Глава 13. АССОЦИАТИВНАЯ АНАЛОГИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этот цикл упражнений - логичное продолжение заданий преды­дущей группы.

Мы имеем уникальную возможность наблюдать, какие понятия и критерии связывает воедино детская мысль, и, став свидетелями этого интимного процесса, открыть для себя материализованный в решении путь мысленного поиска ребенка. А ведь этот путь - не что иное как проекция характера мыслительной деятельности, и данные упражнения индивидуально подобранные, с учетом этого характера, могут стать в руках педагога не только мощным диагно­стическим инструментом, но и прекрасным корректирующим средством. Я хочу сказать, что характер мыслительной деятельнос­ти - это некая константа ( в данный момент времени), тот самый алгоритм, задающий маршрут нашему мыслительному аппарату, дорогу, в конце которой решение. Решение не только задачки из учебника. Этим же путем ребенок следует, решая задачки общения, от этого пути, в конечном итоге, будет зависеть стабильность его нервной системы и благополучие в огромном множестве сфер жиз­недеятельности.

Тест? Да, в некотором роде. Но тест развивающий, формирую­щий и тренирующий, а не просто о чем-то сообщающий. Тест, спо­собный трансформироваться в ту форму, которая в данный момент необходима. Тест, функциональный характер которого зависит от цели преподавателя.

 

ЗАДАНИЕ 51. ИСКОМОЕ - СИМВОЛ

Цель решения. Нахождение в группе слов (3) такого, которое на­иболее подходит по смыслу основному слову (1). Вопрос в задаче сформулирован таким образом, чтобы результатом решения стал значок, через который пройдет стрелка, соединяющая соответст­вующие слова. Очень важно установит в воображении ребенка связь между словами посредством символа - в данном случае знач­ка «Цветок».

Ответ. Ответ дается посредством заштриховки соответствую­щих стрелок.


 

ЗАДАНИЕ 52. ИСКОМОЕ- СЛОВО

Структура задания. Каждому из символов (знаков) группы (1) соответствует некоторое количество слов из группы (3). Одно из слов этой группы неизвестно(прямоугольник с точками). От неизвестного слова в направлении трех слов группы (4) отходят стрелки (2).

Цель решения. Из слов группы (4) - предлагаемые варианты отве­та - нужно выбрать слово, соответствующее неизвестному.

Пример рассуждения. Определим признак, который объединяет слова, обозначенные одним символом. Итак, символу «Цветок» соот­ветствуют слова УТРО, ДЕНЬ и НОЧЬ - время суток. Символу «Ли­сток» соответствует слово СОЛНЦЕ - источник света. И наконец, символу «Звездочка» соответствует слово ЛУНА, и слово, которое неизвестно. Очевидно, что неизвестное слово должно иметь некий об­щий признак со словом ЛУНА. Из предлагаемых для ответа слов (4), возьмем слова ЛУЧ и ЗВЕЗДЫ (слово ОБЕД - явно не подходит). Сло­во ЛУЧ нельзя использовать в качестве ответа, так как оно имеет об­щие признаки и со словом СОЛНЦЕ, а значит ему не может соот­ветствовать символ «Звездочка». Таким образом, из слов группы (4) нам больше всего подходит слово ЗВЕЗДЫ, а общий признак со словом ЛУНА в этом случае будет то, что и ЛУНА и ЗВЕЗДЫ - это спутники ночи.

ЗАДАНИЕ 53. ПОИСК СИМВОЛА

Структура задания. Задание состоит из основного слова (3), группы слов (2), символов (1), соответствующих словам группы (2) и символов (4).

Цель решения. Из группы слов (2) найти наиболее соответствую­щее основному слову (3) понятие. Определив символ, ему принадле­жащий, найти аналогичный символ в группе (4), принадлежащий и основному слову (3). Заштриховать соответствующую стрелку.

Пример рассуждения. Для того чтобы найти соответствующее ос­новному слову (СТАКАН) понятие в группе слов (2), мы должны оп­ределить такой общий для основного слова и одного из слов группы (2) признак, согласно которому основное слово нельзя было бы объ­единить ни с одним другим словом из группы (2). Очевидно, что на­иболее подходящими по смыслу основному слову являются слова ВИЛКА (посуда) и СТЕКЛО (материал из которого изготовлен СТАКАН). Оба ответа в данном случае можно считать верными. Это одна из особенностей этого типа задач.

Нельзя требовать от ребенка абсолютного ответа на задачи такого рода. Если наш подопечный нашел возможным объединить какие бы то ни было понятия одним признаком, значит нашел в них нечто об­щее. Нужно помнить, что для нас главное в решении подобных уп­ражнений - сам процесс решения и та специфичная умственная на­грузка, которую он несет.

ЗАДАНИЕ 54. ПОИСК СЛОВА

Структура задания. Задача состоит из группы символов (1), каж­дому из которых соответствует одно слово. Группы слов (4), одно из которых является основным и помечено меткой (2). А также группы слов - предлагаемых ответов (3) и стрелок, ведущих к ним.

Цель решения. Отыскать в группе слов (4) такие, которым соответ­ствует символ, идентичный основному слову. Затем нужно в группе слов (4) найти слова с одинаковыми признаками. После этого необ­ходимо установить общий для объединенных одним символом слов признак. Среди слов группы (3) надо найти то, которое соответству­ет признаку, образующему группу основного слова. Ответ дается по­средством заштриховки соответствующей стрелки.

Пример рассуждения. Основным словом в группе (4) является слово КОРТ. Ему соответствует символ «Цветок». Этот же символ со-


ответствует слову СТАДИОН. Это спортивные площадки. Словам ПЛАВАНИЕ, ТЕННИС и ФУТБОЛ также соответствуют одинако­вые символы. Это виды спорта. Символ «Лист» соответствует только одному слову - ПЛОВЕЦ. Это спортсмен. Следовательно, слово, со­ответствующее слову КОРТ, должно отвечать признаку «спортивная площадка». Это слово БАССЕЙН. Ответ, как и в предыдущих зада­чах, дается, посредством заштриховки соответствующей стрелки.

ЗАДАНИЕ 55. КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОИСК

Структура задачи. Задание состоит из слова (1), для которого нужно подобрать соответствующий символ. Группы слов (3), группы слов - предлагаемых ответов (4) и стрелок (5), которые на них ука­зывают. А также «дорожек* (2), указывающих путь от слова (1) к со­ответствующему символу.

Цель решения. Необходимо найти соответствующий основному слову (1) символ и заштриховать ведущую к нему «дорожку» (2). А за­тем найти одно из трех слов в группе (4), которому соответствует сим­вол отходящей от него стрелки (5), в данной задаче - «Звездочка».

Пример рассуждения. Для того чтобы отыскать символ, соответ­ствующий основному слову, среди слов группы (3) нужно отыскать подобное основному. ПЛАВНИК - часть рыбы. Следовательно, наи­более подходящей группой слов будут слова ЧЕШУЯ и ХВОСТ. Им соответствует символ «Цветок». Значит слову ПЛАВНИК также бу­дет соответствовать символ «Цветок». Теперь можно перейти ко вто­рой части задачи. Для того чтобы отыскать слово, соответствующее символу «Звездочка», нужно определить признак, объединяющий слова ОЗЕРО и РЕКА, т.к эти слова соответствуют символу «Звездоч­ка». Это - водоемы. Следовательно слово - ответ должно отвечать то­му же признаку. Это - МОРЕ.

 

 


Содержание

Несколько слов об авторе и его работе .............................. 3

От автора .................................................................................... 4




Мой опыт работы по методике

Валерия Борисовича Эдигея ................................................... 6

Введение ...................................................................................... 7

Глава 1. Задачи класса «Буква +» ..................................... 12

Задание 1

Образовавшийся слог продиктован условием....................... 12

Задание 2

Наличие «Основной» буквы в исходном слоге..................... 13

Задание 3

Наличие в исходном слоге одной из составляющих............. 13

Задание 4

Самостоятельное слогообразование................................ 14

Глава 2. Задачи класса «Допиши и скопируй» .................. 16

Глава 3. Задачи на словосоставление .................................. 17

Задание 5

Симметричные слова........................................................... 17

Задание 6

Двухсложные несимметричные слова  .......................... 18

Задание 7

Трехсложные слова................................................................... 18

Задание 8

Двухсложные несимметричные слова

с двумя согласными в центре слова ....................................... 19

Задание 9

Двухсложные несимметричные слова

с двумя гласными в центре слова............................................ 19

Задание 10

Пяти- и шестибуквенные слова со слогами из трех букв ... .20

Особенности применения задач....................................... 20

Сочетания букв, не имеющие лексического значения.......... 21


Глава 4. Задачи по реконструкции слов .......................... 22

Реконструкция взаимного расположения частей слова

Задание 11 ................................................................................ 23

Задание 12................................................................................. 23

Реконструкция взаимного расположения слогов

Задание 13................................................................................. 23

Задание 14................................................................................. 24

Задание 15................................................................................. 24

Реконструкция расположения букв внутри слога

Задание 16................................................................................. 24

Задание 17................................................................................. 24

Задание 18................................................................................. 25

Задание 19................................................................................. 25

Задание 20................................................................................. 25

Реконструкция взаимного расположения букв пограничных слогов

Задание 21 ............................................................................... 26

Задание 22................................................................................. 26

Задание 23................................................................................. 26

Реконструкция расположения букв внутри слова

Задание 24................................................................................. 27

Задание 25................................................................................. 27

Задание 26................................................................................. 27

Особенности применения задач по реконструкции слов ... .28
Условная классификация задач по реконструкции слов ... .28
1лава 5. Реконструкция слова в составе предложения .. 30

Задание 27

Второстепенные члены предложения ................................ 30

Задание 28

Реконструкция подлежащего и сказуемого.......................... 31

Задание 29

Реконструкция двух слов в составе предложения............... 31




Дата: 2019-04-23, просмотров: 265.