профессионального выгорания
Исследования синдрома профессионального выгорания показали, что очень актуальным является вопрос выявления факторов, способствующих развитию выгорания. На основании обобщения материала по изучению некоторых классификаций В.Е. Орёл предлагает следующую схему факторов выгорания.
Классификация факторов профессионального выгорания:
Индивидуальные факторы | Организационные факторы |
Социально-демографические (возраст, пол, уровень образования, семейное положение, стаж работы) | Условия работы (рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня) |
Личностные особенности (выносливость, локус контроля, стиль сопротивления, самооценка, тип поведения, нейротизм, экстраверсия) | Содержание труда (число клиентов, острота проблем, глубина контакта с клиентом, участие в принятии решений, самостоятельность в своей работе, обратная связь) |
Профессиональная мотивация (ценностные ориентации, уровень притязаний) | Социально-психологические (ролевой конфликт и ролевая амбивалентность, социальная поддержка, обратная связь) |
Когнитивные процессы (способности и интеллект) |
Расшифруем каждый из факторов подробнее, используя монографию В.Е. Орла и литературные материалы О. Лавровой.[23, 33]
Социально-демографические:
· Возраст: наиболее чувствительны к выгоранию являются молодые люди (19 – 25 лет) и более старшие (40 – 50 лет).
· Пол: риск подвергнуться выгоранию зависит от того, насколько выполняемые работником функции соответствуют половозрастной ориентации, т.е. когда от мужчин требуется демонстрация истинно мужских качеств, таких как отвага, эмоциональная сдержанность, физические данные, а от женщин сопереживания, воспитательских умений подчинения. Также выдвигается тезис, что работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей.
· Стаж работы: достаточно индивидуален и зависит от выполняемых функций специалиста. Так К. Маслак приводит данные, что средний медицинский работник выгорает через полтора гола после начала работы, а социальный работник начинает испытывать данный симптом через 2-4 года.
· Семейное положение: более высокая степень подверженности выгоранию у лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке.
· Образование: причиной выгорания могут служить более высокие притязания у людей с более высоким уровнем образования. Люди со средним образованием имеют более высокие баллы по профессиональным достижениям.
Личностные особенности:
· Личная выносливость: определяется, как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на разного рода изменения. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие шкалы по профессиональным достижениям.
· Индивидуальные стратегии сопротивления: высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу, и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания. Также отмечается, что женщины продуктивнее, чем мужчины используют стратегии избегания стрессовых ситуаций.
· Локус контроля: склонность человека брать на себя или отдавать внешним обстоятельствам ответственность за происходящее. Внутренний локус контроля, т.е. готовность видеть в себе причину происходящего и искать пути разрешения предохраняет от выгорания. Внешний локус контроля характеризует стремление перекладывать ответственность на внешние обстоятельства свойственно людям инфантильным, зависимым, больше предрасположенным к быстрому выгоранию.
· Предрасположенность к стрессу: люди, демонстрирующие этот тип поведения, предпочитают бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкретную борьбу, сильную потребность держать все под своим контролем.
· Самооценка: низкая самооценка предрасполагает к выгоранию, но сама может отражать фактор окружающей среды.
· Нейротизм: наиболее тесно связан с выгоранием, особенно с эмоциональным истощением и фактором открытию опыта.
· Экстраверсия, открытость, тревожность, завышенные требования к себе увеличивают восприимчивость к выгоранию.
· Профессиональная мотивация: рассогласование между ценностями личности и возможностью их реализации отмечается как важный фактор выгорания. Существует тесная положительная связь между выгоранием и «трудоголизмом».
Организационные факторы
Условия работы:
· Исследования зарубежных психологов свидетельствуют, что повышенные нагрузки и сверхурочная работа стимулируют выгорание. продолжительность рабочего дня способствует развитию синдрома, в то время как перерывы в работе оказывают положительный эффект и понижают уровень выгорания.
Содержание труда:
· Продолжительный контакт с одним клиентом в течение рабочего периода может способствовать развитию выгорания.
· Большое количество клиентов с их разнообразием проблем также способствует развитию выгорания.
· Отмечается, что любая критическая ситуации с клиентами независимо от её специфики является тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя к выгоранию.
Социально – психологические факторы:
· Для работника наиболее значимой является поддержка от администрации. Работники, получающие эту поддержку, лучше сопротивляются стрессовым воздействиям и менее подвергаются выгоранию.
· Отмечается, что недостаточное вознаграждение (денежное или материальное) или его отсутствие способствует возникновению выгорания.
· Повышает вероятность развития синдрома профессионального выгорания ролевой конфликт, под которым понимаются противоречия между функциями работника им выполняемыми.
· Ролевая двойственность предполагает отсутствие значимой информации для эффективности выполняемой деятельности. Также тесно связано с синдромом выгорания.
Н.В. Самоукина выделяет несколько закономерностей, которые влияют на работников, составляющих так называемую «группу риска» в контексте профессионального выгорания.[30]
Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего, это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т п. Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.
Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего как в России, так и за рубежом это — женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.
В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности, хронического страха потери рабочего места. В России к этой группе относятся прежде всего люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста. Кроме того, в этой группе находятся работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу.
В-четвертых, синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.
В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.
Таким образом, на развитие синдрома выгорания большое воздействие оказывают как особенности профессиональной деятельности, так и индивидуальные характеристики самих профессионалов.
Интересные данные представлены в монографии В.Е. Орла относительно уровня выгорания у представителей различных профессий. [23]
Средние значения характеристик выгорания у представителей разных профессиональных групп (по К. Маслак, С. Джексон):
Компоненты выго-рания Профессио- нальная группа | Эмоциональное истощение | Деперсонализация | Редукция личных достижений |
Учителя школ | 21,25 | 11,0 | 33,54 |
Преподаватели вузов | 18,57 | 5,57 | 39,17 |
Социальные работники | 21,35 | 7,46 | 32,75 |
Работники медицины (врачи и медсестры) | 22,19 | 7,12 | 36,53 |
Работники службы психического здоровья (психологи, психиатры, психотерапевты) | 16,89 | 5,22 | 30,87 |
Другие профессии (юрисконсульты, адвокаты, офицеры полиции, священники, библиотекари, работники агентств) | 21,42 | 8,11 | 36,43 |
Из таблицы видно, что наиболее склонны к выгоранию представители педагогической сферы, социальные работники и работники медицины.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
1. Синдром профессионального выгорания – это психофизиологическое и умственное истощение, вызванное межличностным общением и перегрузками профессиональной деятельности.
2. Выгорание затрагивает все сферы развития личности, оказывая разрушительное воздействие.
3. Синдром профессионального выгорания протекает индивидуально у каждого специалиста в зависимости от особенностей его личности и профессиональной деятельности.
4. Синдром профессионального выгорания определяется как профессиональный феномен представляющий собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
5. Синдром профессионального выгорания включает в себя три основных составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
6. Каждая составляющая синдрома профессионального выгорания может быть представлена комплексом симптомов: поведенческих, когнитивных, мотивационных, эмоциональных, соматических.
7. Формируется данный феномен под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов и носит необратимый характер.
Приложение 6
Описание методов и техник,
Дата: 2019-05-29, просмотров: 206.