Отмена крепостного права в Донецком крае
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реформа 1861 г. в губернии имела много черт, характерных не только для южных степных губерний, но и в целом для России. Разложение феодально-крепостнической системы не обошло стороной Донбасс. Так, например, более 82% помещичьих имений Бахмутского уезда было заложено. Так как местные помещики испытывали проблемы с обработкой своих владений и потому были особенно заинтересованы в рабочей силе, то хотели освобождения крепостных без земли, чтобы они продолжали гнуть спину на бывших хозяев и далее.

Как известно, 19 февраля 1861 г. в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходивших из крепостной зависимости. Реализация реформы стала компромиссом между помещиками и правительством, которое не пошло на поводу у махровых крепостников, требовавших освобождения крестьян без земли.

Однако дворяне-землевладельцы смогли получить значительные суммы выкупных платежей за землю, которая вся в имении признавалась их собственностью, частично сохранили полицейские функции, а также право на дополнительную земельную площадь, в случае, если получаемый надел оказывался больше, чем определили власти. Размеры наделов бывших крепостных крестьян устанавливались дополнительными положениями в зависимости от ценности земли и обеспеченности рабочими руками. Так, для центра и севера Донбасса размер на ревизскую душу колебался от 3 до 6,9 десятин, но в основном составил 3-4 десятины. Каждый четвертый крепостной получил надел меньше одной десятины. Для семьи из нескольких человек в условиях зоны рискованного земледелия при продолжающемся демографическом взрыве это было явно недостаточно.

Оказалось также, что местные крепостные владеют землей даже больше, чем им отмерили при реформе. Поэтому у крестьян часть земли была отрезана. Несколько тысяч крестьян не получили земли вовсе. Это мотивировалось тем, что они и так имеют хорошие заработки в помещичьих экономиях, а помещикам необходимо развивать зерновое хозяйство и овцеводство. Выкупные платежи, которые бывшие крепостные должны были заплатить за полученный надел, в пять раз превышали его рыночную стоимость.

Наложили свою руку дворяне и на совместные владения с крестьянами, на так называемые сервитуты: леса, выгоны, водопои, находящиеся в общем пользовании. Не брезговали бывшие собственники крепостных душ и откровенным злоупотреблением властью. Так, в районе Дружковки помещик просто переселил крестьян на менее плодородную землю.

 

2.Последствия аграрной реформы для Донбасса

Не удивительно, что Манифест вызвал неоднозначную реакцию со стороны «освобожденных». В Донбассе движение за свои права возглавили помещичьи крестьяне Бахмутского уезда. В волнениях приняли участие 2 000 чел. Во главе стоял крестьянин деревни Новоселки Сергей Xарьковский. Волнения охватили большую территорию. Для усмирения недовольных власти решили перебросить в район волнений войска. 16 апреля Xарьковский, как зачинщик беспорядков, был схвачен солдатами и доставлен в Дружковку. Однако к тому времени волнения перекинулись и на этот населенный пункт. При попытке освобождения вожака драгуны разогнали толпу шашками и прикладами. Особенно буйные участники волнений были наказаны розгами. К 19 апреля 1861 г. протесты прекратились.

В итоге высший душевой надел получили бывшие государственные крестьяне, средний – бывшие поселяне горного ведомства, наименьший – бывшие помещичьи крестьяне.

В целом реформа 1861 г., несмотря на несовершенство и издержки, имела огромное прогрессивное значение для нашего края. С одной стороны, она сделала лично свободными тысячи крестьян, с другой, – дала мощный толчок для экономического развития Донбасса. Именно после буржуазных преобразований императора Александра II началось стремительное превращение нашего края из аграрного региона в промышленное сердце Российской империи.

 

4. Земские органы самоуправления Донбасса (1866-1917 гг.)

             Отмена крепостного права в Российской империи в 1861 г. вызвала необходимость проведения других реформ. 1 января 1864 г. было опубликовано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее всесословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных органов (уездных и губернских управ). Выборы в земские собрания проводились на трех избирательных съездах (по куриям). Депутаты земских собраний назывались гласными (имевшими право голоса). Гласные собирались на сессии для рассмотрения годовых отчетов, утверждения сметы доходов и расходов. Вознаграждения за службу гласные не получали.

 

Исторический словарь Земства (земские учреждения) – выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в Российской империи и Российской республике в 1864-1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Были введены земской реформой 1864 года.

 

Члены земских управ работали постоянно и получали жалованье. Кроме того, земство содержало на своем жаловании по найму земских врачей, ветеринаров, агрономов, учителей, статистов и прочих служащих, которые составляли так называемый третий элемент в земстве. На содержание земства собирались сборы с населения.

Согласно закону 1864 г. земства вводились в 34 губерниях. Одной из них была Екатеринославская, в состав которой входили Бахмутский и Мариупольский уезды. В октябре 1866 г. был избран первый состав Екатеринославской губернской земской управы, именно это событие считается отправной точкой в образовании и деятельности губернского земства на территории губернии.

В Донбассе в Бахмутском уезде земство было учреждено 5 апреля 1866 г., а в Мариупольском уезде – в январе 1869 г.

В течение 1866-1875 гг. объектом налогообложения служило недвижимое имущество. Именно земля давала до 85 % общего земского сбора. Кроме этого, налогом облагались городское недвижимое имущество, а также свидетельства на право ведения промыслов и торговли. С 1881 г. земские сборы стали взиматься с фабрично-заводского и горнопромышленного промыслов. Эти меры значительно расширили возможности земских бюджетов, а также круг решаемых задач.

Механизм работы земских управ был следующим. К примеру, в 1913 сельский сход Старомихайловки обратился в земскую управу с ходатайством о строительстве в селе больницы. Съезд врачей уезда высказался за постройку амбулатории, а не больницы. Очередное земское собрание 1913 г. поручило управе войти в соглашение со Старомихайловским сельским обществом об отводе земельного участка под амбулаторию или до ассигнования обществом из собственных средств разницы между стоимостью больницы или амбулатории. По приговору сельского схода из собственных средств было выделено 25 тыс. руб. на постройку больницы.

В 1907 г. в Бахмутском уезде насчитывалось 257 сельских обществ, в которых проживало 259 тыс. человек. 141 сельское общество пользовалось в широких размерах дополнительными заработками на железной дороге, на заводах, рудниках, получало арендную плату за недра, которые использовали горнопромышленники. Дополнительные заработки обществ расширяли финансовые возможности и позволяли успешно решать текущие проблемы социального развития.

До реформы 1864 г. в Бахмутском уезде насчитывалось 8 школ, в которых обучалось около 1300 учеников. Совсем иную картину представляла система образования в 1914 г. Тут насчитывалась 191 школа, где обучалось 17000 учащихся. Земский учитель получал достойную зарплату за свой труд, бесплатно учебники и пособия, а также дополнительную зарплату за работу по ликвидации неграмотности взрослого населения в размере 40-60 руб. в год.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 1452.