И. Выбор решения.
К. Формулирование цели (целей) принятия решения.
Л. Анализ и оценка вариантов решения.
М. Определение критериев для оценки альтернатив.
Н. Составление плана реализации решения.
О. Согласование решения с исполнителями и заинтересованными лицами.
П. Выявление причин возникновения проблемы.
Р. Формулирование ограничений принятия решения.
С. Подведение итогов выполнения решения.
Т. Доведение решения и плана его реализации до исполнителей.
У. Определение этапов, сроков и исполнителей решения.
Ф. Утверждение решения руководителем.
Как Вы думаете, какие из этих этапов процесса принятия решения чаще всего игнорируют менеджеры?
3. Назовите и прокомментируйте содержание двух важнейших (на Ваш взгляд) управленческих решений, касающихся развития туризма в Республике Беларусь. Используя материал раздела 10.4 данной главы, попытайтесь оценить их качество.
4. Одним из популярных методов принятия управленческих решений является «мозговой штурм» (мозговая атака). На практике используются несколько методик (вариантов) проведения «мозгового штурма». С помощью одной из них Вам предстоит определить пути решения одной из самых сложных проблем белорусского туризма – проблемы повышения эффективности въездного туризма.
Технология проведения «мозгового штурма»:
1) необходимо разделиться на группы по 4 – 5 чел.;
2) в течение 10 мин. записать в свои тетради идеи и предложения по решению вышеназванной проблемы;
3) поменяться тетрадями в группах по часовой стрелке (через 6, 5, 4 … мин.) и дополнить записи своих коллег «свежими» идеями и предложениями;
4) после полного оборота тетрадей в группе составить на отдельном листе общий список предложений (идей);
5) вычеркнуть повторяющиеся, дублирующие друг друга предложения (идеи);
6) обсудить в течение 15 мин. в каждой группе оставшиеся предложения (идеи) и выбрать из них 8 – 10 главных (важных, приемлемых, приоритетных);
7) выбрать (выделить) из состава каждой группы по одному эксперту для оценки отобранных предложений (идей);
8) после обсуждения в течение 10-15 мин. эксперты отбирают и заносят на доску 10 – 12 наиболее важных (приемлемых) на их взгляд предложений (идей);
9) далее всем вместе необходимо оценить их в баллах (с помощью карточек или пальцев рук). При этом каждый участник «мозгового штурма» может использовать для оценки всего комплекса предложений (идей) ограниченное число баллов (например, 10 – 12). Он может использовать их для оценки как одного, так и нескольких предложений;
10) выделить 3 – 4 предложения (идеи), набравшие наибольшее количество баллов. Эти предложения (идеи) могут быть положены в основу управленческого решения или выступать в качестве альтернатив.
5. Используя предложения (альтернативы) по повышению эффективности въездного туризма, полученные в результате «мозгового штурма» (см. задание 4), подготовьте проект управленческого решения соответствующего органа управления.
Обсудите индивидуально подготовленные проекты решения в «своих» подгруппах (4 – 5 чел.) и выберите из них лучший.
Занесите отобранный проект решения на доску (или размножьте с помощью множительной техники) и проведите его публичную защиту в общей группе.
6. Ситуация «Кризис».
Оцените ситуацию и ответьте а вопросы.
Концерн «Белинтурист» процветал до того периода, пока туристская отрасль не столкнулась с серьезными трудностями, связанными с распадом СССР, а также рядом неблагоприятных внешних факторов: глобальный экономический спад, рост курса доллара, девальвация национальной валюты, инфляция, возросшая конкуренция со стороны частных туристских фирм.
Вопросы:
1. В чем могла бы заключаться реакция руководства «Белинтурист»?
2. Какие ее решения могли бы способствовать выходу концерна из кризиса?
Тема 9
Дайте определение организационной культуры и объясните, как она возникает. Каким образом организационная культура влияет на эффективность работы организации? Приведите пример туристской фирмы, обладающей сильной организационной культурой. Каковы ее слагаемые? Можно ли назвать ее рыночной?
2. Приведите в соответствие друг другу термины и определения из двух колонок, данные в таблице вразброс:
Ценности | Совокупность мероприятий, оказывающих психологическое воздействие на членов коллектива |
Обряд | Отражение в закодированном виде истории предприятия |
Ритуал | Образ мышления членов коллектива |
Образ | Цели, принципы, характер взаимоотношений, образцы поведения, новаторство, этика и др. |
Обычай | Стандартное повторяющееся мероприятие, проводимое по специальному поводу |
Легенды и мифы | Ценности, обычаи, ритуалы, перенесенные из прошлого |
Менталитет | Характер взаимоотношений членов коллектива |
Традиция | Совокупность основных ценностей, принципов и целей деятельности предприятия |
Стиль поведения | Приукрашенная совокупность черт характера основателя предприятия |
Философия предприятия | Форма, воспринятая из прошлого, без каких бы то ни было изменений |
3. Назовите функции организационной культуры турфирмы. Выделите из них три, которые, по Вашему мнению, являются наиболее важными. Обоснуйте свой выбор.
4. Для туристской фирмы очень важным является формирование положительного имиджа. Какие факторы, на Ваш взгляд, влияют на имидж турфирмы. Приведите пример турфирмы, имеющей положительный имидж и охарактеризуйте его. Есть ли ситуации, когда положительный имидж турфирмы негативно отражается на уровне продаж?
5. Перечислите основные признаки организационной культуры известной Вам туристской фирмы или другой организации. К какому типу культуры, по классификации Ч. Хэнди, можно отнести культуру вашей фирмы (организации)?
6. Назовите особенности взаимодействия менеджмента и организационной культуры. Как, по Вашему мнению, должны вести себя менеджеры в организациях с сильной и слабой культурой? Обсудите данный вопрос в группе.
7. Возьмите любую турфирму или организацию, которую Вы достаточно хорошо знаете. Укажите, насколько Вы согласны или не согласны, что данная фирма обладает приведенными в таблице признаками организационной культуры.
Признаки организационной культуры | Полностью не согласен | Полностью согласен | |||
1. Фирма и ее руководители ориентированы скорее на долгосрочные, нежели краткосрочные перспективы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Высокое качество и конкурентоспособность турпродукта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Заинтересованное и внимательное отношение к потребителям | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. Дисциплина и ответственность персонала | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. Руководители стремятся развивать и воспитывать своих подчиненных | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. Высокая договорная дисциплина, ответственность по обязательствам, доверие партнеров | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7. Уважение традиций фирмы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8. К приему новых работников относятся очень серьезно, с учетом сформировавшейся культуры фирмы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9. Минимальная текучесть кадров | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10. Положительный имидж фирмы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11. Критерий перехода на более высокую должность – это профессионализм кандидата, а не интриги и знакомства | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12. При подготовке управленческих решений учитывается мнение специалистов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13. Применение компьютеров и другой оргтехники | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
14. Уважительное отношение между руководителями и персоналом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15. Отсутствие назойливой рекламы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
16. Чистота, порядок, современный дизайн | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
17. Поддержка других работников является нормой и оценивается по достоинству | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
18. Привлекательный стиль руководителей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
19. Открытость, правдивость и честность во взаимоотношениях внутри организации и за ее пределами | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
20. В фирме проводятся церемонии награждения сотрудников, внесших существенный вклад в дело фирмы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общая сумма баллов |
Подсчитайте общую сумму балов. Сумма в 80 баллов и выше означает, что в вашей фирме существует мощная организационная культура. Если Ваша оценка находится в диапазоне от 40 до 79 баллов, фирма характеризуется умеренно сильной культурой. Если организация набрала менее 40 баллов, ее культура не способствует адаптации к внешней среде и не соответствует потребностям ее членов.
Обсудите с коллегами положительные и отрицательные стороны организационной культуры вашей фирмы. Означает ли такая культура, что сотрудники фирмы должны быть похожи друг на друга?
8. Ситуация «Выдвигать или нет»?
Оцените ситуацию и обоснуйте свою позицию.
Вы директор турфирмы. Вы тесно работали с Игорем Ивановым с момента образования фирмы. Во многих ситуациях он был фактически вашей правой рукой.
В турфирме освободилась должность заместителя директора. И. Иванов – кандидатура, которая первой приходит на ум не только Вам, но и другим работникам турфирмы.
Однако перед тем как объявить о назначении Иванова, Вы получили служебную записку от менеджера по продажам Светланы Бокун. В ней говорится, что она на протяжении нескольких лет периодически подвергалась сексуальным домогательствам со стороны И. Иванова. В записке указывалось, что домогательства прекратились пять лет назад, когда она вышла из непосредственного подчинения И. Иванова. С. Бокун, будучи замужней женщиной, очень беспокоилась, чтобы данная информация не стала достоянием общественности.
Ранее Вы никогда не слышали о поведении И. Иванова ничего подобного.
Что делать?
1. Настоять на выдвижении И. Иванова, потому что даже если сказанное в записке правда, инцидент – прошлое Иванова, не имеющее отношения к его нынешнему поведению.
2. Отказаться от выдвижения, так как Иванов – не тот человек, который достоин войти в состав руководства фирмы и участвовать в формировании ее системы ценностей и норм поведения.
3. Придержать выдвижение до тех пор, пока Вы не обсудите ситуацию в деталях с И. Ивановым и С. Бокун, хотя в этом случае конфиденциальность информации сохранить сложно.
Тема 10
Практические задания и ситуации для обсуждения
1. Приведите (придумайте) 2 – 3 примера конфликтных ситуаций из практики работы известных Вам турфирм. Назовите средства, с помощью которых эти конфликты можно было бы предотвратить.
2. Считаете ли Вы, что конфликты в «умеренных дозах» полезны для турфирмы? Перечислите позитивные стороны функциональных (конструктивных) конфликтов. Покажите разницу между функциональными и дисфункциональными конфликтами. Выскажите свое отношение к искусственному стимулированию конфликтов с целью избежать застоя в коллективе.
3. Назовите основные причины, приводящие к конфликтным ситуациям в туризме. Приведите примеры конфликтов, произошедших по вине руководителя турфирмы.
4. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им. При этом его действия осуществляются в определенной последовательности. Составьте алгоритм (последовательность) действий менеджера при управлении конфликтом, пронумеровав нежеперечисленные действия номерами от 1 до 7:
· анализ конфликта;
· ограничение числа участников конфликта;
· выбор средств и методов разрешения конфликта;
· принятие мер по ликвидации (ограничению) последствий конфликта;
· работа по разрешению конфликта;
· анализ последствий конфликта;
· изучение причин (источников) конфликта.
5. При попадании в конфликтную ситуацию менеджеры используют различные стратегии (стили) поведения. При каком стиле разрешения межличностных конфликтов выигрывают обе стороны? При каком стиле проигрывают обе стороны? Приведите пример ситуации, когда допустимо применение силового давления. Приведите пример ситуации, когда приемлем стиль компромисса.
6. Прочитайте нижеизложенные конкретные ситуации и ответьте на вопросы.
6.1. Работник отдела продаж турфирмы выработал собственный стиль поведения в коллективе, а также стиль работы с клиентами, резко отличающийся от стиля общения, принятого в организации. Между этим работником и другими членами коллектива возник конфликт.
Вопросы
· Конфликт какого типа представлен в ситуации?
· Каким он является по направленности?
· Являясь начальником отдела, какие меры Вы примите для разрешения этого конфликта?
6.2. Туристской фирмой разработан новый турпродукт. Задача отдела маркетинга – предпринять комплекс мер по продвижению данного турпродукта. С этой целью разработана смета расходов на рекламу и продвижение нового комплекса услуг. Однако с данной сметой расходов не согласился главный бухгалтер турфирмы, считающий, что для экономии средств необходимо отказаться от ряда маркетинговых мероприятий. Рабочие разногласия между руководителями подразделений привели к личной неприязни и даже враждебности. В конфликт постепенно были втянуты и работники конфликтующих подразделений.
Вопросы
· О каком конфликте – функциональном или дисфункциональном идет речь?
· Конфликт какого типа представлен в ситуации?
· Какой из структурных методов необходимо использовать для разрешения конфликта?
· Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для предупреждения таких ситуаций впредь?
6.3. В отделе турфирмы работал менеджер по маркетингу. Пришел новый руководитель отдела, и с первых дней они не поладили. Возник конфликт. В результате - хороший работник был уволен.
Объяснения уволенного работника: «Руководитель отдела забрал себе нашу комнату, холодильник и вентилятор. Не зная специфики туризма, постоянно поучает, вмешивается в работу».
Руководитель отдела в адрес работника высказал следующие замечания: «Часто отлучается с работы, не советуется с руководителем, огрызается, на замечания не реагирует, неуживчив, всех критикует».
Вопросы
· Конфликт какого типа представлен в ситуации?
· Каковы, на Ваш взгляд, причины конфликта?
· Какие пути решения конфликта Вы могли бы предложить?
7. Выделите основные факторы стресса (стрессоры), связанные с работой сотрудников турфирм. Как, по Вашему мнению, можно уменьшить риск стресса для них?
8. Если Ваши близкие друзья или родственники окажутся в состоянии высокого стресса, что Вы им посоветуете?
9. Выберите из нижепредложенных стрессоров те, которые явно довлеют над Вами:
А. Напряженность учебы
Б. Нехватка времени
В. Непонимание отдельных предметов (дисциплин)
Г. Неблагоприятные гигиенические факторы
Д. Монотонность учебы
Е. Отсутствие творчества
Ж. Вынужденная бездеятельность
З. Несогласованность учебных заданий (планов)
И. Неудовлетворенность правами и обязанностями
К. Длительное пребывание в университете
Л. Неудовлетворенность учебой
М. Ощущение своей беспомощности
Н. Плохие каналы обмена информацией
О. Бремя ответственности
П. Неблагоприятная ситуация с учебой
Р. Конфликты с коллегами
С. Конфликты с преподавателями
Т. Неблагоприятная обстановка в семье
У. Неприятности с родственниками
Ф. Плохое самочувствие
Х. Раздвоенность между семьей и учебой (работой и учебой)
Ц. Свадьба (рождение ребенка)
Ч. Непрерывный контакт с носителями стресса
Разделите выбранные стрессоры на три группы:
4. а) те, что Вы можете устранить сами; б) те, что Вы можете ослабить; в) те, что находятся вне Вашей воли. Продумайте, как можно устранить стрессоры первой группы и ослабить стрессоры второй группы. Как быть со стрессорами третьей группы?
Тема 11
Практические задания и ситуации для обсуждения
1. Покажите роль информации и коммуникации в сфере туризма. Назовите основные объекты информационного обеспечения в туристской компании. Приведите примеры организационного общения внутри турфирмы. Приведите примеры коммуникаций между турфирмой и ее окружением.
2. Некоторые менеджеры отдают предпочтение информации в письменном виде и компьютерным отчетам, полагая, что они содержат более точные данные, чем те, которые передаются в личном общении.
Разделяете ли Вы данную точку зрения? Обсудите данный вопрос с коллегами и выскажите свое мнение.
3. Вы – руководитель туристкой фирмы и пригласили для серьезной беседы руководителя турбюро, которое занимается реализацией ваших путевок. С реализацией путевок на отдельные направления возникли серьезные трудности. Сформулируйте цель (цели), которую Вы хотите достигнуть в результате беседы и составьте план подготовки к ней.
4. Ситуация «Деловая беседа».
Оцените ситуацию и разыграйте по очереди роли руководителя и сценариста.
Вы работаете генеральным директором туристской компании не более трех месяцев. К Вам на подпись принесли сценарий открытия туристской выставки. Сценарий написан одним из сотрудников маркетингового отдела, имеющим большой опыт в написании подобного рода сценариев. Человек он достаточно сложный: самоуверенный, с завышенной самооценкой, плохо воспринимающий критику, импульсивный и вспыльчивый.
Просмотрев внимательно сценарий, Вы обнаружили, что он весьма ординарен, неинтересен, написан традиционно, что может снизить интерес к выставке и отпугнет клиентов. Вы уверены, что сценарий нужно серьезно переработать или просто от него отказаться. Обо всем этом Вы и должны сообщить автору сценария в личной беседе с ним, реализовав за короткий срок (до 6 минут) свою позицию относительно переделки сценария или отказа от него, но при сохранении партнерских отношений с работником.
В свою очередь исполняющий роль сценариста должен сыграть предполагаемый характер. На любые виды переделки он может дать согласие лишь при условии гибкой и разумной тактики руководителя, его эффективных, корректных предложений, не ущемляющих достоинства работника.
5. Вы – руководитель крупной туристской компании и решили провести совещание по итогам летнего туристского сезона, который прошел неудачно. Разработайте и опишите технологию проведения делового совещания. Сформулируйте (придумайте) примерную повестку дня совещания и подготовьте проект решения.
6. Как руководителю турфирмы, Вам предстоит принять делегацию из Турции и провести деловые переговоры. Опишите подготовительную работу, которую необходимо сделать до начала переговоров. Назовите особенности ведения переговоров и иностранными партнерами.
7. Переговоры с иностранцами требуют особого внимания и тщательной подготовки. Обсудите с коллегами и примите решение по следующим моментам переговорного процесса:
· кто должен встретить пребывающих для переговоров гостей?
· каким правилом регулируется количество участников переговоров?
· будете ли Вы приглашать переводчика для обеспечения переговоров, если руководитель иностранной делегации хорошо владеет русским языком?
· какую информацию следует получить до того, как сесть за стол переговоров?
· планируя программу переговоров, какую последовательность в их проведении Вы предложите:
а) встреча – размещение – отдых – переговоры;
б) встреча – размещение – переговоры – отдых?
· где и каким образом лучше ознакомить гостей с программой пребывания:
а) в аэропорту по прибытии делегации;
б) в гостинице после размещения членов делегации;
в) за столом в начале переговоров?
· где и когда Вы вручите гостям свои сувениры:
а) при встрече в аэропорту (на вокзале);
б) оставите в комнатах гостиницы, где будут размещаться гости вместе с сопроводительным письмом;
в) в офисе турфирмы в начале переговоров;
г) в офисе турфирмы по завершению переговоров?
· какие из методов проведения переговоров Вы будете использовать? Чем обусловлен ваш выбор?
· какая тактика предпочтительнее в начале переговоров:
а) изложить свою точку зрения;
б) выслушать точку зрения другой стороны?
· если предложения партнеров Вас устроят, то Вы сразу согласитесь с ними или поторгуетесь хотя бы для виду?
· если Вы увидели просчет партнера по переговорам, дающий Вам выгоду, какие будут ваши действия:
а) скажете ему об этом;
б) не скажете;
в) в крайнем случае сделаете потом какие – либо уступки?
Тема 12
Практические задания и ситуации для обсуждения
1. Дайте определение понятиям «инновация» и «нововведение». Поясните, при каких условиях новация (новшество) можно считать инновацией (нововведением).
2. Покажите важность и необходимость внедрения инноваций. Назовите основные внешние и внутренние факторы, под воздействием которых возникает потребность в инновациях.
3. Какие изменения демографического, экономического, социального и психологического порядка повлияли на туристический спрос? Назовите основные тенденции, которые обозначились в туристическом спросе в последние годы.
4. При внедрении нововведений туристическим предприятием выбирается одна из типовых? инновационных стратегий. Вспомните их и поясните, как их можно использовать в практической деятельности.
5. Какую помощь менеджерам при внедрении инноваций в практику может оказать разработка инновационной программы? Какие разделы (мероприятия) она может включать? Предложите свои принципы, которые целесообразно использовать при отборе первоочередных нововведений.
6. Осуществление инноваций в сфере туризма, как правило, сопряжено со значительными трудностями. Назовите основные из них. Обоснуйте свой выбор. Обсудите данный вопрос в группе.
7. Перечислите и дайте краткую характеристику основным направлениям инновационной деятельности туристических предприятий. Выделите из них три, которые, по вашему мнению, являются наиболее важными и актуальными. Обоснуйте свой выбор. Обсудите с коллегами данный вопрос.
8. Выделите особенности инноваций в сфере туризма. Приведите примеры инноваций в организации производства туристических продуктов, формах обслуживания потребителей, использовании новых туристических ресурсов, кооперации и интеграции.
Вопросы
1. Что такое инновации?
2. С чем связана необходимость внедрения инноваций в сфере туризма?
3. Какие новые тенденции обозначились в туристической сфере?
4. Какие основные виды инноваций выделяются в производстве туристических услуг?
5. Какие трудности могут встречаться на пути осуществления инноваций в туристической индустрии?
6. Какие инновационные стратегии могут применяться туристической фирмой при внедрении нововведений?
7. Выделите основные этапы инновационного процесса.
8. Перечислите основные направления инновационной деятельности туристических предприятий.
Тест
1. Инновации в сфере туризма нужны:
а) чтобы изменить стереотипы поведения туристов;
б) чтобы сохранить здоровую рабочую атмосферу;
в) чтобы создавать качественно новые услуги, удовлетворяющие потребности туристов;
г) чтобы успешно вести конкурентную борьбу.
2. Выделяют следующие основные виды инноваций в производстве туристических услуг:
а) технические;
б) экономические;
в) организационно-технологические;
г) социальные;
д) коммерческие;
е) управленческие;
ж) финансовые.
3. Выберите из перечисленных типовые инновационные стратегии:
а)защитная;
б) фокусирования;
в) поглощающая;
г) дифференциации;
д) наступательная;
е) промежуточная.
4. Источниками средств для разработки и реализации нововведений могут быть:
а) средства банков;
б) прибыль предприятия;
в) спонсорские пожертвования;
г) заёмные средства;
д) средства страховых компаний;
е) государственные научные программы.
5. Выберите из перечисленных основные этапы инновационного процесса:
а) инновационные исследования;
б) подготовка документов;
в) подготовка персонала и создание команды разработчиков инновационного проекта;
г) проектирование оргструктуры;
д) разработка концепции инновации;
е) разработка целевой программы инновации;
ж) создание системы планирования и контроля;
з) поиск партнёров и поставщиков;
и) реализация проекта.
6. Основными направлениями инновационной деятельности туристических предприятий являются:
а) создание и внедрение новых туристических продуктов и услуг;
б) задействование новых туристических ресурсов;
в) кардинальное изменение организации производства, технологий разработки и сбыта туристических продуктов;
г) использование новых информационных технологий;
д) выявление и использование новых рынков сбыта туристических услуг и товаров;
е) использование новых видов страхования туристов и деятельности туристических предприятий, создание специальных страховых фондов;
ж) все перечисленные.
7. Для разработки и внедрения нововведений могут использоваться:
а) потребители туристических услуг;
б) поставщики туристических услуг;
в) конкуренты;
г) специальные подразделения (проектная группа) туристического предприятия;
д) средствамассовой информации.
Тема 13
Практические задания и ситуации для обсуждения
1. Покажите важность стратегического управления туристической организацией в современных условиях.
2. Сопоставьте текущее и стратегическое управление и покажите их отличие.
3. Покажите связь стратегического управления со стратегическим планированием и с маркетингом.
4. Назовите известные вам виды стратегий, и охарактеризуйте их.
5. Назовите основные этапы цикла стратегического управления туристической организацией.
6. Дайте определение миссии туристической организации. Покажите ее значение. С учетом каких факторов она должна вырабатываться.
7. Сформулируйте пять возможных целей туристической организации. Покажите их значение. Выделите основные требования, которым должны удовлетворять цели организации.
8. Выделите основные факторы внешней среды косвенного и прямого воздействия. Покажите их отличия; назовите наиболее распространенные способы наблюдения за состоянием внешней среды туристической организации.
9. Выделите основные элементы внутренней среды туристической организации. Что включает в себя анализ кадрового потенциала, финансов, организационной культуры?
10. Для решения каких задач используется SWOT – анализ? Назовите типичные сильные и слабые стороны туристической организации, возможности и угрозы.
Вопросы
1. В чем состоит сущность стратегического управления?
2. Какова важнейшая задача стратегического планирования?
3. От чего зависит выбор стратегии туристической организации?
4. Какие стратегии могут использоваться менеджментом туристических организаций?
5. Назовите стратегии предложенные М.Портером.
6. Какие основные этапы включает процесс стратегического управления?
7. По каким направлениям осуществляется анализ среды?
8. Что включает анализ внешней среды косвенного воздействия (макросреды)?
9. Что включает анализ внутренней среды прямого воздействия (микросреды)?
10. Для чего осуществляется изучение конкурентов?
11. Для чего осуществляется изучение поставщиков?
12. Что включает анализ внутренней среды и по каким направлениям?
13. Сформулируйте задачи SWOT – анализа.
Тест
1. Стратегическое управление включает:
а) анализ среды;
б) формулирование миссии;
в) определение целей;
г) выбор и оценка стратегии;
д) реализацию стратегии;
е) контроль за выполнением стратегии;
ж) всё перечисленное.
2. Стратегическое управление строится на базе:
а) статистического учёта и анализа;
б) стратегического планирования;
в) линейного программирования;
г) стратегического маркетинга;
д) продуманной системы стимулирования.
3. Выберите из перечисленных стратегии выделенные М.Портером:
а) стратегия снижения издержек;
б) стратегия дифференциации;
в) наступательная стратегия;
г) стратегия концентрации (фокусирования);
д) комбинированная стратегия;
е) стратегия сокращения.
4. Выбор стратегии обусловлен состоянием следующих ключевых факторов:
а) сильных сторон организации;
б) размеров организации;
в) истории создания организации;
г) интересов высшего руководства;
д) наличием финансовых ресурсов;
е) квалификации персонала;
ж) качеством законодательства и нормативно-правового обеспечения отрасли;
з) информационной базы.
5. Процесс стратегического управления включает:
а) анализ технологии производства турпродуктов;
б) определение миссии и целей организации;
в) совершенствование управления качеством туруслуг;
г) выбор (разработку) и реализацию стратегии;
д) внедрение инноваций;
е) оценку эффективности стратегии.
6. Анализ внешней среды предполагает изучение влияния факторов косвенного воздействия:
а) состояния экономики;
б) конкурентов;
в) политики и законодательства;
г) поставщиков и посредников;
д) технологий;
е) местных органов власти;
ж) социально-культурных факторов;
з) природных факторов.
7. Анализ среды прямого воздействия предполагает исследование:
а) потребителей;
б) международной среды;
в) политических процессов;
г) поставщиков;
д) конкурентов;
е) законодательства и госорганов;
ж) системы управления.
8. При анализе внутренней среды анализируются:
а) кадровый потенциал;
б) менеджмент;
в) производство туруслуг;
г) маркетинг;
д) финансы;
е) организационная культура;
ж) всё перечисленное.
9. Проведение SWOT-анализа позволяет:
а) выявить сильные и слабые стороны организации;
б) определить состояние коммуникаций;
в) оценить качество и культуру обслуживания;
г) выявить возможности и угрозы;
д) оценить качество продукции и услуг.
14.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Вопросы к контрольным мероприятиям, проводимым в рамках рейтинговой системы
Контрольные работы (тесты), участвующие в аттестации, проводятся по темам:
1-3 (контрольная работа № 1):
Тема 1.Эволюция менеджмента. Базовые теории школ и направлений.
Тема 2. Организация туристической индустрии как объект управления.
Тема 3. Проектирование организационной структуры.
4-7 (контрольная работа № 2):
Тема 4. Функции менеджмента.
Тема 5. Принципы и методы управления организациями туристической индустрии.
Тема 6. Организация труда менеджера туристической индустрии.
Тема 7. Власть, влияние, лидерство и стиль руководства менеджера организации туристической индустрии.
8-11 (контрольная работа № 2):
Тема 8. Управленческие решения.
Тема 9. Организационная культура туристической организации.
Тема 10. Управление конфликтами, стрессами и изменениями.
Тема 11. Коммуникации в управлении организацией туристической индустрии.
Контрольные работы разработаны в форме практических заданий и конкретных вопросов.
Пример задания: «Спроектируйте линейно-функциональную организационную структуру туроператора (25 работающих, основные направления деятельности: выездной и внутренний детский туризм), охарактеризуйте ее, назовите основные преимущества и недостатки».
Вопросы к контрольной работе № 1:
1. Основные школы менеджмента.
2. Заслуга Ф.Тейлора в развитии менеджмента как науки.
3. Вклад в теорию менеджмента представителей административной (классической) школы.
4. Основные достижения школы человеческих отношений.
5. Современные подходы к менеджменту.
6. Особенности американской и японской моделей менеджмента.
7. Виды туристических организаций.
8. Формальная и неформальная организации.
9. Внешняя среда туристической организации.
10. Внутренняя среда туристической организации.
11. Типы организационных структур туристических организаций.
12. Проектирование организационных структур.
Вопросы к контрольной работе № 2:
1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента.
2. Планирование как функция менеджмента.
3. Организация как функция менеджмента.
4. Мотивация как функция менеджмента.
5. Контроль как функция менеджмента.
6. Общие и специальные принципы менеджмента.
7. Классификация методов менеджмента.
8. Административные (организационно-распорядительные) методы менеджмента.
9. Экономические методы менеджмента.
10. Социально-психологические методы менеджмента.
11. Характер, содержание и особенности управленческого труда.
12. Основные направления рациональной организации труда менеджера.
13. Организация личной работы руководителя.
14. Основные элементы управленческой культуры менеджера туристической фирмы.
15. Источники и формы власти.
16. Управленческое влияние менеджера на персонал.
17. Авторитет менеджера.
18. Лидерство и руководство.
19. Классификация основных стилей руководства.
20. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж.Моутон.
Вопросы к контрольной работе № 3:
1. Классификация управленческих решений.
2. Процесс принятия и реализации управленческих решений.
3. Методы принятия управленческих решений.
4. Условия факторы, определяющие эффективность управленческих решений.
5. Субъективные и объективные элементы организационной культуры туристической организации.
6. Признаки и виды организационной культуры.
7. Управление развитием организационной культуры.
8. Природа и типы конфликтов.
9. Причины конфликтов в сфере туризма.
10. Методы разрешения конфликтов.
11. Природа и причины стресса.
12. Управление стрессами.
13. Основные причины сопротивления преобразованиям.
14. Способы преодоления сопротивления изменениям.
15. Коммуникации и управление.
16. Коммуникационные барьеры.
17. Формы и организация делового общения.
18. Организация делового совещания.
19. Подготовка и проведение деловых переговоров.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Вопросы к экзамену
1. Научная школа менеджмента.
2. Административная (классическая) школа менеджмента.
3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук.
4. Подходы к менеджменту.
5. Американская и японская модели менеджмента.
6. Формальные и неформальные организации и группы организации туристической индустрии.
7. Внешняя среда организации туристической индустрии.
8. Внутренняя среда организации туристической индустрии.
9. Характер, содержание и особенности управленческого труда.
10. Роли и уровни менеджеров.
11. Требования к менеджеру организации туристической индустрии.
12. Основные элементы управленческой культуры менеджера организации туристической индустрии.
13. Понятие и характеристика организационной структуры менеджмента.
14. Типы организационных структур менеджмента.
15. Функции менеджмента, их сущность и взаимосвязь.
16. Планирование как функция менеджмента.
17. Организация как функция менеджмента.
18. Мотивация как функция менеджмента.
19. Методы мотивации работников организации туристической индустрии.
20. Содержательные теории мотивации.
21. Процессуальные теории мотивации.
22. Контроль как функция менеджмента.
23. Принципы менеджмента.
24. Понятие и классификация методов менеджмента.
25. Административные (организационно-распорядительные) методы менеджмента.
26. Экономические методы менеджмента.
27. Социально-психологические методы менеджмента.
28. Основные направления рациональной организации труда менеджера организации туристической индустрии.
29. Разделение и кооперация труда менеджеров. Делегирование полномочий.
30. Создание благоприятных условий труда менеджеров организации туристической индустрии. Техническое обеспечение и механизация труда менеджеров.
31. Организация личной работы руководителя.
32. Субъективные и объективные элементы организационной культуры организации туристической индустрии.
33. Виды и признаки организационной культуры организации туристической индустрии.
34. Управление организационной культурой организации туристической индустрии.
35. Сущность и классификация управленческих решений.
36. Процесс принятия и реализации управленческих решений.
37. Методы принятия управленческих решений.
38. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Условия и факторы, определяющие эффективность управленческих решений.
39. Власть и влияние менеджера. Источники и формы власти.
40. Управленческое влияние руководителя на подчиненных.
41. Авторитет менеджера организации туристической индустрии.
42. Лидерство и руководство. Основные подходы к проблеме лидерства.
43. Стиль руководства менеджера. Классификация основных стилей руководства.
44. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Моутон.
45. Природа и типы конфликтов в организациях туристической индустрии.
46. Причины конфликтов в организациях туристической индустрии.
47. Действия руководителя при разрешении конфликтов. Средства предотвращения конфликтов.
48. Методы разрешения конфликтов.
49. Природа и причины стресса.
50. Управление стрессами.
51. Управление изменениями.
52. Коммуникации и управление. Коммуникационные барьеры.
53. Организация деловой беседы.
54. Организация деловых совещаний.
55. Подготовка и проведение деловых переговоров.
56. Особенности деловых переговоров с иностранными партнерами.
57. Основные направления инновационной деятельности организаций туристической индустрии.
58. Стратегическое управление организацией туристической индустрии.
59.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Гончаров, В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 640 с.
2. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: учебник / Н.И. Кабушкин. –3-е изд., испр. – Минск: Новое знание, 2005. – 409 с.
3. Скобкин, С.С. Менеджмент в туризме / С.С. Скобкин. – М.: Магистр, 2011. – 447 с.
4. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: учебник / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.
5. Тележников, В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И.Тележников. – Минск: БГЭУ, 2008. – 509 с.
Дополнительная:
1. Абчук, В.А. Менеджмент: учебник / В.А. Абчук. – СПБ.: Союз, 2002. – 463 с.
2. Беляцкий, Н.П. Основы лидерства: учеб. пособие / Н.П. Беляцкий. – Минск: Новое знание, 2002. –250 с.
3. Бикташева, Д.Л. Менеджмент в туризме: учеб. пособие / Д.Л. Бикташева, Л.П. Гиевая, Т.С. Жданова. – М.: Альфа М: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.
4. Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам /А.А.Брасс. – Минск: Современная школа, 2006. – 348 с.
5. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р.Веснин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: «Проспект», 2005. – 504 с.
6. Глухов, В.В. Менеджмент: учебник для вузов / В.В. Глухов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 608 с.
7. Дафт, Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. - СПб.: Питер, 2002. – 832 с.
8. Дурович, А.П. Организация туризма: пособие / А.П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2010. – 384 с.
9. Зайцева, Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебник / Н.А. Зайцева. – М.: Академия, 2003. – 224 с.
10. Игнатьева, И.Ф. Организация туристской деятельности: учеб. пособие / И.Ф. Игнатьева. – СПб.: Питер, 2015. – 448 с.
11. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – М.: КНОРУС, 2013.– 416 с.
12. Малашенко, В.И. Менеджмент туристского предприятия: учеб. - практ. пособие / В.И. Малашенко. – Минск: БГЭУ, 2007 – 165 с.
13. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 3-е изд. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. – 672 с.
14. Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. – СПб.: Питер, 2008. – 512 с.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Серенков, П.С. [и др.] Методы менеджмента качества. Методология управления / П.С.Серенков. Издательство: Инфра-М, 2014
2. Конфликт интерес в процессе не состоятельности монография. – М. Проспект, 2015
3. Кобяк, М.В., Скобкин, С.С. Управление качеством в гостинице / М.В Кобяк, С.С. Скобкин. – М. «Магистр» Инфра-М, 2015
4. Киселева, М.Н. Оценка персонала / М.Н. Киселева. – Спб.: Питер, 2015
5. Халиков, М.И. Управление и менеджмент: теоретико-методологический анализ: монография- М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. - 104 с.
6. Создание информационных систем управления интегрированными предприятиями/ М.И. Дли, В.В. Голубовская, В.Ю. Кинелев, В.А. Шумаев: Монография. – М.: Издательский дом«Экономическая газета», 2013. – 168с.
7. Кудрявцева, Е.И. Компетенции и менеджмент: компетенции в менеджменте, компетенции менеджеров, менеджмент компетенций. Монография. / Е.И. Кудрявцева — СПб: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2012. — 340 с.
8. Зайцев, Л.Г. Современные проблемы менеджмента в международном бизнесе. Монография. - Издательство: Инфра-М, 2013. – 196 с.
9. Воспроизводство интеллектуального капитала: коллективная монография / под ред. д-ра социол. наук, проф. Я. А. Маргуляна. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2016. — 428 с.
10. Управление предпринимательскими структурами на макро- и микроуровне: монография / под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. О. В. Бургонова. — СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского университета управления и экономики, 2015. — 222 с.
11. Управление развитием экономики предпринимательства: коллективная монография / под ред. д. э. н., проф., засл. деят. науки РФ А. И. Добрынина, д. э. н., проф. Е. С. Ивлевой. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. — 468 с.: ил
12. Методы и механизмы управления развитием инновационной деятельности: коллективная монография / под ред. д. э. н., проф., засл. деят. науки РФ А. И. Добрынина, д. э. н., проф. Е. С. Ив-левой. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. — 504 с.
13. Арифулин, М.В. Современные методы аудита качества услуг в индустрии гостеприимства // Стандарты и качество. — 2014. — №2
14. Дмитриева, Н.В. Гостиничный менеджмент. — М..: ФРА-М, 2015
15. Михайлов, С.А. Модернизация управления качеством гостиничных услуг как инструмент устойчивого развития гостиничного комплекса. Вестник Адыгейского государственного университета. — Серия 5: Экономика, 2012. —№ 1. С. 273-280
16. Баранова, А.Ю. Оценка эффективности функционирования предпринимательских структур в индустрии гостеприимства: Монография. – М.:Инфра-М, 2016. – 142 с.
17. Филипович, И.В. Туризм в Беларуси: методология, направления, перспективы / И. Филипович, В. Новиков, И. Воробьева. – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. –149 с.
18. Филипович, И.В. Феномен туризма: человеческое измерение: монография / В.Н. Новиков, И.В. Филипович [и др.]; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2015. – 115 с.
19. Управление инвестиционной привлекательностью в туристско-рекреационной сфере: монография / Т. П. Левченко, В. А. Янюшкин, А. А. Рябцев. - Москва: Инфра-М, 2015. - 161 с.
20. Управление рынком детского оздоровительного туризма: монография / А. М. Ветитнев, Е. В. Оргина. - Москва: Инфра-М, 2016. - 136 с.
21. Устойчивое развитие туристских дестинаций в горной и предгорной зоне Северного Кавказа: монография / К. К. Кулян, М. К. Кулян. - Москва: Инфра-М, 2016. - 141 с.
22. Кабушкин, Н.И., Тарасенок, А.И. Наука и образование в сфере туризма и рекреации: становление экономической школы Беларуси. / Научные труды Белорусского государственного экономического университета. Выпуск 9. Минск, 2016
23. Кабушкин, Н.И. Оценка факторов сдерживающих экспорт туристических услуг. Въездные туристические потоки в Республику Беларусь. Научно-практических бюллетень по актуальным проблемам развития белорусского туризма. Минск, 2013
24. Тарасенок, А.И. [и др.] Инновационные инструменты продвижения туристических услуг Республики Беларусь: монография. – Минск: БГЭУ, 2011
25. Развитие системы управления персоналом в обеспечении эффективности функционирования предприятия: автореф. дис. Минск, 2016
[1] Лафта Дж. К. Менеджмент. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2002. С. 108.
[2] Менеджмент: учеб. пособие для ВУЗов /Под ред. Ю.В. Кузнецова, В.И.Подлесных-СПб: «Бизнес-пресса», 2001. с.214-215
[3] Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Изд-во «Союз», 2002. с.243-244.
[4] Менеджмент: Учебн. пособие для вузов / Под ред. Ю.В. Кузнецова, В.И. Подлесных. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса», 2001. С. 286.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 525.