6.1. Характер, содержание и особенности управленческого труда
Управленческий труд – вид общественного труда, основная задача которого – обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности участников совместного трудового процесса. Управленческий труд – это труд умственный. Он сильно отличается от неуправленческой деятельности, носит творческий характер.
Содержание управленческого труда зависит от его объекта и определяется спецификой предприятия, технической оснащенностью, взаимоотношениями членов трудового коллектива. У каждого менеджера турфирмы в зависимости от уровня управления своя работа. Как правило это:
· постановка целей и задач;
· поиск, изучение и анализ информации (документов, справок и т.п.);
· разработка планов и программ;
· подготовка и принятие решений;
· оформление документов, составление писем, отчетов и т.п.
· проведение бесед, совещаний, заседаний, переговоров или участие в них;
· решение экономических, финансовых и хозяйственных вопросов;
· стимулирование работников и разрешение конфликтов и др.
Управленческий труд имеет свои специфические особенности.
1. Он принципиально отличается от других видов труда в связи с информационным характером непосредственного предмета и продукта этого труда.
2. Он участвует в создании материальных благ опосредованно, через труд других людей.
3. В качестве предмета управленческого труда выступают управленческий процесс и люди, участвующие в нем.
4. Его результатом являются управленческие решения.
5. Средства этого вида труда – организационная и вычислительная техника.
6. Это труд умственный, поэтому прямое измерение его производительности затруднено.
В целом управленческий труд является чрезвычайно сложным, что обусловлено многогранностью решаемых проблем, разнообразием используемых методов, необходимостью часто действовать и принимать решения в условиях неопределенности и риска. Такой труд требует инициативности и повышенной ответственности.
Основные направления рациональной организации труда
Рационализация управленческого труда предполагает создание таких условий, при которых конечная цель управления достигается с наименьшими затратами. В основе рациональной организации управленческого труда лежат определенные принципы: комплексность, системность, специализация, стабильность, целенаправленное творчество.
Среди основных направлений рациональной организации труда менеджера турфирмы можно выделить: регламентацию; разделение и кооперацию труда; делегирование полномочий; техническое обеспечение и механизацию; нормирование; создание благоприятных условий труда; организацию личной работы менеджера.
Регламентация
Одним из важных направлений рациональной организации управленческого труда является его регламентация. Задачей регламентации является разработка и утверждение комплекса организационно-правовых документов, содержащих положения, правила, нормы, устанавливающие статус предприятия и его подразделений, их компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, содержание деятельности, полномочия, права, обязанности, ответственность работников аппарата управления. К таким документам относятся: законы Республики Беларусь, определяющие порядок функционирования предприятий; устав предприятия (положение об организации); учредительный договор; положения о структурных подразделениях, коллегиальных и совещательных органах; регламент работы аппарата управления или руководства предприятия; штатное расписание; инструкции по отдельным видам деятельности; должностные инструкции работников; правила, памятки и др.
Организационно-правовые документы содержат положения обязательные для исполнения. Они обеспечивают процессу управления упорядоченность и стабильность, во многом определяют, регламентируют и регулируют работу руководителя турфирмы, являются основой рациональной организации его труда.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 234.