Ремиссия - это перерыв в приеме наркотика, который может сопровождаться отсутствием влечения к нему как компульсивного (физиологического), так и психического. Это есть как бы "выздоровление" от наркозависимости. Фактически же - это уход от наркозависимости, не настоящее, а временное выздоровление. Поскольку мы на наркоманию смотрим как на духовную болезнь в форме тяжелейшей страсти, то есть как на грех, то утверждать о выздоровлении от греха бессмысленно. С грехом можно бороться и в борьбе - победить его и даже забыть о нем. Но грех в любой момент может вновь подступить к нам, ибо мы живем в мире "во зле лежащем", которое постоянно воздействует на нас. К тому же основная задача бесовского мира - вовлечь нас в грех, и они, как существа духовные, владеющие "знанием" о нашей психологии, имеют тысячи возможностей подтолкнуть нас ко греху.
И будет ли ремиссия настоящим выздоровлением или только временным перерывом в болезни, зависит от нашего образа жизни, от нашей духовности. Наркозависимого молодого человека можно сравнить с пассажиром, севшим в поезд, везущий нас в Царство Божие, машинистом которого является Христос. Пока мы в этом поезде, мы со Христом, и никто из врагов не страшен нам. Как только сходим с поезда или спрыгиваем на ходу, оказываемся вне Христовой благодати и можем быть подвержены всяческим бесовским искушениям и воздействиям или даже разбиваемся насмерть. Так что ремиссия - это процесс духовного выздоровления, но не само выздоровление, а просто значительное улучшение в состоянии больного. Наркологи и врачи психиатры отмечают, что в периоде ремиссий могут наблюдаться различные психические нарушения. Мы опишем основные из них.
Аффективные расстройства .
В периоде ремиссии наблюдаются разнообразные нервно-психические нарушения. Чаще всего встречаются аффективные расстройства, то есть нарушения настроения. Из них наиболее часто наблюдается дисфорический синдром, проявляющийся угрюмым, ворчливо-раздражительным, злобным и мрачным настроением с повышенной чувствительностью к любому внешнему раздражителю, ожесточенностью и вспыльчивостью.
Опять-таки следует отметить, что в том случае, если наши подопечные находятся в монастыре или общине по реабилитации наркозависимых, дисфорический синдром нами практически не наблюдался или он был выражен минимально. Когда больные заняты активной работой и молитвой и не находятся наедине сами с собой, нет места для его проявления. Но мы наблюдали этот синдром, когда молодые люди проходили реабилитацию в домашних условиях в городе после выписки из наркологического стационара. Не отмечали мы дисфо-рического синдрома или он был минимально выражен и в том случае, когда молодые люди прекращали употребление наркотика после первого же молебна (эффект "отмычки").
Дисфорический синдром может сменяться тоскливым состоянием (легкой депрессией), а затем апатоабулическим синдромом. Об этих синдромах мы уже упоминали. Но апа-тоабулический синдром может сочетаться и с депрессивным состоянием.
Аффективные расстройства нередко носят пароксизмаль-ный (т.е. приступообразный) характер и периодически возникают депрессивные состояния. Аффективные состояния могут сохраняться на длительное время, причем иногда может преобладать раздражительность, вспыльчивость, иногда - вялость, апатия или даже выраженный апатоабуличе-ский синдром. В эти периоды могут возникать срывы и рецидивы потребления наркотиков.
По мнению наркологов, суточные колебания аффективных нарушений являются показателями возникающего влечения к наркотикам, поэтому душепопечители должны знать об этом. Лучший способ отвлечь молодых людей от этой тяги - это занять их постоянной работой, молитвой, не дать им возможности остаться один на один со своими тягостными мыслями. Ипохондрический синдром.
Кроме этих состояний может наблюдаться ипохондрический синдром, о котором душепопечители также должны знать, тем более что он наблюдается и в условиях пребывания наркозависимых в общине.
Ипохондрия - такое состояние, когда больные предъявляют массу необоснованных жалоб на здоровье, проявляют чрезмерное внимание к нему, беспричинную тревогу за него, страх заболевания неизлечимой болезнью. Священнику и другим душепопечителям следует в этих случаях посоветоваться с врачом в отношении обоснованности жалоб своих подопечных на здоровье, так как самим им трудно разобраться в вопросах чисто медицинских. Когда ясно будет, что жалобы беспочвенны и носят ипохондрический характер, священнику следует своим авторитетом, не унижая и не оскорбляя чувство достоинства подопечного, убедить его в безосновательности его страхов за здоровье, но в то же время целесообразно показать и значение соблюдения здорово го образа жизни, основывающегося на христианской духовности, которая позволяет сохранить здоровье.
Суицидальные тенденции .
Суицидальные тенденции - наиболее тяжелые последствия наркотизации. Однако в периоде ремиссии они встречаются редко, даже в' условиях светских лечебных учреждений. Мы в своей практике ни разу не наблюдали таких попыток, хотя, по нашим сведениям, они бывали в некоторых православных реабилитационных центрах при неправильном поведении душепопечителей.
По данным А.А. Козлова, суицидальные тенденции чаще наблюдаются в периоде абстиненции - в 43 %, реже в периоде наркотизации (в 15%) и еще реже в периоде ремиссии (в 7%). По его данным, больные и в периоде абстиненции, и в периоде ремиссии редко сообщают врачу о возникающей у них тяге к наркотику. Это очень важный момент в душепопечении и требует от священника частой беседы с подопечными, и желательно, если молодые люди уважают его и могут доверять ему, ввести монашеское правило открытия помыслов и частой исповеди.
Очень важным является духовная беседа с больным и объяснение ему духовных причин его состояния и тяги к наркотику. Желательно в беседе расположить подопечного таким образом, чтобы он высказал священнику такую затаенную тягу к наркотику, и настроить его на молитву. Многие молодые люди отмечали, что молитва снимает эту тягу. Кроме того, высказанная и исповеданная, она теряет свою остроту и снимает душевное напряжение, вызванное ею.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 215.