УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
В сложной и многогранной работе с отрядом лагеря у каждого вожатого возникает множество затруднений. В значительной части эти затруднения типичны, что позволяет предпринять эту попытку помочь Вам в их предупреждении и разрешении.
№ п/п | Каковы затруднения? | В чем их причина? | Как их предупредить? | Как с ними справиться? | ||
1 | В организации быта и общежития | |||||
1.1 | Дети не удовлетворены размещением в спальных помещениях | а) распределение мест выражает «иерархию силы» в группе; б) спальные места неравноценны в плане комфорта; в) не учтены физиологические и психологические особенности отдельных детей | а) организовать (при заезде) распределение спальных мест в форме игры, присвоив каждому месту привлекательные игровые характеристики; б) предоставить право выбора мест первым детям, впервые прибывшим в лагерь;
в) определить места для детей с особыми проблемами на основе консультации с врачом и/или психологом | а) изучить возможности и необходимость изменения расположения и уговорить ребят поменяться;
б) устранить (смягчить) дискомфортные факторы (заменить койку, переставить тумбочки);
в) повысить привлекательность личного места каждого путем введения игровых наименований, размещения дополнительных атрибутов, открытия в отряде «Бюро оценки недвижимости» | ||
1.2 | Не удается поддерживать порядок в спальных помещениях из-за обилия лишних вещей в тумбочках | а) недостаток у детей опыта организации личного имущества; б) непродуман ность системы хранения личных вещей | а) заранее сформулировать правила хранения личного имущества, организовать их усвоение в оргпериоде смены; б) продумать и оборудовать приспособления для раздельного хранения вещей, сделав необходимые надписи, например: полка и крючки для мыльниц, зубной пасты и щеток, полотенец, ящик для тапочек, шкафчик (полка) для письменных принадлежностей и т. п. | а) обсудить проблему с ребятами и вместе договориться о правилах хранения вещей и ответственности дежурных;
б) организовать игру, в ходе которой каждой вещи будет обозначено место, а некий переходящий приз ежедневно будет разыгрываться среди самых аккуратных, возможен широкий спектр игровых приемов решения проблемы | ||
1.3 | У детей исчезают личные вещи, деньги | а) рассеянность самих детей; б) хищение | а) при заезде объяснить родителям ненужность дорогих вещей, украшений и т. п. в лагере;
б) организовать хранение ценных вещей в отдельном, закрывающемся помещении, передачу денег для хранения вожатым (если иное не организовано в масштабах лагеря); в) по возможности, иметь информацию о детях, склонных к хищению, не оставлять их наедине с соблазном | а) организовать «Уголок счастливых находок», куда будут собираться найденные вещи, с выдачей «золотых звезд» самым зорким следопытам»; б) обговорить индивидуально с детьми целесообразность хранения некоторых вещей в закрытом помещении;
в) пресечь атмосферу подозрительности и взаимных обвинений, усилив наблюдение за детьми, склонными к хищениям | ||
1.4 | Дискомфорт в жилых помещениях из-за хранения там грязных вещей, сушки выстиранного белья и т. п. | а) дети не информированы о правилах хранения, либо не оборудованы места; б) дети не могут сами решить, что делать с грязным бельем, одеждой и пытаются это скрыть | а) при заезде четко информировать детей о правилах и местах хранения и сушки вещей, организовать систематическое посещение этих мест, пользование ими | а) индивидуально с владельцами указанных вещей организовать их перемещение в предусмотренные места, если нужно ‑ стирку и сушку, организовать систематическое проветривание помещений; б) периодически напоминать детям о режиме работы прачечной, сушки, чемоданной | ||
2 | в сфере здоровья, гигиены | |||||
2.1 | Случай ночного недержания мочи | а) ребенок болен энурезом;
б) снижение температуры воздуха в спальном помещении;
в) ребенок не успел посетить туалет перед сном, забыл об этом на волне впечатлений;
г) ребенок не адаптирован к бытовым условиям лагеря (туалет на улице, изменение режима питания, застенчивость); д) эксцесс спровоцирован нездоровыми детскими шалостями (переливание воды над спящим, спрятанная одежда, обувь) | а) при энурезе выяснить у родителей наличие заболевания, отдельных эксцессов, возможность появления таких проблем; б) ежедневно перед сном контролировать выполнение детьми гигиенических процедур, в т. ч. посещение туалета), в случае отсутствия искусственного обогрева помещений обеспечить детей дополнительными одеялами; в) по рекомендации родителей и после консультации с врачом будить детей, склонных к энурезу, для дополнительного посещения туалета; г) по возможности ограничивать употребление жидкости, напитков непосредственно перед сном | а) по возможности скрыть происшествие; сменить белье в отсутствии других; б) обсудить случай с врачом и принять меры, чтобы подобное не случилось. Если это возможно – устранить причину; в) строго следить за сохранением молчания о происшедшем; если дети из отряда знают о случае, договориться с ними о бережном отношении к пострадавшему, не должно быть ни раздражения, ни насмешек | ||
2.2 | Произошел несчастный случай, травма | а) бесконтрольность детей;
б) наличие опасных мест, сооружений, приспособлений на территории и в помещениях;
в) умышленный риск детей из желания «показать себя»;
г) стечение обстоятельств, действие непреодолимой силы; д) недостатки организации деятельности детей, нарушение техники безопасности, санитарных правил и норм | а) при подготовке смены составить представление о местах на территории и в помещениях, обладающих повышенной опасностью (хоз. двор, бассейн, баня, спортплощадка, периметр территории, пищеблок, пункты размещения электрооборудования и т. п.); б) тщательно разъяснить детям правила и нормы, обеспечивающие их безопасность, добиваться неукоснительного их соблюдения, систематически напоминая; в) планируя очередной день, распределить нагрузку педагогов таким образом, чтобы дети непрерывно находились в поле зрения хотя бы одного из них, пресекать игры, занятия детей, могущие повлечь травмы; г) тщательно изучить лагерную инструкцию по ТБ и неукоснительно следовать ей | а) если в лагере есть (а она должна быть) инструкция по ТБ, действовать в соответствии с ней; б) если вдруг таковой не обнаружилось, то отвести других детей из опасной зоны, немедленно вызвать врача и начальника лагеря, если необходима экстренная помощь (остановка крови, изменение положения, высвобождение; искусственное дыхание); оказать ее в пределах своей компетенции; не навредить, по прибытии начальника лагеря, врача действовать по их указаниям, в любом случае сохранять и поддерживать спокойствие | ||
2.3 | Ребенок жалуется на недомогание | а) спектр причин может быть широк – от инфекции до симуляции | а) до заезда убедиться в наличии у ребенка медицинской карты, выяснить у родителей наличие хронических заболеваний, предрасположенности к заболеваниям, ограничения по участию в отдельных видах деятельности, условий проживания, питания; б) совместно с врачом, администрацией лагеря создать необходимые условия | а) в любом случае немедленно обратиться к врачу; б) если выяснится, что это симуляция, узнать ее причину и цель, вероятно, ребенку необходима педагогическая помощь | ||
3 | во взаимоотношениях с персоналом | |||||
3.1 | Дети не знают, к кому и по каким вопросам обращаться | а) отсутствие необходимой информации | а) организовать знакомство детей с персоналом (по необходимости) в день заезда; б) разместить в отрядном уголке информацию об именах, отчествах членов персонала, их должностях и перечне вопросов, входящих в их в компетенцию, а также порядок действий детей в случае ч\с | а) узнать, в чем состоит потребность ребенка, организовать его встречу с соответствующим представителем персонала, проследить за разрешением вопроса, если нужно оказать помощь и убедиться в возвращении ребенка в отряд (если он отсутствовал) | ||
3.2 | Ребенок подолгу пропадает из отряда, уходит вместе с кем-либо из представителей персонала | а) давнее знакомство; б) проблемы с психологическим комфортом в отряде; в) представитель персонала ‑ интересный человек; | а) организовать жизнь отряда таким образом, чтобы дети вполне удовлетворяли свои потребности, участвуя в его жизни и деятельности; б) разъяснить детям правила и порядок ухода из отряда (если это предусмотрено) | а) выяснить действительную причину интереса данного ребенка к данному взрослому, и наоборот; б) привлечь взрослого к общению с отрядом, разделив с ним «моральную» ответственность; в) в случае тревожных предположений – обратиться к администрации лагеря | ||
3.3 | Выявлено грубое, жестокое обращение представителя персонала с детьми, случаи сексуальных домогательств | а) данный взрослый профнепригоден для работы с детьми вследствие психических отклонений или нравственных качеств | а) при наличии сведений о таких отклонениях проинформировать администрацию лагеря; б) объяснить детям порядок их действий в случае возникновения подобной ситуации (возможно в ходе ролевой игры «Агентство личной безопасности»); в) не допускать уединенных контактов детей с представителями персонала | а) пресечь контакт, отвести детей в безопасное место, немедленно поставить в известность администрацию лагеря; по возможности, не допускать широкого обсуждения происходящего, но еще раз разъяснить детям их действия в подобных случаях | ||
3.4 | Кто-либо из представителей персонала привлекает детей Вашего отряда к какой-нибудь деятельности без согласования с Вами | а) самоуправство; б) отсутствие регламентации этой практики | а) заведомо проинструктируйте детей о том, что если кто–либо из персонала попросит их о помощи, они должны вежливо ответить, что сначала им необходимо сообщить об этом Вам и получить Ваше согласие. В случае таких обращений нужно убедиться, что предлагаемая деятельность не опасна для детей и посильна. Еще раз напомните детям о ТБ | а) обнаружив отсутствие детей, нужно узнать, где они находятся и чем заняты, соблюдаются ли нормы безопасности, и попросить представителя персонала по окончании работ лично привести детей в отряд, необходимо еще раз разъяснить детям порядок их действий в таких случаях; б) если дети вовлечены в деятельность, не отвечающую требованиям безопасности, нужно прекратить ее, детей вернуть в отряд, привлечь администрацию, потребовать принятия мер к работнику, подвергающему детей опасности | ||
4 | в организации участия детей в делах | |||||
4.1 | Дети наотрез отказываются участвовать в делах | а) негативный опыт детей; б) боязнь насмешек, неуверенность в себе; в) неодобрение «неформальных лидеров»; г) физические недостатки, самочувствие, комплексы | а) организовать оргпериод интенсивно, разнообразно, так, чтобы дети во все включались «с ходу», не успев осознать психологические препятствия, обсуждение такого опыта на вечернем отрядном разговоре поможет многим преодолеть скованность; б) постоянно укреплять в отряде правила и нормы взаимной поддержки, общей радости и взаимопомощи, лидировать, быть «весомее» неформальных лидеров | а) отложить решение вопроса, а затем включать ребенка в деятельность предельно малыми дозами, последовательно приближая состояние его готовности к участию в делах; б) предложить неформальным лидерам простимулировать участие ребенка в деятельности; в) найти иную форму участия, более приемлемую для ребенка | ||
4.2 | Ребята сочинили низкопробное выступление | а) культурный уровень ребят низок; б) аналогия с ранее виденным в этом (другом) лагере; в) протест против каких–либо сторон жизни лагеря | а) не допускать подготовку выступлений на самотек. Лозунг «Дети сами…» – прикрытие для лентяев; б) совместно с детьми обсуждать цель выступления и требования к нему, участвовать в процессе создания | а) пригласить «экспертов», на основе их мнения внести коррективы; б) последовательно вносить небольшие изменения в ходе репетиции и, таким образом, привести выступление в требуемый вид; в) в случае протеста: разделить идею протеста и идею выступления, конфликт разрешить отдельно, а выступать отдельно, обязательно сделать и то, и другое | ||
4.3 | Дети невоспитанно ведут себя на трибунах, стремятся оскорбить соперника во время соревнований | а) негативный опыт и субкультурные стереотипы; б) отсутствие навыков «культурного болельщика»; в) конфликт между отрядами | а) заранее разработать, подготовить, «играючи» прорепетировать лозунги и другие формы поддержки своей команды, объяснить ребятам, что соперники на поле – не враг, наоборот, он помогает получить удовольствие от состязания; б) систематически организовывать культурные формы поведения на трибунах | а) обсудить с ребятами случившееся, договориться о формах поведения на будущее, организовать «акт компенсации» – подарок (творческий) соперникам, на соревнованиях организовать «отработку» навыков «культурного болельщика»; б) выяснить причины и повод конфликта, совместно с педагогами отряда-соперника, администрацией; продумать и осуществить меры по его разрешению | ||
2.2. ИГРЫ И МЕРОПРИЯТИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
2.2.1. Игры на знакомство
Цель: Познакомить, сблизить детей друг с другом и с педагогом, помочь привыкнуть к новой обстановке.
«Одеяло»
Группа делится на две команды, участники встают в две колонны, между ними висит одеяло. Когда одеяло опускается, первые ребята должны назвать имя человека из противоположной команды. Кто назвал первым, перетягивает человека в свою команду. Игра заканчивается, когда все дети оказываются в одной команде.
«В ритме имени»
Ведущий задает темп хлопками. Между хлопками человек называет свое имя, и так по очереди. Затем задание усложняется: между хлопками человек называет имя соседа справа, потом снова хлопки, а затем – имя соседа слева.
«Телефончик знакомства»
Игроки становятся в круг. Ведущий говорит шепотом игроку, стоящему слева, любое имя. Это имя по цепочке узнают все. После этого ведущий говорит: «Раз, два, три, Маша, в круг беги!» Игроки, чье имя было названо, должны выбежать в круг, соседи пытаются их удержать. Те, кто смог выбежать в центр круга, рассказывают немного о себе, а те, кто не смог, выполняют задания, которые дают им другие игроки. Игра повторяется, но уже с новыми именами.
«Игра в мяч»
Участники становятся в круг, держа вытянутые руки перед собой. Вожатый называет свое имя и бросает мяч любому из ребят. После этого он опускает руки. Тот ребенок тоже представляется и бросает мяч дальше, и так до тех пор, пока все ребята не назовут свое имя. После того как мяч обойдет всех и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет свое имя. На следующем этапе игру можно усложнить. Играющий бросает мяч какому-то другому участнику и при этом называет его имя. Тот, кто ошибается, не опускает руки.
«Цап-цып»
Все участники становятся в круг, водящий находится внутри круга. Если водящий говорит кому-то «цап», то этот человек должен быстро назвать имя своего соседа справа, «цып» – имя соседа слева, «цып-цып» – все участники меняются местами. Если кто-то из участников не смог быстро ответить на вопрос ведущего (ответил не сразу или неправильно), то он становится водящим и игра продолжается.
«Представиться по-разному»
а) Каждый человек в круге должен «представить себя»: характерным жестом, выразительным словом, прочитав стихотворение, сделав свою визитку.
б) Группа встает в два круга: внешний и внутренний — лицом друг к другу. Получившиеся пары в течение 2–3 минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Перемещение повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, провести игру в танце.
«Нарисуй, как тебя зовут»
В первые дни смены трудно сразу запомнить имена всех членов временного детского коллектива, что создает дополнительные неудобства при общении. Сократить временной отрезок знакомства и дать возможность каждому кратко представить самого себя поможет эта игра.
Для ее проведения нужно раздать всем участникам группы по листу бумаги формата A4, карандаши, фломастеры, краски, кисти, цветные мелки. С их помощью дети смогут изобразить свое имя и при этом представить типичные свойства своей личности; рисунки можно использовать для оформления отрядного уголка или спальных комнат.
После завершения работы каждый участник игры знакомит всех присутствующих со своим рисунком и представленными ассоциациями.
«Водопроводчик»
Дети становятся в линию, держась за руки. Выбирается ведущий-водопроводчик. Он становится спиной к игрокам и говорит: «Вода пошла». После этого дети по очереди называют свои имена. Когда дойдут до последнего, игроки продолжают называть имена в обратном направлении (2–3 раза). После этого ведущий говорит: «Кран перекрыт», поворачивается лицом к игрокам и называет их имена. Каждый правильный ответ – очко. После этого выбирают нового ведущего, игра возобновляется.
«Имя и путешествие»
Каждый подросток, приехавший в ДОЛ, уже совершил путешествие, и по прибытии ему хочется поделиться своими впечатлениями. Это желание можно реализовать в рассказах, а можно, как в предлагаемой игре, зашифровать свои переживания, восторги и открытия в нескольких словах, связанных с поездкой. Так окружающим будет легче запомнить имя рассказчика.
· Для проведения игры нужно раздать участникам бумагу и карандаш, при
помощи которых им предстоит выполнить следующие простые действия:
написать по вертикали заглавными буквами свое имя;
каждой букве своего имени приписать слова по теме «путешествие в детский оздоровительный центр».
Например:
Автобус | Мама |
Расставание | Аэродром |
Тревога | Рассказы |
Ёжик | Игра |
Море | Якорь |
«Листы календаря»
Каждому участнику вручается листок календаря: девушкам – с четными датами, юношам – с нечетными. По ходу игры участники должны выполнить следующие задания:
- собраться по месяцам, прорекламировать свой месяц, все слова
в рекламе должны начинаться с буквы названия месяца, например: «декабрь» – долгожданный;
- собраться по дням недели, вспомнить песни о своем дне недели, если
таких нет, то придумать один куплет;
- сформировать команду из названий дней недели (среда, четверг,
пятница); познакомившись друг с другом, представить живую картину на тему: «У природы нет плохой погоды»;
- составить сложное число из чисел, указанных на листке календаря,
например: 1712465;
- найти вчерашний день;
- собраться по числам четным и нечетным.
«Мы идем в поход»
Игрок, назвав свое имя, называет предмет, начинающийся на первую
букву его имени, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом», и так далее, пока не будут названы по имени все участники.
«Мой герб»
Каждый ребенок, на своем листе рисует схему, символизируя щит. Затем заполняет каждую клетку щита, отвечая на вопросы:
1. Имя, возраст.
2. Девиз, жизненное кредо.
3. Любимое занятие.
4. Цель жизни.
5. Качество, которое больше всего ценишь в людях.
6. Качество, которое ты приемлешь.
Герб прикрепляется к одежде как эмблема, это позволяет детям лучше узнать друг друга.
Игры-релаксации
Цель: Создать хороший психологический климат в отряде, атмосферу веселья, раскованности, способствовать бесконфликтному общению. Снять трудности привыкания к новой обстановке.
«Тезки – в круг»
Во время общего танца в центр круга приглашаются ребята с одинаковыми именами; танцуя, они хором скандируют свое имя, потом их сменяют ребята с редкими именами. Таким образом, все ребята побывают в центре круга.
«Рука в руке»
Водящий произносит фразу, например, «Рука в руке». Игроки меняются местами, и все участники, в том числе и водящий, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти свободного партнера, становится водящим.
Новый водящий говорит, например, «Спина к спине». Все меняются местами, игроки вновь стараются как можно быстрее найти себе новых партнеров и встать с ними спина к спине. Тот, кто остался в одиночестве, водит. Продолжать игру можно самыми разными командами: «Нос к носу», Плечо к плечу», «Хвост к хвосту».
«Любимое занятие»
Все играющие садятся в круг на стулья (свободных мест нет). Ведущий стоит в центре и произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто любит танцевать (играть на гитаре, есть мороженое, с именем Оля и т. д.)». Все меняются местами. Тот, кто остался без места, становится ведущим.
«Фруктовый салат» (игра-ледокол)
В Израиле это популярная игра, идеально подходящая для разогрева и начального знакомства. Группа сидит в кругу. Ведущий, обходя участников, дает каждому имя – название фрукта. С его помощью игроки превращаются в апельсин, банан, абрикос, персик, сливу, ананас. Не стоит давать в кругу более 5–6 наименований. Хорошо играть, когда каждый фрукт представлен хотя бы двумя-тремя игроками (больше – лучше!). Когда все получили «имя», из круга произвольно убирается один стул, тот, кто сидел на нём, становится ведущим. Он выходит и объявляет: «Готовим фруктовый салат из ананасов!» (Все «ананасы» вскакивают и меняются местами, тот, кто остался без стула, «готовит фруктовый салат», предположим, из апельсинов...). Как правило, веселая толкотня и неразбериха создают хорошее настроение, буквально «разогревают» публику.
Теперь приведем содержание второго этапа игры. Название этого этапа –
«Пусть встанет тот, кто...»
Принцип участия в игре останется сходным: люди с общими признаками, качествами обязаны встать и поменяться местами. Игрок, оставшийся без места – водит. Серьезное отличие от предыдущей игры состоит в том, что ведущий будет называть какие-то вещи не случайным образом. Его задание должно быть связано с его собственными привычками, пристрастиями, умениями, размышлениями. (Вот и элемент знакомства, игровой опыт самораскрытия!)
Пусть встанет тот, кто любит домашних животных! (Так может начать тот, кто сам любит домашних животных). Все любители животных меняются местами. При этом ведущий стремится занять любой из освободившихся во время перехода стул. Тот, кому не досталось стула, выходит в центр и произносит новое задание:
Пусть встанет тот, кто любит путешествовать!
Пусть встанет тот, кто боится высоты!
Пусть встанет тот, кто чувствует себя счастливым! И так далее…
Динамические разминки
«Ракета»
Музыкальный проигрыш (движение «стираем белье» на каждую ногу) в темп музыки
Я (показываем на себя) ракета (правая рука вверх под углом),
Я, я (показываем на себя)
Ракета (левая рука добавляется к правой, соединяясь вверху).
Полетела в космос, полетела в космос (наклоны в разные стороны с поднятыми руками).
Раз стыковка (правая рука рывками вниз),
Два стыковка (левая рука рывками вниз),
А вокруг планеты (чертим руками круг сверху вниз):
Солнце (правая рука вперед с раскрытой ладонью)
И луна (левая рука вперед в кулаке).
Я ракета! Я, я ракета.
Полетела в космос, полетела в космос.
Раз стыковка. Два стыковка,
А вокруг планеты: солнце и луна.
«Телескоп»
Топ - топ (Идем в обсерваторию)
Цок - цок (Поднимаемся по лестнице)
Вжик - вжик (Открываем двери)
Входим в зал (удивляемся): Ого!
Видим телескоп. Ба!
Смотрим в него.
На небе зажигаются звезды:
Чпок – чпок - чпок!
И одна маленькая: О – о – о! Блюм - блюм! (движение рукой вниз)
Летят кометы: Вжик - вжик!
Летят метеориты: Дж - дж!
Летит НЛО: Уа – уа – уа!
Взрываются астероиды, Бах - бах!
Но тут появляется уборщица тетя Маша…
Мы испугались!
Открываем двери: Вжик - вжик!
И бегом по лестнице: Цок – цок!
Ура! Успели!
Вот мы и на улице!
Обсерватория закрывается.
«Рыбка»
Ведущий левой рукой изображает уровень моря, а правой – Золотую рыбку. Когда рыбка выпрыгивает из моря, зрители хлопают, когда она в море – нет. Рыбка начинает плавать и выпрыгивать быстрее и быстрее. Зрителям нужно быть внимательными, чтобы не ошибиться.
«Замотало»
Ведущий предлагает всем в зале представить себя… шарфами. Но шарфами не обычными, а умеющими выполнять две простые команды: «Замотало!» и «Размотало!». По команде ведущего «Замотало!» все «шарфы» обнимают предмет или человека, которого назовет ведущий, по команде «Размотало!» — разводят руки в стороны. Дальше ведущий начинает всячески заматывать и разматывать шарфы, например, так:
— Замотало на себя… — размотало!
— Замотало на спинку переднего сиденья… — размотало!
— Замотало на руку соседа слева… — размотало!
— Замотало на соседа справа… — размотало!
«Дождь»
Игра является прекрасным средством установить тишину в зале и привлечь внимание детей к тому, что происходит на сцене. Ведущий говорит примерно такие слова: «Дорогие ребята! Посмотрите на небо (на потолок тоже можно)! Вы видите, какие тучи нависли над нами? Сейчас пойдет дождик! Вот уже упала...
Одна капелька (все хлопают по ладони одним пальцем).
Две капельки (все хлопают по ладони двумя пальцами).
Три капельки (все хлопают по ладони тремя пальцами).
Четыре капельки (все хлопают по ладони четырьмя пальцами).
Пошел проливной ливень (все хлопают в ладоши).
И посыпался «звездный дождь» (бурные аплодисменты стоя).
Затем все повторяется в обратном порядке и наступает тишина (дождь прекращается).
«Слон, пальма, крокодил»
Все игроки встают в круг. Вожатый объясняет правила игры.
Ведущий называет одно из слов (слон, пальма, крокодил) и при этом называет имя кого-либо из игроков. Тот, кого назвали, с помощью соседей изображает заданное ему слово.
Слон – участник левой рукой берет себя за нос, а правую руку просовывает через левую; соседи изображают уши.
Пальма – руками делает корни, а соседи изображают ветви. Вариант второй: игрок изображает ветви, а соседние игроки – кокосы.
Крокодил – руками изображает пасть, соседи – лапы крокодила.
Затем ведущий называет следующего участника и дает ему задание.
Игра способствует развитию внимания, созданию атмосферы сотрудничества, игроки проигрывают ситуации взаимопомощи.
Со временем можно увеличивать темп игры, а также играть на выбывание.
«Гусеница»
Все участники выстраиваются паровозиком, держа друг друга за талию, садятся на корточки. Ведущий объявляет, что они изображают гусеницу и должны показать, как гусеница спит, потягивается, стает, умывается, делает зарядку, танцует. При этом хвостик специально мешает голове делать свои дела.
«Чика-рика»
Держи меня за талию и так далее (держимся за талию и танцуем в такт, двигая бедрами),
Ногою нажимаю на педаль я (жмем ногой на воображаемую педаль),
Хлопок, второй (на каждое слово делаем хлопок над головой),
Шагай давай, танцуй со мной (шагаем),
Весь мир танцует чику-рику (танцуем твист),
И ты танцуешь чику-рику,
И я танцую чику-рику
С тобой-ой-ой-ой-ой-ой.
(Проигрыш; удар по коленям – выбрасываем руки вверх, поворачивая корпус).
Держи меня за талию и так далее (держимся за талию и танцуем в такт, двигая бедрами),
Ногою нажимаю на педаль я (жмем ногой, изображая педаль),
Кричи! (кричим) Молчи! (палец к губам),
И по коленям в такт стучи! (стучим по коленям ладонями)
Весь мир танцует чику-рику (стучим ладонями по коленям крест – на крест),
И ты танцуешь чику-рику,
И я танцую чику-рику
С тобой-ой-ой-ой-ой-ой.
(Проигрыш; крутим руками перед собой, тело поворачиваем в разные стороны).
Держи меня за талию и так далее (держимся за талию и танцуем в такт, двигая бедрами),
Ногою нажимаю на педаль я (жмем ногой, изображая педаль),
Прыжок! (прыжок)
Второй! (прыжок)
Иди за мной и громче пой! (шагаем)
Оооой! (повторяем Оооой!)
Ээээй! (повторяем Ээээй!)
Держи меня за талию и так далее (держимся за талию и танцуем в такт, двигая бедрами),
Ногою нажимаю на педаль я. (жмем ногой, изображая педаль).
Как жизнь? О'кей! (выбрасываем две руки вперед, показывая большие пальцы).
У всех! О да! (выбрасываем две руки вперед, показывая большие пальцы)
Научим танцевать друзей!
Весь мир танцует чику-рику (танцуем твист),
И ты танцуешь чику-рику,
И я танцую чику-рику
С тобой-ой-ой-ой-ой-ой.
Весь мир танцует чику-рику,
И ты танцуешь чику-рику,
И я танцую чику-рику
С тобой-ой-ой-ой-ой-ой.
«Море Галилей»
А это море (3 р.) море Галилей – 3 раза
А это лодка (3 р.) на море Галилей – 3 раза
Это рыбак (3 р.) на лодке на море Галилей – 3 раза
Это рука (3 р. ) у рыбака на лодке на море Галилей – 3 раза
Это удочка (3 р.) в руке у рыбака на лодке на море Галилей – 3 раза
А это рыбка (3 р.) на удочке в руке у рыбака на лодке на море Галилей – 3 раза
А это глаз (3 р.) у рыбки на удочке в руке у рыбака на лодке на море Галилей – 3 раза
«Узнай меня»
Один из участников садится на стул спиной к аудитории. Несколько человек, встав перед ним, пытаются воспроизвести жесты, мимику, наиболее яркие позы, высказывания одного из находящихся сзади товарищей.
Сидящий на стуле должен угадать, кто это. Если он угадывает, то на стул садится тот, о котором рассказали настолько успешно, что его узнали.
2.2.4. Мероприятия адаптационного периода
«Защита времен года»
Игра-импровизация способствует выявлению коммуникативных и творческих способностей каждого участника в процессе групповой эстетической деятельности, помогает уточнить социометрический статус взаимодействующих.
Подготовительный этап: ведущий знакомит участников с условиями и правилами игры. Игроки распределяются на четыре группы в соответствии с временем года, в которое они родились: весна, лето, осень, зима. Назначается независимое жюри.
Игровые действия: в течение 15–30 минут каждая творческая группа должна самоорганизоваться, распределив необходимые функции по подготовке творческой защиты своего времени года с использованием разнообразных выразительных средств. Очередность выступления определяется по жребию. Во время выступления каждой команды все становятся зрителями-экспертами. После выступления команд все обмениваются впечатлениями, отмечая наиболее оригинальные решения творческой защиты. Жюри подводит итоги на основании следующих критериев: краткость выступления (5–7 минут для каждой команды), точность и выразительность, использование разнообразных жанров (декламация, инсценирование, пение, танец и т. д.). Одобряется использование атрибутов времен года, сделанных из подручных вещей.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 279.