Интеллектуально-мнестические нарушения личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Помимо духовно-нравственного отупения происходят и изменения личности органического характера, проявляющи еся в нарушениях интеллектуальных способностей, а также снижении памяти. Это и составляет основу интеллектуаль-но-мнестических нарушений. Проявляется это в виде посте­пенной утраты интересов к общественной и семейной жизни, все большей и большей замыкаемости в кругу себе подобных. Все мысли сосредотачиваются на наркотиках. Развивается примитивность взглядов, в разговоре и суждениях отмечают­ся зацикливание на мелочах и неумение выделить главного, невозможность обобщить обсуждаемое. Нарушается концен­трация внимания, а отсюда отвлекаемость при беседе и не­возможность следить за ходом разговора.

Важной особенностью данного синдрома является сниже­ние общей памяти, а также мотивационной памяти (мотивация к побуждение к действию). Этим может объясняться стран­ность в их поведении, когда резко меняются решения, именно 8 силу поражения мотивационной памяти: сейчас одно реше­ние, а через час - другое, сегодня одно - завтра другое. Сниже­ние памяти приводит и к забыванию определенных моментов своей жизни, особенно после приема больших доз наркотиков.

Отмечается также замедленность мышления (когда "туго соображают", не сразу понимают смысл сказанного или про­читанного) и бедность воображения с нарушением непо­средственной или опосредованной памяти. В связи с этими особенностями мышления и памяти сложные ситуации ста­вят их в тупик, и при этом у них проявляется растерянность и непонимание происходящего.

. Обедненность мышления приводит к развитию у них пло­ского, неинтересного юмора, поэтому в обычной, ненаркома-нической среде, они воспринимаются без интереса, хотя они И сами стараются уже избегать общества, интеллектуально находящегося выше них.

Все эти перечисленные особенности личности наркозави­симого расцениваются как "органическое снижение уровня личности с десоциализацией".

По мере наркотизации индивидуальные черты характера все более и более сглаживаются, нивелируются (т.е. уменьша­ются), и они все больше и больше становятся похожими друг На друга. Поведение их определяется психопатоподобными Расстройствами, часто истерического характера, и эмоцио­нальными нарушениями (нарушениями эмоций и настрое ния), то есть у них развивается своеобразный наркоманичес-кий дефект личности - "наркоманическая личность".

Вот как описывает подобное состояние один из наших бывших наркоманов Александр С., исповедь которого мы привели в начале нашей книги:

"После нескольких лет употребления наркотика появ­ ляется неверие в выздоровление, жизнь теряет свою при­влекательность и интерес. Она кажется серой, однооб­ разной, скучной, никчемной. Настоящих жизненных интересов нет, есть только один интерес - достать кайф и вся жизнь этим определяется. Отсутствует страх пе­ ред смертью и милицией: когда надо найти кайф, идешь на все и никакого страха! Развивается апатия к явлени­ ям жизни, которые в нормальной жизни вызвали бы страх. Вот почему многие наши воины в Афганистане и Чечне, накурившись марихуаны или наколовшись герои­ ном, теряли страх перед боем и шли в него, сломя голову, и казались совсем бесстрашными. Инстинкт самосохра­нения при этом теряется. В состоянии "наркоты" идешь на все, и то, что раньше тебе казалось страшным, те­ перь не страшно и не имеет никакой нравственной цен­ ности. В этом состоянии можно запросто убить челове­ ка, совершить любое преступление, и ни о какой совести и раскаянии в этом случае и речи быть не может. Насту­ пает нравственное отупение, иначе и не назовешь это состояние. Теперь, когда ко мне вернулось сознание и я приобрел понятие о Боге и Законе Божием, я понимаю, что в таком "безумном" состоянии человеком управляет совсем другая сила: не героиновая, а разумная и зломыс-лящая, та, о которой сказал ФМ. Достоевский: "Здесь дьявол с Богом борется, и поле битвы - сердца людей".

Человек в таком состоянии превращается в полного раба своей страсти, и у него нет ни сил, ни, главное, же­лания сопротивляться ей. Это состояние есть одержи­ мость. Чем или кем? С моей точки зрения - и наркоти­ ком, и бесом. Одержимость эта столь велика, что человек теряет основной инстинкт сохранения жизни. Я это пережил на себе и знаю, когда просыпаешься ут­ром и нужен, обязательно нужен кайф, а его нет, готов идти на все! И я шел: вырывал сумки из рук, у малолетних снимал куртки, выбивал стекла в автомобилях и выдирал магнитолы, делал и многое другое, лишь бы раздобыть кайф. Осмысляя прожитые годы, теперь со­ жалеешь о том, как много потерял.

У наркомана, который целиком вошел в свою нарко- маническую нишу и ушел на свое наркоманическое дно, где некоторое время пребывал и я, развивается особая одержимость - одержимость смертью. У таких больных развивается полная апатия к жизни: здоровья нет, ВОЗВРАЩЕНИЯ К ЖИЗНИ нет, все - ты уже не жилец, докалывайся дальше. Одно время, правда недолгое, было такое и со мной.

Неверие в выздоровление, апатия к жизни и обществу, безразличие к своей судьбе приводят к полному отсутст­ вию сопротивляемости болезни и делают нас полными ее рабами. Один мой друг заявил: "Мне на все наплевать, все мне безразлично. Пусть мне отрежут обе ноги, только бы каждый день давали героин. Я согласен на такую жизнь". Я знаю, что часто наркоманы умирают не от передози­ ровки наркотика, а умирают от своей обычной дозы из-за резкого истощения организма и, главное, от интоксика-ц ии мозга. Последний уже как бы перестает посылать им­пульсы к жизненно важным центрам, и организм не справ­ ляется с обычной дозой наркотика (это объяснение бывшего наркомана, но как оно близко к научному объясне­ нию! Однако должен сказать, что Александр, автор этих строк, г все же медик - прим. автора). Большое значение здесь, по- видимому, имеют развивающиеся нарушения эмоциональ- \но-волевой сферы - полная преданность рабству греха". I По-моему, сам бывший наркоман прекрасно описал со­стояние личности наркозависимого в стадии наркотизации. Недавно мне пришлось беседовать и исповедовать вновь пришедшего к нам молодого человека 25 лет с почти восьми­летним наркоманическим стажем. Его личностные особен­ности вполне совпадали с описанными выше. Он сказал: "Я не работаю и не учусь, у меня к этому никакого желания нет, мне все равно, так же как все равно - буду жить или скоро умру. Знаю, что наркоманы долго не живут, сам \уже несколько раз пытался покончить с собой, видите у меня порезанные руки. Меня ничто не интересует, мне надоела такая жизнь, и я не знаю, зачем она нужна. Но вот ваши друзья уговорили придти к Вам и уверили, буд­ то меня можно спасти. А зачем меня спасать, кому я ну­жен? Я - преступник, вор, на моей совести много квар­ тирных и уличных краж, скольких людей я обманул. Единственно в чем я не грешен, так это в том, что ни­когда никого не ударил, не бил, рука моя в этом отноше­нии чиста. Книг не читаю. Зачем? Это пустое дело. Был ли в театре? Да, был в детстве. Мое отношение к Богу и церкви? Думаю, что Бог есть, но Он так далек от меня, а я- от Него, так что между нами космическое рассто­яние. К тому же такой грешник, как я, Богу не нужен, я - пустое место, что есть я, что нет, а для людей и вооб­ще вредный человек, ни на что не способен, кроме того как доставать наркотик путем обмана и воровства. Нет, убивать людей ради этого не буду, но вот парази­там ментам котел бы как-то насолить, отомстить и не столько за себя, сколько за моих, друзей и знакомых, ко­торым они сделали много зла. Я знаю, что они нажива­ются на нас, жиреют, берут дань с барыг и оберегают их, сами же торгуют наркотиками и даже подсажива­ют на них. Да, я знаю такие случаи. Скольких ребят и девчат наркоманов они посадили только для того, что­бы выполнить план по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Если Бог есть, то Он им отомстит. Пусть они это знают, — отольются кошке мышкины слезки. Сейчас я ни на что не способен, нет ни сил, ни желания, ни возможностей. Хотелось бы вновь стать нормальным человеком? Да, хотелось бы, но я в это не верю".

Вот психологический портрет недавно пришедшего к нам наркозависимого молодого человека. В результате нашей дли­тельной беседы он согласился на исповедь, исповедовался, причем, к моему удивлению и радости, исповедь носила чис­тосердечный характер, без фальши, была действительно ис­кренней, правда, с непониманием многих вопросов, и тогда мы надолго застревали на них и находили взаимопонимание. Удивительно, но ушел он после исповеди окрыленный надеж­дой на новую жизнь, и в нем загорелась надежда и вера на ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЖИЗНЬ. Забегая вперед, хочу отметить, что и этот молодой человек - Андрей, 25 лет, с почти восьми летним наркоманическим стажем, пройдя после исповеди ле­чение в наркологическом стационаре, прекратил употребле­ние наркотиков, нашел в себе силы поменять свой образ жиз­ни и даже устроился на работу. Мы не можем сказать, насколько глубоки его вера, желание исправиться и завися­щая от этого пока недолгая ремиссия. Но все же, как он мне сказал, это его первая серьезная попытка, основанная на осо­знании своей греховности, переоценке жизненных ценностей т, безусловно, свидетельствующая об относительном харак­тере его "деградации" и развитии "наркоманической личнос­ти".

Практика духовной реабилитации наркозависимой моло­дежи показывает именно относительный характер интеллек-туально-мнестической, духовно-нравственной и социальной деградации личности. Мне кажется, что мы вправе говорить, в первую очередь, не о деградации личности наркомана, а о синдроме депривации духовности, понимаемой именно в христианском смысле. Депривация (т.е. лишение) духовнос­ти и любви в детстве и отрочестве не дают возможности раз­виться духовным способностям, отрывают человека от Бога и закрывают путь к Нему и этим способствуют развитию са­мых разнообразных пороков и страстей. Депривация духов­ности и любви лежит, с нашей точки зрения, и в основе раз­вития деградации личности наркозависимых, по крайней мере, как одна из важных ее причин.

И.А. Жмуров (Жмуров И.А. Психопатология. - Иркутск: Издательство Иркутского университета. - Ч.2. - 1994. — 230с.) пишет, что "употребление опьяняющих субстанций мо­жет быть обусловлено тяжелыми, невосполнимыми потеря­ми, утратой или дискредитацией важнейших ценностей... Ес­ли потерявший опору человек начинает, к примеру, выпивать, он не может рассчитывать на обретение утраченных симво­лов веры". Сказано, с нашей точки зрения, верно, но только, пожалуй, это касается в основном не наркотиков и не подро­стков и молодежи, ибо им терять было нечего - у них духов­но-религиозные ценности отсутствовали изначально, они не были сформированы, они были лишены их, т.е. изначально имелся синдром депривации этих ценностей, что и не позво­лило им проявить себя в качестве духовно-религиозной лич­ности с жизненными и духовными ценностями, определяемы ми Евангелием. Это подтверждается и словами В. Франкла, которые приводит И.А. Жмуров, о том, что у 90% больных ал­коголизмом и 100% (!) пациентов-наркозависимых выявляет­ся потеря смысла существования (Франкл В. Человек в поис­ках смысла жизни. / Перевод с англ, и нем. -М., 1990. -368 с.). Только здесь опять-таки следует говорить не о потере, а об изначальном отсутствии смысла жизни именно в духовном понимании этого явления, т.е. о синдроме депривации религи­озно-духовного воспитания. В пользу этого говорит и наш опыт общения с наркозависимой молодежью, показавший от­сутствие такового воспитания в семьях и то, что обретение ве­ры и становление христианской духовности способствует вы­ходу из наркозависимости и изменению образа жизни, и исчезновению при этом тех личностных признаков, которые свидетельствуют о якобы развившейся социальной, духовно-нравственной и интеллектуально-мнестической деградации.

Я нисколько не отрицаю и существование настоящей де­градации личности, приводящей и к необратимым изменени­ям, но все же часто мы за фасадом внешних изменений не замечаем истинной души молодого человека, которая оказы­вается довольно богатой и чуткой. Не заметив этой души, а увидев только "наркомана" и преступника, и обделив своею помощью, мы обрекаем ее на духовное умирание. Мне при­ходилось разговаривать со священниками, которые смотре­ли на наркозависимых молодых людей, как на злодеев и пре­ступников, и считали, что незачем ими заниматься, все равно ничего хорошего из них не выйдет. И эти священники полностью потеряли авторитет у молодых людей.

Выявляемая врачами-наркологами и психологами дегра­дация личности, безусловно, имеется, но она до определенно­го времени носит обратимый характер и является, по сущест­ву, проявлением синдрома депривации духовности и любви в семье, дефиците религиозного, именно христианского, вос­питания. В пользу этого свидетельствует и то, что мы наблю­дали тяжелую наркозависимость с 10-12 и даже 20-летним стажем, но после ее снятия, у этих лиц не наблюдалось тяже­лых последствий личностных изменений. Однако не следует думать, что к нам приходят только такие молодые люди. Это не так. Люди приходят с самым разнообразным психологиче­ским типом и разнообразными психическими и характерологическими особенностями, и это, безусловно, следует учиты­вать в реабилитационной работе с наркозависимыми, иначе можно столкнуться с очень неприятными неожиданностями. Конечно, благодать Божия действует на каждого человека и исправляет, казалось бы, неисправимого грешника. Но этот процесс исправления грешника не является односторонним: требуется и активная работа самого наркозависимого по сво­ему исправлению. Промысел Божий, безусловно, руководит этим процессом, но человеческий фактор вне всякого сомне­ния играет далеко не последнюю роль.  И заблуждаются те священники и верующие, которые ду­мают, что только молитвой и чудом, т.е. непосредственным вмешательством Божиим, можно помочь этим несчастным. Промысел Божий лучше всего проявляется в том случае, когда человек открывает двери души своей идущему к нему Богу и сам идет к нему. Господь пришел не праведников спа­сти, но грешников, и первый, кто оказался с Ним в раю -разбойник, то есть великий грешник. Но и он оказался с Бо­гом в раю потому, что первый сделал шаг к Нему и признал себя грешником, то есть покаялся. Давайте вспомним эту евангельскую историю о разбойнике благоразумном: "Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: "Если Ты Христос, спаси себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал". И сказал Иисусу: "Помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое!" И сказал ему Иисус: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю" (Лк., 39-43).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 171.