Цикл начинается с простейших заданий, причем уже решенных.
Линия, соединяющая слогообразующую букву с основной показывает принцип слогообразования. Проследив взглядом линию, соединяющую дополнительную и основную буквы, ребенок становится участником слообразования. Записывая образовавшийся слог, он постигает принцип его образования. Роль ребенка пока что пассивна, т.е. выбора у него нет, образовавшийся слог продиктован условием. Но зато это позволит избежать опасных на первых этапах обучения ошибок.
Итак, в этом типе заданий ребенок дублирует написание возможного буквенного сочетания.
Цель его деятельности ~ копирование.
Цель задания ~ формирование навыка буквосложения.
ЗАДАНИЕ 2.
НАЛИЧИЕ «ОСНОВНОЙ» БУКВЫ В ИСХОДНОМ СЛОГЕ
Задание несколько усложняется. Копирование образовавшихся слогов подменяется наличием половины слога. Причем половина эта - обязательно буква основная, которая и цветом, и размером отличается от остальных. Цель задачи неизменна. Но степень самостоятельности несравнимо больше. У ребенка создается ощущение самостоятельного слогообразования. Формируется понятие о составе слога.
Понятие аналогии звука, означающего слог из двух букв, из которых он состоит. Рекомендуется чтение вслух вновь образованных слогов.
ЗАДАНИЕ 3.
НАЛИЧИЕ В ИСХОДНОМ СЛОГЕ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ
Следующий поэтапно усложненный тип все той же задачи. Углубляется понятие состава слога. Кроме того, начинает формироваться зависимость образованного слога от места положения основной буквы. Если в предыдущих заданиях основная буква была известна в ста процентах вариантов, то в заданиях данного типа акцент делается на зависимости звучания слога от места положения составляющих его букв.
Цель задания - исключить часто встречающееся у начинающих читать отсутствие дифференциального подхода к слогам типа -АВ- -ВА-, -УР--РУ-.
Научившись сливать буквы в слоги дети часто с трудом избегают одинакового прочтения слогов данного типа.
ЗАДАНИЕ 4.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СЛОГООБРАЗОВАНИЕ
Окончательный вариант цикла. Ребенку даны составляющие и полная свобода действий. Слог составляется и записывается самостоятельно.
Поисковая деятельность данного цикла задач невелика. Но еще раз хочу подчеркнуть формирующий характер этих заданий. Решив все задачи этого цикла, ученик должен четко усвоить принцип слогообразования и чтения слога.
Буква, стоящая на письме на первом месте должна читаться в первую очередь и т.д. Еще одна рекомендация. Не следует слишком быстро переключаться на чтение трехбуквенных слогов, т.к. это может внести путаницу. Ребенку нужно дать возможность укрепиться в успешности своих операций с буквами.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 310.