Методические указания по выполнению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 практических работ

 

 

Пермь 2018

УДК 656.13.071.8

        

    Управление техническими системами на автомобильном транспорте. Методические указания по выполнению практических работ /. – : ГОУ ВО «_________», 2018. – 75с.

 

 

    Содержит методические указания для выполнения практических работ по дисциплине «Управление техническими системами», контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

Предназначены для студентов специальности 19060165 «Автомобили и автомобильное хозяйство» очной формы обучения.

 

 

Рецензент:, канд. техн. наук. доцент кафедры «Автомобильный транспорт» (государственный университет).

        

 

 

Печатается по решению редакционно - издательского совета в авторской редакции.

 

                                         

                                     ГОУ ВПО «государственный ун-т»

                                     Тираж 150 экз. Заказ _____                  

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 5

1. ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ И СИСТЕМ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ.. 6

1.1 Цель работы.. 6

1.2 Общие положения. 6

1.2.1 Дерево целей. 6

1.2.2 Дерево систем.. 8

1.2.3 Схема взаимодействия дерева целей и дерева систем.. 12

1.3 Последовательность выполнения практической работы.. 17

1.4 Содержание отчета. 20

1.5 Контрольные вопросы.. 20

1.6 Задания для самостоятельной работы.. 21

2. УЧЕТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА.. 31

2.1 Цель работы.. 31

2.2 Общие положения. 31

2.2.1 Проверка устойчивости проекта. 31

2.2.2 Корректирование нормативов. 31

2.2.3 Определение поправок к коэффициенту дисконтирования. 33

2.2.4 Оценка ущерба или упущенной выгоды.. 33

2.3 Последовательность выполнения практической работы.. 36

2.4 Содержание отчета. 36

2.5 Контрольные вопросы.. 37

3. МЕТОДЫ ИНТЕГРАЦИИ МНЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ.. 38

3.1 Цель работы.. 38

3.2 Общие положения. 38

3.3 Последовательность выполнения практической работы.. 46

3.4 Задание для самостоятельной работы.. 49

3.5 Содержание отчета. 51

3.6 Контрольные вопросы.. 51

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА.. 52

4.1 Цель работы.. 52

4.2 Общие положения. 52

4.3 Последовательность выполнения практической работы.. 61

4.4 Содержание отчета. 64

4.5 Контрольные вопросы.. 64

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ АНАЛИЗЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ.. 65

5.1 Цель работы.. 65

5.2 Общие положения. 65

5.3 Последовательность выполнения практической работы.. 70

5.4 Содержание отчета. 71

5.5 Контрольные вопросы.. 72

6. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА И ЗАЩИТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.. 73

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 74

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В реальных условиях рынка, риска и конкуренции, экономической самостоятельности важнейшим становится, наряду с техникой и технологией, умение специалиста управлять производством или, как мы говорим, большими техническими системами, состоящими из многих элементов или подсистем. Даже на уровне цеха или участка автотранспортного предприятия это объекты определённых воздействий (автомобили, агрегаты, узлы и т.д.), персонал, средства обслуживания и ремонта, необходимые запасные части и материалы, взаимоотношения и связи с другими подразделениями и его руководством и др. Ясно, что система может функционировать эффективно, если, во-первых, эффективны её элементы, и, во-вторых, они взаимодействуют, управляются по определенном, известным и понятным правилам, т.е. их работа планируется, регулируется и оценивается.

В этих условиях существенно повышается роль и значение правильно выбранных и своевременно принятых специалистами управленческих решений и их ответственности за последствия этих решений в условиях риска.

Дисциплина базируется на знаниях студентов, полученных при изучении следующих дисциплин: математика, экономика, информатика, основы теории надежности и диагностика, техническая эксплуатация автомобилей.

В методическом пособии представлены пять практических работ, посвященных сложному процессу принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях, в том числе в условиях риска и неопределенности.

 

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ И СИСТЕМ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Цель работы

 

Основной целью данной практической работы является:

1) изучение методов построения и анализа дерева целей;

2) ознакомление с верхними уровнями дерева целей технической эксплуатации автомобилей;

3) изучение методов построения и анализа дерева систем;

4) освоение методики составления функционально-системной матрицы.

 

Общие положения

 

Дерево целей

 

Одним из необходимых условий постановки задачи управления является наличие четко поставленной цели управления. При формулировании цели конкретной системы возникает несколько достаточно сложных задач:

- как от общих или обобщенных целей вышестоящей системы перейти к конкретным (количественно описанным) целям подсистемы?

- как сопоставить несколько иногда противоречащих целей?

- как цели соразмерить с ресурсами и как ресурсы распределить между целями?

- как цели подсистем заставить работать на цели системы?

Для решения эти задач и применяется дерево целей – упорядоченная иерархия целей, отражающая их соподчинение и внутренние взаимосвязи.

При построении дерева целей происходит декомпозиция - разложение цели по уровням, то есть их упрощение, конкретизация и уточнение адресности. Обычно дерево целей имеет одну вершину, называемую корнем (1, Рис. 1.1), который характеризует генеральную цель системы Ц0, располагаемую на высшем уровне. Далее цель высшего уровня разлагается на цели первого уровня Ц101, Ц102 … Ц10N, которые, в свою очередь, - на цели второго уровня и так далее. Декомпозиция продолжается до так называемых элементарных целей, которые дальнейшему разложению не подлежат. Например, для персонала фирмы – это цели, которых должен добиваться конкретный исполнитель.

В дереве целей отношение цели низшего уровня к цели высшего называется соподчинение. Одна из форм соподчинения – это определение конкретного вклада (весомости) целей низшего уровня в цель высшего уровня. Цели же одного уровня дополняют друг друга.

Цели более высокого уровня соединены с целями следующего (более низкого) уровня линиями, называемыми дугами (3, Рис. 1.1). Дуги характеризуют отношение между целями разного уровня. Как правило, это отношение типа Цi> Цi+1, которое означает, что цель i-того уровня доминирует над целью следующего ранга i+1, включая её в себя. Одним из видов отношений может быть значимость (вклад) подцели нижнего уровня в достижение цели верхнего уровня.

Рис. 1.1. Схема дерева целей: 1 – корень дерева целей (генеральная цель системы); 2 – вершины дерева целей; 3 – дуги дерева целей

Дуги обозначаются rikm,

где i –  ранг цели из которой выходит дуга;

k – номер вершины из которой выходит дуга;

m – номер нижестоящей вершины в которую входит дуга.

 

Если, например, генеральная цель Ц0 складывается из трех подцелей первого уровня, то через дуги эту связь можно записать следующим образом:

 

 

    Соответствующие обозначения имеют и вершины (цели). Цифровое обозначение цели позволяет однозначно определить место и уровень данной цели в дереве целей, а также её связь и соподчинение с вышестоящими целями. Например, обозначение цели Ц401125 показывает следующее:

- это цель четвертого уровня;

- вышестоящая цель имеет обозначение Ц30112;

- эта цель является пятой подцелью цели Ц30112;

- набор номеров цели 01125 показывает цепочку связи и взаимоотношении от данной цели до генеральной.

 

 

Это позволяет определить роль и вклад целей нижнего уровня в цели высшего и, далее в генеральную цель Ц0, а также совершенствовать систему стимулирования подразделений и персонала.

При формировании структуры предприятия такие циклы позволяют четко определить:

- подчиненность отдельных подразделении;

- их обязанности по отношению к вышестоящим и права по отношению к нижестоящим;

- прослеживать траекторию и время прохождения информации;

- выявить слабые и тупиковые звенья;

- определять эффективность подразделения и исполнителя.

 

Дерево систем

   

После того, как установлены конкретные цели системы, необходимо определить наиболее эффективные способы достижения этих целей.

Важным условием управления является обязательность анализа и сравнения нескольких путей достижения поставленных целей:

- при выборе альтернатив рассматриваются несколько вариантов и вероятность наилучших, но неочевидных снижается;

- появляется состязательность вариантов;

- при защите своих вариантов в ходе дискуссий их авторы выявляют сильные и слабые стороны и могут улучшать свои предложения;

- руководитель, принимая окончательное решение, может взять лучшие блоки из разных альтернатив.

Для выявления всех возможных способов достижения цели определяется ряд альтернатив, которые находятся в определенных иерархических связях и по разному могут влиять на достижение целей системы. Таким образом, способы достижения поставленных целей требуют такой же систематизации, как и сами цели и подцели. Для этого строится дерево систем.

Если дерево целей определяет что необходимо сделать, каких показателей эффективности достичь, то дерево систем - с помощью каких мероприятии этого можно добиться. Поэтому в дереве целей вершины - это генеральная и частные цели или функции, а в дереве систем в вершинах указываются объекты или системы, которые реализуют эти функции (целереализующие системы). Иногда их называют факторами, а задача управления определяется следующим образом - выбрать из дерева систем ряд факторов (подсистем) влияя на которые можно наиболее эффективно добиться достиже­ния поставленных целей.

Дерево систем строится по тем же законам, как и дерево целей - определяется генеральная система С0, которая структуризируется на подсистемы первого (С101, С102 … С10N), второго и последующих уровней. На рис. 1.2 приведены три верхних уровня дерева систем технической эксплуатации автомобилей

Высший уровень дерева систем представляет собой техническую эксплуатацию в целом, которая обеспечивает перевозочный процесс достаточным количеством работоспособного подвижного состава необходимых видов и типоразмеров

Рис. 1.2. Схема высшего, первого и второго ярусов дерева систем технической эксплуатации

 

На рис. 1.2 обозначено:

С101 – анализ потребности в услугах и воздействиях по ТО и Р;

С102 – система ТО и Р автомобилей;

С103 – производственно-технологическая база;

С104 – персонал;

С105 – система снабжения и резервирования;

С106 – подвижной состав и эксплуатационные материалы;

С107 - условия эксплуатации подвижного состава (дорожные, природно-климатические, транспортные и другие условия);

С2011 – маркетинговый анализ рынка услуг (спрос, содержание, конкуренция);

С2012 – внутренняя потребность предприятия;

С2013 – оценка возможностей собственного производства (объем услуг, цены, предложения);

С2014 – диверсификация и расширение сфер деятельности предприятия;

С2015 – корректирование производственной программы с учетом внутренних и внешних потребностей;

С2021 – применение обоснованных нормативов системы;

С2022 – обеспечение выполнения рекомендации и нормативов системы;

С2023 – совершенствование технологии, организации и управления процессами ТО и Р;

С2024 – обеспечение рабочих мест и исполнителей рациональной технологической и другой документацией;

С2025 – компьютеризация и индивидуализация учета и отчетности при технической эксплуатации автомобиля;

С2026 – совершенствование проектной документации по строительству и реконструкции предприятии;

С2027 – повышение адаптивности к изменению конструкции изделий, условиям работы;

С2031 – обеспеченность производственно-технической базой;

С2032 – оптимизация мощности и структуры базы;

С2033 – оптимизация пропускной способности средств обслуживания;

С2034 – выбор средств механизации, автоматизации и роботизации ТО и Р;

С2035 – специализация предприятий производственно-технической базы;

С2036 – кооперация предприятий производственно-технической базы на отраслевом и региональном уровнях;

С2041 – обеспечение предприятия персоналом;

С2042 – повышение квалификации персонала;

С2043 – совершенствование систем стимулирования персонала;

С2044 – обеспечение стабильности трудовых коллективов;

С2045 – повышение престижности профессий;

С2046 – развитие коллективных форм работы персонала;

С2051 – совершенствование структуры системы снабжения;

С2052 – применение региональных норм расхода топлив, масел и других материалов;

С2053 – обеспечение оптимальных запасов и методы их пополнения;

С2054 – совершенствование процесса обмена изделий при капитальном ремонте;

С2055 – совершенствование процессов заказа и приобретения новых автомобилей, комплектующих изделий, материалов, включая лизинг;

С2056 – создание резерва производственных площадей, оборудования, персонала;

С2057 – создание резерва исправных автомобилей;

С2061 – выбор рациональных типов и моделей автомобилей;

С2062 – выбор эксплуатационных материалов;

С2063 – повышение качества восстановления и капитального ремонта деталей;

С2064 – изменение структуры парка;

С2065 – управление возрастной структурой парка, рациональные сроки службы;

С2066 – повышение уровня унификации изделий и материалов;

С2071 – учет природно-климатических условий;

С2072 – учет дорожных условий;

С2073 – учет транспортных условий и интенсивности использования изделий;

С2074 – выбор автомобилей, комплектующих изделий, материалов с учетом условий эксплуатации;

С2075 – использование автомобилей с учетом возраста, состояния и условий эксплуатации.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 175.