Этот цикл упражнений - логичное продолжение заданий предыдущей группы.
Мы имеем уникальную возможность наблюдать, какие понятия и критерии связывает воедино детская мысль, и, став свидетелями этого интимного процесса, открыть для себя материализованный в решении путь мысленного поиска ребенка. А ведь этот путь - не что иное как проекция характера мыслительной деятельности, и данные упражнения индивидуально подобранные, с учетом этого характера, могут стать в руках педагога не только мощным диагностическим инструментом, но и прекрасным корректирующим средством. Я хочу сказать, что характер мыслительной деятельности - это некая константа ( в данный момент времени), тот самый алгоритм, задающий маршрут нашему мыслительному аппарату, дорогу, в конце которой решение. Решение не только задачки из учебника. Этим же путем ребенок следует, решая задачки общения, от этого пути, в конечном итоге, будет зависеть стабильность его нервной системы и благополучие в огромном множестве сфер жизнедеятельности.
Тест? Да, в некотором роде. Но тест развивающий, формирующий и тренирующий, а не просто о чем-то сообщающий. Тест, способный трансформироваться в ту форму, которая в данный момент необходима. Тест, функциональный характер которого зависит от цели преподавателя.
ЗАДАНИЕ 51. ИСКОМОЕ - СИМВОЛ
Цель решения. Нахождение в группе слов (3) такого, которое наиболее подходит по смыслу основному слову (1). Вопрос в задаче сформулирован таким образом, чтобы результатом решения стал значок, через который пройдет стрелка, соединяющая соответствующие слова. Очень важно установит в воображении ребенка связь между словами посредством символа - в данном случае значка «Цветок».
Ответ. Ответ дается посредством заштриховки соответствующих стрелок.
ЗАДАНИЕ 52. ИСКОМОЕ- СЛОВО
Структура задания. Каждому из символов (знаков) группы (1) соответствует некоторое количество слов из группы (3). Одно из слов этой группы неизвестно(прямоугольник с точками). От неизвестного слова в направлении трех слов группы (4) отходят стрелки (2).
Цель решения. Из слов группы (4) - предлагаемые варианты ответа - нужно выбрать слово, соответствующее неизвестному.
Пример рассуждения. Определим признак, который объединяет слова, обозначенные одним символом. Итак, символу «Цветок» соответствуют слова УТРО, ДЕНЬ и НОЧЬ - время суток. Символу «Листок» соответствует слово СОЛНЦЕ - источник света. И наконец, символу «Звездочка» соответствует слово ЛУНА, и слово, которое неизвестно. Очевидно, что неизвестное слово должно иметь некий общий признак со словом ЛУНА. Из предлагаемых для ответа слов (4), возьмем слова ЛУЧ и ЗВЕЗДЫ (слово ОБЕД - явно не подходит). Слово ЛУЧ нельзя использовать в качестве ответа, так как оно имеет общие признаки и со словом СОЛНЦЕ, а значит ему не может соответствовать символ «Звездочка». Таким образом, из слов группы (4) нам больше всего подходит слово ЗВЕЗДЫ, а общий признак со словом ЛУНА в этом случае будет то, что и ЛУНА и ЗВЕЗДЫ - это спутники ночи.
ЗАДАНИЕ 53. ПОИСК СИМВОЛА
Структура задания. Задание состоит из основного слова (3), группы слов (2), символов (1), соответствующих словам группы (2) и символов (4).
Цель решения. Из группы слов (2) найти наиболее соответствующее основному слову (3) понятие. Определив символ, ему принадлежащий, найти аналогичный символ в группе (4), принадлежащий и основному слову (3). Заштриховать соответствующую стрелку.
Пример рассуждения. Для того чтобы найти соответствующее основному слову (СТАКАН) понятие в группе слов (2), мы должны определить такой общий для основного слова и одного из слов группы (2) признак, согласно которому основное слово нельзя было бы объединить ни с одним другим словом из группы (2). Очевидно, что наиболее подходящими по смыслу основному слову являются слова ВИЛКА (посуда) и СТЕКЛО (материал из которого изготовлен СТАКАН). Оба ответа в данном случае можно считать верными. Это одна из особенностей этого типа задач.
Нельзя требовать от ребенка абсолютного ответа на задачи такого рода. Если наш подопечный нашел возможным объединить какие бы то ни было понятия одним признаком, значит нашел в них нечто общее. Нужно помнить, что для нас главное в решении подобных упражнений - сам процесс решения и та специфичная умственная нагрузка, которую он несет.
ЗАДАНИЕ 54. ПОИСК СЛОВА
Структура задания. Задача состоит из группы символов (1), каждому из которых соответствует одно слово. Группы слов (4), одно из которых является основным и помечено меткой (2). А также группы слов - предлагаемых ответов (3) и стрелок, ведущих к ним.
Цель решения. Отыскать в группе слов (4) такие, которым соответствует символ, идентичный основному слову. Затем нужно в группе слов (4) найти слова с одинаковыми признаками. После этого необходимо установить общий для объединенных одним символом слов признак. Среди слов группы (3) надо найти то, которое соответствует признаку, образующему группу основного слова. Ответ дается посредством заштриховки соответствующей стрелки.
Пример рассуждения. Основным словом в группе (4) является слово КОРТ. Ему соответствует символ «Цветок». Этот же символ со-
ответствует слову СТАДИОН. Это спортивные площадки. Словам ПЛАВАНИЕ, ТЕННИС и ФУТБОЛ также соответствуют одинаковые символы. Это виды спорта. Символ «Лист» соответствует только одному слову - ПЛОВЕЦ. Это спортсмен. Следовательно, слово, соответствующее слову КОРТ, должно отвечать признаку «спортивная площадка». Это слово БАССЕЙН. Ответ, как и в предыдущих задачах, дается, посредством заштриховки соответствующей стрелки.
ЗАДАНИЕ 55. КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОИСК
Структура задачи. Задание состоит из слова (1), для которого нужно подобрать соответствующий символ. Группы слов (3), группы слов - предлагаемых ответов (4) и стрелок (5), которые на них указывают. А также «дорожек* (2), указывающих путь от слова (1) к соответствующему символу.
Цель решения. Необходимо найти соответствующий основному слову (1) символ и заштриховать ведущую к нему «дорожку» (2). А затем найти одно из трех слов в группе (4), которому соответствует символ отходящей от него стрелки (5), в данной задаче - «Звездочка».
Пример рассуждения. Для того чтобы отыскать символ, соответствующий основному слову, среди слов группы (3) нужно отыскать подобное основному. ПЛАВНИК - часть рыбы. Следовательно, наиболее подходящей группой слов будут слова ЧЕШУЯ и ХВОСТ. Им соответствует символ «Цветок». Значит слову ПЛАВНИК также будет соответствовать символ «Цветок». Теперь можно перейти ко второй части задачи. Для того чтобы отыскать слово, соответствующее символу «Звездочка», нужно определить признак, объединяющий слова ОЗЕРО и РЕКА, т.к эти слова соответствуют символу «Звездочка». Это - водоемы. Следовательно слово - ответ должно отвечать тому же признаку. Это - МОРЕ.
Содержание
Несколько слов об авторе и его работе .............................. 3
От автора .................................................................................... 4
Мой опыт работы по методике
Валерия Борисовича Эдигея ................................................... 6
Введение ...................................................................................... 7
Глава 1. Задачи класса «Буква +» ..................................... 12
Задание 1
Образовавшийся слог продиктован условием....................... 12
Задание 2
Наличие «Основной» буквы в исходном слоге..................... 13
Задание 3
Наличие в исходном слоге одной из составляющих............. 13
Задание 4
Самостоятельное слогообразование................................ 14
Глава 2. Задачи класса «Допиши и скопируй» .................. 16
Глава 3. Задачи на словосоставление .................................. 17
Задание 5
Симметричные слова........................................................... 17
Задание 6
Двухсложные несимметричные слова .......................... 18
Задание 7
Трехсложные слова................................................................... 18
Задание 8
Двухсложные несимметричные слова
с двумя согласными в центре слова ....................................... 19
Задание 9
Двухсложные несимметричные слова
с двумя гласными в центре слова............................................ 19
Задание 10
Пяти- и шестибуквенные слова со слогами из трех букв ... .20
Особенности применения задач....................................... 20
Сочетания букв, не имеющие лексического значения.......... 21
Глава 4. Задачи по реконструкции слов .......................... 22
Реконструкция взаимного расположения частей слова
Задание 11 ................................................................................ 23
Задание 12................................................................................. 23
Реконструкция взаимного расположения слогов
Задание 13................................................................................. 23
Задание 14................................................................................. 24
Задание 15................................................................................. 24
Реконструкция расположения букв внутри слога
Задание 16................................................................................. 24
Задание 17................................................................................. 24
Задание 18................................................................................. 25
Задание 19................................................................................. 25
Задание 20................................................................................. 25
Реконструкция взаимного расположения букв пограничных слогов
Задание 21 ............................................................................... 26
Задание 22................................................................................. 26
Задание 23................................................................................. 26
Реконструкция расположения букв внутри слова
Задание 24................................................................................. 27
Задание 25................................................................................. 27
Задание 26................................................................................. 27
Особенности применения задач по реконструкции слов ... .28
Условная классификация задач по реконструкции слов ... .28
1лава 5. Реконструкция слова в составе предложения .. 30
Задание 27
Второстепенные члены предложения ................................ 30
Задание 28
Реконструкция подлежащего и сказуемого.......................... 31
Задание 29
Реконструкция двух слов в составе предложения............... 31
Дата: 2019-04-23, просмотров: 321.