Наш Центр стал заниматься реабилитацией наркозависимой молодежи с сентября 1998 года. За это время прошло немногим более 3000 молодых людей и девушек. Обращаемость наркозависимых в ДПЦ по годам составила:
Обращаемость в ДПЦ с 1998 по 2003 года и результаты реабилитации наркозависимых | ||||||
Годы | Число обратившихся | Проходили реабилитацию | Катамнестически обследовано из числа реабилитированных | Находятся в состоянии ремиссии | Умерли | Находятся в заключении |
1998 | 48 | 48 | 47 | 47 - 100% | - | |
1999 | 201 | 160 | 120 | 102 - 85% | 2 | 2 |
2000 | 756 | 600 | 156 | 134 - 83% | - | 10 |
2001 | 926 | 750 | 264 | 234 - 85% | 17 | 21 |
2002 | 440 | 408 | 244 | 148 - 61% | 11 | 21 |
2003 | 510 | - | - | - | - | 36 |
Почему такая неравномерная обращаемость по годам? Она вполне объяснима. В 1998 году мы только разработали нашу программу реабилитации наркозависимых и приступили к ее апробации. Естественно, мы никому об этом не говорили и стали реабилитировать тех единичных молодых людей, кто приходил в храм. Но вскоре "земля стала слухом полниться", и к нам стали приходить и приводить молодых людей по "слухам", разносившимся по Москве и даже вне ее. И только в 2000 году мы заявили о своем методе и стали делиться опытом реабилитации наркозависимых. О нас узнала вся страна, и поток наркозависимых значительно увеличился и достиг своего апогея в 2001 году. Но в 2002 году поток наркозависимых резко уменьшился. Это уменьшение числа обращавшихся к нам за помощью наркозависимых имеет под собой свои объективные причины.
Во-первых, из-за плохого урожая в 2001 г. в Афганистане в Россию резко уменьшилось поступление наркотиков. Героин стало труднее достать, и московским наркоманам пришлось рыскать по близлежащим областям (и не только) в поисках героина. Многие в это время перешли на другие наркотики: алкоголь, пиво, трамал, первитин, терпинкод, метадон. Именно с этого времени к нам пошли юные алкоголики с 13-14-летнего возраста и метадоновые наркозависимые.
Во-вторых, резко увеличилась смертность среди наркозависимых. Если в 90-е годы средняя продолжительность жизни наркомана на героине составляла в среднем 6-8 лет, то в 2001 году она составила уже 4,5-5 лет.
В-третьих, сыграла свою роль милиция: резко увеличился милицейский террор против наркоманов, их стали хватать и оформлять дела по 228ст., ч.4, т.е. как против наркоторговцев.
В-четвертых, по-видимому, сыграла свою роль и антинаркотическая пропаганда и профилактика наркомании среди школьников и учащихся лицеев, колледжей, ВУЗов.
В 2003 году число обращений наркозависимых вновь стало увеличиваться, но не резко, однако, с октября месяца поток наркозависимых вновь резко усилился. С моей точки зрения, это тенденция Москвы, и она не отражает истинную ситуацию по наркозависимости в стране. Во-первых, в других регионах ситуация остается очень тяжелой; во-вторых, все же многие наркоманы перешли на другие наркотики: трамал, кодеинсодержащие, лекарственные препараты, свободно продающиеся в аптеках, эфедринсодержащие. Кроме того, поток героина в 2003 году из Афганистана в Россию вновь усилился, не смотря (а именно из-за этого) на оккупацию Афганистана американцами.
Поэтому мы ожидаем в течение 2004 года увеличение числа наркозависимых. Героин свободно протекает по всем возможным каналам в Россию, таможня работает плохо, крупных наркоторговцев милиция не трогает, а охраняет, барыг выдаивает - "крышует". В настоящее время, безусловно, усилилась деятельность правоохранительных органов, особенно с организацией Государственного Комитета по контролю за наркотиками, однако эффективность этой работы еще остается слабой. Общественность вообще отдалилась от борьбы с наркобизнесом (за редким исключением) и не занимается этим.
Несмотря на то, что мы приводим число обратившихся в Центр более 2700 чел., на самом деле число обратившихся было гораздо большим, хотя мы и не может его точно назвать. 2831 чел. - это число обратившихся в регистратуру Центра и зарегистрированных в журналах врачей. Но имеется немалая группа молодых людей и девушек, которые ходили в храм, проходили духовную реабилитацию и не зарегистрировались в ДПЦ. Число их составляет не менее 20% от зарегистрированных. Таким образом, общее число обратившихся составляет более 3000 человек. Однако процентов 20 из обратившихся не находит для себя нужным и интересным проходить реабилитацию в Центре. Поэтому число реабилитированных меньше, чем обратившихся: 1966 плюс незарегистрированные в ДПЦ (не считая проходящих реабилитацию б 2003 году).
Все обращавшиеся к нам и проходящие реабилитацию при первичном посещении храма проходят индивидуальную исповедь. Исповедь наркозависимых, в отличие от других групп исповедующихся, имеет свою индивидуальную особенность: она, как правило, искренняя, с осознанием своих грехов, правдивая. Замечено, что наркозависимые на исповеди не лгут и не замалчивают своих грехов. И хотя ложь для наркомана - одна из главных особенностей его болезненного состояния души, на первой исповеди ложь не встретишь. Бывает, в последующем, когда он проходит уже активную реабилитацию, может умолчать о некоторых грехах или пойти на исповедь к другому священнику. Но на первой исповеди он целиком открывает свою душу и кается в самых тяжелых грехах - даже убийствах (если таковое было им совершено) или соучастии в убийстве.
Исповедь и духовные беседы, которые мы проводим с наркозависимыми, позволили создать вполне отчетливое мнение о главной причине наркомании.
Анализ религиозной жизни семей показал, что в подавляющем большинстве юноши и девушки происходили из безрелигиозных семей, не имеющих никакого понятия о Боге, религии, духовной жизни, заповедях Божиих. Практически никто из них не имел понятия о том, что такое грех, добродетель, целомудрие. Основные пороки общества были присущи практически всем молодым людям. Пастырское попечение о них показало, что никто из них не воспринимал блуд и прелюбодеяние как грех. Все обратившиеся к нам по проблеме наркомании вели блудный образ жизни, который подростки начинали с 14-16 лет, а девочки - с 12-13, реже - с 11 лет, и были в этом отношении гораздо активнее ребят. Никто из молодых людей и подростков не считал такую жизнь греховной, и большинство удивлялись, узнавая, что блуд и прелюбодеяние - это грех. Почти все они заявляли, что это естественная нормальная жизнь человека и избавляться от этого греха не хотели. Однако в процессе воцерковления и знакомства с Законом Божиим многие из них соглашались с тем, что это грех, и считали, что нельзя покончить с наркоманией, не покончив со всеми своими страстями.
Если и были религиозные семьи, то религиозность эта носила вторичный характер, как реакция семьи на несчастье. Из более чем 3000 молодых людей, обратившихся к нам по поводу наркомании, мне известны только 5 случаев, когда молодые люди происходили из первично верующей семьи. Обращает внимание, однако, на себя то, что в тех семьях, где родители становились верующими, процесс реабилитации молодых людей значительно облегчался или молодые люди под влиянием молитвы родителей обращались за помощью в ДПЦ сами. К нам приходят люди, так называемые верующие в душе или в принципе признающие Бога, а также и неверующие, но лояльно относящиеся к Церкви или желающие поверить в Бога. Наша практика общения с ними показывает, что в процессе активной работы они становятся верующими и быстро воцерковляются. Было несколько случаев, когда к нам приходили молодые люди из мусульманских семей, не нашедшие ни понимания своих проблем, ни помощи со стороны своих единоверцев. Они пришли к нам с глубокой верой, что только в Православной Церкви они получат спасение от своего недуга. Они принимали Святое Крещение и сразу же после крещения бросали прием наркотиков и становились активно верующими. Следует отметить, однако, что те молодые люди, которые не принимают веру и скептически относятся как к вере, так и к возможности исцеления, не удерживаются у нас и со скепсисом покидают ДПЦ. Они составляют как раз те 20%, которые не включаются в процесс реабилитации.
До 75 процентов молодых людей вели криминальный образ жизни с целью добывания денег для наркотиков, а остальные либо брали деньги у родителей (в состоятельных семьях), либо занимались распространением наркотиков с целью иметь их для себя, были так называемые "ходоки". Криминальный образ жизни, от мелких краж, угонов автомобилей и краж автомобильных аксессуаров до работы в организованных преступных группировках, вели многие наши подопечные. Можно смело утверждать, что процент моло-:• дых людей, связанных с криминальным миром, был выше и вполне может достигать значения 85-90.
Таким образом, мы можем утверждать, что основная причина наркомании является причиной не медико-биологической и не социально-экономической, а духовно-социальной, и в первую очередь, духовной. Наркомания - это не болезнь, в первую очередь, а грех, и болезнь только во вторую очередь. Это результат греховного образа жизни, жизни без Бога и вопреки Богу. Грехи порождают определенный образ жизни. Как вере соответствует определенный образ жизни, так и жизни вне веры соответствует свой образ жизни, который создает психический стереотип, программируя соответствующее поведение и создавая психотип человека, как бы запрограммировавший его на вполне определенный - греховный, образ жизни. Таким образом, в психику или в душу человека вложена грехом программа, и эту программу создал сам чело-|-век, конечно, при участии внешних воздействий: семейного поведения, улицы, средств- массовой информации, научения средой обитания, т.е. улицей, школой, друзьями.
И эта программа работает, заставляя жить именно так, как она составлена. Наша задача - изменить программу, вложенную в душу, т.е. изменить образ жизни, "начинку" души, изменить психотип наркомана, его мировоззрение. Этого нельзя достичь лечением, ибо грех не лечится. Можно ли вылечить грех, скажем, блуда или сребролюбия? Невозможно. С грехом можно бороться, его можно победить, умалять, его можно забывать (не забыть, а забывать). Поэтому в процессе реабилитации наркомании мало добиться прекращения приема наркотика. Это не есть исцеление. Рано или поздно греховная программа сработает. И нам нужно ее изменить. Но это — сложная задача, непосильная медицине, но посильная благодати Божией, которую человек получает в Церкви по вере своей. Мы знаем, что ни один грех не совершается без нашей собственной воли значит, надо менять, укреплять волю человека. В состоянии страсти человек является ее рабом, и его воля здесь бессильна. По мнению святых отцов, в состоянии страсти человек бессилен что-либо сделать со своей волей. Но вот здесь-то как раз и приходит на помощь человеку благодать Божия, когда человек обращается к Богу.
То, что греховный образ жизни порождает у наркомана особый психотип, определяющий его поведение, хорошо показано и психиатрами, и наркологами. А.А. Козлов (НИИ наркологии МЗ РФ, 1998) пишет о своеобразном "наркотическом типе" личности, который в процессе реабилитации и выхода из наркотизации может меняться. Греховный образ жизни сам по себе и сложившийся наркотический тип личности, как и преморбидные особенности личности, приводят к многочисленным психическим отклонениям, которые нельзя не учитывать в процессе реабилитации. На всех этапах этого процесса - абстинентном, постабстинентном, раннем восстановительном периоде и в состоянии ремиссии - заложенные в психотипе личностные болезненные особенности могут проявляться иногда самым неожиданным образом, поэтому тем священникам и другим лицам, кто будет помогать в духовной и социально-трудовой реабилитации наркоманов, все эти особенности следует обязательно знать и учитывать в своей работе. Без учета этих патологических изменений личности невозможно правильно наладить процесс реабилитации.
Приводим в качестве примера типичный случай развития наркомании у молодого человека, пришедшего к нам в конце 1998 г. После прохождения реабилитации резко изменил образ жизни: стал глубоко верующим человеком, отошел от вредных привычек, учится в университете на юридическом факультете, работает, помогает нам в реабилитации наркозависимых.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 198.