Ведущий раздает участникам памятки и дает рекомендации по их применению (см. Приложение 7).
Упражнение 5. «Заключительное подведение итогов»
Комментарии для ведущего.
В конце занятия подводится окончательный итог. Ведущий делится своими впечатлениями от тренинга. Важно найти для каждого участника несколько приятных слов и пожеланий.
Ритуал прощания: чаепитие.
Комментарии для ведущего.
Необходимо заранее подготовиться к данному ритуалу. Очень хорошо, если есть специальное помещение для чаепитий. Можно завершить тренинг и в любом подходящем для этого действа кабинете. Как показывает опыт, чаепитие – самый лучший способ завершить тренинг. Некоторые упражнения («Расскажи о своем состоянии», «Советы психолога », «Заключительное подведение итогов») можно провести во время чаепития. Участникам можно предложить посетить занятия в психологическом клубе «Счастливчик», который является продолжением данной программы. Ведущий рассказывает о возможностях Центра «Гармония» в решении различных психологических, педагогических, юридических, логопедических и некоторых медицинских проблем, как детей так и взрослых.
Апробация программы
Программа коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов прошла серьезную апробацию в образовательной среде Угличского муниципального района. Программа работает четвертый год. Всего в ней приняли участие 313 человек: педагоги общеобразовательных школ города и села, преподаватели Угличского педагогического колледжа – 103 человека; воспитатели детских садов – 119 человек; педагоги дополнительного образования – 25 человек; специалисты Администрации УМР, Управления образования, Управления труда и социальной защиты населения, – 27 человек; родители (в том числе приемных семей) – 27 человек; участники муниципальных конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года» - 12 человек.
Количество проведенных занятий было разным. Иногда приходилось увеличивать продолжительность программы или наоборот сокращать, следуя запросам участников и учитывая их занятость.
Результаты апробации
Результаты апробации показали, что данная программа оправдывает свои цели и задачи. Анализ вербальных и невербальных действий участников программы помогает отследить умения и навыки, которые они приобретают, как меняется их эмоциональное состояние, какие личностные ресурсы открываются. Тестовые методы количественно подтверждают снижение уровня психического выгорания и снижение уровня эмоционального напряжения участников.
Результативность тренинговых занятий в 2007-08 уч. году
(изменение уровня психического выгорания,
количество человек в %)
См. опросник психического выгорания педагогов и воспитателей К. Маслак, модифицированный Водопьяновой, приложение 1.
Сравнительный анализ
Дата: 2019-05-29, просмотров: 207.