Помимо духовно-нравственного отупения происходят и изменения личности органического характера, проявляющи еся в нарушениях интеллектуальных способностей, а также снижении памяти. Это и составляет основу интеллектуаль-но-мнестических нарушений. Проявляется это в виде постепенной утраты интересов к общественной и семейной жизни, все большей и большей замыкаемости в кругу себе подобных. Все мысли сосредотачиваются на наркотиках. Развивается примитивность взглядов, в разговоре и суждениях отмечаются зацикливание на мелочах и неумение выделить главного, невозможность обобщить обсуждаемое. Нарушается концентрация внимания, а отсюда отвлекаемость при беседе и невозможность следить за ходом разговора.
Важной особенностью данного синдрома является снижение общей памяти, а также мотивационной памяти (мотивация к побуждение к действию). Этим может объясняться странность в их поведении, когда резко меняются решения, именно 8 силу поражения мотивационной памяти: сейчас одно решение, а через час - другое, сегодня одно - завтра другое. Снижение памяти приводит и к забыванию определенных моментов своей жизни, особенно после приема больших доз наркотиков.
Отмечается также замедленность мышления (когда "туго соображают", не сразу понимают смысл сказанного или прочитанного) и бедность воображения с нарушением непосредственной или опосредованной памяти. В связи с этими особенностями мышления и памяти сложные ситуации ставят их в тупик, и при этом у них проявляется растерянность и непонимание происходящего.
. Обедненность мышления приводит к развитию у них плоского, неинтересного юмора, поэтому в обычной, ненаркома-нической среде, они воспринимаются без интереса, хотя они И сами стараются уже избегать общества, интеллектуально находящегося выше них.
Все эти перечисленные особенности личности наркозависимого расцениваются как "органическое снижение уровня личности с десоциализацией".
По мере наркотизации индивидуальные черты характера все более и более сглаживаются, нивелируются (т.е. уменьшаются), и они все больше и больше становятся похожими друг На друга. Поведение их определяется психопатоподобными Расстройствами, часто истерического характера, и эмоциональными нарушениями (нарушениями эмоций и настрое ния), то есть у них развивается своеобразный наркоманичес-кий дефект личности - "наркоманическая личность".
Вот как описывает подобное состояние один из наших бывших наркоманов Александр С., исповедь которого мы привели в начале нашей книги:
"После нескольких лет употребления наркотика появ ляется неверие в выздоровление, жизнь теряет свою привлекательность и интерес. Она кажется серой, однооб разной, скучной, никчемной. Настоящих жизненных интересов нет, есть только один интерес - достать кайф и вся жизнь этим определяется. Отсутствует страх пе ред смертью и милицией: когда надо найти кайф, идешь на все и никакого страха! Развивается апатия к явлени ям жизни, которые в нормальной жизни вызвали бы страх. Вот почему многие наши воины в Афганистане и Чечне, накурившись марихуаны или наколовшись герои ном, теряли страх перед боем и шли в него, сломя голову, и казались совсем бесстрашными. Инстинкт самосохранения при этом теряется. В состоянии "наркоты" идешь на все, и то, что раньше тебе казалось страшным, те перь не страшно и не имеет никакой нравственной цен ности. В этом состоянии можно запросто убить челове ка, совершить любое преступление, и ни о какой совести и раскаянии в этом случае и речи быть не может. Насту пает нравственное отупение, иначе и не назовешь это состояние. Теперь, когда ко мне вернулось сознание и я приобрел понятие о Боге и Законе Божием, я понимаю, что в таком "безумном" состоянии человеком управляет совсем другая сила: не героиновая, а разумная и зломыс-лящая, та, о которой сказал ФМ. Достоевский: "Здесь дьявол с Богом борется, и поле битвы - сердца людей".
Человек в таком состоянии превращается в полного раба своей страсти, и у него нет ни сил, ни, главное, желания сопротивляться ей. Это состояние есть одержи мость. Чем или кем? С моей точки зрения - и наркоти ком, и бесом. Одержимость эта столь велика, что человек теряет основной инстинкт сохранения жизни. Я это пережил на себе и знаю, когда просыпаешься утром и нужен, обязательно нужен кайф, а его нет, готов идти на все! И я шел: вырывал сумки из рук, у малолетних снимал куртки, выбивал стекла в автомобилях и выдирал магнитолы, делал и многое другое, лишь бы раздобыть кайф. Осмысляя прожитые годы, теперь со жалеешь о том, как много потерял.
У наркомана, который целиком вошел в свою нарко- маническую нишу и ушел на свое наркоманическое дно, где некоторое время пребывал и я, развивается особая одержимость - одержимость смертью. У таких больных развивается полная апатия к жизни: здоровья нет, ВОЗВРАЩЕНИЯ К ЖИЗНИ нет, все - ты уже не жилец, докалывайся дальше. Одно время, правда недолгое, было такое и со мной.
Неверие в выздоровление, апатия к жизни и обществу, безразличие к своей судьбе приводят к полному отсутст вию сопротивляемости болезни и делают нас полными ее рабами. Один мой друг заявил: "Мне на все наплевать, все мне безразлично. Пусть мне отрежут обе ноги, только бы каждый день давали героин. Я согласен на такую жизнь". Я знаю, что часто наркоманы умирают не от передози ровки наркотика, а умирают от своей обычной дозы из-за резкого истощения организма и, главное, от интоксика-ц ии мозга. Последний уже как бы перестает посылать импульсы к жизненно важным центрам, и организм не справ ляется с обычной дозой наркотика (это объяснение бывшего наркомана, но как оно близко к научному объясне нию! Однако должен сказать, что Александр, автор этих строк, г все же медик - прим. автора). Большое значение здесь, по- видимому, имеют развивающиеся нарушения эмоциональ- \но-волевой сферы - полная преданность рабству греха". I По-моему, сам бывший наркоман прекрасно описал состояние личности наркозависимого в стадии наркотизации. Недавно мне пришлось беседовать и исповедовать вновь пришедшего к нам молодого человека 25 лет с почти восьмилетним наркоманическим стажем. Его личностные особенности вполне совпадали с описанными выше. Он сказал: "Я не работаю и не учусь, у меня к этому никакого желания нет, мне все равно, так же как все равно - буду жить или скоро умру. Знаю, что наркоманы долго не живут, сам \уже несколько раз пытался покончить с собой, видите у меня порезанные руки. Меня ничто не интересует, мне надоела такая жизнь, и я не знаю, зачем она нужна. Но вот ваши друзья уговорили придти к Вам и уверили, буд то меня можно спасти. А зачем меня спасать, кому я нужен? Я - преступник, вор, на моей совести много квар тирных и уличных краж, скольких людей я обманул. Единственно в чем я не грешен, так это в том, что никогда никого не ударил, не бил, рука моя в этом отношении чиста. Книг не читаю. Зачем? Это пустое дело. Был ли в театре? Да, был в детстве. Мое отношение к Богу и церкви? Думаю, что Бог есть, но Он так далек от меня, а я- от Него, так что между нами космическое расстояние. К тому же такой грешник, как я, Богу не нужен, я - пустое место, что есть я, что нет, а для людей и вообще вредный человек, ни на что не способен, кроме того как доставать наркотик путем обмана и воровства. Нет, убивать людей ради этого не буду, но вот паразитам ментам котел бы как-то насолить, отомстить и не столько за себя, сколько за моих, друзей и знакомых, которым они сделали много зла. Я знаю, что они наживаются на нас, жиреют, берут дань с барыг и оберегают их, сами же торгуют наркотиками и даже подсаживают на них. Да, я знаю такие случаи. Скольких ребят и девчат наркоманов они посадили только для того, чтобы выполнить план по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Если Бог есть, то Он им отомстит. Пусть они это знают, — отольются кошке мышкины слезки. Сейчас я ни на что не способен, нет ни сил, ни желания, ни возможностей. Хотелось бы вновь стать нормальным человеком? Да, хотелось бы, но я в это не верю".
Вот психологический портрет недавно пришедшего к нам наркозависимого молодого человека. В результате нашей длительной беседы он согласился на исповедь, исповедовался, причем, к моему удивлению и радости, исповедь носила чистосердечный характер, без фальши, была действительно искренней, правда, с непониманием многих вопросов, и тогда мы надолго застревали на них и находили взаимопонимание. Удивительно, но ушел он после исповеди окрыленный надеждой на новую жизнь, и в нем загорелась надежда и вера на ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЖИЗНЬ. Забегая вперед, хочу отметить, что и этот молодой человек - Андрей, 25 лет, с почти восьми летним наркоманическим стажем, пройдя после исповеди лечение в наркологическом стационаре, прекратил употребление наркотиков, нашел в себе силы поменять свой образ жизни и даже устроился на работу. Мы не можем сказать, насколько глубоки его вера, желание исправиться и зависящая от этого пока недолгая ремиссия. Но все же, как он мне сказал, это его первая серьезная попытка, основанная на осознании своей греховности, переоценке жизненных ценностей т, безусловно, свидетельствующая об относительном характере его "деградации" и развитии "наркоманической личности".
Практика духовной реабилитации наркозависимой молодежи показывает именно относительный характер интеллек-туально-мнестической, духовно-нравственной и социальной деградации личности. Мне кажется, что мы вправе говорить, в первую очередь, не о деградации личности наркомана, а о синдроме депривации духовности, понимаемой именно в христианском смысле. Депривация (т.е. лишение) духовности и любви в детстве и отрочестве не дают возможности развиться духовным способностям, отрывают человека от Бога и закрывают путь к Нему и этим способствуют развитию самых разнообразных пороков и страстей. Депривация духовности и любви лежит, с нашей точки зрения, и в основе развития деградации личности наркозависимых, по крайней мере, как одна из важных ее причин.
И.А. Жмуров (Жмуров И.А. Психопатология. - Иркутск: Издательство Иркутского университета. - Ч.2. - 1994. — 230с.) пишет, что "употребление опьяняющих субстанций может быть обусловлено тяжелыми, невосполнимыми потерями, утратой или дискредитацией важнейших ценностей... Если потерявший опору человек начинает, к примеру, выпивать, он не может рассчитывать на обретение утраченных символов веры". Сказано, с нашей точки зрения, верно, но только, пожалуй, это касается в основном не наркотиков и не подростков и молодежи, ибо им терять было нечего - у них духовно-религиозные ценности отсутствовали изначально, они не были сформированы, они были лишены их, т.е. изначально имелся синдром депривации этих ценностей, что и не позволило им проявить себя в качестве духовно-религиозной личности с жизненными и духовными ценностями, определяемы ми Евангелием. Это подтверждается и словами В. Франкла, которые приводит И.А. Жмуров, о том, что у 90% больных алкоголизмом и 100% (!) пациентов-наркозависимых выявляется потеря смысла существования (Франкл В. Человек в поисках смысла жизни. / Перевод с англ, и нем. -М., 1990. -368 с.). Только здесь опять-таки следует говорить не о потере, а об изначальном отсутствии смысла жизни именно в духовном понимании этого явления, т.е. о синдроме депривации религиозно-духовного воспитания. В пользу этого говорит и наш опыт общения с наркозависимой молодежью, показавший отсутствие такового воспитания в семьях и то, что обретение веры и становление христианской духовности способствует выходу из наркозависимости и изменению образа жизни, и исчезновению при этом тех личностных признаков, которые свидетельствуют о якобы развившейся социальной, духовно-нравственной и интеллектуально-мнестической деградации.
Я нисколько не отрицаю и существование настоящей деградации личности, приводящей и к необратимым изменениям, но все же часто мы за фасадом внешних изменений не замечаем истинной души молодого человека, которая оказывается довольно богатой и чуткой. Не заметив этой души, а увидев только "наркомана" и преступника, и обделив своею помощью, мы обрекаем ее на духовное умирание. Мне приходилось разговаривать со священниками, которые смотрели на наркозависимых молодых людей, как на злодеев и преступников, и считали, что незачем ими заниматься, все равно ничего хорошего из них не выйдет. И эти священники полностью потеряли авторитет у молодых людей.
Выявляемая врачами-наркологами и психологами деградация личности, безусловно, имеется, но она до определенного времени носит обратимый характер и является, по существу, проявлением синдрома депривации духовности и любви в семье, дефиците религиозного, именно христианского, воспитания. В пользу этого свидетельствует и то, что мы наблюдали тяжелую наркозависимость с 10-12 и даже 20-летним стажем, но после ее снятия, у этих лиц не наблюдалось тяжелых последствий личностных изменений. Однако не следует думать, что к нам приходят только такие молодые люди. Это не так. Люди приходят с самым разнообразным психологическим типом и разнообразными психическими и характерологическими особенностями, и это, безусловно, следует учитывать в реабилитационной работе с наркозависимыми, иначе можно столкнуться с очень неприятными неожиданностями. Конечно, благодать Божия действует на каждого человека и исправляет, казалось бы, неисправимого грешника. Но этот процесс исправления грешника не является односторонним: требуется и активная работа самого наркозависимого по своему исправлению. Промысел Божий, безусловно, руководит этим процессом, но человеческий фактор вне всякого сомнения играет далеко не последнюю роль. И заблуждаются те священники и верующие, которые думают, что только молитвой и чудом, т.е. непосредственным вмешательством Божиим, можно помочь этим несчастным. Промысел Божий лучше всего проявляется в том случае, когда человек открывает двери души своей идущему к нему Богу и сам идет к нему. Господь пришел не праведников спасти, но грешников, и первый, кто оказался с Ним в раю -разбойник, то есть великий грешник. Но и он оказался с Богом в раю потому, что первый сделал шаг к Нему и признал себя грешником, то есть покаялся. Давайте вспомним эту евангельскую историю о разбойнике благоразумном: "Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: "Если Ты Христос, спаси себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал". И сказал Иисусу: "Помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое!" И сказал ему Иисус: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю" (Лк., 39-43).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 197.