МОЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ ВАЛЕРИЯ БОРИСОВИЧА ЭДИГЕЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Два года назад обратила внимание на замечательную книгу Вале­рия Эдигея «Учись читать, малыш!». Эта книга меня очень заинтере­совала. Я начала работать со своим классом по этому пособию внача­ле на уроках чтения. Результат - правильное, беглое, осознанное чте­ние. Дети намного лучше и быстрее стали читать. Затем решила по­пробовать использовать этот учебник и на уроках русского языка. Меня просто поразило, что дети при списывании не делают ошибок. Намного улучшилась успеваемость слабых учеников. У всех детей улучшилась грамотность, возрос интерес к учебе. В третьем классе я перешла на работу по книге «Увлечение чтением». Эти книги можно использовать как для каждодневной работы, так и для контроля. Ма­териал подобран с учетом возрастных особенностей детей. Интерес, увлеченность, грамотность, выразительное правильное чтение - итог работы по этим книгам.

На интеллектуальном марафоне, который проводился 14 марта 1998 года среди учащихся младших классов школ Восточного округа города Москва учащиеся моего класса - Василий Крылов и Мария Кобзева заняли соответственно первое место (104 балла) и третье ме­сто (97 баллов) среди учащихся третьих классов. И я считаю, что ра­бота на уроках по методике Валерия Борисовича Эдигея помогла мо­им детям достичь таких отличных результатов.

Как учитель с восемнадцатилетним стажем работы я бы пореко­мендовала познакомиться всем учителям начальной школы с мето­дикой «Новое чтение», применять на уроках чтения и русского языка книги Валерия Борисовича Эдигея.

Хочется сказать большое учительское спасибо автору этой методики.

Учитель младших классов школы № 1048, г. Москва

И.А. Куликова

ВВЕДЕНИЕ

ВЛИЯНИЕ ЧТЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Слияние букв в слова, слов в предложения, восприятие всего это­го посредством зрения, перевод видимого в образное и последующее его осознание - вот основные моменты таинства диалога мозга с сим­волами, изображенными на бумаге. И не имеет значения написаны они или напечатаны, особенность диалога с ними, его неповтори­мость - в одностороннем действии. Написанное остается констан­той, затрагивая при этом неведомые кнопочки и рычаги сознательно-осознанной и подсознательно-невидимой сути, которая и есть не что иное как Личность, или то, что мы собою представляем.

Тяжело недооценить колоссальную значимость способности чело­века читать. Не нужно доказывать степень воздействия на нас слов -услышаны они или увидены. Слова, воспринятые нами, а значит, и те, и другие, нас меняют, развивают и формируют. В этой связи цель школы, особенно начальной, задать направление этого формирова­ния - раз. И два - не лишить своих подопечных возможности раз­вивать и строить свое сознание на базе прочитанного, а значит, в от­личие от увиденного или услышанного - свободно выбранного. Именно так! Прочитанное - значит свободно выбранное. Остальное (увиденное-услышанное) не всегда подконтрольно Воспитателю.

В школу приходят дети, которым нравятся сказки, стихи, считал­ки, но очень скоро огонек этот становится тлением, а затем и вовсе затухает. Чтение превращается в необходимость. Мощнейший фак­тор формирования индивидуума становится оценкой в дневнике

школьника.

Первым пострадавшим оказывается духовный рост. Созревание личности в этом случае становится скорее созреванием физиологии организма. Страшный круг замыкается на влиянии всего этого на восприятие и понимание читаемого, и далее по новой... Это слож­нейший взаимообратный процесс, совершающийся незаметно, не­изменным, периодически повторяющимся результатом которого яв­ляется рождение человека уровнем ниже.

Корни проблемы находятся на уровне начального обучения чте­нию. Здесь важно не просто научить ребенка бегло читать, не посеяв в нем зерно отвращения или безразличия,- Важно, научив его читать, сформировать условный рефлекс интеллектуальной эйфории, позывом на которую будет ЧТЕНИЕ. Ненавязчиво и исподволь нужно вы­звать «наркотическую» тягу к познанию чтением. Именно этот про­цесс должен стать первоосновой будущего характера и интеллектуаль­ных потенций. Огромный спектр «чувственного» и «умственного», оказывающийся задействованным в прочтении и осознании, затраги­вает и стимулирует те ростки умственных способностей, которые явля­ются залогом высокого уровня обучаемости, успешного для ребенка опыта самооценки и самоосознания в окружающем мире. Это опреде­ляет громадное количество невротических выборов нашей жизни. Да, именно степень удовольствия от прочитанного может стать фактором, определяющим наш Путь и место в этой жизни.

ПОЗНАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ КАК ПЕРВООСНОВА ВЫСОКОГО УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Что есть объективно воспринимаемый нами тип человека? Это результат взаимодействия его психотипа и интеллекта. Как психотип, так и интеллект, зависят не только от генетического кода и не являются некими монолитными, раз и навсегда определенными об­разованиями, у которых меняются только количественные характе­ристики. Генный код дает лишь стержень, имеющий массу качест­венно новых конечных результатов. Если разговор о конечности формирования вообще уместен. Очевидно, что в начале Пути мы имеем эмбриональную форму интеллекта. Девственно чистый зача­ток, имеющий однако гармоничный и сбалансированный опреде­ленным образом набор первооснов, составляющих целое.

Учитель должен иметь в душе камертон, чутко реагирующий на дисбаланс этих составляющих. Он должен при необходимости их скорректировать и сбалансировать, не нарушив целостности. Он дол­жен иметь в своем арсенале массу ювелирных инструментов для тон­кого синтеза и конструирования, а не молоток и пилу для рихтовки и иссечения. Он должен прогнозировать результаты, которые проявят­ся в неблизком будущем и закладывать основы долго формирующих­ся качеств. Излучение его искренности, доброты и истинности того, чему он учит, должно быть настолько пролонгировано, чтобы свет этот грел душу его уже повзрослевшим и зрелым бывшим ученикам на протяжении всей их жизни.

О чтении в этой связи. Оно не только источник пополнения зна­ний и фактор формирования образов. ЧТЕНИЕ нужно разграничить на прочитанное, т.е. воспринятое и кратко или долгосрочно запом­ненное и непосредственно читаемое. Иначе говоря - на. процесс чте­ния и осознание прочитанного. Когда мы говорим о влиянии чтения на формирование интеллекта, очень часто незаслуженно забываем о самом процессе пропитывания. А ведь именно здесь идет закладка тех способностей, которые позволяют не просто прочесть, но запомнить прочитанное и подвергнуть его анализу. Именно объективный анализ информации и увеличение объема долгосрочной памяти, способ­ность в нужный момент снять с нужной полочки мозговой картотеки нужную карточку являются определяющими КПД нашего ума.

Нужны точки соприкосновения с толкателями интеллекта. Ус­пешный практический опыт и механическая наработка - вот то, посредством чего мы можем реально соприкоснуться с нематери­альным и на первый взгляд неподвластным. Практический опыт должен соединиться с механическим нарабатыванием определенных алгоритмов. Для тою чтобы практика была успешной (а это необхо­димое условие ее эффективности), она должна быть либо 1) простой, либо 2) увлекательной. В случае 1) самоудовлетворенность от легко доступной успешности быстро проходит, и потеря интереса ведет к исчезновению результативности. Выход в том, чтобы превратить практику из механического n-кратного повторения в увлекательное n-кратное разнообразие. Теперь давайте посмотрим на процесс про­чтения как на некий практический опыт. Покажите другую интел­лектуальную практику, которая бы задействовала и активизировала такое количество механизмов поиска решения, как чтение? Какая умственная практика может быть эффективнее? Проблема в том, чтобы сделать прочтение интересным, влекущим, не надоедающим и полюбить магию превращения суммы символов в образ.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Так называемое «специальное чтение» - чтение не ради чтения. Чтение как задача. Его цель не прочтение, а нахождение искомого, посредством прочтения и осознания. Парадоксально, что несмотря на кажущуюся удаленность конечной цели от совершенствования техники чтения, от прививки любви к чтению, мы достигаем всего этого как бы по пути, причем то, что находится на месте вот этого са­мого «по пути», зависит только от ставящего задачу, от расставленных

им акцентов.

Специальное чтение - тот путь, который решает проблему увлече­ ния чтением. И если всегда это увлечение вызывали попыткой заинитересовать содержанием, то здесь ударение делается на интеллекту­альной заинтересованности. Ребенка 6-7 лет нельзя заинтересовать содержанием прочитанного. Потому что содержательность того, что он может прочесть, слишком бедна на фоне необходимого минимума самоудовлетворения детского любопытства. Именно поэтому ставка на содержание обречена на проигрыш. Мало того, она может родить разочарование и следующее за ним отторжение. Интеллектуальный зуд ребенка должен удовлетворяться интеллектуальной чесалкой, а не ее имитацией.

Комплекс таких упражнений - это чтение исподтишка, чтение как необходимая приманка, как деньги на покупку игрушки. И не нужно говорить о неэтичности такой методики. Просто есть физиология и неврология. И хорошо, если баланс между необходимым и возмож­ным сохраняется. Но кто проконтролирует это сохранение? Кто будет констатировать нулевое положение стрелки весов психоневротичес­кой нормы? Так давайте пойдем на поводу у природы и будем строить обучение по природным законам, а не методом вколачивания шурупа в доску. Шуруп нужно вкручивать отверткой, а не вбивать молотком. И дереву лучше, и шуруп голыми руками не вынуть.

ОТРАБОТКА МЕХАНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ К механическим навыкам чтения относится стандартный набор способностей, без которых процесс чтения невозможен как таковой.

1. Слияние букв в слоги.

2. Слияние слогов в слова.

Уровень владения механическими навыками чтения (МНЧ) опре­деляется зрительно-мозговым и механизмами, отвечающими за вос­приятие написанного и последующее его образное воспроизведение. Именно этими двумя факторами - восприятием и воспроизведением - определяется способность прочесть и осознать прочитанное.

Прочесть и осознать - это то, что мы именуем механизмом чтения. Если предположить этапы этого механизма у ребенка, можно полу­чить примерно следующую последовательность.

Зрительная фиксация букв.

Разбивка читаемого слова на части (слоги).

Чтение первого слога и фиксирование его в памяти.

Чтение второго слога и слияние его с первым.

Фиксирование фрагмента (суммы 2 слогов) в памяти.

Чтение третьего слога.

Слияние его с зафиксированным фрагментом.

Непосредственно словообразование.

Итак, что же собою представляют механические навыки чтения?

Зрительная фиксация текста.

Способность сливать зрительно зафиксированный текст в фраг­менты.

Сохранение в памяти невидимых фрагментов слова (текста).

Способность трансформации «буквенного» в «образное».

То, насколько высоко развиты МНЧ у ребенка мы видим, когда наблюдаем скорость чтения вслух, при пересказе прочтенного, точнее, при оценке пересказанного. Если имеет место большая сте­пень расхождения пересказанного с исходным, потеря каких-либо важных деталей, искажение содержания - скорее всего это будет говорить о низком уровне МНЧ. К невидимым же факторам низко­го уровня МНЧ относятся быстрая утомляемость при чтении, при­чем это может быть, как литературное чтение, так и чтение условия задачи. Это слаборазвитая способность анализировать. А способ­ность ребенка к анализу - это, с одной стороны, увязывание в це­лостную картинку различных текстовых частей, с другой - быстрое вычленение главного в тексте и отсев второстепенного. Проще го­воря, стопроцентно механические навыки чтения являются базой для далеко немеханических способностей логически мыслить и анализировать, осознавать то, что происходит вокруг и себя самого в окружающем, находить связи, причины, делать прогнозы, стро­ить планы и воплощать их в реальную жизнь. Да, именно малень­кий, на первый взгляд, механизм сложения букв может стать тем винтиком в огромном механическом гиганте жизни, отсутствие ко­торого превратит последний в неодушевленную, по-настоящему механическую гору чего-то...


Глава 1. ЗАДАЧИ КЛАССА «БУКВА +... »

Здесь будет предоставлен весь звуко-буквенный материал и, ребе­нок получит возможность с ним ознакомиться. Написание букв предлагается печатным шрифтом, доступным каждому дошкольнику, тем более - школьнику.

Обучение чтению органически связанно с системой письма. Поэтому на самых начальных этапах своего развития письмо носит изобразитель­ный характер. При таком подходе появляются реальные предпосылки для беспрепятственного чтения. Оригинальные упражнения будут хоро­шим подспорьем для развития у ребенка звуко-буквенного анализа сло­ва, повысят скорость мыслительных процессов. Задачи на сложение и вычитание букв направлены на увеличение объема краткосрочной памя­ти при чтении и увеличение угла зрительного захвата читаемого текста.


ЗАДАНИЕ 1.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 390.