Туристское предприятие – это организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью в сфере туризма. Большинство туристских предприятий Республики Беларусь являются коммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность для получения прибыли и ее использования на накопление и потребление.
В туристской отрасли функционируют различные туристские предприятия. Одни из них представляют клиентам исключительно туристские услуги (предприятия первичных услуг), а для других туризм – это одно из нескольких второстепенных направлений их коммерческой деятельности (предприятия вторичных услуг). Некоторые туристские предприятия в зависимости от выполняемых ими функций одновременно принадлежат и к одной, и к другой категории (например, городские рестораны и кафе).
Среди предприятий первичных услуг исключительно важное значение для развития туризма имеет работа туроператоров, которые осуществляют формирование и реализацию туристского продукта. Их можно классифицировать по размерам, региону действия, ширине и глубине программы, экономическим целям.
Часто туроператоры для реализации своего турпродукта пользуются услугами турпосредников и турбюро.Турпосредники отличаются друг от друга ассортиментом услуг, правовым и экономическим положением, величиной предприятия, разным объемом работ и услуг. В зависимости от ассортимента услуг выделяют: турбюро, предлагающее полный набор туристских услуг; бюро путешествий и экскурсий; специализированные бюро; турбюро по продаже «горящих» путевок, дешевых билетов на самолет; турбюро-филиал; отдел бронирования; турбюро по приему туристов; туристский отдел, не являющийся туристским предприятием.
К предприятиям первичных услуг относятся также транспортные предприятия специального назначения, гостиничные предприятия, а также группа прочих предприятий (кредитные учреждения, страховые компании, станции проката спортивного и туристского инвентаря, рекламные агентства и др.), специализирующихся на обслуживании туристов.
В группу предприятий вторичных услуг входят предприятия общественного питания, транспорта, производственные, торговые, а также предприятия сферы бытовых услуг. Общим признаком всех предприятий вторичных услуг является невозможность точного определения объема товаров и услуг, которыми пользуются туристы.
С точки зрения менеджмента туристское предприятие – это открытая система, представленная совокупностью элементов, организованных по определенным принципам, взаимосвязанных с помощью информационных потоков, подчиненных единой цели. Каждое предприятие имеет свою внутреннюю среду, включающую в себя совокупность внутренних элементов (рис. 2.1).
Технологии |
Цели |
Работники |
Структура |
Организационная культура |
Рис. 2.1. Взаимосвязь внутренних элементов туристского предприятия
Все составляющие внутренней среды туристского предприятия тесно взаимосвязаны. Они воздействуют на предприятие изнутри и могут контролироваться и корректироваться. Изменяя основные элементы внутренней среды, администрация предприятия (или менеджер) осуществляет управленческое воздействие, обеспечивая, таким образом, существование, функционирование и развитие предприятия.
Основой предприятия, его важнейшим ресурсом являются работники. Никакая структура или технология не обеспечат решения стоящих перед предприятием задач без сотрудничества людей. Именно они создают турпродукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат. Поэтому персонал для менеджера является центральным фактором и предметом управления.
Как любая открытая система туристское предприятие взаимодействует с внешней средой и зависит от нее. В зависимости от степени воздействия различают среду прямого и косвенного воздействия (рис. 2.2). Непосредственно (прямо) влияют на предприятие потребители, поставщики, посредники, конкуренты, законы и государственные органы. Косвенное влияние на деятельность предприятия оказывают состояние экономики и экологии, научно-технический прогресс и развитие новых технологий, политические и социокультурные факторы, международное окружение.
Факторы внешней среды постоянно меняются и могут создавать как благоприятные возможности, так и угрозы для туристских предприятий. Поэтому менеджмент предприятия должен постоянно наблюдать за этими неконтролируемыми факторами и соответственно реагировать на них.
Среда косвенного воздействия Экономика |
Технологии |
Политика |
Между-народная среда |
Социально-культурная среда |
Экология |
ПРЕДПРИЯТИЕ |
Среда прямого воздействия Потребители |
Поставщики |
Конкуренты |
Законы и госорганы |
Посредники |
Рис. 2.2. Внешняя среда туристского предприятия
Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.