1)закон,
2) рациональность;
3) экономическая эффективность.
32. Роль управленческого решения в государственном и муниципальном управлении.
Управленческое решение
*разработанный и принятый, формально зафиксированный проект социальных изменений.
*акт осуществления управленческого воздействия, средство выражения и способ регулирования управленческих отношений в конкретно-исторических условиях и социальной среде.
РОЛЬ/ НАЗНАЧЕНИЕ:
*выбор альтернативы при осуществлении управленческой деятельности;
*один из основных результатов деятельности субъекта управления, направленной на объект управления с целью достижения определенных целей управления;
*особенный процесс человеческой деятельности направленный на выбор наилучшего варианта действий при осуществлении управления.
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Акт, направленный на разрешение проблемной ситуации.
Управленческие решения служат составной частью любой функции процесса управления и пронизывают всю управленческую деятельность – от формулировки цели до момента ее достижения. Решение – основной продукт труда менеджера. От эффективности управленческих решений зависит успех дела. Поэтому каждое управленческое решение должно быть научно обосновано и своевременно принято, соответствовать ситуации и законодательным актам, отвечать объективным условиям развития предприятий торговли, обеспечивать наиболее полное достижение поставленной цели и рациональное использование ресурсов.
Управленческие решения реализуются в форме приказа, распоряжения, указания, инструкции, деловой беседы, контракта, плана, положения, правила и т.п.
Управленческие решения обладают рядом особенностей, в первую очередь: - масштабностью (охватывают более широкий круг людей); -психологической спецификой; -финансовыми последствиями; - экономическими аспектами. Это тот самый вид деятельности, который лучше всего характеризует поведение менеджеров и который отличает управление/менеджмент от другой социальной деятельности человека. Из всех управленческих обязанностей, выполняемых руководителями и менеджерами: акт принятия решений не имеет себе равных по своей значимости:
33. Методы и стили принятия управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.
Методы принятия решений – это совокупность мыслительных и практических операций, которые используются в процессе государственного управления для выявления проблемы, постановки цели, сбора необходимой информации, разработки вариантов решения, выбора оптимального решения и организации его выполнения.
Классификация методов принятия решений по возможности охватить процесс разработки решения в целом:
*общие, которые охватывают все этапы процесса принятия решений;
*локальные, которые применяются на одном или нескольких этапах.
В свою очередь, их можно поделит на два вида:
*формальные методы (формально-математические);
*неформальные (интуитивнологические).
Общие методы
ОБЩИЕ ФОРМАЛЬНЫЕ:
*системный анализ, который служит методологией разрешения больших проблем; *линейное программирование.
ОБЩИЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ:
*способы принятия решений на основе управленческого и жизненного опыта; *рефлексии; *интуиции.
Локальные методы
*Методы выявления проблемы и постановки цели решения;
*Методы сбора и обработки информации, необходимой для принятия решения;
*Методы анализа вариантов будущего решения, выбора и обоснования оптимального;
*Методы санкционирования отобранного варианта решения;
*Методы организации выполнения и контроля за процессом его выполнения.
Классификация методов по способом принятия управленческих решений:
*индивидуальные; *групповые (коллективные).
СТИЛИ принятия управленческих решений по модели Врума-Итома-Яго
*авторитарный *консультативный *групповой
Методы группового принятия решений:
*коллективное обсуждение проблем при условии полной свободы предложения проектов решения. Способствует открытости процесса группового принятия решений. Особенно пригоден при решении нестандартных проблем, которые требуют новаторских, творческих решений
*условно групповой метод. Он отличается от предыдущего ограничением межличностного общения в процессе принятия решений. Здесь преобладают индивидуальные усилия членов группы в разработке решений. Этот метод способствует достижению соглашения без особенных острых дискуссий обсуждений
*метод экспертных оценок «Дельфи» (класс методов групповых экспертных оценок, впервые примененных в США в 1964 г.). Он применяется в том случае, когда члены группы физически не могут присутствовать в одном месте
Преимущества групповых методов принятия решений:
*преобладает индивидуальный по объему знаний и информации, которые влияют на решения. Для решения сложных проблем групповое решение наилучшее
* позволяет выдвинуть больше перспектив и рассмотреть больше альтернатив, соответствует характеру демократического общества
*имеет определенные коммуникативные преимущества в донесении решений ко всем заинтересованным сторонам, что способствует его более широкому пониманию
Методы принятия решений , применяемые в условиях неопределенности:
Формальные методы, которые используются для выявления проблем и постановки цели решения: *метод Монте-Карло *«мозговой штурм» *теория игр
Неформальные методы *интуитивно-логического мышления на основе имеющихся знаний, опыта, рефлексии, *экспертные методы (метод Дельфи) *методы имитационного моделирования
34. Принятие управленческих решений на трех видах управления: сущность, характеристика, параметры.
Управленческое решение
*разработанный и принятый, формально зафиксированный проект социальных изменений.
*акт осуществления управленческого воздействия, средство выражения и способ регулирования управленческих отношений в конкретно-исторических условиях и социальной среде.
Уровни принятия решений:
*Политический; *Макроэкономический; *Административного управления.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ
*обусловлено необходимостью совмещения доминирующих ценностей и целей общества и правящего режима с решением конкретных управленческих задач.
*деятельность нацелена на консолидацию акций всех контрагентов власти вокруг определенных задач.
*группа руководящих лиц (отдельное лицо) способна задать принципы, направить или же придать окончательную форму всему комплексному процессу разработки решения.
*не только снижает структурные недостатки системы государственного управления, но и одновременно повышает риски принятия решений.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ
*интеграция общества как социально-экономического целого и предоставление населению определенного круга услуг.
*ориентируется на постановку целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании государственных средств.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
*Управленческая задача - сохранение (развитие) организационной структуры системы государственного управления и поддержании непосредственных контактов органов управления с гражданами как потребителями оказываемых государством услуг.
*Выполняет вспомогательные задачи.
*Поддерживаются внутри- и межорганизационные взаимоотношения исполнительных и законодательных структур, организационно обеспечиваются внутриведомственные процессы подготовки, обсуждения и согласования проектов, прохождение документов по различным этапам управления и иные аспекты управленческих отношений подобного типа.
35. Государственные решения: сущность, виды, реализация, требования.
Государственные решения
- государственное веление с целью урегулирования (упорядочения, разрешения и т.д.) общественных отношений, затрагивающих разнообразные проявления жизни и деятельности человека- гражданина в обществе-государстве.
- потребность в их документировании, должной фиксации и общезначимой удостоверенности фактов, событий и состояний.
Принятие (издание, обнародование) государственных решений в документальной форме - способ письменного сообщения (передачи) информации, необходимой для управления и иных видов деятельности.
Документ — письменная форма управленческого решения, акт — разновидность документа.
Документирование
- предполагает соблюдение установленных правил записи и оформления управленческих решений.
Надлежащее соблюдение таких правил придает официальное выражение и юридическую силу.
Юридическая сила — свойство обязательности исполнения решений, содержащихся в официальном документе (в теории государства и права — правовой акт), сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.
Придание документу юридической силы, подтверждение факта его издания — главное назначение процедуры регистрации.
Регистрация обеспечивается установленным для каждой разновидности документов комплексом реквизитов — обязательных элементов оформления документов (в том числе наименование документа, его номер, дата принятия, гриф утверждения, сведения о подписавшем: название должности и фамилия, печать и др.).
ВИДЫ (Принятие решений в органах государственного управления):
1. Решения, требующие основательных разработок и исследований. Это перспективные и годовые планы социального развития территорий, отдельных отраслей муниципальной экономики, жилищного и социально-культурного строительства, охраны окружающей среды и т.д.
2. Решения по текущим проблемам развития и регулирования социальной инфраструктуры.
3. Решения, связанные с устойчивыми и регулярными процессами (подготовка к зиме, организация летнего отдыха населения), и процессами, имеющими длительный характер (решение проблем занятости, жилищная проблема и т.п.).
Управленческие решения бывают письменные и устные.
Управленческие акты государственных органов и должностных лиц:
*выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся управленческие положения.
*государственные решения, которые всегда содержат указание на ответственность за их нарушение (кодекс об административных правонарушениях, уголовный, таможенный, налоговый и др.)
*судебные решения, которые по российскому праву выносятся в виде приговоров по уголовным, арбитражным и административным делам либо в виде постановлений органа судебной власти (суда), чем заканчивается рассмотрение и разрешение гражданских дел по существу, а также по делам, рассмотренным в процессе конституционного судопроизводства.
Юридический вариант управленческого решения:
*представляет собой правовой акт управления, который есть разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе государственноуправленческой деятельности органов власти (должностных лиц).
*отражает определенные обстоятельства, имеющие юридическое значение.
*Правовой акт управления издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (приказ в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления).
ПОВЕЛЕНИЯ. не обязательно выражаемые в форме письменного акта (сигнал сирены, светофора, свисток постового милиционера, дорожный знак и т.п.)
Дата: 2019-04-23, просмотров: 344.