СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Говоря о летнем отдыхе, необходимо рассмотреть специфику формирования личности ребенка в летний период. Что же изменяется в условиях формирования личности школьника летом, после завершения учебного года? Попытаемся выявить несколько отличий.

1. Школа не играет ведущей роли в формировании личности ребенка в летний период. Если влияние школы и школьного коллектива и проявляется, то это влияние опосредованное.

2. Если в течение учебного года социальное пространство ребенка является довольно ограниченным, закрытым, то в летний период расширяется поле социального взаимодействия ребенка, меняется круг его общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Для подростков, особенно старших, характерно изменение отношения и к семье. Это объясняется прежде всего, стремлением расширить пространство социального взаимодействия, большим вниманием к общению со сверстниками, стремлением к самореализации, поиском своей социальной роли. Таким образом, среда и компания сверстников становятся ведущими факторами в формировании личности.

3. Изменяются виды деятельности. Если в период посещения школы учебная деятельность является основной, то в летний период возникают условия для того, чтобы разнообразить виды деятельности. Необходимо здесь же отметить одну из серьезнейших проблем – отсутствие поля деятельности для подростков вне школы. Это приводит к тому, что многие подростки не умеют распорядиться свободным временем. Это, безусловно, отрицательно сказывается на формировании их личности.

Формирование личностных свойств происходит прежде всего в деятельности. Чем же поле деятельности, чем меньше видов деятельности в распоряжении ребенка, тем больше проблем возникает у него с окружающими. Одни дети бесцельно шатаются по улицам и становятся хорошей «добычей» для групп с асоциальным поведением. У других – неумение занять себя порождает апатию, что в личностном плане проявляется либо в агрессии и конфликтности, асоциальных поступках, либо в уходе в себя, чему способствуют первые «наркотики» – компьютер,  телевизор, книга (речь идет прежде всего о том, кто читает книгу для того, чтобы убить время; как правило, он очень скоро забывает о содержании прочитанного).

4. В ситуации свободного времени и утраты внимания со стороны школы повышается самостоятельность ребенка. Его поступки в меньшей степени ограничива­ются взрослыми. Большое значение имеет то, насколько ребенок обладает навыками саморегуляции.

Таким образом, летний отдых – это прежде всего кардинальное изменение процесса формирования личности. Лето дает новые возможности для личностного роста и создает специфические проблемы для самого ребенка. И в личностном плане мы имеем более напряженный период, чем зимний. Недаром школьные педагоги отмечают, на­сколько дети меняются к началу нового учебного года.

Однако зачастую приходится сталкиваться с таким пониманием отдыха, как «ничегонеделание». Возможно, эта установка является причиной тех проблем, которые описаны выше. Летний отдых – это не просто изменение в деятельности ребенка, это активная пора в социализации и образовании его личности (образовании как фор­мировании собственного личностного образа). Именно поэтому важно создать адекватные педагогические условия для формирования личности в летний период, использовать разнообразные формы организации деятельности и общения.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА.

ТИПЫ ЛАГЕРЕЙ

Исторически в нашей стране сложились многообразные формы организации летнего отдыха. Традиционными стали загородные лагеря, детские площадки при школе, детские туристские поездки, маршруты и экскурсии. В 1970 – 1980 – е гг. большое значение имело создание разновозрастных отрядов в микрорайоне, которые позволяли опосредованно осуществлять педагогическое управление. Сегодня наряду с традиционными появились новые возможности в организации летнего отдыха. Попытаемся описать имеющиеся формы организации летнего отдыха.

1. Загородные лагеря в предшествующие годы были одной из самых распространенных форм организации летнего отдыха. Сегодня многие лагеря закрываются. Это происходит не только по экономическим причинам. С педагогической точки зрения большинство загородных лагерей было слабо оснащено, что стало основанием (чтобы не иметь хлопот с детьми) для их переориентации. Нет сегодня в педагогической литературе по летнему отдыху единого названия загородных лагерей. Раньше их называли пионерскими, а сегодня называют детскими, досуговыми, летними, загородными. Обзор литературы позволяет сделать следующую классификацию загородных лагерей.

Досуговые. Основная цель – организация досуга; базовое понятие педагогической концепции (установки) – досуг; специфика – многообразие видов деятельности.

Оздоровительные. Основная цель – способствовать оздоровлению и улучшению самочувствия детей; базовое понятие – оздоровление, которое может представляться в узком (физическое, анатомо-физиологическое оздоровление) и широком (создание оптимального климата в детском коллективе, то есть духовное, личностное оздоровление) смысле; специфика – создание условий здорового образа жизни, доброжелательного микроклимата.

Специальные (профильные). Основная цель – создать условия для развития специальных способностей детей; специальные лагеря могут иметь различный профиль, наиболее распространенные – спортивный и туристский, могут быть многопрофильные лагеря; сегодня есть проекты создания профильных лагерей (или отрядов в многопрофильных лагерях) для одаренных детей в той или иной области; базовое понятие – профиль; специфика – образовательные виды деятельности, развивающие знания, умения и навыки.

Лагеря детского общественного движения. Основная цель – способствовать развитию детского общественного движения; в предшествующие годы эту цель выполняли некоторые пионерские лагеря (в частности, лагеря пионерского актива), сегодня появляются скаутские лагеря (возможно, могут появиться и другие общественные движения); базовое понятие – детское общественное движение; специфика – общественно полезный характер деятельности.

Выездные лагеря образовательных учреждений. Основная цель – развитие постоянного детского коллектива; базовое понятие – внешкольная деятельность; специфика – изменение среды и видов деятельности постоянного детского коллектива.

Трудовые лагеря. Казалось бы, этот тип лагеря возник из советского прошлого и не имеет никакого отношения к новой социальной действительности. Тем не менее в нашей стране и за рубежом, в том числе и в развитых странах, такие типы лагерей имеются, они носят прежде всего добровольный характер. Цели могут быть совершенно разные: обучить какому-либо ремеслу или виду труда, оказать помощь в решении денежных проблем подростков. Трудовой лагерь может быть и средством решения каких-либо проблем экономического характера: например, попробовать жить самостоятельно – в условиях самоокупаемости, совершить поездку в другой регион страны или в зарубежные страны на условиях трудового договора с сельскохозяйственной (или какой-либо другой) фирмой. Базовое понятие – трудовая деятельность; специфика – общественно полезный труд как основной вид деятельности. Трудовой лагерь имеет большое значение в формировании экономических представле­ний детей, навыков жизни в условиях рыночной экономики, позволяет воспитывать самостоятельность.

Данная классификация позволяет представить типы лагерей в «чистой» (идеальной) форме. На практике, безусловно, могут быть лагеря смешанного типа. Однако каждый отряд (детский коллектив) будет иметь свою специфику. Эта специфика будет определяться основанием, по которому формировался отряд, целями, базовым понятием педагогической концепции и основными видами деятельности. Так, могут быть отряды досугового, оздоровительного, профильного типа. Не означает данная классификация и того, что, например, в профильном лагере (отряде) нет досуговой деятельности. Безусловно, досуг будет практически в каждом типе лагеря, но не везде он является основным, он может иметь второстепенное значение.

Данная классификация может стать основанием для самоопределения педагогов и организаторов летнего отдыха относительно целей и основных видов деятельности, что позволит более эффективно мобилизовать средства и ресурсы.

При проектировании деятельности в загородных лагерях необходимо учесть такие условия, как:

· временный характер коллектива,

· изменение привычной среды жизнедеятельности, большая связь с природой,

· закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения,

· отсутствие родительских опеки, поддержки, контроля.

2. Детские площадки и лагеря с дневным пребыванием. Особенность данной формы организации летнего отдыха заключается в том, что детский коллектив формируется в условиях города на базе какого-либо образовательного учреждения. Традиционно детские площадки создавались при школе. Сегодня эта форма работы практикуется и в учреждениях дополнительного образования.

Анализ деятельности площадок показывает, что основной контингент — учащиеся младших классов. Детские площадки не имеют такой разветвленной типологии, как загородные лагеря, в педагогической литературе им уделяется небольшое внимание. В методике работы детских площадок часто используются формы работы загородных лагерей, однако школьным педагогам не всегда удается эффективно использовать эти формы и методы работы. Трудностью для педагогов становится изменение педагогической позиции с прямого к опосредованному управлению детским коллективом. Большинство учителей оказывается неподготовленным к организации деятельности в летний период.

Важно подчеркнуть, что учителя осознают свою задачу как «присмотр за детьми» учащимися младших классов в школьные каникулы. Собственно, таков в большинстве случаев и заказ родителей. Но с педагогической точки зрения целесообразно было бы говорить, что задачей детских площадок в первые школьные каникулы является прежде всего научить продуктивно распоряжаться собственным свободным временем, привить навыки самоорганизации. 

3. Туристские маршруты и поездки становятся сегодня самой популярной формой организации летнего отдыха, несмотря на ее дороговизну для родителей. Туристские маршруты, как правило, совершаются по родному краю, однако сегодня они часто органи­зуются в условиях выезда в другой регион или в другую страну. Наиболее популярными сегодня являются туристские поездки за рубеж. Такие поездки могут носить культурно-просветительный (экскурсии), оздоровительный (отдых на море), образовательный (как правило, совершенствование иностранного языка) характер. Тем не менее педагогика организации туристских поездок слабо освещена в методической литературе. На практике педагогическая роль руководителей туристских групп сводится к организационно-хозяйственной, финансовой и надзирательской функциям.

ТЕБЕ, ВОЖАТЫЙ

    При подготовке к летней педагогической практике студенту-практиканту необходимо ознакомиться с профессиональным стандартом вожатого.

Профстандарт вожатого

Дата: 2019-05-29, просмотров: 561.