Понятие и классификация методов менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы управления – совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. В зависимости от преобладания тех или иных способов и средств воздействия методы менеджмента подразделяются на административные, экономические и социально-психологические.

Административные методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, руководителю и т.п. Они призваны обеспечить прямое воздействие на волю исполнителей путем подачи управленческих команд (предписаний, рекомендаций), выполнение которых обязательно.

В основе экономических методов лежит материальная заинтересованность коллективов и отдельных работников в результатах своего труда. Эти методы отличаются косвенным характером управленческого воздействия.

Социально-психологические методы направлены на регулирование социально-психологических процессов в коллективе. В своей совокупности они предназначены для создания и поддержания в организации благоприятного социально-психологического климата. С их помощью воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности.

Особенностью всех групп методов управления является их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность. Согласованная и целенаправленная работа коллектива обеспечивается правильным выбором и применением разных методов управления. В зависимости от специфики предприятия, социально-экономической ситуации их соотношение может быть разным. Однако они не должны противопоставляться и призваны взаимно дополнять друг друга.

Административные методы

Административные методы – это набор приемов и способов прямого управленческого воздействия на отношения людей в процессе труда. Через них осуществляется одна из основных функций управления – функция организации работы подчиненных. По роли в процессе управления выделяют методы организационного и распорядительного воздействия.

Методы организационного воздействия включают регламентирование, нормирование, инструктирование.

Регламентирование– наиболее жесткая форма административного воздействия менеджера – руководителя. Осуществляется путем разработки и введения в действие обязательных для исполнения организационных положений и документов, которые определяют порядок управления предприятием, а именно:

а) положений общеорганизационного характера, устанавливающих порядок функционирования предприятий в целом (законы Республики Беларусь «О предприятии», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и др.);

б) положений, устанавливающих внутренний порядок работы, организационный статус различных звеньев, их задачи, функции, полномочия (устав предприятия, учредительный договор, схема организационной структуры, положения о структурных подразделениях, штатное расписание и др.);

в) документов, регламентирующих деятельность отдельных должностных лиц, устанавливающих их обязанности, права и ответственность (квалификационные требования, должностные инструкции и инструкции по отдельным видам деятельности и др.).

Можно сказать, что регламентирование определяет организационную основу управления, стабилизирует процесс менеджмента.

Нормированиезаключается в установлении нормативов, которые служат ориентиром, определяют границы деятельности управляемого объекта. В практике управления используются нормы управляемости, времени, численности, обслуживания, нормативы, устанавливающие соотношение между различными технико-экономическими показателями.

Инструктированиезаключается в ознакомлении персонала с условиями и правилами работы, объяснении обстановки, задач, предостережении от возможных ошибок и т.д. Инструктирование – это наиболее мягкий способ организационного воздействия. Оно всегда имеет форму методической и информационной помощи.

Методы распорядительного воздействия – это способы текущей организационной работы, включающие подготовку, издание и реализацию директив, постановлений, указов, распоряжений, приказов, указаний, резолюций. Распорядительное воздействие по форме может быть или устным или письменным. Устная форма более оперативна, документальная способствует лучшему пониманию, учету и контролю.

Административные методы определяют четкость и слаженность работы коллектива, оперативность решений, надежность управления. Вместе с тем это методы принуждения. Они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост, поощряют исполнительность, а не инициативу и творчество. Эффективность административных методов во многом определяется восприимчивостью их работниками, спецификой предприятия, соответствием их другим методам управления.

Экономические методы

Экономические методы менеджмента представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы коллектива, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы:

· методы, используемые государством (республиканскими и региональными органами управления);

· методы, используемые предприятиями.

Основными методами первой группы являются: госзаказ, налогообложение, финансирование, кредитование, тарифное и ценовое регулирование, предоставление различных льгот.

Ко второй группе методов, которые могут использовать непосредственно предприятия, относятся: внутрифирменный хозяйственный и коммерческий расчет; экономическое стимулирование работников.

В практике работы турфирм получили распространение следующие формы экономического стимулирования:

· системы заработной платы;

· премии (или бонусы) в виде дополнительных надбавок к заработной плате;

· участие работника в распределении прибыли;

· предоставление работнику различных льгот и привилегий (в оплате транспортных услуг, детских учреждений, аренды жилья, обучения и повышения квалификации, лечения, отдыха, занятий спортом и др.);

· возможность получения льготных кредитов;

· скидки при покупке услуг своей фирмы;

· предоставление различных страховок и др.

Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов, частичного или полного снятия льгот.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.