Деловое совещание – это общепринятая форма управленческой деятельности, содержанием которой является совместная работа определенного количества сотрудников предприятия для выработки и принятия решения по заранее определенному вопросу. Совещание может проводиться также для того, чтобы довести до сотрудников какую-то информацию.
Если совещание проводится для сообщения какой-то информации, то количество его участников не имеет особого значения. Однако если совещание посвящено принятию решения, на него должно приглашаться не более двенадцати человек. Оптимальное число участников – 5-7 человек.
Технология организации и проведения делового совещания включает 3 основных этапа: подготовку совещания, проведение совещания, подведение итогов и принятие решения.
На этапе подготовки совещания:
1) определяется целесообразность его проведения;
2) формулируется повестка дня;
3) определяется состав участников;
4) определяется дата, время и место проведения совещания;
5) осуществляется информирование участников совещания о сроках и месте его проведения, теме и задачах;
6) при необходимости осуществляется подготовка доклада руководителя и проекта решения.
До начала совещания необходимо установить и оговорить регламентего проведения, а во время совещания – обеспечить ведение протокола.
Образец ведения протокола совещания
Дата и время проведения …
Место проведения …
Присутствовали …
Отсутствовали …
Копии (кому):
Повестка дня:
1.
2.
3.
Тема (пункт повестки дня) | Обсудили (решили) | Выполнение решения возложено на … Срок исполнения … |
Протокол является первичным официальным документом, на основании которого руководитель вправе требовать от сотрудников выполнения порученных им заданий. Если возникают какие-то разногласия, то протокол служит важным средством для прекращения споров, поскольку он содержит официальные записи обо всем, что происходило на совещаниях. К протоколу могут прилагаться тексты докладов и сообщений, сделанных в ходе совещания.
На завершающем этапе совещания подводятся итоги и принимается согласованное решение. Решение может приниматься двумя путями:
· специально избранная комиссия заранее готовит проект решения, который зачитывается (раздается) на совещании, и его участники вносят изменения, дополнения, после чего решение утверждается;
· председатель совещания подводит итоги обсуждения вопросов повестки дня и формулирует решение.
Выделяют следующие слагаемые эффективности проведения делового совещания:
1) создание благоприятных условий для коллективной работы и принятия группового решения;
2) обеспечение начала делового совещания в точно назначенное время;
3) проведение совещания в сжатые сроки;
4) формирование атмосферы непринужденности и деловитости;
5) эффективное ведение записей;
6) обеспечение активности всех участников совещания;
7) обсуждение особых мнений.
Подготовка и проведение деловых переговоров
Деловые переговоры – это особая, специфическая форма совещания, отличающаяся следующими признаками:
· переговоры ведутся двумя или более сторонами, каждая из которых имеет свои интересы;
· целью переговоров является согласование интересов и достижение соглашения;
· результат переговоров фиксируется в специальном документе (протоколе намерений, договоре, контракте).
Переговорный процесс включает в себя следующие четыре этапа: подготовку к переговорам, проведение переговоров, решение проблемы и завершение переговоров, анализ итогов переговоров.
Подготовка к переговорампредусматривает:
1) решение организационных вопросов (формирование делегации, определение места и времени, формулирование повестки переговоров, создание протокольной группы и др.);
2) анализ проблемы, диагноз ситуации;
3) формирование общего подхода к переговорам, определение целей, задач, выработка собственной позиции;
4) составление примерного сценария (модели) переговоров;
5) определение возможных вариантов решения;
6) подготовка предложений и их аргументация;
7) составление (подбор, подготовка) необходимых документов и материалов.
Проведение переговоров предусматривает:
1) встречу и вхождение в контакт;
2) привлечение внимания участников переговоров;
3) передачу и получение информации;
4) обоснование предложений (аргументацию).
При проведении переговоров используются следующие основные методы: вариационный; интеграции; уравновешивания; компромиссный.
На завершающей стадии переговоров подводятся их основные итоги, резюмируются основные положения (результаты), обсуждаются перспективы дальнейшего сотрудничества.
При негативном исходе переговоров необходимо сохранить контакт с партнерами, разрядить ситуацию, создать непринужденную атмосферу прощания.
Анализ итогов деловых переговоровпредполагает:
· сравнение целей переговоров с их результатами;
· определение мер и действий, вытекающих из результатов переговоров;
· принятия решения (выводов) относительно будущих переговоров.
Для обеспечения эффективности переговоров необходимо соблюдение следующих условий:
а) обе стороны должны иметь устойчивый интерес к предмету переговоров;
б) руководители делегаций, ведущих переговоры, должны иметь достаточные полномочия в принятии окончательных решений;
в) партнеры должны иметь достаточную компетентность и необходимые знания в отношении предмета переговоров;
г) стороны должны быть готовы максимально полно учитывать интересы друг друга и идти на необходимые компромиссы;
д) партнеры по переговорам должны в определенной мере доверять друг другу.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 241.