т. Кампанелла, скептицизм М. Монтеня.
В заключении следует подчеркнуть, что, в отличие от средневековой философии, мысль эпохи Возрождения была устремлена к человеку. Она выдвигает на первый план человеческого бытия творческую сущность человека, отстаивает свободный способ его самовыражения, провозглашает новый идеал - сильную независимую, свободную личность, которой близки идеи гуманизма.
Основные понятия
Антропоцентризм, Атиклерикализм, Гуманизм, Пантеизм.
Источники
Макиавелли, Никколо. Государь : пер с итал. / Макиавелли Никколо. - М. : Планета, 1990. - 84 с. - (Мозаика политической мысли).
Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека.
Николай Кузанский. Об ученом незнании.
Дополнительная литература:
Антонов, Т.В. Проблема свободы в философских учениях эпохи Возрождения /Т.В. Антонов //Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1. – С. 331-337.
Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин. – М., 1984.
Гайденко, П. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей / П. Гайденко // Вопр. философии – 2002. - № 7.
Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1978.
Семенова, Р.У. Политические взгляды Маккиавелли: парадоксы нравственности /Р.У. Семенова //Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1. – С. 260-271.
Соколов, В.В. Европейская философия ХУ- ХУП вв. / В.В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1984.
Шестаков, В.П. Ренессанс – рассвет или закат Европы? /В.П. Шестаков //Вопросы философии. – 2007. - № 4. – С. 158-170.
ТЕМА 8. Основные направления философии Нового времени
1. Основные проблемы и специфика философии Нового времени.
2. Проблема метода в философии: эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм P. Декарта.
3. Субъективный идеализм Нового времени (Дж. Беркли, Д. Юм).
Методические рекомендации к выполнению
В данной теме необходимо подчеркнуть общественно-историческую ситуацию этой эпохи, связанную с активным развитием капиталистических отношений в Европе, переход от ремесленного труда к мануфактурному производству, развитие естествознания, внедрение научных открытий в жизнь, что привело к расцвету торговли и городов. Философия Нового времени пронизана принципом механистического материализма (И. Ньютон). Исторической заслугой материалистов Нового времени явилось то, что они поставили новую проблему - проблему методов познания, которая наиболее ярко представлена в творчестве Ф. Бэкона и Р. Декарта и их последователей. Раскрывая методы эмпириков и рационалистов, следует показать их сильные и слабые стороны, подчеркнуть дуалистический характер философии Декарта и объяснить причину.
В завершении работы следует раскрыть сущность и основные идеи субъективного идеализма, являющегося своеобразной альтернативой материалистическим концепциям новоевропейской философии (Дж. Беркли, Д. Юм).
Основные понятия
Рационализм, Сенсуализм, Субъективный идеализм, Эмпиризм.
Источники
Бэкон. Ф. Новый органон.
Декарт, Р. Рассуждения о методе.
Дополнительная литература:
Валери, П. Декарт / П. Валери //Вопросы философии. – 2005. - № 12. – С. 151-168.
Касавин, И.Т. Дэвид Юм. Парадоксы познания / И.Т. Касавин // Вопросы философии. – М, 2011. - № 3. – С. 157-171.
Мудрагей, Н.С. «Страсти души» по Декарту / Н.С. Мудрагей //Философские науки. – 2007. – № 10. – С. 139-153..
Флоренский, П.А. Из лекций по истории философии Нового времени /П.А. Флоренский //философские науки. – 2007. - № 1. – С. 20-44.
Шалютин, Б.С. Закон, юридический закон и общественный договор /Б.С. Шалютин //Вопросы философии. – 2006. - № 11. –С. – 27-46.
Чесноков, Г.Д. От средневековой схоластики к естественной философии Нового времени /Г.Д. Чесноков //Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 4.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 226.