Мы уже знакомы с реконструкцией слов. Данная группа задач делает этот процесс, на первый взгляд, несколько второстепенным. Основным же становится процесс подбора и восстановления.
ЗАДАНИЕ 42
Цель деятельности. Задача состоит из основного слова - левая половина рисунка и слов, подлежащих реконструкции и последующей идентификации - правая половина. Этот тип упражнений носит вводный или ознакомительный характер. Ученик может произвести реконструкции простым сравнением состава букв. Главное здесь, чтобы ребенок усвоил цель деятельности и принципы решения. Исходный материал - любые существительные именительного падежа, единственного числа, не собственные, состоящие из четырех букв.
ЗАДАНИЕ 43
Исходное слово - из четырех букв, как и прежде, но теперь в нем пропущена буква (рис. 44). Из подлежащих реконструкции слов только одно соответствует исходному. Пропуск буквы в исходном слове - не только фактор, усложняющий поиск решения. Он исключает возможность автоматического подбора идентичного слова. За дача решается путем заштриховки «дорожки», ведущей к идентичному слову и вписывания пропущенной буквы. Все слова, подлежащие реконструкции, должны быть именно словами, а не набором
букв. Добиваться от ребенка их прочтения не обязательно. Наша цель - прочтение и идентификация.
ЗАДАНИЕ 44
Задача усложняется за счет увеличения количества букв в исходном слове до шести.
До двух увеличивается и количество отсутствующих букв.
Остальное - без изменений. Рекомендуется не располагать искомое слово первым по порядку среди подлежащих реконструкции, и от задачи к задаче изменять его место положения.
ЗАДАНИЕ 45
Дальнейшее усложнение задания посредством ввода двух исходных слов из четырех букв каждое.
Задача считается решенной, если закрашены соответствующие «дорожки» и вписаны пропущенные буквы. Слова лучше подбирать таким образом, чтобы их буквенный состав не отличался больше чем на одну букву. Например: ЛЕТО - ЛОТО; СОВА - КВАС. Буква, которой отличается состав исходных слов и должна быть в задании пропущенной. Также следует избегать слов с одинаковым буквенным составом: ЛЕТО - ТЕЛО.
ЗАДАНИЕ № 46.
Буквенный состав исходных слов вырос до шести знаков. Количе ство отсутствующих букв в исходных словах - по две в каждом. Как и в предыдущих заданиях, буквы, которые необходимо пропустить, определяются путем сравнения буквенного состава. Исходные слова
подбираются так, чтобы состав их букв отличался на два знака. Эти буквы и пропускаются. Например: СТАКАН - КАПКАН. Оставив совпадающие четыре буквы, получаем: АКАН- ...А...КАН. На базе этих исходных слов и строится задача.
В нашем случае- МАЛИНА-АНГИНА. Два слова подобраны таким образом, что количество букв в них совпадает, причем четыре буквы у этих двух слов - общие. Оставив их, получаем задачу следующего типа.
Детям нужно объяснить, что трем точкам в исходном слове соответствует одна пропущенная буква. Задание можно несколько упростить, применив разноцветную окраску точек. Например: синяя окраска точек в исходных словах будет означать пропущенную согласную, а красный цвет - гласную. Слов, подлежащих реконструкции, должно быть четыре и все они должны быть задействованы в решении и являться ответом.
Глава 12. РЕКОНСТРУКЦИЯ И АССОЦИАТИВНАЯ СВЯЗЬ
Структурно этот цикл упражнений сродни предыдущему, но сходство тут только внешнее. Пути поиска решения отличны от упражнений предыдущей группы.
Способность находить ассоциативные аналогии - не что иное как прообраз способности абстрагировать, заложенной в глубинах сознания каждого из нас. Мы сталкиваемся лишь с простейшими проявлениями этих механизмов. Значимость их безусловна, много-слойность - бесспорна.
Ассоциативная аналогия в простейшем варианте - сдваивание двух аналогов с помощью ассоциации на уровне подсознания в осознанный вывод, материализующийся зачастую в действия. Здесь исток краткосрочных стрессов и длительных психических разладов, мимолетных улыбок и пожизненного оптимизма. Это кузница нашего психоневрологического облика, благополучие которого напрямую зависит от способности увязывать как можно больше ассоциативных единиц в как можно более сбалансированное ассоциативно аналогичное целое. Отслеживанием путей возникновения этих связей занимаются психоаналитики. Мы же попробуем усовершенствовать механику того, что находится на поверхности, и, предполагая единую систему, воздействовать на то, что глубоко внутри.
Поиск ассоциативною аналога идет в трех основных направлениях.
1. Поиск составляющих.
2. Поиск подобий.
3. Поиск признаков.
В этой связи предлагаемый цикл упражнений делится на три основных группы.
ЗАДАНИЕ 47.
ПОИСК СОСТАВЛЯЮЩИХ
Процесс решения сводится к закрашиванию соответствующих дорожек после реконструкции слов. Переход к самостоятельному решению этих задач не должен быть резким. Некоторое количество заданий детям целесообразно решить вместе с преподавателем.
ЗАДАНИЕ 48.
ПОИСК ПОДОБИЯ
Процесс решения аналогичен предыдущей группе. Структурно задача разделена на основную половину (овал) и половину, содержащую варианты ответа. Половины соединяются «дорожками», количество которых равно количеству предлагаемых ответов. Слова, ис пользуемые в качестве предлагаемых вариантов ответа, должны быть близкими по значению.
ЗАДАНИЕ 49.
ПОИСК ПРИЗНАКОВ
Структура задач по поиску признаков несколько отличается от предыдущих упражнений этой группы.
Во-первых, в составе основной половины задачи группа существительных достаточно удаленных друг от друга по смыслу.
Во-вторых, предлагаемые варианты ответов - имена прилагательные.
Цель решения ~ поиск прилагательного, которое являлось бы признаком для всех слов левой половины задания.
Такое построение упражнений связано с универсальностью имен прилагательных. Практически все они являются признаками, общими для многих предметов. И так как практически нет прилагательных, означающих признаки каких-либо конкретных имен существительных, целью поисковой деятельности мы сделали нахождение имени прилагательного, общего для группы из нескольких имен существительных. Рекомендуется предупредить детей отом, что слова, подлежащие реконструкции - имена прилагательные.
ЗАДАНИЕ 50.
КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОИСК
Эти задачи - дифференциальный подход к поиску аналогий. Анализ и сортировка данных в условии понятий.
Процесс решения. Реконструкция подлежащих восстановлению слов и объединение их в две группы. Раскрашивание «дорожек-стрелок» в соответствии с принадлежностью группы к исходному слову. Восстановление пропущенных букв. Особенность упражнений этого типа - в наличии двух направлений поиска, согласно которым идет объединение слов в группы. В предлагаемом примере идет поиск составляющих и поиск подобных. Участие всех слов в определяемых группах обязательно.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 345.