Психологическая коррекция синдрома профессионального выгорания – процесс устранения отклонений в психическом и личностном развитии, способствующий гармонизации жизни педагога и его взаимоотношениям с другими людьми. Как правило, этот вид психологической деятельности требует от специалиста – психолога особенно высокой профессиональной подготовки, так как успешность работы является следствием правильно подобранных методов и результатом личного взаимодействия психолога и педагога, которое требует от специалиста находчивости, проницательности, умения доверительно общаться.
Психологическая диагностика – изучение и оценка психологом уровней профессионального выгорания педагогов и его составляющих: эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений. Цель диагностики – определить программу коррекции, проверить эффективность работы, определить причинную проблематику.
Психическая саморегуляция - целенаправленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния, достигаемого путем специально организованной психической активности. Эта активность направлена на управление своим телом и дыханием, восстановление эмоционально-энергетического и психического состояния и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции.
Методика работы программы основана на соответствии применяемых методах и техник особенностям проявления выгорания у педагогов. В программу включены упражнения из телесно-ориентированной терапии, позитивной психотерапии, игровой терапии, арт-терапии, аутотренинга, музыкотерапии.
Телесно-ориентированная терапия (Лоуэн, Райх, Фельденкрайз)– совокупность способов работы с телом, где главным процессом является процесс помощи человеку в реставрации деформаций его личностной структуры. Здесь существует два принципиально различных направления: работа с телом на языке тела и работа с телом на языке сознания. Механизмы эффективности воздействий, относящихся к первому направлению, основаны на перераспределении энергии. Механизмы работы с телом на языке сознания обусловлены отношением к телесным проявлениям как моделям различных паттернов личностного функционирования. [35]
Работа с телом на языке тела включает такие методы, при которых осуществляется перераспределение энергии за счет целенаправленного воздействия на мышечные блоки и зажимы. Автор считает необходимым использование в программе коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов метода прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону.
Цель метода: обучить произвольному расслаблению напряженных мышечных групп. Эффективность мышечной релаксации достигается за счет сознательного напряжения поперечно-полосатых групп мышц в течение некоторого времени. В результате физического воздействия на мышечный тонус происходит произвольное расслабление напрягаемых мышц, что влечет за собой снятие повышенного нервно-психического напряжения, выравнивание эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
Самоанализ мышечного состояния позволяет выявить индивидуальные «мышечные зажимы» и целенаправленно их расслаблять, изменяя при этом эмоциональное состояние. Игрой «напряженный - расслабленный» можно легко научиться снимать мышечные зажимы.[35]
Данная программа позволяет обучать умению произвольно расслаблять напряженные мышцы в течение всех тренинговых занятий.
Важным методом психической саморегуляци в работе с телом на языке тела является дыхательная гимнастика.
Цель метода: обучить управлять своим дыханием для эффективного влияния на тонус мышц и эмоциональные центры. Дыхательные техники позволяют расширить энергетические возможности организма и его физическую работоспособность, понизить возбудимость нервных центров, способствовать мышечному расслаблению - релаксации, улучшению деятельности аппарата дыхания. Тренировка дыхательного аппарата основана на управлении дыхательной мускулатурой, где важное значение имеет ритм дыхания. В состоянии напряжения дыхание становится поверхностным. Глубокое дыхание успокаивает тело. Успокаивающий ритм дыхания заключается в том, что каждый выдох делается вдвое длиннее вдоха и имеет три фазы: выдох – пауза – вдох. [3, 5, 31]
В программе тренинговых занятий используются два важных упражнения: диафрагмальное дыхание и дыхание релаксационное. Можно использовать и другие дыхательные упражнения (см. тренинг саморегуляции 2).
Очень эффективна в работе аутогенная тренировка по методу Шульца.
Цель метода: обучить приемам самовнушения в состоянии релаксации для повышения общих адаптационных способностей организма, внимания, мышления. Данный метод позволяет снять эмоциональное напряжение, повысить психофизиологические резервы организма, преодолевать стрессовые состояния. Аутотренинг нормализует основные физиологические функции организма и регулирует обменные процессы. С помощью аутотренинга практически каждый человек может научиться расслабляться, регулировать эмоциональное состояние. При значительном расслаблении поперечно-полосатой мускулатуры возникает особое состояние сознания, позволяющее путём самовнушения воздействовать на различные, в том числе и произвольные, функции организма. Мысленное повторение формул самовнушения должно проводиться спокойно, без излишней концентрации внимания и эмоционального напряжения. Благоприятный эмоциональный фон можно создать с помощью формул самовнушения в сочетании с дыхательными упражнениями. [3, 5, 8, 35]
В данной программе предлагается первая (начальная) ступень аутотренинга, включающая основные формулы самовнушения: вызывание ощущения тяжести,
тепла, регуляция ритма сердечной деятельности, регуляция дыхания, влияние на органы брюшной полости, вызывание ощущения прохлады в области лба, выход из состояния релаксации. Аутотренинг также как мышечная релаксация и дыхательная гимнастика повторяется каждое тренинговое занятие. Для освоения приемов аутотренинга важны систематичность и регулярность, поэтому участникам тренинга дается домашнее задание: повторять формулы самовнушения ежедневно перед сном.
Медитация относится к высшей ступени аутогенной тренировки и в данной программе так же имеет место.
Цель метода: тренировка процессов воображения и нейтрализация аффективных переживаний. Метод позволяет снимать эмоциональное напряжение, останавливать поток мыслей. Медитация – это состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот его рассредоточение. Использование медитации приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека. Общие символические образы, характерные большинству людей. Они базируются в бессознательном, и проработка их позволяет изменить образ, и, соответственно картину мира. Можно использовать самые разные модификации медитаций, важно понимать, какие из них будут эффективными в сложившихся условиях тренинга. В программе автором используются простые для понимания медитации на образе «Роза» и «На берегу моря».
Визуализация как способ использования образов также применяется в тренинговых занятиях. Использование визуализации связано с активным воздействием на центральную нервную систему представлений и чувственных образов. Множество наших позитивных ощущений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь, и даже усилить. Образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.
Таким образом, использование различных методов и техник телесно-ориентированной терапии, аутотренинга и медитаций позволяет провести коррекцию различных состояний при проявлении синдрома профессионального выгорания педагогов и создать мотивацию на применение техник саморегуляции в дальнейшей жизни.
Позитивная психотерапия (создана Н. Пезешкианом в 1996) основана на рассмотрении человека как особой ценности, центрируется на позитивных аспектах жизни человека, его ресурсах, необходимых для разрешения проблемы.
Позитивная психотерапия ориентирована на гармонизацию жизни человека. В программе использован метод работы с ресурсами человека. [34]
Цель метода: научить находить ресурсы при разрешении различных проблем. В данной программе автор использует техники «Фокусирование на исключениях и прогрессе» (упр. «Ловец блага») и «Распределение заслуг» (упр. «Я обладаю, знаю, умею»), «Обмен личным опытом». Важно отметить, что с данным методом можно импровизировать, опираясь на собственную интуицию. Приводимые техники не только способствуют продвижению в сторону решения проблем, но и работают на создание благоприятной атмосферы тренинга, повышение самооценки.
Важным в работе является использование методов арт-терапии. Арт-терапия возникла как направление в середине ХХ века, но используется как свободное рисование с древнейших времен. Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Андриан Хилл.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 222.