(Джон Юз)
Идею строительства металлургического завода в Донбассе подхватывает английский предприниматель-металлург Джон Хьюз (Юз). Он в критический момент для русского концессионера князя С.В. Кочубея купил за 24 тыс. ф. ст. концессию. В Лондоне было создано «Новороссийское акционерное общество каменноугольного, железного и рельсового производства» с капиталом в 300 тыс. ф. ст. (три млн руб.). Основными акционерами выступили 8 человек, а директорами-распорядителями назначены Джон Юз и Джон Гуч.
Историческая справка
![]() ![]() |
Осенью 1869 г. началось строительство металлургического завода в верховьях Кальмиуса. Опытный металлург Джон Юз, просчитав все технические возможности будущего места строительства, был уверен в успехе. Но началось с неудачи. Доменная печь, пущенная 13 апреля 1871 г., проработав три дня, вышла из строя из-за низкой квалификации обслуживающих ее рабочих. Но Юз оказался более упорным и искушенным организатором. Доменную печь тут же разобрали и приступили к строительству новой. 24 января 1872 г. домну задули вторично, теперь уже успешно.
Так на Юге России было заложено крупное металлургическое производство, которое позволило, наконец, наладить выплавку чугуна, стали, производить собственный прокат, рельсы, которые страна закупала за рубежом. Благодаря Юзовскому металлургическому заводу произошло оживление хозяйственной жизни на Юге. В частности, в 70-80-е гг. начинают появляться машиностроительные предприятия, которые стали потребителями металла, выплавленного на Юзовском, а с осени 1872 г. и на Сулинском заводах.
Следует отметить, что первоначальная производительность Новороссийского общества по производству рельсов была низкой. В 1875 г., например, на заводе было выработано лишь 362,6 тыс. пудов чугунных рельсов, а производство стальных рельсов было налажено только в 1886 г. В 70-е гг. XIX в.
Юзовский металлургический завод производил 10 % внутреннего производства железнодорожных рельсов. Такая производительность объяснялась низким качеством руды и квотированием производимой продукции, за которую полагалась премиальная оплата.
Такая ситуация не устраивала Джона Юза. В 1874 г. он выкупает у Полякова концессию на постройку Азовского металлургического завода, по которой предусматривалась премия при ежегодной производительности 500 тыс. пудов рельсов. В мае 1875 г. император Александр II утвердил сделку, и Юз становится монополистом. Кроме этого, он переходит на снабжение своего завода криворожской рудой, что повысило качество выпускаемой продукции.
По условиям концессии, Новороссийское общество построило 85 верст Константиновской железной дороги, связавшей Юзовку с Курско-Харьковско-Азовской магистралью, были построены станции: Петровская, Железная, Ясиноватая, Юзово, Рудничная (Рутченково) и Еленовка.
Исторический словарь ![]() |
5. Преобразование Донбасса в промышленный центр Российской
Империи
Иностранный капитал, привлеченный природными богатствами Донецко-Криворожского бассейна, дешевизной рабочей силы, покровительственной политикой русского правительства, выплачивавшего премии за каждый пуд рельсов, гарантиями сбыта произведенной продукции, за последнюю треть XIX в. совершил переворот в развитии металлургии на Юге России. Регион пережил «металлургический бум».
К началу ХХ в. в Донбассе были построены 13 больших заводов. В отчете Славяносербского земства за 1895 г. говорилось: «За последние пять лет Донецкий бассейн по справедливости можно назвать русской Бельгией не только по характеру промышленности, но и по тому, что она находится в руках иностранцев-бельгийцев».
В начале ХХ в. в регионе работало более 300 промышленных предприятий. Заводы Донбасса производили 60 млн. пудов металла (33 % общероссийского производства). Параллельно с металлургией развивались другие отрасли промышленности: соляная, содовая, машиностроение, металлообработка, цементная. В 1895 г. вблизи Никитовки русские инженеры А. Ауэрбах и А. Миненков построили первый в России завод по производству ртути, которая шла на экспорт.
В этот период в Донбассе сформировалась сильная инженерная школа. Донбасс по праву гордится именами инженеров-предпринимателей, организаторов производства: Ф.И. Енакиева, П.Н. Горлова, А.Ф. Мевиуса, Н.С. Авдакова, И.П. Бардина, Л.И. Лутугина, М.К. Курако и др.
В 1897 г. заработал Енакиевский металлургический завод, в первую годовщину пуска которого, согласно постановлениям Бахмутского уездного и Екатеринославского губернского земских собраний, населенные пункты, где располагались металлургический завод, рудники и поселки РБМО, были названы именем основателя – инженера путей сообщения Федора Егоровича Енакиева.
![]() |
Важно отметить, что многие инженеры стали инициаторами создания первой в России представительской организации – «Съезда горнопромышленников Юга России». Идеологом создания этой организации выступил Петр Горлов. Его идею поддержали И.Г. Иловайский, Дж. Юз. Первый съезд горнопромышленников Юга России произошёл в ноябре 1874 в Таганроге. Для повседневной работы был образован специальный орган – Совет съезда горнопромышленников Юга России, который с 1878 по 1915 гг. возглавлял Н. С. Авдаков. Внутри этой организации родилась идея выделения Донбасса и Кривбасса в самостоятельный регион.
Работа с историческим источником «Из правил работы рабочих на заводе Новороссийского общества. 1886 г.» «Рабочий не имеет права оставлять завод до истечения условленного времени, а директор может уволить рабочего за неисправность и дурное поведение до истечения срока. Если рабочий не заключил условие, то все-таки обязан проработать на заводе не меньше месяца, иначе лишается заработка. За опоздание, то есть неявку в пять с половиной часов, вычет из жалованья: за 5 минуn – 5 коп., за 10 мин. – 10 коп., свыше 15 мин. – дневная плата, за прогул целого дня – трехдневная плата. Болезнь должна быть засвидетельствована заводским врачом, в противном случае – штраф как за неявку, при свидетельстве же только не выдается плата за время болезни. Отлучиться с завода можно только по письменному разрешению (причем плата на время отлучки не полагается)… Явка на работу в нетрезвом виде – штраф: в первый раз – 1 руб., а в последующие – 3 руб.. За курение табаку в местах, где может произойти пожар, штраф: в первый раз – 2 руб., в последующие разы – 4 руб.. За небрежную работу, ненужную трату материалов штраф, смотря по стоимости причиненного вреда, а второй раз увольнение… Уличенный в краже на заводе увольняется без расчета или отсылается в полицию, за поимку вора – награда от 3 рублей. За недобросовестное поведение, ослушание и грубость против начальства – штраф 3 рубля и увольнение или отправляется в полицию для законного преследования. Если рабочий, назначенный по случаю остановки работ на заводе куда бы то ни было откажется от назначения, то штрафуется 10 рублями и удаляется с завода». |
Вопросы к документу:
1. Какие обязанности возлагались на рабочих «Правилами»?
2. Какими правами обладали рабочие Новороссийского общества?
3. Найдите в документе положения, которые нарушают права рабочих.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Таким образом, с конца 60-х гг. XIX в. и первой четверти ХХ в. Донбасс превратился в крупнейший промышленный центр. По темпам экономического роста он обогнал старопромышленный Урал и стал ведущей горно-металлургической базой страны. Согласно Первой всероссийской переписи населения 1897 г. в границах современной Донецкой области проживало 775 тыс. чел., а накануне Первой мировой войны 1914 г. – более 1 млн чел. разных национальностей.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Укажите название центральной станции Донецкой каменноугольной железной дороги: а) Мариуполь; б) Горловка; в) Бахмут; г) Дебальцево.
2. Из приведенного ниже списка выберите факторы, способствовавшие привлечению иностранного капитала в Донбасс: а) природные богатства; б) дешевизна рабочей силы; в) климатические условия Донбасса; г) гарантии сбыта произведенной продукции; д) культурные достижения.
3. Первая в Донбассе Курско-Харьковско-Азовская железная дорога была открыта:
а) 5 января 1870 г.; б) 11 февраля 1875 года; в) 17 мая 1881 года; г) 24 декабря 1899 года.
4. Запуск первой доменной печи в крае датирован: а) 1869 г.; б) 1871 г.; в) 1883 г.; г) 1898 г.
5. Укажите имя идеолога создания «Съезда горнопромышленников Юга России»: а) Джон Юз; б) Петр Горлов; в) Апполон Мевиус; г) Федор Енакиев.
6. Какие факторы способствовали активизации развития каменноугольной промышленности региона?
7. Какие факторы способствовали притоку иностранного капитала в Донбасс?
Дата: 2019-04-23, просмотров: 1450.