ТЕМА 5. Основные идеи античной философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                                                                                                                                         

1. Античная философия: основные принципы, этапы, школы.

2. Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага.

3. Учение о бытии Платона и Аристотеля.

4. Проблема человека и общества в древнегреческой философии.

Методические рекомендации

Античная философия оказала огромное влияние на формирование мировой философии в целом, на политическое и религиозное мышление, на европейскую лите­ратуру и искусство. Отличительной чертой античной философии является формирование нового способа изучения мира - способа рационального постижения бы­тия, который постепенно приобрел стройную логическую форму от "сти­хийного" материализма Милетской школы до метафизики Аристотеля, которые базировались на принципе космоцентризма.

Особого внимания заслуживает проблема становления античной диалектики, изложенной в учениях Сократа. Сократовская диалектика трактуется как умение вести беседу, искусство спора, в котором рождается истина. Главной особенностью сократовской философии была се духовно-нравственная направленность. В своей работе вы должны подчеркнуть, что становление диалектики не ограничивается диалектикой Сократа. Диалектика в философском смысле это, прежде всего, наука о развитии и всеобщих связях природы, общества, мышления. Однако в эпоху античности господствовала «стихийная» диалектика или диалектика, которая предложила логическую картину мира «логос эйдоса». В античной философии ее представителями были Гераклит, Демокрит, Аристотель и др.

Проблема человека и общества в античной философии представлена у многих философов, но наиболее ярко в учениях о государстве Платона и Аристотеля. Нравственно-этические проблемы наиболее ярко изложены в учениях стоицизма, эпикурейства и неоплатонизма.

Основные понятия

Космоцентризм, Стоицизм, Эйдос, Логос, Энергия, Эпикурейство.

Источники:

Аристотель. Политика.

Платон. Государство. Пир.

Дополнительная литература:

Лазутина, Т.В. Античная философия: специфика мировоззрения. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 120 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/74620

Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М., 1998.

Васильев, В.А. Аристотель о благе и добродетели / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. – М., 2004. - №4. – С.11-19.

Голубев, С.В. Учение Платона об идеальном государстве / С.В. Голубев // Философия и общество. – М., 2005. - № 4.- С.54-68.

Гомперс, Т. Греческие мыслители / Т. Гомперс. – СПб., 1999.

Камнева, Л.С. Ступени восхождения человека к истине в философии Платона / Л.С. Камнева // Философские науки. – М., 2007. - № 3. – С.96-104.

Кессиди, Ф.Х. "Загадка" бурного расцвета греческой философии / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. – 2007. -№ 8. – С. 91-96.

Кессиди, Ф.Х. Гераклит и диалектический материализм / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. – 2009. - № 3. – С. 142-146.

Лосев, А.Ф. Платон - Аристотель / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. М.: Молодая гвардия, 1993.

Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев, - М.: Мысль, 1989.

Панова, О.Б. Эпос Древней Греции: от мифа к логосу. О генезисе философии в истории Античной культуры / О.Б. Панова // Философия и общество. – М, 2010. - № 4. – С. 76-89.

Целлер, Э. Курс лекций по древней философии /Э. Целлер. Спб., 1996.

Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой филосо­фии. Учеб. пособие / А.Н. Чанышев. - М.: Высш. шк., 1991. 

  ТЕМА 6. Философия средневековья

1. Средневековая философия: этапы становления, характерные черты и особенности. Теоцентризм.

2. Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное.

3. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм.

Методические рекомендации

 

Анализируя философию средневековья, следует в первую очередь подчеркнуть ее теологическую направленность, которая заключалась в том, что на первый план в познании бытия вышла теология, философия же превратилась в "служанку богословия", в орудие, метод доказательства су­ществования Бога. Далее необходимо раскрыть основные черты средневековой философии и ее основные идеи: креационизм, теоцентризм, монотеизм, провиденциализм, а так же  рассмотреть исторические корни возникновения религии.

В заключение работы надлежит дать характеристику учений Авгу­стина Блаженного и Фомы Аквинского, раскрыть сущность спора об уни­версалиях между реалистами и номиналистами, отметить неоднозначную роль средневековой схоластики.

Основные понятия

Теоцентризм, Креационизм, Провиденциализм, Патристика, Схоластика, Томизм, Универсалии.

Источники

Августин, Аврелий.  О граде Божием.

Августин Аврелий. Исповедь.

Фома Аквинский. Сумма теологии.

Дополнительная литература:

Вдовина, Г.В. Суарес против Гуссерля: об интенциональной структуре понятий в средневековой и ренессансной схоластике / Г.В. Вдовина //Вопросы философии. – 2005. - № 10. – С. 151-166. 

Душин, О.Э. Модели совести: Фома Аквинский и Владимир Соловьев / О.Э. Душин //Вопросы философии. – 2005. - № 3. – С. 160- 165. 

Звиревич, В.Т. Философия древнего мира и средних веков / В.Т. Звиревич. – М., 2002.

Клопстон, Ф.Ч. История средневековой философии / Ф.Ч. Клопстон. – М., 1997.

Лобковиц, Н. Доказательства бытия бога e rebus creatis. Наброски исторических наблюдений и логических размышлений /Н. Лобковиц // Вопросы философии. – 2007. - № 2. – С. 42-55.

Неретина, С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного / С.С. Неретина // Вопр. философии. – 1999. - № 11.

Порьяз, А. Мировая культура: Средневековье /А. Порьяз. – М.: ОЛМА-Пресс, 2001, - 479 с.

Фома Аквинский Комментарий к «О Троице» Боэция / Ф. Аквинский //Вопросы философии. – 2005. - № 6. – С. 140-146.

Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философи: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Чанышев. - М.: Высш. шк., 1991.  

ТЕМА 7. Философия эпохи Возрождения.

1. Особенности философии Возрождения.

2. Проблема человека в философии Ренессанса.

3. Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса и человека  (Н. Коперник. Дж. Бруно, Г. Галилей).

Методические рекомендации

Раскрывая данную тему, необходимо отметить антропологи­ческий характер философии эпохи Возрождения, ее гуманизм и обращенность к человеческой индивидуаль­ности. Натурфилософия Возрождения была представлена в философских концепциях Н. Кузанского, Н. Коперника, Г. Галилея, Д. Бруно. На основе их учений о бесконечности Вселенной рождается теория единства Вселенной (Н. Кузанский, Дж. Бруно), получивает свое математическое обоснование гелиоцентрическая модель мира (Н. Коперник), закладываются основы гносеологии, что, в свою очередь, актуализирует процессы секуляризации церкви и антиклерикализма, наи­более ярко проявившиеся в период Реформации в Европе. Обращенность к конкретному человеку порождает гуманистическое направление в философии и в культуре в целом, появляются гуманисты (Леонардо да Винчи, Пико дела Мирандолла, Н. Миеланджелло и др. Особый интерес общество испытывает к проблеме обустройства человеческого общества, достижения человеческого счастья, породившей утопизм Т. Мора и Т. Кампанелла, скептицизм М. Монтеня.

В заключении следует подчеркнуть, что, в отличие от средневековой философии, мысль эпохи Возрождения была устремлена к человеку. Она выдвигает на первый план человеческого бытия творческую сущность че­ловека, отстаивает свободный способ его самовыражения, провозглашает новый идеал - сильную независимую, свободную личность, которой близ­ки идеи гуманизма.

Основные понятия

Антропоцентризм, Атиклерикализм, Гуманизм, Пантеизм.

Источники

Макиавелли, Никколо. Государь : пер с итал. / Макиавелли Никколо. - М. : Планета, 1990. - 84 с. - (Мозаика политической мысли).

Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека.

Николай Кузанский. Об ученом незнании.

Дополнительная литература:

Антонов, Т.В. Проблема свободы в философских учениях эпохи Возрождения /Т.В. Антонов //Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1. – С. 331-337.

Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин. – М., 1984.

Гайденко, П. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей / П. Гайденко  // Вопр. философии – 2002. - № 7. 

Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1978.

Семенова, Р.У. Политические взгляды Маккиавелли: парадоксы нравственности /Р.У. Семенова //Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1. – С. 260-271.

Соколов, В.В. Европейская философия ХУ- ХУП вв. / В.В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1984.

Шестаков, В.П. Ренессанс – рассвет или закат Европы? /В.П. Шестаков //Вопросы философии. – 2007. - № 4. – С. 158-170.

     ТЕМА 8. Основные направления философии Нового времени  

1. Основные проблемы и специфика философии Нового времени.

2. Проблема метода в философии: эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм P. Декарта.

3. Субъективный идеализм Нового времени (Дж. Беркли, Д. Юм).

Методические рекомендации к выполнению

В данной теме необходимо подчеркнуть общественно-историческую ситуацию этой эпохи, связанную с активным развитием капиталистиче­ских отношений в Европе, переход от ремесленного труда к мануфактур­ному производству, развитие естествознания, внедрение научных открытий в жизнь, что привело к расцвету торговли и городов. Философия Нового времени пронизана принципом механистического материализма (И. Ньютон). Исторической заслугой материалистов Нового времени явилось то, что они поставили новую проблему - проблему методов познания, которая наиболее ярко представлена в творчестве Ф. Бэко­на и Р. Декарта и их последователей. Раскрывая методы эмпириков и рационалистов, следует показать их сильные и слабые стороны, подчеркнуть дуалистический характер философии Декарта и объяснить причину.

В завершении работы следует раскрыть сущность и основные идеи субъективного идеализма, являющегося своеобразной альтернативой материалистическим концепциям новоевропейской философии (Дж. Беркли, Д. Юм). 

Основные понятия

Рационализм, Сенсуализм, Субъективный идеализм, Эмпиризм.

Источники

Бэкон. Ф. Новый органон.

Декарт, Р. Рассуждения о методе.

Дополнительная литература:

Валери, П. Декарт / П. Валери //Вопросы философии. – 2005. - № 12. – С. 151-168.

Касавин, И.Т. Дэвид Юм. Парадоксы познания / И.Т. Касавин // Вопросы философии. – М, 2011. - № 3. – С. 157-171.

Мудрагей, Н.С. «Страсти души» по Декарту / Н.С. Мудрагей //Философские науки. – 2007. – № 10. – С. 139-153..

Флоренский, П.А. Из лекций по истории философии Нового времени /П.А. Флоренский //философские науки. – 2007. - № 1. – С. 20-44. 

Шалютин, Б.С. Закон, юридический закон и общественный договор /Б.С. Шалютин //Вопросы философии. – 2006. - № 11. –С. – 27-46.

Чесноков, Г.Д. От средневековой схоластики к естественной философии Нового времени /Г.Д. Чесноков //Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 4.  

Дата: 2019-07-24, просмотров: 226.