Глава 11. РЕКОНСТРУКЦИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ МЕТОЛОМ ПОДБОРА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мы уже знакомы с реконструкцией слов. Данная группа задач де­лает этот процесс, на первый взгляд, несколько второстепенным. Ос­новным же становится процесс подбора и восстановления.

 

ЗАДАНИЕ 42

Цель деятельности. Задача состоит из основного слова - левая по­ловина рисунка и слов, подлежащих реконструкции и последующей идентификации - правая половина. Этот тип упражнений носит ввод­ный или ознакомительный характер. Ученик может произвести ре­конструкции простым сравнением состава букв. Главное здесь, чтобы ребенок усвоил цель деятельности и принципы решения. Исходный материал - любые существительные именительного падежа, единст­венного числа, не собственные, состоящие из четырех букв.

 

 

ЗАДАНИЕ 43

Исходное слово - из четырех букв, как и прежде, но теперь в нем пропущена буква (рис. 44). Из подлежащих реконструкции слов только одно соответствует исходному. Пропуск буквы в исходном слове - не только фактор, усложняющий поиск решения. Он исклю­чает возможность автоматического подбора идентичного слова. За­ дача решается путем заштриховки «дорожки», ведущей к идентич­ному слову и вписывания пропущенной буквы. Все слова, подлежа­щие реконструкции, должны быть именно словами, а не набором

букв. Добиваться от ребенка их прочтения не обязательно. Наша цель - прочтение и идентификация.

 



 


 




ЗАДАНИЕ 44

Задача усложняется за счет увеличения количества букв в исход­ном слове до шести.

До двух увеличивается и количество отсутствующих букв.

Остальное - без изменений. Рекомендуется не располагать иско­мое слово первым по порядку среди подлежащих реконструкции, и от задачи к задаче изменять его место положения.

 

 

ЗАДАНИЕ 45

Дальнейшее усложнение задания посредством ввода двух исход­ных слов из четырех букв каждое.

Задача считается решенной, если закрашены соответствующие «дорожки» и вписаны пропущенные буквы. Слова лучше подбирать таким образом, чтобы их буквенный состав не отличался больше чем на одну букву. Например: ЛЕТО - ЛОТО; СОВА - КВАС. Буква, которой отличается состав исходных слов и должна быть в задании пропущенной. Также следует избегать слов с одинаковым буквенным составом: ЛЕТО - ТЕЛО.

 

ЗАДАНИЕ № 46.

Буквенный состав исходных слов вырос до шести знаков. Количе­ ство отсутствующих букв в исходных словах - по две в каждом. Как и в предыдущих заданиях, буквы, которые необходимо пропустить, определяются путем сравнения буквенного состава. Исходные слова
подбираются так, чтобы состав их букв отличался на два знака. Эти буквы и пропускаются. Например: СТАКАН - КАПКАН. Оставив совпадающие четыре буквы, получаем: АКАН- ...А...КАН. На ба­зе этих исходных слов и строится задача.

 

 

В нашем случае- МАЛИНА-АНГИНА. Два слова подобраны та­ким образом, что количество букв в них совпадает, причем четыре буквы у этих двух слов - общие. Оставив их, получаем задачу следую­щего типа.

Детям нужно объяснить, что трем точкам в исходном слове соот­ветствует одна пропущенная буква. Задание можно несколько упрос­тить, применив разноцветную окраску точек. Например: синяя окра­ска точек в исходных словах будет означать пропущенную согласную, а красный цвет - гласную. Слов, подлежащих реконструкции, долж­но быть четыре и все они должны быть задействованы в решении и являться ответом.

 

 

Глава 12. РЕКОНСТРУКЦИЯ И АССОЦИАТИВНАЯ СВЯЗЬ

Структурно этот цикл упражнений сродни предыдущему, но сход­ство тут только внешнее. Пути поиска решения отличны от упражне­ний предыдущей группы.

Способность находить ассоциативные аналогии - не что иное как прообраз способности абстрагировать, заложенной в глубинах сознания каждого из нас. Мы сталкиваемся лишь с простейшими проявлениями этих механизмов. Значимость их безусловна, много-слойность - бесспорна.

Ассоциативная аналогия в простейшем варианте - сдваивание двух аналогов с помощью ассоциации на уровне подсознания в осознанный вывод, материализующийся зачастую в действия. Здесь исток краткосрочных стрессов и длительных психических разладов, мимолетных улыбок и пожизненного оптимизма. Это кузница нашего психоневрологического облика, благополучие ко­торого напрямую зависит от способности увязывать как можно больше ассоциативных единиц в как можно более сбалансированное ассоциативно аналогичное целое. Отслеживанием путей возникно­вения этих связей занимаются психоаналитики. Мы же попробуем усовершенствовать механику того, что находится на поверхности, и, предполагая единую систему, воздействовать на то, что глубоко внутри.

Поиск ассоциативною аналога идет в трех основных направлениях.

1. Поиск составляющих.

2. Поиск подобий.

3. Поиск признаков.

В этой связи предлагаемый цикл упражнений делится на три ос­новных группы.

 


ЗАДАНИЕ 47.

ПОИСК СОСТАВЛЯЮЩИХ

Процесс решения сводится к закрашиванию соответствующих до­рожек после реконструкции слов. Переход к самостоятельному реше­нию этих задач не должен быть резким. Некоторое количество зада­ний детям целесообразно решить вместе с преподавателем.


 


ЗАДАНИЕ 48.

ПОИСК ПОДОБИЯ

Процесс решения аналогичен предыдущей группе. Структурно задача разделена на основную половину (овал) и половину, содержа­щую варианты ответа. Половины соединяются «дорожками», коли­чество которых равно количеству предлагаемых ответов. Слова, ис­ пользуемые в качестве предлагаемых вариантов ответа, должны быть близкими по значению.

 

 

ЗАДАНИЕ 49.

ПОИСК ПРИЗНАКОВ

Структура задач по поиску признаков несколько отличается от предыдущих упражнений этой группы.

Во-первых, в составе основной половины задачи группа сущест­вительных достаточно удаленных друг от друга по смыслу.

Во-вторых, предлагаемые варианты ответов - имена прилагатель­ные.

Цель решения ~ поиск прилагательного, которое являлось бы при­знаком для всех слов левой половины задания.

 

 

Такое построение упражнений связано с универсальностью имен прилагательных. Практически все они являются признаками, общими для многих предметов. И так как практически нет прила­гательных, означающих признаки каких-либо конкретных имен существительных, целью поисковой деятельности мы сделали на­хождение имени прилагательного, общего для группы из нескольких имен существительных. Рекомендуется предупредить детей отом, что слова, подлежащие реконструкции - имена прилагательные.

 

ЗАДАНИЕ 50.

КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОИСК

Эти задачи - дифференциальный подход к поиску аналогий. Ана­лиз и сортировка данных в условии понятий.

Процесс решения. Реконструкция подлежащих восстановлению слов и объединение их в две группы. Раскрашивание «дорожек-стре­лок» в соответствии с принадлежностью группы к исходному слову. Восстановление пропущенных букв. Особенность упражнений этого типа - в наличии двух направлений поиска, согласно которым идет объединение слов в группы. В предлагаемом примере идет поиск со­ставляющих и поиск подобных. Участие всех слов в определяемых группах обязательно.

 



 





Дата: 2019-04-23, просмотров: 295.