Принципы менеджмента
Принципы менеджмента – это важнейшие руководящие правила, положения и нормы поведения, руководствуясь которыми органы управления обеспечивают эффективное развитие организации. Они обусловлены уровнем развития общества, его культурой, национальными особенностями, социально-экономическими условиями, предшествующим опытом хозяйствования. Можно сказать, что принципы управления отражают тот теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Соблюдение принципов обеспечивает качество и результативность управления. Все менеджеры предприятия должны признавать принципы управления и руководствоваться ими. Система принципов менеджмента – это своего рода кредо фирмы, отличающее ее от конкурентов и обеспечивающее эффективное развитие.
Существенный вклад в разработку принципов менеджмента внесли Г. Эмерсон, разработавший 12 принципов производительности, а также А. Файоль, сформулировавший 14 принципов административного управления (см. тему 1).
В настоящее время различают общие и специальные принципы.
Общие принципы управления имеют универсальный характер и действуют во всех сферах управления и отраслях народного хозяйства. К ним относятся: иерархичность, системность, целевая направленность развития, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, единоначалие и коллегиальность, единство распорядительности, принцип обратной связи и др.
Специальные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, элементы и взаимосвязи в системе управления. Выделяют следующие группы специальных принципов управления: разделения и кооперации труда; делегирования задач, полномочий и ответственности; проектирования организационных структур управления; выбора методов управления; управления качеством и др.
В последнее время усилились тенденции к повышению роли персонала в управлении и учета человеческого фактора. Менеджмент становится все более нацеленным на человека. Большое внимание уделяется стилю управления, совместным ценностям персонала, вовлечению его в управление предприятием. Повышается значение таких принципов менеджмента, как:
· лояльность к работающим;
· ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
· коммуникации, пронизывающие организацию во всех направлениях;
· атмосфера, способствующая раскрытию способностей работников;
· долевое участие каждого работающего в общих результатах;
· своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
· использование методов работы с людьми, обеспечивающих их удовлетворенность работой;
· умение слушать всех: покупателей, поставщиков, партнеров, работников фирмы;
· этика бизнеса;
· честность и доверие к сотрудникам;
· опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;
· видение перспектив организации (т.е. наличие четких представлений какой она должна быть);
· высокое качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Принципы менеджмента взаимосвязаны и только в единстве они образуют определенную систему правил, следование которым является предпосылкой успеха в управлении. Указанные принципы носят обобщенный характер и не могут полностью охватить все многообразие управления туристским предприятием. На основе принципов менеджмента осуществляется выбор целей, стратегии, методов, стилей, организационных структур управления. Руководство предприятия должно постоянно следить за проведением в жизнь принципов управления, формируя единство подходов в их применении у менеджеров различных уровней и всего персонала.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.