Нервно - психические нарушения в постабстинентном периоде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  

Постабстинентное состояние, которое развивается после абстиненции, или периода ломки, - особое состояние, имен­но этот период времени является очень важным для всей Дальнейшей реабилитации наркозависимых, По мнению наркологов, он длится от второй до четвертой недели после прекращения ломки. С нашей точки зрения, его следует про­длить до периода не менее двух месяцев. Для тех священно­служителей и их православных помощников, которые по­желают заниматься духовной и социально-трудовой реабилитацией наркозависимой молодежи, необходимо чет­ко себе представлять те особенности психоневрологическо­го статуса и особенности поведения их подопечных, с кото­рыми им наверняка придется столкнуться.

Как мы уже говорили, этот период времени очень важен для всей дальнейшей реабилитации. Именно в это время, с нашей точки зрения, выявляются возможности подопечного и во мно­гом определяется прогноз самой реабилитации. Это период хрупкой потери зависимости от наркотика. Куда пойдет данный процесс - в сторону усиления этой потери и выработки устойчи­вой ремиссии или возврата к исходному состоянию - во многом зависит от умения душепопечителей правильно использовать это время, я бы сказал, передышки или своеобразного "переми­рия" в тяжелой духовной войне с никогда не дремлющим вра­гом. Хотелось бы обратить внимание душепопечителей именно на этот, с нашей точки зрения, чрезвычайно важный факт - как мы сумеем воспользоваться этим временем "передышки", так дальше и сложится судьба наркозависимого.

В последнее время, когда мы столкнулись с эффектом "отмычки" (подробнее о нем будет сказано ниже), когда мо­лодые люди прекращали потребление наркотиков сразу же после первого молебна, это не обрадовало, а напугало нас. Если в начале нашей работы с наркозависимыми время от начала их прихода в Душепопечительский центр до прекра­щения приема наркотиков составляло от нескольких недель до 1,5-2 месяцев и более, и за это время мы могли подгото­вить их к этому важному моменту и воцерковить, то теперь прекратившие прием наркотиков оказались совершенно не­подготовленными и абсолютно невоцерковленными. А для невоцерковленного человека, остающегося в этом случае со всеми своими греховными привычками и страстями, прекра­щение употребления наркотиков означало лишь временную "передышку". Так оно и получилось с теми молодыми людь­ми, которые оказались вне нашего поля зрения или уехали б свой город (были и такие). Но те, с которыми мы сразу же начали вести активную душепопечительскую работу, воцер-ковлять их, стали на глазах духовно преображаться. Актив­ное воцерковление и пастырское душепопечение приводили к осознанию ими своей греховности, развитию искреннего покаянного чувства. У них появлялось желание не просто прекратить принимать наркотики, но полностью изменить свой образ жизни на христианский.

Показательным является их отношение к блудным гре-хам. Когда они узнали, что блуд - тяжелый грех, то сами

уже пришли и к осознанию того, что этот грех несовместим с борьбой против наркотиков и пожелали отказаться от не­го. Вот пример поведения двух девятнадцатилетних ребят. Они - друзья, пришли в наш Центр одновременно и сразу же бросили употребление наркотиков, оказавшись под на­шим активным душепопечением. Оба находились в блудной связи со своими подружками. Узнав на первичной беседе о грехе блуда, оба пожелали прекратить блудную жизнь и по­просили меня поговорить с их подружками. Через неделю я поговорил с ними и принял у них исповедь. Обе они согласи­лись прекратить блудную связь с этими молодыми людьми и пожелали ждать их излечения, после чего могли бы соеди­нить свою жизнь с ними брачными узами по-христиански, Но одна из них на другой же день заявила своему другу, что она еще молода, такая жизнь ей не подходит, она хочет еще погулять и покинула его. Рассказывая мне об этом на оче­редной исповеди, этот молодой человек радовался, что Гос­подь Бог так легко развязал этот нравственный узел.

Наш опыт реабилитации наркозависимой молодежи пока­зал, что реабилитация, основанная на вере в Бога и активном воцерковлении, значительно отличается от медицинской. Мы постараемся показать, в чем заключаются эти отличия.

Согласно данным наркологии, в постабстинентном пери­оде у вышедших из состояния наркотизации чаще всего раз­вивается стойкая агрипния, то есть бессонница. Она наблю­дается почти у всех в этом периоде и имеет устойчивый и тяжелый характер. Бессонница часто очень изматывает, из­нуряет больных. Приходится принимать немалое количест­во снотворных, или как говорят сами больные, соннитов. Бессонница может длиться до 1-2 месяцев. Однако следует отметить, что в тех случаях, когда реабилитация наших по­допечных проходит в условиях монастыря или общины, ког­да они включены в общий режим молитвы и труда, бессонни­ца проходит быстрее, не бывает столь тяжкой и изнурительной. Мы наблюдали случаи, когда бессонница проходила в условиях монастыря почти незаметно для боль кого. И в тех случаях, когда в условиях Москвы у наших наркозависимых отмечался эффект "отмычки", то есть когда они бросали употребление наркотика сразу же после перво­го молебна, бессонница также их не мучила, они быстро с нею справлялись, или она почти не проявлялась.

В качестве других проявлений нервно-психических нару­шений у наркозависимых в этом периоде отмечаются озлоб­ленность, повышенная раздражительность, легкая возбуди­мость по всякому поводу, импульсивность. В связи с этими особенностями их поведения могут возникать конфликтные ситуации в этот период реабилитации с душепопечителями, другими сотрудниками, родителями и близкими родственни­ками наркозависимых. Эту особенность их поведения надо знать и не реагировать, необходимо сглаживать конфликт­ные ситуации, проявлять максимум уважения, любви и тер­пения. Такое поведение душепопечителей несомненно будет вознаграждено пониманием со стороны наркозависимых.

Однако все же необходимо помнить, что в этот период мо­гут происходить и досадные недоразумения с грубыми на- I рушениями режима. Душепопечители должны быть вни­мательными к подопечным и терпимыми, при этом стоит, помнить, что чем быстрее и активнее происходит воцерков-ление подопечных, тем менее выраженными бывают эти особенности и тем легче они разрешаются.

Врачи-наркологи, психиатры, психологи отмечают, что в постабстинентном периоде у больных нередко развиваются страхи (фобии). Страх перед неопределенным будущим, из-за отсутствия уверенности в своих силах и возможности удержаться перед соблазном очередного приема наркоти­ков, а также перед реакцией родителей и близких людей, от которых они зависят. У них развивается также страх перед собой - не справиться с воздержанием, а отсюда - страх пе­ред суицидом - вскрыть себе вены, выброситься из окна, по­веситься. Такой страх называется суицидофобией.

В начале этой главы мы уже отмечали, что постабстинент­ный период очень важен для нас и для наркозависимого, когда, по сути дела, решается во многом вопрос - в какую сторону пойдет процесс реабилитации, и это период хрупкого равнове­сия между наркотизацией и воздержанием. Наша задача за­ключается в том, чтобы направить этот процесс в нужное для нас русло. А это требует от душепопечителей большого внима­ния и напряжения духовных сил. Важно не пропустить наме­чающиеся тенденции в поведении и мыслях наших подопеч­ных. Имеет большое значение кропотливая индивидуальная пастырская работа с подопечными, частая исповедь, усиление молитвы о них и их самих; особенно важным является не ос­тавлять в этих случаях подопечных наедине с собой, целесооб­разно нагружать их посильной работой, чаще с ними беседо­вать при личном общении или по телефону.

Нередко в постабстинентном периоде развиваются апато-абуллический и депрессивный синдромы (причем депрессия часто с суицидальными тенденциями). В тех случаях, когда депрессия развивалась на фоне воцерковленности, молит­венного состояния, мы ни разу не наблюдали суицидальных попыток. Однако были случаи срывов в виде употребления алкогольных напитков, особенно пива. Пониженный фон на­строения, общая вялость, снижение психоэнергетического потенциала, характерные для депрессивного состояния, ко­торые сразу же сменяются оживленностью и приподнятым настроением, как только речь заходит о наркотиках. Душе-попечителям об этом необходимо помнить и постараться ус­тановить режим общения среди подопечных таким образом, чтобы не допускать никаких разговоров о наркотиках, так как они могут провоцировать желание раздобыть их или ухудшить психическое состояние.

' В некоторых случаях молодые Люди во время депрессии, особенно если в преморбидном состоянии отмечались склон­ность к употреблению алкогольных напитков или злоупо­требление ими, переключались на употребление алкоголя, как бы заглушая депрессивное состояние. Если они не посе­щали храм и отходили от него, то алкоголизация приводила их к резкому злоупотреблению, окончательному отрыву от храма и затем - возврату к употреблению наркотиков. К сча­стью, среди наших подопечных таких случаев было мало.

Апатоабулический синдром - такое состояние, когда у больного развивается полное отсутствие воли, побуждений и желаний, бездеятельность, безразличие к себе, окружаю­щим людям и событиям. Он нередко развивался у больных после лечения в наркологических стационарах, но практиче­ски не наблюдался у лиц, направленных в монастыри или об щину, а также у лиц, прекративших прием наркотиков после первого же молебна, т.е. при эффекте "отмычки". Если же священник стал свидетелем такого состояния у подопечно­го, следует путем духовных бесед, исповеди и других подхо­дов вселить в молодого человека уверенность в преодолении этого тяжелого состояния. Большое значение имеет благо­желательный контакт с молодым человеком, молитва с ним и разъяснение духовной причины данного состояния.

У многих больных в постабстинентном периоде наблюда­ются аффективные нарушения, то есть быстрая смена наст­роения, гневливость, психическая, речевая и двигательная расторможенность с чувством страха, иногда сопровождаю­щиеся истерическими реакциями. О быстрых сменах наст­роения с подобными особенностями необходимо знать и по­мнить, ибо священникам и другим душепопечителям наверняка придется сталкиваться с ними в своей работе. Не следовало бы реагировать на подобные состояния подопеч­ных раздражением, гневом или какими-то мерами наказа­ния. Это ведь состояния расстроенной наркотиком психики. Необходимо терпеливо отнестись, с мягкостью и уважитель­ным отношением постараться успокоить молодого человека, а после успокоения и приведения его в нормальное состоя­ние провести с ним духовную беседу, разъяснив значение смирения и терпения в христианской жизни и причину нару­шения его настроения.

Вне всякого сомнения, значение духовного окормления священником подопечных в постабстинентном периоде имеет огромное значение для всего дальнейшего процесса реабили­тации наркозависимых и определяет исход его проведения, поэтому отнестись к нему надо с особой ответственностью.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 196.