Каждый участник семинара- тренинга получает памятки по профилактике синдрома профессионального выгорания и по профилактике стресса. В учреждения образования направляются специальные материалы по этой же тематике (см. приложение 7). Это рекомендации психолога: «Способы профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов», «Способы эффективного управления стрессами», «Причины стрессов у педагогов» и др.
Сенсорная интеграция
Использование сенсорной комнаты – как организованной особым образом окружающей среды, состоящей из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. [12, 36] Автор активно использует сенсорную комнату для тренинговых занятий по психической саморегуляции. При создании программы коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов учитывались все возможности сенсорной комнаты.
В сенсорной комнате Центра «Гармония» представлены:
· оборудование мягкого комплекса (пуфики-кресла с гранулами, музыкальное кресло-подушка, зеркальное панно, мягкое половое покрытие);
· музыкальное и световое оборудование (музыкальный центр с набором кассет и дисков, музыка ветра, зеркальный шар с прожектором, прибор динамической заливки света «Волна», панно «Бесконечность», переливающиеся цветы, лампа «Вулкан» светильник «Фонтан света», панно
«Звездное небо», волшебная нить с контролёром, светильник «Плазма»,
звукоактивированный проектор светоэффектов и др.)
· оборудование для развития сенсорики (массажные мячи и массажёры, фонтан водный, генератор запахов со звуками природы и ароматами,
· аппарат аэроинопрофилактики, увлажнитель воздуха «Лампа-туман», аппарат «Горный воздух»).
В основе воздействия сенсорной комнаты на индивида или группу лежит метод сенсорной интеграции, который является безмедикаментозным методом
профилактики, лечения и реабилитации. Этот метод обращен к внутренним, самоисцеляющим резервам человеческого организма, тесно связанным с его творческими возможностями. «Сенсорное воздействие рассматривается как благотворный эмоциональный стресс, связанный с происходящим в процессе процедуры».
Использование оборудования сенсорной комнаты в практике коррекции профессионального выгорания позволяет существенно повысить эффективность воздействия за счет включения дополнительных возможностей. Среди важных функций специального оборудования сенсорной комнаты можно назвать:
· Облегчение установления отношений с участниками тренингов;
· снятие эмоционального напряжения, улучшения настроения;
· усиление готовности к предстоящей работе, повышение её привлекательности;
· создание условий для изучения реальности (её моделирования);
· создание безопасной среды для проявления спонтанности, фантазии, творчества.
· обеспечение возможностей для отработки и развития определённых навыков психической саморегуляции;
· создание условий для проведения качественной релаксации и медитации.
Опыт использования сенсорной комнаты для профилактики профессионального выгорания показывает, что пребывание в сенсорной комнате способствует:
· достижению максимальной релаксации за минимальное время;
· улучшению эмоционального состояния;
· снятию напряжения и тревожности,
· активизации мозговой деятельности;
· развитию социальных навыков;
· проявлению латентных качеств личности;
· развитию коммуникативных функций и способности адаптироваться к групповым нормам
Приложение 7
Советы психолога
Профилактика выгорания.
Удовлетворение физиологических потребностей:
- принимать пищу регулярно (завтрак, обед, ужин).
- делать зарядку
- проходить медицинский осмотр у врачей
- брать больничный лист на время болезней
- пользоваться услугами массажиста (делать самомассаж)
- достаточно спать
- носить одежду, которая нравится
- брать отпуск
- ограничить время телефонных разговоров
- удовлетворять сексуальные потребности
- вести оптимально активный образ жизни (танцевать, плавать, бегать, петь, заниматься спортом, совершать пешие прогулки и т.д.)
Удовлетворение психологических потребностей
- выделять время для саморефлексии
- читать литературу, не относящуюся к работе
- иметь хобби
- снизить уровень стрессового воздействия в жизни
- умение говорить «нет»
- проявлять любопытство
- обращаться за помощью к другим, когда нужно
- посещать музеи, выставки, театры, спортивные соревнования
- давать возможность другим людям узнать меня с разных сторон,
- прислушиваться к своему внутреннему опыту (мыслям, чувствам, суждениям)
Удовлетворение эмоциональных потребностей
- проводить время с людьми, которые симпатичны
- поддерживать отношение со значимыми людьми
- поощрять и награждать себя
- любить себя
- перечитывать любимые книги и пересматривать любимые фильмы
- позволять себе иногда плакать
- играть с детьми
- смеяться и улыбаться
- осознавать свои потребности
- научиться выражать свои эмоции и делать это конструктивно
Удовлетворение духовных потребностей.
- проводить время на природе
- поддерживать в себе оптимизм и надежду
- ориентироваться не только на материальные ценности
- не брать на себя ответственность за все
- быть открытым новому и неизвестному
- участвовать в осуществлении того, во что верится
- медитировать, молиться или петь.
Создание благоприятных условий работы.
- делать перерывы в работе в течение дня
- позволять себе поболтать с сотрудниками
- уметь отстаивать свои принципы
- распределять рабочее время так, чтобы избежать перегрузок
- выделять время для завершения определенной работы
- уделять время профессиональному росту
- заботиться о своих финансовых интересах
- создать себе удобное рабочее место
Обретение жизненного баланса
- стремиться к балансу в своей профессиональной жизни в пределах каждого рабочего дня
- стремиться к балансу между работой, семьей, общением с людьми, игрой и отдыхом.
Управление временем и планирование. Вопросы для самоанализа.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 199.