Процесс стратегического управления туристической организацией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общий технологический процесс стратегического управления универсален для предприятий всех отраслей. Однако особенности отрасли туризма, которая специализируется на оказании определенного комплекса услуг клиентам, вносят дополнительную сложность в сферу стратегического управления и оказывают влияния почти на все его этапы.

Цикл стратегического управления туристической организацией состоит из пяти основных этапов:

- определение миссии организации;

-разработка долгосрочных и краткосрочных целей;

-анализ внешней среды;

-анализ внутренней среды;

-выбор стратегии;

-реализация стратегии;

-оценка эффективности стратегии и коррекция предшествующих этапов.

Формулировка миссии должна быть простой, достаточно краткой и ясной и отражать общий характер удовлетворяемых потребностей, достаточно краткой и ясной и отражать общий характер удовлетворяемых потребностей, характеристику потребителей, характер продукции предприятия и основные конкурентные преимущества предприятия.

После того как, как миссия сформулирована, необходимо определить долгосрочные и краткосрочные цели организации.

Определив миссию и основные цели в условиях конкурентной борьбы, туристическое предприятие сталкивается с необходимостью анализа внешней среды.

Оценивая окружение предприятия, необходимо рассматривать ее микро и макросреду, в которых она действует, а также внутренние условия существования.

При анализе макросреды учитываются социальные, экономические природные и политические факторы которые оказывают решающее воздействие на изменением въездного потоков туристов.

Кроме того активно используются новые технологии в туризме, что дает возможность для более эффективной работы туристического предприятия со своими партнерами, агентами и клиентами.

Оценивая микросреду можно выделить ее следующие составляющие:

-поставщики;

-партнеры;

-конкуренты;

-контрактные аудитории (страховые компании, банки, рекламные агентства и пр.)

-потребители.

Рассматривая внутрифирменную среду, необходимо проанализировать структуру управления, менеджмент, кадры, ресурсы и организационную культуру предприятия. Для сравнения информации анализ внутренней среды должен проводиться по тем же направлениям, что и анализ ближайших конкурентов, но также отличаться возможностью получения в полном объеме такой информации, которая необходима для обоснованных выводов и принятия эффективных решений.

Анализ также должен включать:

-оценку действующих стратегий;

-использование потенциала предприятия;

-сравнение конкурентных преимуществ;

-выявление сильных и слабых сторон;

-вычленение стратегических проблем.

В данном случае может быть использован SWOT – анализ. В результате построения матрицы SWOT – анализа выявляются сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Задача такого анализа состоит в предоставлении специалисту всей необходимой информации для определения возможных стратегий и их комбинаций.

Выбор стратегии ограничивается внешними и внутренними условиями и зависит от ресурсов предприятия и риска, на который готово идти его руководство. Поэтому при выборе той или иной стратегии целесообразно составить таблицу, в которой содержалась бы оценка решающих факторов. Такими факторами являются: сильными стороны и цели организации, интересы высшего руководства, наличие финансовых ресурсов, квалификация персонала, степень зависимости от внешней среды и временного фактора.

Анализ решающих факторов позволит сократить количества возможных стратегий до минимума и оценить возможности обеспечения предприятием выбранных стратегий необходимым объемом ресурсов.

Наиболее сложным этапом стратегического управления является внедрение новой выбранной стратегии.

Для того, чтобы разработанная стратегия способствовала реальному повышению эффективности работы предприятия, необходимо прежде всего наличие таких взаимосвязанных составляющих, как:

-наличие ресурсов;

-адекватная структура управления;

-адекватная организационная культура;

-принципы и инструменты стратегического управления;

-системы отбора и обучения персонала.

Все изменения, проводимые в организации, осуществляются на плановой основе. План реализации стратегии предусматривает: определение состава мероприятий, очередности и сроков их осуществления, наличие ресурсов, ответственных исполнителей с указанием объемов их прав и полномочий, а также контролируемых показателей и форм контроля.

Критерием действенности системы стратегического управления в организации является то, в какой степени она стала удовлетворяющей двум условиям:

- неуклонному повышению компетентности сотрудников посредством их постоянного обучения.

- непрерывному аккумулированию, обработке и применению опыта работы в условиях нестабильности и неопределенности во внешней и внутренней среде.

Таким образом, оценивая эффективность деятельности туристических организаций, необходимо прежде всего исходить из их стратегических позиций и установок, умения предвидеть обстановку и гибко приспосабливаться к ней, удовлетворяя не только требованиям потребителей, но и персонала, работающего в организации и реализующего выбранную руководством стратегию.

В условия постоянно изменяющейся рыночной ситуации равное значение имеют как разработка и реализация уникальной стратегии, так и непрерывный анализ результатов деятельности предприятия, принятие мер, обеспечивающих соответствие количественных показателей основным задачам управления, а при необходимости и изменение стратегии.

 


 

тематика курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению

Курсовая работа выполняется студентами дневной и заочной форм обучения и направлена на проведение самостоятельного исследования, имеющего как теоретическую, так и практическую значимость.

Выполнение курсовой работы является заключительным этапом изучения курса и позволяет оценить умение и готовность студентов по следующим направлениям:

· творчески применять полученные знания;

· активное практическое усвоение и закрепление основных положений курса;

· работать с дополнительной литературой;

· проявлять самостоятельность экономического мышления при решении профессиональных задач, связанных с разработкой проблемы и темы курсовой работы;

· методически грамотно представлять результаты исследований и формулировать выводы.

Выполнение курсовой работы предполагает активное получение знаний, поскольку при ее выполнении закрепляются полученные навыки, знания, умения; выявляется умение четко формулировать и аргументировано обосновывать предложения и рекомендации по рассматриваемой проблеме. Основными задачами, решаемыми в процессе выполнения курсовой работы, являются следующие:

· определение степени усвоения студентами основных понятий и категорий дисциплины;

· раскрытие содержательной характеристики выбранной темы;

· рациональное сочетание общетеоретических положений, их практическое применение при решении конкретных ситуаций, возникающих в процессе деятельности предприятий;

· проверка умения творчески формулировать основные выводы по результатам анализа конкретной темы и т.д.

Для качественного выполнения курсовой работы, как показывает практика, важным моментом являются проводимые руководителями консультации, которые позволяют:

· избежать наиболее распространенных ошибок;

· выполнить работу в соответствии с единообразными требованиями и в установленные учебным планом сроки;

· освоить методику работы с источниками информации;

· ознакомиться с логикой и последовательностью подготовки работы;

· уметь сконцентрировать усилия на наиболее важных вопросах и проблемах, а также способах их решения.

Курсовая работа в целом отражает готовность студента самостоятельно решать относительно сложные теоретические и практические задачи, поэтому при выполнении курсовой работы студент должен показать:

· прочные теоретические знания по исследуемой экономической проблеме;

· умение изучать и обобщать литературные источники;

· умение решать практические задачи, делать выводы и разрабатывать предложения, направленные на повышение эффективности функционирования объекта исследования;

· навыки владения современными методами исследования;

· умение обосновывать предлагаемые пути решения возникающих проблем.

Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно и согласовывает с руководителем. Студент может предложить инициативную тему с обоснованием целесообразности ее выполнения. Возможно выполнение комплексных тем.

По структуре, содержанию и оформлению курсовая работа должна соответствовать требованиям системы менеджмента качества СТП БГЭУ 20-04-2008, СТП БГЭУ 20-05-2008 Общие требования к содержанию, порядок выполнения и правила оформления студенческих работ.

 Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется общая цель курсовой работы, задачи и методы исследования.

Основная часть работы (2-4 раздела) включает в себя теоретические и практические вопросы.

Теоретическая часть работы должна быть раскрыта на основе глубокого анализа специальной литературы, включая зарубежную.

 Практическая часть должна основываться на конкретных, фактических материалах, полученных в организации туристической индустрии.

Анализ фактических материалов должен раскрывать основные тенденции и закономерности организационно - управленческой деятельности изучаемойорганизации, пути ее совершенствования.

Результаты, полученные в практической части, должны базироваться на теоретических выводах.

Заключение должно содержать краткое обобщенное изложение результатов работы в виде выводов и предложений, которые должны носить обоснованный характер и вытекать непосредственно из результатов проведенного студентом исследования. Предложения должны быть конкретными, с указанием практических мер по совершенствованию тех или иных аспектов организационно - управленческой деятельности в зависимости от темы работы.

Студенты заочной формы обучения выполняют работу на материалах организаций, где они работают или проходят практику. Студенты дневной формы обучения могут использовать материалы, собранные в период производственной практики.

 

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

 

1. Влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность организациитуристической индустрии.

2. Менеджер в системе управления организациейтуристической индустрии.

3. Совершенствование организационной структуры управления организациитуристической индустрии.

4. Функции менеджмента и их реализация в практике управления организацией туристической индустрии.

5. Совершенствование процесса управления в организациитуристической индустрии.

6. Совершенствование планирования деятельности организациитуристической индустрии.

7. Совершенствование мотивации труда работников организацийтуристической индустрии.

8. Реализация функции контроля в практике управления организацией туристической индустрии.

9. Методы менеджмента и их применение в практике управления организацией туристической индустрии.

10. Совершенствование организации труда менеджера организации туристической индустрии.

11. Основные направления рациональной организации труда менеджера организациитуристической индустрии.

12. Внедрение компьютерных технологий в процесс управленческого труда менеджераорганизациитуристической индустрии.

13. Формирование и развитие организационной культуры организациитуристической индустрии.

14. Управление развитием организационной культуры организациитуристической индустрии.

15. Совершенствование процесса принятия и реализации управленческих решений в организациитуристической индустрии.

16. Анализ основных методов и индивидуальных стилей принятия управленческих решений.

17. Власть и влияние менеджера организациитуристической индустрии.

18. Анализ лидерского поведения и стиля руководства менеджера организациитуристической индустрии.

19. Анализ стиля руководства и имиджа менеджера организациитуристической индустрии.

20. Совершенствование методов управления конфликтами в организациитуристической индустрии.

21. Анализ конфликтных ситуаций в туристических организациях и разработка предложений по их предупреждению.

22. Совершенствование управления стрессами в организациитуристической индустрии.

 

23. Анализ причин возникновения стрессов и пути их предупрежденияв организациитуристической индустрии.

24. Управление инновационной деятельностью в организациитуристической индустрии.

25. Управление рискамив организациитуристической индустрии.

26. Деловые совещания в  организациитуристической индустриии пути повышения их эффективности.

27. Деловые переговоры в организациитуристической индустрии и пути повышения их эффективности.

28. Совершенствование процесса стратегического управления организацией туристической индустрии.

29. Пути совершенствования управления туризмом в туристическом регионе.

30. Анализ состояния и пути совершенствования управления внутренним туризмом в Республике Беларусь (агроэкотуризмом, оздоровительным, культурно-познавательным, трансграничным, транзитным или другимпо выбору студента).

 




ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Тема 1

Практические задания и ситуации для обсуждения

1. Некоторые представители менеджмента считают, что условиями эффективного управления являются прежде всего знание настоящего, затем прошлого и только потом – будущего. Согласны ли Вы с данным утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Сравните цели и мотивы путешествий, совершаемых в древний период, в индустриальный период (XIX век) и в настоящее время.

3. Как, на Ваш взгляд, промышленная революция конца XVIII века повлияла на развитие туризма и менеджмента?

4. Опишите и по возможности проиллюстрируйте на конкретных примерах систему управления туризмом в Республике Беларусь в период с 1991 г. до настоящего времени. Обсудите существующую модель управления туризмом и попытайтесь оценить ее эффективность.

5. Выявите и назовите основные отличия административной школы менеджмента от научной школы и школы человеческих отношений.

6. Перечислите принципы управления организацией А. Файоля и оцените их актуальность в современных условиях. Какие из принципов Вы бы использовали при управлении турфирмой?

7. Какие идеи, содержащиеся в управленческих концепциях первой половины XX столетия, можно без корректировки применить сегодня на практике?

8. Какая из школ менеджмента, по Вашему мнению, является наиболее эффективной в современных условиях развития экономики? Почему?

9. Обоснуйте свою позицию относительно утверждения, что системный и ситуационный подходы дополняют друг друга.

10. Какой подход к управлению является наиболее привлекательным лично для Вас? Почему?

11. Согласны ли Вы, что современный менеджер должен владеть процессным, системным и ситуационным подходами? Обоснуйте свою точку зрения.

12. Ситуация «Нужен начальник».

Оцените ситуацию и обоснуйте свой выбор.

Вероника Палех, начальник одного из Управлений национального агентства по туризму постоянно наблюдала за работой подчиненных, активно осваивающих профессию менеджера по туризму. Когда в Управлении открылась вакансия начальника отдела, Вероника сразу решила предложить это место Надежде Петровой. Надежда работала в агентстве с момента его создания и зарекомендовала себя как настоящий лидер.

Однако руководитель национального агентства предложил провести конкурс претендентов на новую должность. Чтобы все было четко, конкурс сделали открытым – в нем могли принять участие все желающие, в том числе и работники других Управлений агентства. По мнению руководства национального агентства, освободившуюся должность должен был занять тот, кто наберет наибольшее число баллов по результатам тестов. И все же последнее слово было оставлено за начальником Управления В. Палех. Она должна была сделать выбор.

Прекрасно зарекомендовавшая себя Надежда и, по логике, заслужившая повышения в должности, очень расстроилась, узнав, что будет конкурс и к нему будут допущены все сотрудники агентства. Еще большее разочарование вызвали результаты тестирования. Надежда оказалась восьмой в списке кандидатов, а первой стояла девушка, недавно закончившая ВУЗ и которая, по рекомендации самой Надежды, была принята на работу в агентство. Руководители национального агентства рекомендуют Веронике взять на освободившееся вакантное место победительницу, но начальник Управления сомневается в том, можно ли вообще принимать такое решение, основываясь исключительно по результатам тестирования.

Что делать?

а) Проигнорировать результаты теста. Надежда прекрасно зарекомендовала себя и заслуживает повышения.

б) Назначить на должность кандидата, набравшего наибольшее число баллов. Незачем наживать себе врагов в агентстве, да и в конце концов тестирование – объективный метод отбора кандидатов.

в) Предложить другой, более полный набор критериев, включающий помимо результатов теста наличие опыта работы и организаторских способностей, умение мотивировать работников, знание принципов деятельности агентства.

 

Тема 2

Практические задания и ситуации для обсуждения

1. Назовите основные задачи туристических организаций, и их организационно-правовые формы.

2. Каким образом можно классифицировать туристические организации? Назовите основные критерии, положенные в основу классификации туристических организаций.

3. Приведите примеры формальных групп (организаций), назовите их принципиальные отличия от неформальных. Выделите главные, на ваш взгляд, причины присоединения к неформальным группам.

4. Каким образом неформальные группы могут повлиять на эффективность работы туристической организации? Какие рекомендации вы можете дат менеджерам относительно работы с неформальными группами?

5. Назовите основные факторы внешней среды, непосредственно (прямо) влияющие на деятельность туристической организации. Какие из них могут контролироваться и корректироваться менеджментом туристической организации? Поясните, каким образом можно повлиять на отдельные факторы внешней среды.

6. Назовите экономические факторы, положительно влияющие на развитие туризма и факторы, оказывающие негативное воздействие.

7. Опишите, каким образом технический и технологический прогресс влияет на деятельность туристических организаций. Назовите основные технологии, обеспечивающие эффективную работу туристической организации.

8. Объясните, почему для белорусских турфирм международная среда отличается повышенной сложностью.

9. Покажите схематично взаимосвязь элементов внутренней среды туристической организации. Дайте им характеристику и поясните, каким образом с их помощью обеспечивается функционирование и развитие туристической организации.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Какие туристические предприятия относятся к предприятиям первичных услуг?

2. Какие туристические предприятия относятся к предприятиям вторичных услуг?

3. Какой важнейший критерий положен в основу классификации предприятий первичных и вторичных услуг?

4. Назовите наиболее популярныев Республике Беларусь организационно-правовые формы туристических организаций.

5. Каким образом можно классифицировать туроператоров и турагентов?

6. Какова роль формальных и неформальных групп в организации?

7. Чем отличаются формальные и неформальные группы (организации)?

8. Назовите основные факторы внешней среды косвенного воздействия.

9. Назовите основные факторы внешней среды прямого воздействия.

10. Перечислите основные элементы, образующие внутреннюю среду туристической организации.

11. Какое значение для туристической организации имеет технология как фактор внешней и внутренней среды?

12. Какое значение имеет персонал как элемент внутренней среды туристической организации?

Тест

1. Туристическую организацию можно представить как:

а) открытую систему;

б) частно-хозяйственное объединение;

в) закрытую систему.

 

2. Главной задачей туристического предприятия является:

а) распределение полученныхдоходов;

б) удовлетворение потребностей населения в качественных туристических услугах;

в)получение прибыли;

г) развитие новых видов туризма;

д) освоение новых секторов и направлений.

 

3. К туристическим предприятиям первичных услуг относятся:

а) предприятия питания;

б) оздоровительные и лечебные организации;

в) туроператоры и турагенты;

г) транспортные предприятия общего назначения;

д) гостиничные предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов.

 

4. Туроператоров, работающих на туристическом рынке, можно классифицировать по:

а) специализации;

б) широте и глубине программ;

в) ассортименту услуг;

г) месту деятельности;

д) экономическим целям;

е) направлению деятельности;

ж) размерам;

з) правовому статусу.

 

5. Какой критерий положен в основу классификации турагентов:

а) ассортимент предлагаемых услуг;

б) специализация;

в) правовой статус;

г) ширина и глубина программы?

 

6. Критериями по которым отличаются формальные организации от неформальных являются:

а) наличие лидера;

б) наличие общей цели;

в) наличие должностных обязанностей у их членов;

г) формальный договор (устав и др.).

 

7. Какие факторы внешней среды влияют на деятельность туристической организации непосредственно:

а) законы;

б) органы государственного управления;

в) социально-культурные факторы;

г) состояние экономики;

д) конкуренты;

е) состояние экологии;

ж) поставщики туристических услуг;

з) потребители туристических услуг;

и) научно-технический прогресс.

 

8. Выберите из перечисленных основные элементы внутренней среды:

а) технологии;

б) клиенты;

в) персонал;

г) цели;

д) поставщики туруслуг;

е) организационная культура;

ж) организационная структура управления;

з) посредники;

и) неформальные группы.

 

9. Что является главным отличительным признаком внутренней и внешней среды туристической организации:

а) степень воздействия на организацию;

б) роль человеческого фактора в управлении процессами внутренней и внешней среды организации;

в) управляемость процессов внутренней и внешней среды организации;

г) способы воздействия на процессы внутренней и внешней среды организации.

 

10. Какой из элементов внутренней среды является основой туристической организации, ее важнейшим ресурсом:

а) цели и задачи организации;

б) организационная структура;

в) технологии;

г) персонал;

д) организационная культура.

 

Тема 3

Практические задания и ситуации для обсуждения

1. Опишите отношения субординации в известной Вам туристской фирме. Покажите как строятся горизонтальные и вертикальные отношения. Какие изменения происходят в функциях менеджера и его навыках по мере продвижения по иерархической лестнице.

2. «Некоторые аспекты функциональной структуры имеют место в любой организации». Согласны ли Вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Разработайте вариант линейно-функциональной структуры управления для известной Вам (или придуманной Вами) туристской фирмы. Поясните какие виды деятельности будут выполняться линейными подразделениями, а какие функциональными.

4. Спроектируйте проектную организационную структуру туристского предприятия и поясните, чем она отличается от традиционных структур иерархического типа.

5. Как Вы представляете формальную и неформальную структуры организации? В чем их принципиальные отличия? Оказывает ли неформальная организация воздействие на формальную структуру управления? Если да, то раскройте механизм такого воздействия.

6. Туристская компания «CarnivalCruiseLines» организует морские круизы для клиентов со средним достатком. Фирма, владеющая десятью судами, не предлагает роскошных круизов, а работает по принципу «много туристов - низкая цена». Какую организационную структуру Вы рекомендовали бы иметь туристской компании? Обсудите этот вопрос с коллегами и спроектируйте для компании соответствующую организационную структуру управления.

7. Ситуация «Давать ли рекомендацию?»

Оцените ситуацию и обоснуйте свой выбор.

Начальнику отдела продаж Елене Образцовой директором турфирмы поручено обсудить вопрос расторжения трудового контракта с менеджером ее отдела В. Петуховым. Вопрос об увольнении Петухова встал в связи с пристрастием последнего к алкоголю. Постоянные клиенты удовлетворены работой Петухова, но руководство фирмы более полагаться не на него не может. Петухов уже дважды получал взыскания за прогулы, но не сумел «взять себя в руки». До определенного времени его спасали только хорошие личные качества, опыт продавца и хорошо налаженные связи с посредниками и клиентами.

Директор турфирмы поручил Е. Образцовой предложить В. Петухову уйти по собственному желанию и уведомить его, что иначе он будет уволен «по статье». В случае согласия В. Петухову гарантировалась конфиденциальность относительно причин увольнения и хорошие рекомендации. В. Петухов согласился на предложенный вариант, но после его ухода выяснилось, что он допускал серьезные ошибки и использовал методы работы, граничащие с мошенничеством.

Вскоре Е. Образцовой позвонили из одной компании и попросили дать характеристику на В. Петухова. Она слышала от своих сотрудников, что Петухов прошел курс лечения в наркологической больнице и устраивается на работу. Е. Образцова понимает, что бывший сотрудник отдела ждет от нее обещанного соблюдения конфиденциальности, но в то же время она осознает, что если бы о махинациях В. Петухова стало известно до его ухода, то он был бы уволен без всяких условий. А теперь ее просят дать рекомендацию.

Что делать?

1. Выполнить условия договора, полагая, что, пройдя курс лечения, В. Петухов сможет нормально работать на соответствующей должности.

2. Посоветоваться с директором фирмы и попросить его освободить от обязательств перед В. Петуховым или попросить его самого рекомендовать бывшего сотрудника на работу в новую компанию. В конце концов, именно директор предложил заключить соглашение с В. Петуховым.

3. Не вдаваясь в детали, дать такую рекомендацию, чтобы в другой компании поняли, что В. Петухов – не лучший кандидат.

Тема 4

Практические задания и ситуации для обсуждения

1. Назовите основные функции менеджмента. Покажите, в чем их сходство. Взаимосвязаны ли они? Может ли высокий уровень исполнения одной из них определять успех и в остальных? Если да, то каким образом?

2. Какие из функций менеджмента имеют, на Ваш взгляд, наиболее важное значение для туристской фирмы? Подискутируйте с коллегами на эту тему.

3. Перечислите основные принципы планирования и выберите три из них, которые считаете наиболее важными. Обоснуйте свой выбор.

4. Покажите, почему возникла необходимость стратегического планирования и чем стратегический план отличается от традиционного.

5. Процесс стратегического планирования туристской компании включает восемь основных этапов, осуществляемых в определенной последовательности. Выделите эти 8 этапов из 13 предложенных и поставьте номер очередности каждому из них.

 Выбор вариантов плана.

Сбор необходимой информации.

Выбор стратегии (способов и путей достижения целей).

Формулирование целей и задач.

Анализ внутренней среды.

Разработка планов (программ).

Контроль и оценка результатов.

Анализ внешней среды.

Определение этапов, сроков и исполнителей.

Формулирование миссии.

Доведение плана до исполнителей.

Реализация планов (программ).

Документальное оформление стратегического плана.

6. Сформулируйте миссию известной Вам туристской фирмы и дайте обоснование своего подхода.

7. Проведите SWOT – анализ для известной Вам турфирмы или своего университета.

8. Один известный теоретик в области менеджмента высказал предположение, что временные рамки (горизонты) всех стратегических планов уменьшаются в силу высокой изменчивости (непостоянства) внешней среды. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Обсудите с коллегами этот вопрос.

9. Назовите виды плановых документов в туристской фирме, покажите их роль и связь между ними.

10. Объясните, что собой представляет целевая комплексная программа и в чем разница между ней и планом.

11. План работы турфирмы может включать несколько разделов:

организационная деятельность;

производственная деятельность;

маркетинговая деятельность;

финансовая работа;

хозяйственная работа;

мероприятия социального характера.

Используя образец формы плана (табл. 5.1), разработайте примерный план (придумайте 3 – 4 пункта для каждого раздела) турфирмы на полугодие.

12. При подготовке к важным мероприятиям и разработке соответствующих рабочих планов по их проведению рекомендуется соблюдать определенную последовательность действий. Процесс выполнения практического задания включает несколько этапов (табл. 5.3).

Таблица 5.3

Мероприятия

Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4 Этап 5
Ваш порядок Порядок группы Эталон Разница между индивидуальным решением и эталоном Разница между групповым решением и эталоном
  1 2 3 4 5
А. Составить описание работ          
Б. Определить задачи мероприятия          
В. Разработать план действий          
  1 2 3 4 5
Г. Собрать информацию, имеющую отношение к мероприятию          
Д. Создать организационную структуру управления мероприятием (оргкомитет)          
Е. Распределить обязанности (полномочия) между членами оргкомитета          
Ж. Наметить критерии успешного проведения мероприятия          
З. Подобрать людей для проведения работ          
И. Составить контракт (договоры) о сотрудничестве со спонсорами (партнерами)          
К. Составить смету расходов          
Л. Провести переговоры со спонсорами (партнерами)          
М. Провести инструктаж работников          
 

                           Всего очков:

   
        (индивидуальные очки) (командные очки)

Этап 1. Расположите предложенные в таблице 5.3 мероприятия в порядке очередности, поставив в колонке 1 соответствующий номер (время выполнения индивидуального задания – 15 минут).

Этап 2. После разделения студентов на группы (по 4 – 5 чел.) и 20-минутного обсуждения в группах процедура повторяется и заполняется колонка 2.

На третьем этапе с помощью преподавателя заполняется колонка 3 –эталон.

На четвертом этапе по каждому мероприятию подсчитывается разница между индивидуальным решением (колонка 1) и эталоном (колонка 3) и результат заносится в колонку 4.

На пятом этапе подсчитывается разница между групповым решением (колонка 2) и эталоном (колонка 3) и результат заносится в колонку 5.

Далее очки отдельно в колонке 4 и колонке 5 суммируются. Сумы очков (чем меньше, тем лучше) в колонках 4 и 5 позволяют определить аутсайдеров и победителей индивидуального и группового тестирования.

13. Используя образец формы плана (табл. 5.1), составьте примерный рабочий план подготовки турфирмы к участию в туристской выставке.

14. Охарактеризуйте цели, содержание и результаты реализации функции организации в турфирме. Обоснуйте важность создания системы управления турфирмой.

15. Покажите важность мотивации в управлении коллективом турфирмы. Приведите общие рекомендации по использованию содержательных и процессуальных теорий мотивации.

16. Исследования показали, что учителя и медики оценивают свои зарплаты как весьма низкие. При этом, однако, они продолжают работать. Объясните их поведение, используя двухфакторную модель Герцберга.

17. Сравните теории мотивации Маслоу с теориями Мак-Клелланда и Герцберга. Выявите принципиальные различия.

18. Используя приведенный ниже перечень, составьте списки экономических, организационных и морально-психологических способов (форм) стимулирования. Выделите из этих трех списков и проранжируйте восемь наиболее важных форм поощрения. Результаты ранжирования обсудите в группах.

Перечень форм поощрения работников:

· публичная похвала;

· бесплатные обеды в столовой предприятия;

· благодарственное письмо семье;

· бесплатная путевка в санаторий;

· предоставление отгулов в удобное для Вас время;

· участие в принятии управленческих решений;

· выезды на природу с участием коллектива предприятия;

· право пользоваться служебным автомобилем;

· оснащение кабинета средствами связи и компьютером;

· улыбка руководителя;

· установление постоянной обратной связи с руководителем;

· премия;

· задания, требующие особых навыков и профессионализма;

· оплата развлечений;

· самостоятельность в решении некоторых вопросов;

· более престижная работа;

· возможность приобрести акции предприятия;

· путешествие (командировка за рубеж) за счет предприятия;

· фотография на доске почета;

· надбавка к заработной плате;

· престижное место для парковки машины у офиса;

· дополнительные выходные дни;

· грант для оплаты учебы (в институте, магистратуре, аспирантуре);

· оплата медицинской страховки;

· вручение ценного подарка;

· более просторный офис;

· оплата членства в спортивном клубе;

· оплаченный более продолжительный отпуск;

· вручение Почетной грамоты;

· оказание материальной помощи в случае госпитализации;

· возможность использовать гибкий график работы;

· делегирование полномочий представлять свое предприятие на профсоюзной конференции;

· представление возможности повысить квалификацию на специальных курсах;

· возможность выбора более интересной работы;

· личное поздравление руководителя по случаю Дня рождения;

· возможность работы в коллективе с хорошим социально-психологическим климатом;

· возможность пользоваться машиной руководителя в выходные дни.

19. Выскажите свое мнение по вопросу о том, какие методы стимулирования можно эффективно использовать в учебном процессе. Составьте их список и проранжируйте.

20. Подчиненные высказали неудовлетворенность системой оплаты труда. Каковы, на Ваш взгляд, наиболее эффективные действия менеджера в этой ситуации?

Проанализируйте ответы и обоснуйте свой выбор.

а) Повысить всем зарплату, насколько возможно.

б) Повысить зарплату тем, кто наиболее активно этого требует.

в) Предложить уволиться тем, кто недоволен.

г) Создать группу для разработки новой системы оплаты труда.

д) Пригласить консультантов для анализа конфликта.

21. Покажите важность контроля в управлении турфирмой. Как он соотносится с планированием, организацией и мотивацией? Приведите примеры ситуаций, когда контроль играет организующую и мобилизующую роль.

22. Перечислите основные организационные приемы и формы контроля. Какие из них, по Вашему мнению, чаще всего используются в туристских фирмах. Какие из них, на Ваш взгляд, больше всего подходят для решения основной задачи контроля.

23. В каких случаях контроль может отрицательно воздействовать на деятельность сотрудников турфирмы? Приведите примеры или назовите недопустимые формы контроля. Подискутируйте с коллегами на эту тему.

24. Перечислите условия (требования) эффективного контроля. Выберите из них три, которые считаете наиболее важными.

25. Вам как руководителю крупной туристской компании необходимо организовать проверку филиалов компании, находящихся в других городах. Расположите в логической последовательности (поставьте номер очередности) приведенные ниже основные этапы проведения контроля:

· определение организационных приемов и форм контроля;

· сбор фактического материала;

· личная подготовка руководителя комиссии к проверке, изучение материалов предыдущих проверок, нормативных актов и других документов;

· ознакомление с итогами проверки руководителей проверяемых филиалов;

· определение целей контроля;

· ознакомление с планом проверки руководителей филиалов;

· составление справки (акта) о проверке, подготовка выводов и предложений по совершенствованию работы филиалов компании;

· инструктаж проверяющих;

· составление плана (памятки) проверки;

· обобщение и анализ фактического материала;

подбор проверяющих.

Тема 5

Практические задания и ситуации для обсуждения

1. Какие из принципов управления, сформулированных Г. Эмерсоном и А. Файолем (см. главу 1), Вы использовали бы в практической деятельности менеджера туристской фирмы? 

2. Какие из нижеперечисленных общих принципов менеджмента Вы выбрали бы для использования в практической деятельности менеджера в условиях рыночной экономики? Обоснуйте свой выбор. Обсудите данный вопрос с коллегами.

Принципы:

а) демократического централизма;

б) ориентации на потребителя;

в) единоначалия и коллегиальности;

г) иерархичности;

д) производительности и эффективности;

е) плановости;

ж) обратной связи;

з) своевременной реакции на изменения окружающей среды;

и) самостоятельности и предприимчивости;

к) научной обоснованности управления;

л) демократизации управления;

м) преемственности;

н) единства интересов.

3. Согласны ли Вы, что:

а) несоблюдение принципов может привести к неудачам и убыткам;

б) принципы менеджмента не носят обязательный характер, их можно выбрать по своему усмотрению;

в) принципы управления вытекают из объективных законов развития общества;

г) принципы управления обусловлены культурой общества, национальными особенностями и социально-экономическими условиями;

д) принципы носят обобщенный характер;

е) можно говорить о системе принципов менеджмента;

ж) принципы не меняются с развитием науки и практики менеджмента;

з) на основе принципов осуществляется выбор целей, методов, форм, стилей, организационных структур управления;

и) менеджер не обязан следовать принципам управления предприятием?

Обоснуйте свою точку зрения.

4. Выделите и запишите по четыре самых важных, на Ваш взгляд, принципа планирования, организации, мотивации и контроля.

5. Ситуация «Сокращение штатов».

Оцените ситуацию и обоснуйте свой выбор.

Вы руководитель отдела продаж (штат 9 чел.) в средней туристской компании. Ваш отдел пользуется хорошей репутацией. В отделе сложились хорошие взаимоотношения. Вместе с тем, общеотраслевой спад, новые ставки аренды помещений, заставляют пойти на серьезные сокращения штата турфирмы. Фирму возглавил новый директор, который принял решение о создании новой организационной структуры и сокращении штатов каждого отдела. Вам дали понять, что отделу придется расстаться с двумя работниками. Самый старший работник Вашего отдела достиг пенсионного возраста, так что один кандидат на сокращение уже есть. Придется ликвидировать еще одно рабочее место, но возраст работников не может быть решающим фактором. Сотрудники внезапно стали соперниками в борьбе за оставшиеся места, и Вы предвидите ужасные ее последствия для коллектива отдела, причем не только для тех, кому придется уйти из отдела, но и для теплых хороших взаимоотношений тех, кто останется.

Что делать?

1. Выбрать для сокращения двоих самых старших по возрасту.

2. Выбрать двух человек, которые, как Вы считаете, хуже других справляются с работой.

3. Попытаться обойти правила. Обсудить ситуацию с коллективом отдела, возможно работники согласятся на уменьшение зарплаты с тем, чтобы никто не остался без работы.

4. Передать полномочия по принятию решения самим работникам, что позволит сохранить «семейную» атмосферу.

5. Что еще?

 

Практические задания и ситуации для обсуждения

1. Охарактеризуйте административные методы менеджмента, применяемые для руководства коллективом известной Вам турфирмы или другой организации. Назовите позитивные и негативные стороны применения административных методов.

2. Какие из используемых руководителями турфирм методов относятся к жестким типам организационного воздействия, а какие к более мягким? В чем их отличие? От чего, на Ваш взгляд, зависит их эффективность?

3. Какие методы управления турфирмой в сегодняшних условиях являются основными и какие вспомогательными? Обсудите с коллегами данный вопрос и обоснуйте свою позицию.

4. Назовите основные рычаги экономического воздействия на предприятие. Почему в условиях рыночной экономики усиливается роль экономических методов?

5. Какую роль в решении задач формирования и развития трудового коллектива могут играть социальные исследования? Каким образом и для каких целей можно использовать социально-психологическую информацию, полученную в ходе социальных исследований? Приведите примеры использования такой информации.

6. Разработайте и предложите свою систему методов управления небольшой турфирмой, которые наиболее эффективны в нынешних условиях.

7. Согласны ли Вы с утверждением, что:

а) экономические методы всегда приоритетны;

б) выбор методов менеджмента зависит от конкретной ситуации;

в) через административные методы реализуется функция организации;

г) методы менеджмента выбираются на основе принципов;

д) методы менеджмента выступают в качестве способов реализации принципов;

е) без знания системы методов менеджмента трудно добиться реализации целей и функций менеджмента;

ж) в условиях рыночной экономики можно управлять коллективом только с использованием экономических методов?

Обсудите с коллегами данные утверждения и выскажите свою точку зрения.

8. Ситуация «Привлечение кадров».

Оцените ситуацию и ответьте на вопросы.

Руководители компании «Алатан-Тур» приняли решение о создании своего подразделения в г. Санкт-Петербурге.

Положение с туристскими кадрами в Санкт-Петербурге во многом отличалось от ситуации в Минске. Там работало значительное количество сильных компаний и привлечь для работы местных квалифицированных специалистов было достаточно сложно.

В этих непростых условиях руководители компании «Алатан-Тур» решили прибегнуть к нетрадиционным методам привлечения кадров, предложив кандидатам на вакантные должности гибкий график работы, возможность работать неполный рабочий день, скидки при покупке путевок в «своей» компании. Специалистам, имеющим компьютеры, предоставлялась полная свобода в выборе рабочего графика. Они могли работать даже дома.

Вопросы:

1. Насколько, на Ваш взгляд, оправдана политика компании «Алатан-Тур» по привлечению кадров?

2. Хотелось бы Вам работать в Санкт-Петербургском филиале?

3. Какие дополнительные меры (формы стимулирования) Вы могли бы предложить для привлечения и удержания работников?

Тема 6

Практические задания и ситуации для обсуждения

1. Вспомните, чем приходится ежедневно заниматься руководителю туристского предприятия. Каковы особенности его труда? Можно ли назвать этот труд сложным, разнообразным, умственным? Обсудите данный вопрос с коллегами.

2. В основе рациональной организации управленческого труда лежат определенные принципы. Вспомните их и поясните, как они используются (реализуются) в практической деятельности менеджера турфирмы.

3. Назовите основные направления рациональной организации управленческого труда. Выделите из них три, которые, по Вашему мнению, являются наиболее важными для эффективной организации труда руководителя турфирмы. Обоснуйте свой выбор. Придумайте и предложите дополнительно еще какие-нибудь способы рационализации труда менеджера турфирмы.

4. Какова роль регламентации в процессе рационализации управленческого труда? Назовите основные документы, которые регламентируют и регулируют деятельность руководителя турфирмы. Попытайтесь раскрыть механизм этого регулирования.

5. В чем состоит суть департаментализации? Какова ее роль в туризме? Приведите примеры различных видов департаментализации. Прокомментируйте разделение управленческого труда в известной Вам туристской фирме. Предложите свою систему разделения труда.

6. Поясните, в чем заключается процесс делегирования полномочий. Каковы положительные результаты (выгоды) делегирования полномочий? Назовите виды полномочий, которые могут делегироваться руководителем турфирмы своим подчиненным. Выделите основные причины сопротивления делегированию полномочий со стороны руководителей и подчиненных.

7. Составьте план (проект) рабочего места руководителя турфирмы и оснастите его необходимыми средствами оргтехники. Подберите мебель, средства связи, выберите цвет стен, потолка, пола, мебели. Укажите, какую бы Вы хотели иметь в Вашем кабинете освещенность, температуру и влажность.

Перечислите основные элементы управленческой культуры менеджера турфирмы. Выделите и проранжируйте шесть наиболее важных, на Ваш взгляд, элементов. Результаты ранжирования обсудите в группах.

Тема 7

Практические задания и ситуации для обсуждения

1. Назовите роли, которые приходится исполнять менеджеру турфирмы в процессе своей деятельности. Выделите среди них три главные и обоснуйте свой выбор.

2. Сравните критерии-требования, предъявляемые к менеджерам-руководителям в США, Японии и одной из стран Западной Европы. Запишите их в три колонки и подчеркните совпадающие.

3. Выявите и оцените деловые качества руководителя известной Вам туристской фирмы или другой организации, используя приведенную ниже шкалу оценки (табл. 7.1)[4].

Таблица 7.1

 

Шкала оценки деловых качеств менеджера

 

1 Аналитические способности 7654321 Неспособность к мышлению
2 Творческие способности 7654321 Шаблонность мышления
3 Административные способности 7654321 Неспособность к административной работе
4 Деловое чутье 7654321 Неспособность к деловой деятельности
5 Развитость письменной речи 7654321 Убогость письменной речи
6 Умение составлять убедительные документы 7654321 Составление беспомощных документов
7 Умение владеть устной речью 7654321 Неспособность хорошо говорить
8 Умение слушать других 7654321 Неспособность слушать собеседника
9 Наличие волевых качеств 7654321 Недостаточность волевых качеств
10 Сдержанность в выражении чувств 7654321 Неспособность к сдержанности
11 Умение общаться 7654321 Неспособность к общению
12 Стремление к продвижению по службе 7654321 Безразличие к продвижению по службе
13 Гибкость ума 7654321 Шаблонность мышления
14 Стремление общаться с подчиненными 7654321 Стремление избежать встреч с подчиненными

 

Оценка проводится по 7 – бальной системе: 7 – очень высокая степень; 6 – высокая степень; 5 – выше среднего; 4 – средний показатель; 3 – ниже среднего; 2 – низкая степень; 1 – очень низкая степень.

Соедините все выделенные вами цифры сплошной жирной линией и Вы получите график оценки деловых качеств менеджера.

4. Покажите какие изменения происходят в функциях менеджера и его навыках по мере продвижения по служебной лестнице. Каким образом менеджер турфирмы может приобрести новые навыки? Обсудите эти вопросы с коллегами.

5. Покажите, что является основой власти руководителя известной Вам турфирмы или другой организации. Опишите механизм реализации власти менеджера.

6. Поясните, как соотносятся между собой власть, влияние, авторитет. Попытайтесь на примере известной Вам турфирмы или другой организации показать, как эти управленческие категории используются в целях управления.

7. Вы – начальник отдела маркетинга туристской фирмы. Выберите способы влияния на подчиненных и объясните ваши действия по отношению к ним, если работники вашего отдела:

· могут, но не хотят брать ответственность за выполнение работы;

· хотят взять на себя ответственность, но не в состоянии выполнить работу;

· могут выполнить работу, но не хотят;

· могут и хотят выполнить работу.

8. Используя конкретные примеры (факты, события), опишите качества и черты авторитетного, на Ваш взгляд, руководителя (педагога, тренера). Назовите характерные качества и навыки слабого (плохого) менеджера.

9. Менеджеру в своей деятельности часто приходится сталкиваться с проблемами этического характера. Прочитайте нижеизложенные конкретные ситуации. Как бы Вы поступили в каждом из этих случаев? Какие «свои» варианты поведения Вы могли бы предложить?

9.1. В туристской компании происходит изменение организационной структуры управления, и Вы получили приказ о сокращении двух единиц. Вы понимаете, что оптимальным решением является отказ от услуг двух опытных хорошо работающих сотрудников пенсионного возраста. Вы:

а) никому ничего не скажете и определите увольняемых исключительно по результатам труда и стажу работы в компании;

б) проведете собрание коллектива и попытаетесь обсудить этот вопрос;

в) проведете встречу с двумя кандидатами на сокращение и поинтересуетесь их мнением относительно досрочной отставки;

г) откажетесь от услуг двух «пенсионеров» без обсуждения и разъяснения своей позиции.

9.2. Одна из Ваших подчиненных перенесла трагедию в личной жизни. Вам ее искренне жаль, но работать она стала хуже (материалы об исследовании рынка туристских услуг, подготовленные вашей сотрудницей, содержали серьезные ошибки и неточности). Ваш руководитель требует от Вас объяснений. Вы:

а) извинитесь за неточности и исправите ошибки;

б) скажете руководителю, что все дело в ошибках сотрудницы вашего отдела;

в) сообщите руководителю, что у вашей сотрудницы личные проблемы и что ей нужна поддержка;

г) ответите, что Вы выполняли срочную работу и поэтому не успели проверить представленные данные.

9.3. Вы получили письмо, в котором содержится информация о махинациях одного из ваших конкурентов. Его прислал недовольный своим положением сотрудник турфирмы – конкурента. Вы:

а) отправите письмо в урну;

б) уведомите конкурента о письме и содержащейся в нем информации;

в) отправите письмо в финансовый отдел и отдел маркетинга своей фирмы для анализа;

г) переправите письмо в правоохранительные органы.

Тема 8

Практические задания и ситуации для обсуждения

1. Объясните, в чем состоят отличия ситуаций, характеризующихся риском и неопределенностью? Опишите особенности процессов принятия решений в этих ситуациях.

2. Практикой менеджмента выработана общая технология процесса принятия и реализации управленческих решений. Вам предстоит из предложенных ниже действий (этапов) составить технологическую цепочку принятия и реализации решения. Поставьте номер очередности каждому из этапов.

А. Определение разрешимости проблемы.

Б. Оценка полноты и достоверности информации о проблеме.

В. Документальное оформление решения.

Г. Определение существования проблемы.

Д. Выявление вариантов решения проблемы.

Е. Оценка новизны проблемы.

Ж. Контроль за исполнением решения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 972.