Позиция вожатого в процессе взаимодействия с детьми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важным фактором деятельности лагеря является организация совместной деятельности детей и взрослых. В условиях загородного детского лагеря позиции взрослого и ребенка не столь жестко очерчены, вожатый нередко является человеком, близким по возрасту, интересам, отношения между вожатыми и детьми, основанные на принятии и помощи, сотрудничестве, сотворчестве становятся реальными и оказывают на развитие ребенка, его самореализацию положительное влияние.

В условиях загородного детского лагеря на основе многолетнего опыта вожатых разных лагерей, на основе методики коллективной творческой деятельности сложились определенные диалоговые формы работы с детьми. Наиболее распространенными стали «орлятские круги» и «огоньки». В кругу дети учатся говорить и слушать. Чтобы это обучение проходило более эффективно, вожатые используют специальные приемы: высказывание по кругу, передача эстафеты в виде какого-то символа от одного говорящего к другому, обсуждение проблемы в микрогруппе и затем презентация мнения. Главное в таких ситуациях – доверительность и успешность каждого ребенка.

Дети, приехавшие в лагерь, имеют разный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, разные установки и направленность личности. Не все готовы к общению в режиме диалога и содействию. Среди детей могут оказаться те, кто бездействует или противодействуют группе, совместной деятельности в силу каких-то причин: ребенок оказался не готов к ситуации в лагере, его ожидания от лагеря в первые дни не оправдываются, он не готов делать выбор и отвечать за себя и свои поступки, имеет проблемы, связанные со здоровьем, страхи, повышенную тревожность. В этой ситуации задача вожатого – принять ребенка, увидеть его переживания, попытаться понять его проблему, обсудить эту проблему с ребенком. Эта деятельность строится как:

· совместное обсуждение и определение с ребенком его собственных интересов и целей;

· выбор одного из вариантов этого «совмещения» как цели и образа предстоящей деятельности (самоопределение);

· обсуждение условий, при которых предстоит осуществлять выбранный вариант;

· обсуждение и планирование необходимых действий реализации задуманного (проектирование деятельности);

· при необходимости обучение ребенка умениям и навыкам, необходимым для осуществления задуманной деятельности;

· договор о необходимых и возможных формах взаимодействия в период реального осуществления задуманного.

Вожатый может использовать возможности коллектива, его потенциал для помощи ребенку в решении его проблемы. Эмоциональная поддержка со стороны коллектива, признание ребенка, принятие его другими детьми позволит решать проблемы эффективнее. Важным фактором для формирования у детей социального опыта можно считать создание ситуации успеха. Ситуация в данном случае будет выступать как сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех – как результат подобной ситуации.

Успех в любом деле определяется как минимум пятью факторами: верой в собственные способности, количеством прилагаемых усилий, помощью со стороны других людей (сотрудничество), сложностью задачи, удачей в достижении намеченной цели. Таким образом, ситуация успеха – это результат психолого-педагогически продуманной стратегии и тактики поведения взрослых людей по отношению к ребенку, испытывающему затруднения.

Ситуация успеха может быть обеспечена системой таких действий, как:

· проектирование, психолого-педагогическое обоснование влияния взрослых участников педагогического процесса на детей;

· формирование среды, способствующей запуску механизмов реализации успеха;

· построение конкретных ситуаций успеха и обеспечение продвижение личности в них от менее значимых к более весомым и ценным успехам;

· анализ и коррекция деятельности педагогов и детей;

· расширение спектра ситуаций достижения успеха. Успех также может быть достигнут лишь при условии учета индивидуальных личностных особенностей конкретного ребенка.

Таким образом, процесс жизнедеятельности загородного лагеря, с одной стороны, создает условия для конструктивного, творческого взаимодействия, сотрудничества, интенсивного общения участников процесса, способствующих их взаимному обогащению, формированию у них новых устремлений, с другой – способствует отбору внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами. При этом за ребенком остается право выбора форм жизнедеятельности в лагере, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность осуществления собственных программ.

1.4.4. Какой он, вожатый лагеря? (Из опыта работы ЗДОЛ «Задорный», Пермский край)

Вожатый лагеря умён. Его присутствие в лагере – не случайность, а результат непростых размышлений. Он много знает и умеет, может ответить на самые разные вопросы детей, поддержать беседу на сложные темы.

Вожатый лагеря добр. Он понимает, что нужен детям, старается им помочь, поддерживает их в трудные минуты и иногда прощает им маленькие шалости и ошибки. Всячески старается, чтобы ничто в лагере не причинило детям вреда.

Вожатый лагеря требователен и строг. Он не допускает нарушения режима дня или пренебрежительного отношения к дисциплине и порядку, предъявляет однозначные требования и всегда добивается их исполнения.

Вожатый лагеря никому не позволит оскорбить или унизить другого, сделать кому-нибудь больно.

Вожатый лагеря – специалист, владеющий методиками работы с детьми, умеющий в каждый эпизод жизни отряда внести полезные составляющие.

Вожатый лагеря чуток и корректен. Он всегда заметит, что ребенок нуждается в заботе и помощи, а требования свои предъявляет и отстаивает, не обижая детей.

Вожатый лагеря – фантазер и выдумщик. Его идеи всегда неожиданны и очень удачны. Он знает, чем занять внезапно освободившиеся время, как интереснее провести дела, как сделать занимательной самую рутинную работу.

Вожатый лагеря блистателен. Его внешний вид и манера поведения вызывают у детей интерес и желание подражать. Находчивость, уверенность в себе, бодрость духа и работоспособность служат примером для детей.

Вожатый лагеря – член вожатского отряда. Отношения между вожатыми – это эталон отношений в любом отряде лагеря. Исключительная вежливость, доброжелательность, терпимость, взаимопонимание и взаимопомощь характеризуют вожатого в его отношениях с коллегами.

Вожатый лагеря демократичен. Он охотно помогает детям реализовать их замыслы и планы; главное, чтобы все они сочетались с традициями и правилами лагеря и приносили детям пользу и настоящую радость.

Вожатый лагеря необъясним. Его нельзя полностью описать. Всегда остается какая-то загадка для детей и коллег.

Отзывы студентов – практикантов о прохождении практики в детском лагере

Так кто такой вожатый? Человек, который берет ответственность за детей на себя, который должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться. И учиться быстро.

Вожатый – это мама-папа для всех своих детей в отряде. А у детей всегда какие-то проблемы, я это испытала на своем опыте: то они что-то теряют, то с кем-то дерутся, ссорятся, то хотят домой. А раз ты вожатый, ты должен успокоить ребенка, разобраться в его проблемах. И не важно, в какое время суток это происходит.

Вожатый – это нянька. Перед сном нужно обязательно проследить, чтобы ребенок умылся, почистил зубы, затем уложить его в постель. После отбоя, надо следить, что бы дети не скакали по кроватям, будучи не в состоянии угомониться после насыщенного яркими впечатлениями дня. Поднимать с уговорами утром на зарядку, чего они сильно не любят.

Вожатый – это режиссер-постановщик. Участие в мероприятиях своего отряда – это 80% работы вожатого детского лагеря. Часто дети хитрят, и вовсе не всегда удается уговорить кого-то, если выступать надо на сцене детского лагеря. Тут в дело включается вся фантазия.

Быть вожатым очень непросто, но, раз испытав это на себе и почувствовав любовь детей, ты станешь для них кем угодно, поможешь с чем угодно и поймешь, насколько это классно – быть для них мамой, папой, нянькой и даже режиссером-постановщиком.

Я не думала, что дети задают столько вопросов! Одни из самых запоминающихся: что такое Холли? А кто такие капилляры? Кто такой отит и почему он живет в ушах?

Вечерами мы с коллегами долго смеялись над подобными забавными вопросами детей.  Я с серьезным лицом отвечала на все, даже самые глупые вопросы, которых было миллион. Я по большей части отвечала за спортивную жизнь нашего отряда и могу с точностью сказать, что на моих глазах открывались новые спортивные таланты детей. Они удивлялись тому, что, оказывается, умеют выполнять какие-то упражнения, которых до этого знать не знали, что, оказывается, умеют подтягиваться, быстро бегать, а еще в футбол не так уж и плохо играют. Были счастливы понять, что обладают безграничными способностями, что они могут всё. В этот момент я ими гордилась.

Быть вожатым – это прекраснейший, чудеснейший опыт работы с детьми. С абсолютно разными детьми, разными по возрасту, полу, психическому и физическому здоровью, социальному положению. Поработав с ними и поняв специфику, начинаешь думать: надо тебе это все или нет, сможешь ли дальше работать с детьми, правильно ли  ты выбрала свой профессиональный путь.

 

 

1.5. ЛОГИКА ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Прежде чем говорить о лагерной смене, необходимо рассмотреть те основные функции, которые должен решать ДОЛ как элемент воспитательной системы.

1. Разрядка и восстановление. В условиях пребывания в ДОЛ ребенок попадает в новое качественное состояние, позволяющее сбросить груз школьных и иных накопившихся за год проблем. Это отдых, дающий возможность восстановления физических и психических сил.

2. Развлечения и хобби. Возможность заняться любимым делом, поиграть, повеселиться – необходимая составляющая отдыха ДОЛ. От этого во многом зависят душевный комфорт, настроение и готовность к более значимой деятельности.

3. Саморазвитие и самореализация – факторы, во многом определяющие содержание деятельности ДОЛ. Каникулярная пора наиболее благоприятна для развития разнообразных творческих и физических сил юной личности. Наиболее эффективное использование этого периода – одна из основных задач.

4. Профессионально-образовательная компенсация. Получение новых знаний, не вкладывающихся в рамки школьных программ, выборка умений и навыков в избранном виде деятельности.

5. Социализация. Усвоение и активное воспроизведение социального опыта в процессе общения и деятельности в новом временном, отличающемся от школьного, коллективе – немаловажный фактор для развития и становления личности ребенка.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: главным в ДОЛ становится оздоровление. Но оздоровление в более широком смысле, чем понималось ранее. Истинное оздоровление ребенка невозможно без создания доброго климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, дающей возможность духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей при благоприятных экологических условиях.

Развитие – еще одно ключевое понятие, определяющее содержание деятельности и способы ее организации в ДОЛ, которые максимально способствовали бы самореализации ребенка. Развитие ребенка происходит в процессе проживания, погружения его в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения друг с другом, взрослым и природой, искусством, при непосредственном включении ребенка в разнообразное деятельное поле.

Определив функции ДОЛ при организации летнего отдыха детей и подростков, можно поговорить о лагерной смене. Лагерная смена, как и любой процесс, имеет свои логику, последовательность, развитие.

Целесообразно в логике лагерной смены выделять три периода: организационный, основной и заключительный. В каждом из них решаются свои задачи, меняется позиция вожатого по отношению к ребенку.

Говоря о социализации как одной из основных функций, мы подразумеваем, что ребенок не только участвует в разнообразной интенсивной деятельности и общении, но и сам ее организует. Поэтому и позиция вожатого в каждом периоде будет разной. Конечно, если только вожатый доверяет ребенку и верит в его силы.

Позицию вожатого по отношению к ребенку в организационный период можно определить как вожатый – ведущий, ребенок – ведомый. В этот период вожатый демонстрирует различные формы мероприятий, задает уровень их организации и проведения. Короче говоря, вожатый создает тот эталон, на который в последующем будут равняться ребята.

В основной период идет совместная деятельность вожатого и ребенка, где ребенку дается все большее пространство для его реализации в роли организатора отрядных мероприятий. И после каждого обязательно проводится совместный анализ дела. Что получилось или не получилось и почему? Как вели себя участники мероприятия? Выводы используются другими ребятами при организации следующего мероприятия. Здесь обязательно надо быть тактичным по отношению к ребенку, корректно помочь ему увидеть не только неудавшиеся моменты, но и удачные находки.

Заключительный период есть подведение итогов того, чему научились дети, как изменились в процессе деятельности, какой уровень организаторских (лидерских) способностей приобрели. Позиция педагогов на данном этапе развития лагерной смены является консультативной.

В заключение хотим отметить, что процесс поэтапного развития лагерной смены сложен как для вожатого, так и для ребенка. Педагог-организатор должен не только организовать деятельность подростков, но и включить их в совместную подготовку и проведение дел. Включая подростков в совместную деятельность, педагог должен помнить, что подросток находится в совершенно новых условиях и позициях.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 337.