Постабстинентное состояние, которое развивается после абстиненции, или периода ломки, - особое состояние, именно этот период времени является очень важным для всей Дальнейшей реабилитации наркозависимых, По мнению наркологов, он длится от второй до четвертой недели после прекращения ломки. С нашей точки зрения, его следует продлить до периода не менее двух месяцев. Для тех священнослужителей и их православных помощников, которые пожелают заниматься духовной и социально-трудовой реабилитацией наркозависимой молодежи, необходимо четко себе представлять те особенности психоневрологического статуса и особенности поведения их подопечных, с которыми им наверняка придется столкнуться.
Как мы уже говорили, этот период времени очень важен для всей дальнейшей реабилитации. Именно в это время, с нашей точки зрения, выявляются возможности подопечного и во многом определяется прогноз самой реабилитации. Это период хрупкой потери зависимости от наркотика. Куда пойдет данный процесс - в сторону усиления этой потери и выработки устойчивой ремиссии или возврата к исходному состоянию - во многом зависит от умения душепопечителей правильно использовать это время, я бы сказал, передышки или своеобразного "перемирия" в тяжелой духовной войне с никогда не дремлющим врагом. Хотелось бы обратить внимание душепопечителей именно на этот, с нашей точки зрения, чрезвычайно важный факт - как мы сумеем воспользоваться этим временем "передышки", так дальше и сложится судьба наркозависимого.
В последнее время, когда мы столкнулись с эффектом "отмычки" (подробнее о нем будет сказано ниже), когда молодые люди прекращали потребление наркотиков сразу же после первого молебна, это не обрадовало, а напугало нас. Если в начале нашей работы с наркозависимыми время от начала их прихода в Душепопечительский центр до прекращения приема наркотиков составляло от нескольких недель до 1,5-2 месяцев и более, и за это время мы могли подготовить их к этому важному моменту и воцерковить, то теперь прекратившие прием наркотиков оказались совершенно неподготовленными и абсолютно невоцерковленными. А для невоцерковленного человека, остающегося в этом случае со всеми своими греховными привычками и страстями, прекращение употребления наркотиков означало лишь временную "передышку". Так оно и получилось с теми молодыми людьми, которые оказались вне нашего поля зрения или уехали б свой город (были и такие). Но те, с которыми мы сразу же начали вести активную душепопечительскую работу, воцер-ковлять их, стали на глазах духовно преображаться. Активное воцерковление и пастырское душепопечение приводили к осознанию ими своей греховности, развитию искреннего покаянного чувства. У них появлялось желание не просто прекратить принимать наркотики, но полностью изменить свой образ жизни на христианский.
Показательным является их отношение к блудным гре-хам. Когда они узнали, что блуд - тяжелый грех, то сами
уже пришли и к осознанию того, что этот грех несовместим с борьбой против наркотиков и пожелали отказаться от него. Вот пример поведения двух девятнадцатилетних ребят. Они - друзья, пришли в наш Центр одновременно и сразу же бросили употребление наркотиков, оказавшись под нашим активным душепопечением. Оба находились в блудной связи со своими подружками. Узнав на первичной беседе о грехе блуда, оба пожелали прекратить блудную жизнь и попросили меня поговорить с их подружками. Через неделю я поговорил с ними и принял у них исповедь. Обе они согласились прекратить блудную связь с этими молодыми людьми и пожелали ждать их излечения, после чего могли бы соединить свою жизнь с ними брачными узами по-христиански, Но одна из них на другой же день заявила своему другу, что она еще молода, такая жизнь ей не подходит, она хочет еще погулять и покинула его. Рассказывая мне об этом на очередной исповеди, этот молодой человек радовался, что Господь Бог так легко развязал этот нравственный узел.
Наш опыт реабилитации наркозависимой молодежи показал, что реабилитация, основанная на вере в Бога и активном воцерковлении, значительно отличается от медицинской. Мы постараемся показать, в чем заключаются эти отличия.
Согласно данным наркологии, в постабстинентном периоде у вышедших из состояния наркотизации чаще всего развивается стойкая агрипния, то есть бессонница. Она наблюдается почти у всех в этом периоде и имеет устойчивый и тяжелый характер. Бессонница часто очень изматывает, изнуряет больных. Приходится принимать немалое количество снотворных, или как говорят сами больные, соннитов. Бессонница может длиться до 1-2 месяцев. Однако следует отметить, что в тех случаях, когда реабилитация наших подопечных проходит в условиях монастыря или общины, когда они включены в общий режим молитвы и труда, бессонница проходит быстрее, не бывает столь тяжкой и изнурительной. Мы наблюдали случаи, когда бессонница проходила в условиях монастыря почти незаметно для боль кого. И в тех случаях, когда в условиях Москвы у наших наркозависимых отмечался эффект "отмычки", то есть когда они бросали употребление наркотика сразу же после первого молебна, бессонница также их не мучила, они быстро с нею справлялись, или она почти не проявлялась.
В качестве других проявлений нервно-психических нарушений у наркозависимых в этом периоде отмечаются озлобленность, повышенная раздражительность, легкая возбудимость по всякому поводу, импульсивность. В связи с этими особенностями их поведения могут возникать конфликтные ситуации в этот период реабилитации с душепопечителями, другими сотрудниками, родителями и близкими родственниками наркозависимых. Эту особенность их поведения надо знать и не реагировать, необходимо сглаживать конфликтные ситуации, проявлять максимум уважения, любви и терпения. Такое поведение душепопечителей несомненно будет вознаграждено пониманием со стороны наркозависимых.
Однако все же необходимо помнить, что в этот период могут происходить и досадные недоразумения с грубыми на- I рушениями режима. Душепопечители должны быть внимательными к подопечным и терпимыми, при этом стоит, помнить, что чем быстрее и активнее происходит воцерков-ление подопечных, тем менее выраженными бывают эти особенности и тем легче они разрешаются.
Врачи-наркологи, психиатры, психологи отмечают, что в постабстинентном периоде у больных нередко развиваются страхи (фобии). Страх перед неопределенным будущим, из-за отсутствия уверенности в своих силах и возможности удержаться перед соблазном очередного приема наркотиков, а также перед реакцией родителей и близких людей, от которых они зависят. У них развивается также страх перед собой - не справиться с воздержанием, а отсюда - страх перед суицидом - вскрыть себе вены, выброситься из окна, повеситься. Такой страх называется суицидофобией.
В начале этой главы мы уже отмечали, что постабстинентный период очень важен для нас и для наркозависимого, когда, по сути дела, решается во многом вопрос - в какую сторону пойдет процесс реабилитации, и это период хрупкого равновесия между наркотизацией и воздержанием. Наша задача заключается в том, чтобы направить этот процесс в нужное для нас русло. А это требует от душепопечителей большого внимания и напряжения духовных сил. Важно не пропустить намечающиеся тенденции в поведении и мыслях наших подопечных. Имеет большое значение кропотливая индивидуальная пастырская работа с подопечными, частая исповедь, усиление молитвы о них и их самих; особенно важным является не оставлять в этих случаях подопечных наедине с собой, целесообразно нагружать их посильной работой, чаще с ними беседовать при личном общении или по телефону.
Нередко в постабстинентном периоде развиваются апато-абуллический и депрессивный синдромы (причем депрессия часто с суицидальными тенденциями). В тех случаях, когда депрессия развивалась на фоне воцерковленности, молитвенного состояния, мы ни разу не наблюдали суицидальных попыток. Однако были случаи срывов в виде употребления алкогольных напитков, особенно пива. Пониженный фон настроения, общая вялость, снижение психоэнергетического потенциала, характерные для депрессивного состояния, которые сразу же сменяются оживленностью и приподнятым настроением, как только речь заходит о наркотиках. Душе-попечителям об этом необходимо помнить и постараться установить режим общения среди подопечных таким образом, чтобы не допускать никаких разговоров о наркотиках, так как они могут провоцировать желание раздобыть их или ухудшить психическое состояние.
' В некоторых случаях молодые Люди во время депрессии, особенно если в преморбидном состоянии отмечались склонность к употреблению алкогольных напитков или злоупотребление ими, переключались на употребление алкоголя, как бы заглушая депрессивное состояние. Если они не посещали храм и отходили от него, то алкоголизация приводила их к резкому злоупотреблению, окончательному отрыву от храма и затем - возврату к употреблению наркотиков. К счастью, среди наших подопечных таких случаев было мало.
Апатоабулический синдром - такое состояние, когда у больного развивается полное отсутствие воли, побуждений и желаний, бездеятельность, безразличие к себе, окружающим людям и событиям. Он нередко развивался у больных после лечения в наркологических стационарах, но практически не наблюдался у лиц, направленных в монастыри или об щину, а также у лиц, прекративших прием наркотиков после первого же молебна, т.е. при эффекте "отмычки". Если же священник стал свидетелем такого состояния у подопечного, следует путем духовных бесед, исповеди и других подходов вселить в молодого человека уверенность в преодолении этого тяжелого состояния. Большое значение имеет благожелательный контакт с молодым человеком, молитва с ним и разъяснение духовной причины данного состояния.
У многих больных в постабстинентном периоде наблюдаются аффективные нарушения, то есть быстрая смена настроения, гневливость, психическая, речевая и двигательная расторможенность с чувством страха, иногда сопровождающиеся истерическими реакциями. О быстрых сменах настроения с подобными особенностями необходимо знать и помнить, ибо священникам и другим душепопечителям наверняка придется сталкиваться с ними в своей работе. Не следовало бы реагировать на подобные состояния подопечных раздражением, гневом или какими-то мерами наказания. Это ведь состояния расстроенной наркотиком психики. Необходимо терпеливо отнестись, с мягкостью и уважительным отношением постараться успокоить молодого человека, а после успокоения и приведения его в нормальное состояние провести с ним духовную беседу, разъяснив значение смирения и терпения в христианской жизни и причину нарушения его настроения.
Вне всякого сомнения, значение духовного окормления священником подопечных в постабстинентном периоде имеет огромное значение для всего дальнейшего процесса реабилитации наркозависимых и определяет исход его проведения, поэтому отнестись к нему надо с особой ответственностью.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 196.