Определение понятия выгорания и его структуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема психического выгорания стала предметом научного анализа в середине 60-х годов ХХ века благодаря многочисленным исследованиям зарубежных психологов Фрейденберга, Маслак, Джексон, Джонес и др. Начавшееся в 1974 году в США изучение данного феномена, затем распространилось и на другие страны, такие, как Канада, Голландия, Польша, Германия, Израиль, Китай и т.д. [23]

В отечественной психологии психическое выгорание как самостоятельный психологический феномен стал изучаться сравнительно недавно. Так последнее десятилетие ознаменовалось повышением интереса к проблеме выгорания со стороны отечественной науки (В.В. Бойко, Н.В. Гришина, А.А, Рукавишников, Т.В. Форманюк, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел и др.), однако сфера изучения ограничена наличием сравнительно небольшого количества работ.]

Впервые термин психическое выгорание был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание». Он описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия в результате истощения энергии в процессе перегрузки проблемами других людей. [33]

В последние годы интерес отечественных ученых к исследованию феномена выгорания возрос благодаря работам, посвященным исследованию стресса, в том числе и профессионального. И хотя термин «выгорание» не употреблялся, однако его сущность была определена довольно четко. Данный синдром, называемый «болезнью общения», возникал вследствие душевного переутомления как своего рода плата за сочувствие и сопровождался такими проявлениями, как приглушение эмоций, исчезновение остроты чувств, возникновение конфликтов с партнерами по общению, безразличие, потеря жизненных идеалов типа «человек-человек», и связанного с межличностными отношениями. [33]

Интересное исследование представлено в монографии В.Е. Орла, где автор показывает различные подходы к определению выгорания зарубежных и отечественных учёных. Так, например, автор рассматривает два основных подхода к определению выгорания – результативный и процессуальный. Результативный подход представлен в виде различных моделей. [23]

Однофакторная модель эмоционального выгорания (Пайнс, Аронсон). Согласно ей, выгорание — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий, но может проявляться и в общественно-политической, интимно-дружеской и семейной сферах жизни. [23]

Двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма). Синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».[23]

Трехфакторная модель (К. Маслак и С. Джексон). Эта модель является наиболее традиционной. Психическое выгорание понимается как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в профессиях социальной сферы. Синдром психического выгорания здесь представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. [23]

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других — усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т. п.

Третья составляющая эмоционального выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Авторы не случайно, как утверждает В.Е. Орёл, используют понятие «синдром», подчеркивания тем самым относительную независимость входящих в него элементов, которые сами по себе могут существовать в качестве отдельных элементов и в других состояниях. Данный концептуальный подход нашел свое отражение и в созданном опроснике, разработанном Маслак и Джексон в 1982, и впоследствии модифицированном. [23]

Четырехфакторная модель (Шваб, Маймс, Файш). В четырехфакторной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно и т.д. [23]

 Процессуальные модели эмоционального выгорания определяют выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени и имеющий определенные фазы или стадии. Процессуальные модели рассматривают динамику развития выгорания как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению

к субъектам профессиональной деятельности. Подверженный выгоранию специалист пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).[23]

Например, динамическая модель Б. Перлман и Е.А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. Это:

· физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);

· аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация);

· поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность). [33]

В отечественной литературе процессуальная концепция выгорания представлена в работе В.В. Бойко. Автор описывает выгорание с точки зрения основных стадий стресса, согласно теории Г. Селье. Профессиональное выгорание, по мнению В.В. Бойко, — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения.[23]

Таким образом, сегодня существует много определений психического выгорания среди специалистов, однако центральным для всех является «истощение» в процессе профессиональной деятельности. Анализ литературы позволяет заметить, что на сегодняшний день не существует единой концепции понимания сущности феномена выгорания и его механизмов. Нет однозначной точки зрения на само определение выгорания. Так, относительно определения выгорания, одни авторы говорят об «эмоциональном выгорании» (Е.Н. Юрасова), другие – о «синдроме выгорания» (Д.Г. Трунов) или о «синдроме эмоционального сгорания» (Т.Ю. Форманюк), третьи – о «психическом или личностном выгорании» (Джонес, Маслак). [39]

Рассматривая данный феномен, важно отметить, что наиболее адекватным, приближенным к контексту изучаемого явления, отражающим проблемы коррекции синдрома выгорания педагогов, можно назвать определение выгорания как «профессиональное». Таким образом, понятие «профессиональное выгорание» будет отражать интегральную характеристику рассматриваемого явления. Далее в практической части данной работы автор будет называть этот феномен как «профессиональное выгорание». Кроме того, обобщив литературные данные, рассматривающие феномен выгорания разными авторами, определим его как синдром профессионального выгорания, представляющего собой состояние психического, эмоционально-энергетического и физического изнеможения, проявляющегося в профессиях группы «человек-человек» в связи с многочисленными и интенсивными контактами с другими людьми. [39]

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 248.