Деятельность солеварных заводов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Еще в конце XVIII в. только что возникшему Луганскому литейному заводу горное ведомство поручило организовать выварку соли в Бахмуте на каменном угле. Начатый опыт, однако, не был завершен. Через два десятилетия горное ведомство России снова возвращается к этой проблеме. Командируя в январе 1818 года в Донбасс Е.П. Ковалевского, Департамент горных и соляных дел предписывал ему сделать обозрение Бахмутского и Славянского соляных источников, описать их состояние. Е.П. Ковалевский сделал подробное описание соляных варниц и высказал свое мнение относительно их дальнейшего действия. С учетом его мнения и в связи с недостатком в стране соли в 1819 г. правительство разрешило жителям Бахмута и Славянска вываривание соли с применением дров. Выварка соли разворачивалась медленно. Сказывалась нехватка дров, которые приходилось привозить издалека. Солезаводчики приспособились получать дрова в обмен на соль. И вот в 1831 г., когда заготовили к очередному сезону огромную массу дров, пришел приказ использовать для этого каменный уголь. Назначена была даже премия тому, кто первым начнет вываривать соль на каменном угле. Владельцы варниц, вложившие свои средства в дрова, разорились. В 1832 г. местным жителем города Славянска Плоскоголовым, был открыт первый завод, на котором соль вываривали на каменном угле. К середине столетия уже существовало 12 мелких заводов. На выварку соли требовался один пуд каменного угля. В год они изготавливали до 50 000 пудов соли.

Настоящее оживление соляной промышленности Донбасса началось во второй половине XIX в., когда в Бахмутской котловине были разведаны мощные пласты каменной соли, и началась интенсивная их разработка.

Развитие рыночных отношений

Происходившие в Донбассе экономические и общественные процессы, среди которых важное место занимал рост городов и промышленности, а также углубление разделения труда, неизбежно вели к развитию рыночных отношений. В помещичьих хозяйствах в первой половине XIX в. все больше производилось хлеба на продажу. Объектом купли и продажи были также скот и другие товары сельскохозяйственного производства, изделия крестьянского и кустарного промысла. Принципиально новым было появление на рынке продукции металлообработки и машиностроения, заводских изделий для нужд населения, а также каменного угля.

Помещичье хозяйство приобретало черты товарного предпринимательства, специализируясь на производстве товарного зерна. Значительную часть урожая пшеницы, выращенной в помещичьих имениях и экономиях колонистов Миуского округа области Войска Донского, вывозили в Таганрогский порт.

К середине XIX в. много крепостных, горожан становятся собственниками предприятий по переработке сельхозпродукции: винокурен, мукомолен, маслоцехов и т.д.

В уездах Донбасса получило распространение производство полотен, сукна, чумачество и т.д. Полотна и сукна многие крестьяне производили не только для своего потребления, но и на продажу. Однако в Бахмутском уезде важнейшими занятиями крестьян были чумачество и извоз, которые наибольшее развитие получили в Степановской, Казенно-Торско-Алексеевской, Гришинской и Семеновской волостях, Доброполье и других селах Западной части уезда. В восточной части этим промыслом занимались крестьяне Камышевахской, Авдеевской, Скотоватской и Авдотьинской волости. Эти населенные пункты стояли в сфере притяжения двух больших дорог на Дон, к Азовскому и Черному морям. Основные грузы по грунтовым дорогам перевозили чумаки. На свои огромные повозки, которые назывались мажами, они грузили до 120 пудов товара. В мажи впрягали до четырех пар волов. У некоторых чумаков было по несколько таких огромных повозок и десятки волов. Нескончаемые чумацкие обозы двигались по дорогам Донбасса. Из степных районов к морским портам Азовского моря и в Крым они везли хлеб, выращенный на помещичьих полях и землях богатых крестьян. В Мариуполе, Бердянске, Таганроге, Ростове и других азовских городах они брали рыбу, товары заморских купцов. Среди традиционных грузов, перевозимых чумаками, были кожи, сало и другие товары. С открытием шахт из Донбасса в Крым для севастопольского адмиралтейства в перевозках чумаков все большее место стал занимать каменный уголь. В северном направлении чумацкие пути пролегали в Славянск и Харьков. В Харьков везли шерсть, каменный уголь и соль. В Екатеринослав чумаки ехали за лесом, который поступал туда сплавом по Днепру с севера. Предметом извоза бахмутских крестьян являлся также алебастр, который добывали в районе Бахмута.

 

Это интересно

Спасибо жителям Донбасса

Присоединение Крыма и Причерноморья к России поначалу стало для чумаков подарком судьбы. Исчезли таможни, отнимавшие у них немало времени и денег. В степях выросли десятки городов и сёл, а вместе с ними открылся и новый рынок сбыта.

Теперь чумаки приобрели новый источник заработка – грузоперевозки. Купцы стали использовать чумацкий транспорт для доставки различных товаров. К причерноморским портам потянулись возы, гружённые хлебом, сахаром, алкоголем, лесом и другим товаром.

С каждым годом всё больше росли объемы экспортной торговли хлебом: если в 1786 году через южные порты было вывезено 68,7 тыс. четвертей зерна (около 11 тыс. т), то уже к 1830-му эта цифра достигла почти 2,3 млн четвертей (около 360 тыс. т), а к середине ХІХ века и вовсе перевалила за 6 млн четвертей (96 млн т). Все эти достижения были невозможны без чумацких возов, которые в то время были самым дешёвым и распространённым грузовым транспортом.

Начиная с 1830-х чумакам было, за что поблагодарить и Донбасс. Именно тогда в регионе началась добыча угля, с каждым годом пользовавшегося всё большим спросом. Угольные разработки находились возле чумацких “шляхов”, поэтому перевозка чёрного золота стала неплохим заработком. Новое топливо нужно было всем: услугами торговцев пользовались сахарные заводы, солеварни, винокурни, азовские порты и даже стоянки Черноморского флота в Николаеве и Севастополе.

 

4. Развитие внутренней и внешней торговли

Характерной для того времени была ярмарочная торговля. Ярмарки, как правило, приурочивались к праздничным дням. Они сопровождались различными увеселениями. Пользуясь этим, владельцы винокуренных заводов и шинков успешно реализовывали вино и водку. В Мариуполе, Торе и Бахмуте их проходило по 12 на год, по 4 в каждом из названных городов, а в Маяках – одна. Сюда за товарами приезжали оптовики Харькова, Изюма, Полтавы и донских станиц.

С развитием торговли появились новые ее формы. Кроме ярмарок, в городах и крупных селах возникали лавки, магазины, мелкие купцы вели торговлю в разнос. В Славянске в конце 30-х годов существовало 37 лавок. В Мариуполе к 1826 г. функционировало 108 торговых точек, 12 лавок с «красным товаром», 15 винных лавок, 5 харчевен. В Бахмуте в 30-е гг. был построен Г остиный двор, торговые ряды которого насчитывали 52 лавки.

Главными товарами местного происхождения были: рогатый скот, лошади, овцы, икра, масло, сало, шерсть, кожа, мануфактурные и бакалейные товары. Население северной части области вывозило свои товары на Изюмскую ярмарку, которая стала одним из значительных торговых центров. Торговый оборот на 3-х бахмутских и 4-х мариупольских ярмарках в 50-х гг. составлял свыше 400 тысяч. По селам торговля осуществлялась чумаками. Через донецкие степи проходили пути на Дон и Крым. Торговали чумаки не только рыбой и солью, но и другим имуществом. В основном в сельской местности товарно-денежные отношения не практиковались.

Для перевозки грузов в Донбассе использовался и водный транспорт. На побережье Азовского моря расширялись морские каботажные перевозки. Речными судами грузы перевозились по Северскому Донцу. Особенно широко этот участок Донца использовался с конца 30-х годов для перевозки антрацита Грушевского месторождения в порты Азовского и Черного морей. Предпринимались неоднократные попытки сплавлять вниз по Донцу и каменный уголь Лисичанского месторождения.

Первым, кто попытался осуществить сплав угля по Донцу, был штаб-лекарь Лисичанского рудника В.П. Вогульский. В 1818 г. он построил на Северском Донце близ Лисичанского рудника два мореходных судна и весной 1819 года, загрузив их углем, спустил вниз по Донцу до Ростова-на-Дону. Это был первый положительный опыт судоходства по Дону в этом районе. За это В.П. Вогульский был награжден орденом св. Владимира 4 степени.

Известно, что на первых порах Черноморское пароходство в большом количестве использовало привозной, английский уголь. Однако лисичанский уголь был не хуже английского. Поэтому попытки освоить Донец как транспортную артерию продолжались.

С весны 1841 года в качестве буксира на Донце стали использовать выписанный из Англии пароход с металлическим корпусом. Он получил название «Донец». Он буксировал пустые барки из Ростова до Лисичанска. Здесь барки загружали каменным углем и своим ходом сплавляли до Ростова. Таким методом было сплавлено до 300 тысяч пудов угля. Однако с развитием добычи Грушевского антрацита спрос на лисичанский уголь упал. Отпала необходимость в буксировке барж. Поэтому пароход «Донец» был передан на линию Ростов-Таганрог, а затем в распоряжение Керченского градоначальства, где он обеспечивал сообщение между Керчью и Таманью. Были и другие попытки освоить плавание по Донцу.

Больших успехов достигла внешняя торговля. Постоянно возрастала роль Мариупольского порта в перевозках грузов, который приобрел известность далеко за пределами Приазовья. Внешняя торговля в городе Мариуполе часто проходила по принципу землячества. К генуэзскому дому Станислава Гальяно прибывали исключительно генуэзцы, судовладельцы из южных славян – к дому Видовича, турецкие и греческие судовладельцы – к грекам. Торговый дом Видовича торговал только зерном. Такие же услуги предоставляли торговые дома братьев Николая и Драго Поповичей дом братьев Мембели, они рекламировали и сельскохозяйственные продукты. В начале 1830-х гг. открылись самостоятельные иностранные конторы Раделы, Вучетича, Палеолога, Петрококино. Отсюда на местные ярмарки товары поступали с греческих островов, Крыма и Константинополя. Среди них были парчовые и шелковые ткани, сукно, шелк, полотно, серебряные, золотые алмазные изделия, сафьян, железо, медь, олово, стеклянная и хрустальная посуда, заморские вина, оливковое масло, рис, табак, бумага и т.д.

Важную роль в укреплении внешнеторговых связей имело основание в 1800 г. Мариупольской таможни. В 1808 г. было создано портовое управление. В 1840 г. в Мариуполе вместо деревянной пристани построили мощную каменную набережную.

В Мариуполе в первой половине XIX в. было начато строительство кораблей. В 1824 г. Кавалотти строит в этом городе первое каботажное судно вместимостью свыше 9 тыс. тонн. Некоторые собственники кораблей заказывали себе транспорт и в других городах. Для компании Мембели, Чабаненка и Ганжи в 1830 г. транспорты строились в Аксакае. Их вместимость составляла от 3 до 12 тыс. тонн. В середине XIX в. насчитывалось около 400 каботажных суден и до сотни суден заграничного производства. Мелководность Азовского моря и отдаленность Мариуполя от черноморских портовых городов обусловила сворачивание здесь кораблестроительства.

Проблему перевозки угля сняло начавшееся строительство железных дорог, которые вскоре стали главными транспортными путями Донбасса.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Донбасс в первой половине XIX в. становится развитым регионом. Возникают и развиваются промышленные предприятия, среди которых все большую роль играют каменноугольные шахты. Все это обусловило развитие в крае товарно-денежных отношений и торговли. Вместе с тем в регионе, особенно в сельской местности, феодально-крепостнические отношения тормозили развитие хозяйства.

 

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Укажите наиболее распространенный крестьянский промысел первой половины ХIХ в.: а) рыболовство; б) ткачество; в) деревообработка; г) солеварение.

2. Укажите специализацию, которая позволила придать помещичьему хозяйству черты товарного предпринимательства: а) вываривание соли; б) разработка угольных пластов; в) производство товарного зерна; г) продажа дров.

3. Укажите название промысла, построенного на перевозках грузов: _____________

4. Укажите, за что штаб-лекарь Лисичанского рудника В.П. Вогульский был награжден орденом св. Владимира 4 степени: а) открытие месторождений каменной соли в Донбассе; б) строительство железной дороги; в) строительство Лисичанского завода; г) сплав каменного угля вниз по р. Донец.

5. Укажите фактор, способствовавший укреплению внешнеторговых связей Донбасса в первой половине ХIХ в.: а) открытие Мариупольской таможни; б) начало каботажного плавания; в) развитие солеварения; г) рост добычи угля.

6. Расскажите о крестьянских промыслах Донецкого края в первой половине ХIХ в.?

7. Какую роль играли крестьянские промыслы для развития промышленности Донбасса?

8. Какие процессы, происходившие в Донбассе в первой половине XIX в., способствовали развитию рыночных отношений?

Дата: 2019-04-23, просмотров: 729.