Зарубежные модели менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Большинство исследователей считают, что наиболее высокого уровня теория и практика управления достигли в США и Японии.

Современная американская модель менеджмента ориентирована на корпоративную организационно-правовую форму предпринимательства. Власть по управлению корпорацией принадлежит ее правлению и менеджерам. Фирмы широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Разработанные стратегии впоследствии превращаются в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике. В качестве основной тактической задачи выделяются ускорение оборота инвестируемых средств и увеличение стоимости акций. При приеме на работу, основное влияние уделяется специализированным знаниям и профессиональным навыкам. Традиционно американские управляющие ориентированы на некие индивидуальные ценности и результаты отдельного работника. Обычно идеальный руководитель предстает в виде лидера – сильной личности, замыкающий на себя весь процесс управления и способной заставить своих подчиненных интенсивно работать.

Американская школа управления предусматривает достаточно жесткий контроль и четкие критерии оценки результативности действий работников, которые в большинстве случаев можно выразить количественно. Управляющий несет личную ответственность за достижение целей и может по своему усмотрению концентрировать на себе или делегировать права принятия управленческих решений. Работники корпораций часто привлекаются к управлению, разработке стратегии развития фирмы, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внутренних и внешних проблем.

Японская система управления имеет в своей основе традиционные формы управления производством, которые в свою очередь основываются на религиозных, нравственных и этнических установках. Главная ее особенность – ориентация на человеческий фактор. Существующая система хозяйствования опирается на исторически сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции. Для крупных компаний характерна система пожизненного найма, которая тесно переплетается с системой оплаты за труд «по выслуге лет». При выдвижении работника на руководящую должность предпочтение отдается возрасту и стажу работы.

В Японии существует система группового принятия решений. Согласно ей ответственность за принятие решения несет вся группа.

Управление качеством занимает центральное место в оперативном управлении японского менеджмента. Контроль за качеством охватывает все стадии производства и в него вовлечены все работники фирмы.

Сильнейшим средством мотивации в Японии является корпоративный дух, под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идеалам.

Различия между применяемыми в США и Японии управленческими подходами представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Основные характеристики американской и японской моделей управления

Американская модель Японская модель
1. Индивидуальное принятие решений 1. Принятие решений в форме консенсуса
2. Индивидуальная ответственность 2. Коллективная ответственность
3. Четкая формализованная структура управления 3. Гибкий неформальный подход к построению структуры управления
4. Явный, формализованный контроль 4. Скрытый, неформализованный контроль
5. Быстрая оценка деятельности и быстрое продвижение по службе 5. Замедленная оценка и продвижение
6. Стиль руководства, ориентированный на личность 6. Стиль руководства, ориентированный на группу
7. Оценка управления по индивидуальному результату 7. Оценка управления по достижению гармонии в группе и коллективному результату
8. Преобладание формальных отношений с подчиненными 8. Преобладание неформальных отношений с подчиненными
9. Продвижение - в зависимости от индивидуальных результатов 9. Продвижение, основанное на старшинстве и стаже работы
10. Специализированная профессиональная подготовка (подготовка узкоспециализированных руководителей) 10. Неспециализированная профессиональная подготовка (подготовка руководителей универсального типа)
11. Оплата труда по индивидуальному вкладу 11. Оплата труда по результатам работы группы, стажу и т.д.
12. Непродолжительная работа сотрудника в одной фирме 12. Долгосрочная занятость в фирме
13. Заранее планируемая карьера 13. Карьера заранее не планируется
14. Узкий круг интересов 14. Широкий круг интересов

Дата: 2019-07-24, просмотров: 185.