Советы вожатому по организации самоуправления в отряде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Вожатому необходимо:

· ответить для себя на вопрос, чему он хочет научить детей своего отряда в процессе самоуправления;

· понять для себя, какие полномочия он может и хочет передать детям в отряде;

· вспомнив возрастные особенности детей, определить их возможности для реализации задуманных идей;

· определить, какая управленческая структура будет существовать в его отряде, какие поручения можно инициировать для этого;

· претворять свои идеи в жизнь.

В течение смены, по мере развития коллектива, между ребятами, между детьми и взрослыми устанавливаются определенные отношения, усложняются требования, предъявляемые друг к другу и к себе. В каждом отдельном отряде (в спорах у вечернего костра, в ходе подготовки и проведения интересных дел или обсуждения собственных неудач и ошибок) негласно рождаются свои необходимые для жизни в сообществе правила, нормы, заповеди, законы, соблюдение которых необходимо для совместной жизнедеятельности. На основе этих правил и норм рождаются традиции. Многие из них зависят от профиля отряда, вида деятельности, возраста детей.

Законы лагеря

Закон «ноль-ноль»

Дни смены скоротечны. Поэтому необходимо ценить каждую секунду и каждое дело начинать точно в оговоренный срок. Ни ребенок, ни тем более взрослый не должен заставлять себя ждать и отнимать тем самым драгоценное время!

Закон территории

Ребятам надо быть ответственными хозяевами своей территории, своего лагеря, отрядного места. «Закон территории» запрещает ребятам выходить за границу лагеря.

Закон природы

Именно вожатый должен внушить юным «экоразбойникам», что природу нужно беречь и уважать.

Закон поднятой правой руки

Поднятая правая рука означает: «Наши бурные споры и активные действия зашли слишком далеко. Давайте остановимся, глубоко вдохнем и попробуем найти выход из сложившейся ситуации».

Традиции

Общественная и личная жизнь в лагере невозможна без традиций.

Традиция – основа культуры. Традиции – это то, что связывает поколения.

Вот традиции, которые десятилетиями служат основами жизни в детских лагерях.

· традиция торжественной церемонии открытия и закрытия смены,

· традиция отрядного сбора,

· традиция вечернего огонька,

· традиция орлятского круга,

· традиция трудовых десантов,

· традиция вечерней речевки.

· традиция доброго отношения к людям,

· традиция сюрпризов,

· традиция доброго отношения к песни,

· традиция писем,

· традиция творческих поручений.

1.7. КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Что значит «коллективное творческое дело» (КТД)?

Это:

· дело, которое несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;

· коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива — воспитанников и воспитателей, то есть является общей заботой. Оно задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща;

· коллективное творческое дело, так как предполагает непре­рывный поиск лучших решений жизненно важной задачи.

По характеру ведущей деятельности выделяются КТД:

· организаторские,

· этические,

· общественно-политические,

· познавательные,

· трудовые,

· художественные,

· спортивные.

Стратегия ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ об улучшении окружающей жизни
  +  
Тактика СОДРУЖЕСТВА старших и младших
  +  
Технология

КОЛЛЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ    

                 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Методика коллективной творческой деятельности

Схема организации КТД

1. Предварительная работа.

2. Стартовая беседа.

3. Коллективное планирование.

4. Коллективная подготовка дела.

5. Проведение КТД.

6. Коллективное подведение итогов.

7. Важнейшее последействие

Вопросы для обсуждения прошедшего дела (по работам И.П. Иванова)

1. Какими мы были?

2. Что было хорошо? Что получилось?

3. Что было плохо? Что не получилось? Почему?

4. Что надо сделать, чтобы было лучше?

5. Как нам жить дальше?

 

1.8. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЕЧЕРНИХ «ОГОНЬКОВ»

Важным средством формирования личности, самооценки подростка, его отношения к сверстникам и старшим является элемент коллективно-творческой деятельности – «огонек».

В организации вечерних «огоньков» очень важно, чтобы с первых дней пребывания в лагере «огонек» был не формальным местом, напоминающим классное собрание, а местом задушевного общения. Поэтому не следует путать «огонек» с массовкой, вечеринкой, с тем, что мы называем развлечением. Это не означает, что на «огоньке» нет песен, веселых историй и иронической шутки. Особое искусство — создавать теплое вечернее задушевное общение. Педагог должен видеть перед собой не воспитанников и детей, вверенных ему на время, а друзей, с которыми он разделяет общую жизнь. Общение, которое организуется педагогом в ходе совместной деятельности детского коллектива, становится содержанием образования, подростки усваивают особый ритм и особую атмосферу общения. Основная задача организации «огоньков» — рефлексия коллективной совместной деятельности, умение распределять в коллективе содержание и объем работы, вступать в партнерские отношения. Каждый этап становления детского коллектива имеет свои особенности, связанные с динамикой разворачивания совместной деятельности. Поэтому «огоньки», организуемые на каждом из этапов, имеют свои организующую и воспитательную функции.

«Огоньки» организационного периода

Задача — воспитывать у подростков потребность в общении, в рефлексии совместной деятельности.

В первые дни «огоньки» могут быть достаточно продолжительными, но незатянутыми: 40–60 минут в зависимости от возраста. Желательно, чтобы на «огонек» собрались все ребята, но никакого принуждения не должно быть. Несмотря на продолжительность «огонька», основное содержание — рефлексия дня — не должно длиться более 15–25 минут. Вожатый рассказывает об истории лагеря (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно-окрашенным, хорошо, если в рассказе будут какие-то воспоминания, шутки, информация о природных и географических, исторических особенностях месторасположения лагеря), поет вечерние песни. Если в отряде старших подростков есть ребята, умеющие играть на гитаре или знающие хорошие тихие песни, то гитара и право запева передаются по кругу (хорошо, когда песня возникает сама собой, например, какие-то песни вожатый может запеть исходя из контекста общего разговора). У вожатого, конечно, должно быть очень много заготовок для вечернего «огонька». Сценарий здесь не имеет формальной линейной конструкции, а сюжеты «огонька» варьируются в зависимости от общего настроения и разговора. Самое главное — это разбудить у детей потребность к непринужденному общению. В опыте работы всероссийских детских центров накоплен большой опыт работы по проведению «огоньков». В частности, предлагается уже с первых дней вводить правила проведения «огонька»:

1. Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слово.

2. Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего.

3. Говорит только тот, у кого в руках талисман. Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.

4. Критика должна быть конструктивной: критикуешь — предлагай.

5. Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на «огоньке» или запретить кому-то говорить.

6. Никто не бегает и не пересекает круг. На «огоньке» говорят откровенно о том, что думают и что волнует.

7. Береги время, дай возможность высказаться другому.

8. Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой. Возможно, у вас правила будут иными. Способы введения правил разные. Опытные вожатые вводят их постепенно, обсуждая неудачи общения, а только потом предлагают ребятам их записать; формулировки, сами правила ребята могут придумать свои. (В некоторых ситуациях приходится вводить правила в открытом порядке, то есть предъявлять правила с их обсуждением. При этом опытный вожатый делает ссылку на то, что эти правила были созданы ребятами из прошлых смен, что они оставили наказ в целях передать свой опыт, и просят ребят в течение смены внести свои поправки).

9. Огонек заканчивается, когда все итоги подведены.

Очень важно, чтобы каждый смог высказаться. С первых дней ребята должны не оценивать работу другого (взрослых, другого коллектива), а говорить о том, что, с их точки зрения, стоило бы изменить и что они конкретно предлагают.

Очень часто на «огоньках» ребята высказывают оценочные суждения: «Нам скучно, организуйте для нас дискотеку, сводите нас на видеофильм», а вожатые при этом оправдываются: «У нас на все график, по нашему графику мы идем тогда-то», а в одном из довольно солидных лагерей даже можно было услышать такие реплики вожатых, как «нам запрещают» (стараясь как можно больше самоутвердиться в глазах детей, но оправдывая как свое, так и детского коллектива бездействие). В итоге формируется потребительское отношение к окружающим и не изыскиваются ресурсы самого отряда.

Еще одна педагогическая ошибка — длинная речь вожатого в анализе дня, в котором он поучает всех остальных. Поскольку у подростков в оргпериод «фестивальное» настроение, то речь вожатого останется невоспринятой, а он сам получит негативную оценку. Важно, чтобы вожатый в этих первых диалогах получил «обратную связь», способствовал укреплению веры у ребят в лучшее.

Первые «огоньки» могут различаться по форме организации и тематике:

· «Письмо домой»,

· «Письмо другу»,

· «Телефонный разговор»,

· «Мое самое лучшее качество»,

· «Одно из моих заветных желаний»,

· «От нашей встречи (от этого дня, от смены) я жду…»,

· Рассказ-эстафета: «Что было бы, если вы из сегодняшнего дня перенеслись бы в день завтрашний?».

Тематический «огонек»: «Расскажи мне о себе».

Он может проходить по-разному.

1-й вариант. У вожатого есть какой-нибудь талисман, символ. Он объясняет его значение. Рассказ начинает с себя и предлагает передавать талисман дальше по кругу. Тот, у кого в руках предмет, рассказывает о себе. В помощь могут задаваться вопросы «в шапке», помогающие лучше узнать другого (например, такие: Ты попал на необитаемый остров, у тебя есть возможность взять с собой три любые вещи. Что ты возьмешь?).

2-й вариант. Каждый имеет лист – «кирпичик», на котором рисует, каким он себя представляет. Из этих «кирпичиков» потом строится «дом», а на «крыше» пишутся особенности отряда.

3-й вариант. Перед ребятами лежит много картинок, на которых нарисована сложенная из различных предметов буква «Я». Каждый выбирает ту букву, которая, на его взгляд, больше похожа на него, а потом объясняет, почему.

4-й вариант. Рисуется карта, на которой обозначены остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты. Каждый бросает кубик. Куда он попадает, о тех случаях своей жизни человек и рассказывает (остров Одиночества: бывают ли такие моменты, когда тебе очень одиноко? Ты любишь одиночество?).

«Огонек» «Расскажи мне о себе» завершает первый этап в формировании общения. Ребята должны заранее знать, на какой день намечен «огонек», о чем предстоит разговор. Задача: углубить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда. При проведении «огонька» необходимо создать необычную обстановку. Например, ребята идут на «огонек» особой тропой, не лишенной «опасностей», а поэтому мальчики помогают девочкам. Рассаживая детей, педагог обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели вперемежку, чтобы места были для каждого удобны и чтобы каждого было видно всему отряду. Самая лучшая форма –  круг. Если в отряде два педагога и пришли взрослые –  друзья отряда, то очень важно, чтобы места взрослых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредоточивалось только на взрослых, а также потому, что взрослые задают свой образец общения.

Схема проведения «огонька»: настрой (вечерние песни у костра); небольшое вступительное слово ведущего (один из вожатых отряда), в котором он в непринужденной форме говорит о начале смены («Мы вам рады», «Мы вновь рады встретиться вместе»), о задачах и традициях «огонька» «Расскажи мне о себе». По традиции каждый рассказывает о себе – о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, что он ждет от этой смены. «Поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый; очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа — пера, уголька от костра прошлого отряда» (важно, чтобы предмет был не слишком ярким, не отвлекал внимание).

Разговор о себе начинает второй вожатый. Рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о людях и об идеальных отношениях с людьми), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу; примерно через каждые 15–20 минут вожатый делает паузы, чтобы разговор не был монотонным; в паузах звучат вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен, торжественно зачитывается наказ прошлой смены.

Чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно в середине «огонька» ввести какой-то сюжет с движениями, но такими, которые не нарушали бы общего настроя на вечерний «огонек».

Завершается «огонек» словами вожатого, в которых он высказывает надежду на успешность всех будущих дел, рисует оптимистическую перспективу этой смены. Заканчивается вечер общей песней.

«Огоньки» основного периода

Задача – рефлексия деятельности отряда. Обычная продолжительность небольшая, 15–20 минут. В ситуациях кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов «огонек» может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на «огонек» всегда был неформальным. Так, в своей работе важно использовать опосредованные формы сбора: вожатый на месте проведения «огоньков» затевает какой-то рассказ с детьми (тема может быть необычной – о цветопсихологии, стихах, легендах, случаях; рассказ о киногерое или книге, фантастике и приключениях – все это может стать темой рассказа, переходящего в беседу).

Необязательно, чтобы в основной период постоянно присутствовали такие символы «огонька», как свеча или костер, их необходимо беречь для особых случаев. Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Очень важно уметь найти плавный переход от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные и нетворческие формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков негативные эмоции, если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то оно станет потребностью всех членов отряда.

«Огонек» – анализ дела

Задача – научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения; качество подготовки к делу; качество организации; что не получилось, причины этого; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.

Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а сам был бы равнозначным участником разговора. Тем не менее он опосредованно управляет разговором через вопросы.

Примерные вопросы для анализа

По содержанию:

1. Что нового, полезного вы открыли для себя?

2. Полностью ли использовали литературу, музыкальное оформление?

3. Какая интересная проблема, тема привлекла ваше особое внимание?

4. Над какими качествами своего характера (поведения) проведенное дело побудило вас задуматься?

5. Помогло ли это дело стать вам лучше?

6. Помогло ли это нашему коллективу стать лучше, идти к тому идеалу, который обсуждался в отряде в начале смены?

7. Кто из ребят для вас раскрылся по-новому, что нового вы узнали друг о друге?

8. Как выглядел ваш отряд на фоне других?

9. С какими отрядами удалось подружиться?

10. Какие отряды вы узнали лучше?

По организации:

1. Чем отличалась подготовка к делу, как смогли соорганизоваться члены отряда при подготовке и организации дела?

2. Какие организационные навыки, умения ты получил(а) при подготовке дела и его проведении?

3. Каково значение этого дела для отряда, его членов для окружающих?

4. Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем?

Обязательно нужно подвести итоги. Если на первых «огоньках» анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.

Альтернативой «огоньку-анализу» могут служить «огонек-лавина», огонек – «взгляд в будущее» и тематический.

«Огонек-лавина» – это своеобразная оценка прошедшего дня. Один из участников начинает разговор одной-двумя фразами, затем сосед продолжает его, повторив фразу предыдущего выступающего. Так постепенно, от воспитанника к воспитаннику увеличивается объем информации.

«Взгляд в будущее» – это обсуждение планов на будущее: на следующий день, на неделю.

Задача тематического «огонька» – организация разговора по актуальной для отряда теме. Как правило, «огонек» способствует самопознанию личности, ее духовному развитию. Для таких «огоньков» важно использовать необычную обстановку. Опытные вожатые проводят два-три тематических «огонька» за смену.

Примерная тематика:

1. «Мои любимые строки...» (поэтический).

2. «Жизнь для меня – это…».

3. «День, который мне запомнился».

4. «Самый счастливый день в моей жизни, был…».

5. «Самым дорогим для меня подарком был…».

6. «С песней по жизни» (вечер авторской песни).

7.  «Памяти Высоцкого...».

8. «Памяти Цоя…».

Тематический «огонек» является отрядным делом, и к нему готовятся. Педагоги дают тему и предлагают каждому подготовиться к общему разговору. Инициативным группам предлагается подготовить отдельные сюжеты «огонька».

«Огонек» итогового периода: «Расскажи мне обо мне»

Задача – подвести итог жизни отряда, выяснить, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Схема проведения «огонька» такая же, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга – о нем говорят члены детского коллектива.

Этот «огонек» можно провести по-разному.

Традиционный разговор

Каждый может сказать, что он думает об этом человеке. Тот, о ком говорят, может попросить высказать свое мнение о себе любых членов отряда. Вероятно, это будут самые уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить: если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом нужно руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время огонька вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.

Письменные пожелания

Заранее вожатый делает книжечки, открытки. На огоньке ребята пишут пожелания друг другу, адреса. Украсят «огонек» легенды, любимые песни, воспоминания о смене, курьезных случаях.

Безусловно, тема и форма прощального «огонька» будут зависеть от индивидуальности вожатого. Этот могут быть такие темы, как «В будущем себя я вижу…», «Самый лучший человек – это…», а также разговор о встречах и расставаниях, верных друзьях, человеческом взаимопонимании, добре. А собраться ребята могут в отрядной комнате, любимом уголке лагеря, а может быть, уйдут на костёр.

Итак, все собрались у костра, в руках у каждого участника «огонька» — талисман. Каждый говорит по кругу, передавая талисман, как эстафету,  друг другу. К концу смены у каждого появились новые друзья, идеи для реализации после окончания лета.

Завершить такой разговор можно необычным совместным действием: смастерить и отправить в плавание кораблики (романтическое завершение смены более интересно старшим подросткам), нарядить разноцветными ленточками дерево и устроить импровизированный концерт с сюрпризами.

 

Глава 2. В МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ ВОЖАТОГО

2.1. НА ЗАМЕТКУ ВОЖАТОМУ

2.1.1. Советы вожатому

Совет 1. Первая встреча с детьми

УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА!

Наступает прекрасная пора – лето. Кто-то едет отдыхать на курорт, в санаторий, кто-то, не забыв свое пионерское детство, считает, что лучший отдых для ребенка – это загородный лагерь! Мы с вами не имеем права не оправдать эти ожидания. Ведь лагерь – это активный отдых, любимые занятия, спорт, игры, творческие дела, походы.

Пусть жизнь ребят в лагере наполнится событиями! Событие – это то, что сбылось и запомнилось. Все начинается с первой встречи – ведь первое впечатление задает развитие дальнейшим отношениям, тому, как ребенок будет ощущать себя в отряде, в лагере, среди сверстников. И задачи первого дня, первой встречи:

· помочь ребенку адаптироваться к условиям лагеря,

· познакомить детей с требованиями, правилами, которые будут предъявляться в течение всей лагерной смены,

· создать детям условия для быстрого знакомства друг с другом, педагогическим коллективом, со службами лагеря.

При планировании первого дня следует обратить внимание на ряд моментов.

1. Дорога в лагерь обычно бывает долгой. Как ее сократить? Начать погружение в атмосферу лагеря прямо в автобусе. Здесь можно использовать:

· рассказ о лагере,

· игру, что можно в лагере делать, а что – нельзя, например: ВОПРОС ВОЖАТОГО: «В лагере можно не встать на зарядку, ходить грязным, не ложиться в кровать?». ОТВЕТ ДЕТЕЙ: «Нет»,

· игру «Собираем чемодан». Из чемодана, подготовленного вожатым, достаются предметы, а ребята говорят, зачем этот предмет нужен в лагере, например: гитара, мыло, блокнот, удочка, мячик, мочалка, тапочки.

2. У детей может возникнуть дорожный стресс или состояние напряжения под влиянием ряда обстоятельств: впервые едут в лагерь, тяжело переносят разлуку с родными, непросто адаптируются в новом коллективе, устали в дороге, переволновались. Значит, необходимо вызвать у ребят положительные эмоции.

Для этого надо дать им возможность поиграть в любимые игры, участвовать в веселых аттракционах.

Рассказать о творческих планах лагеря на смену.

Провести игры на знакомство в отряде.

Провести анкеты типа: «Семь моих «хочу»», «Я приехал в лагерь, чтобы...».

3. В лагерь приезжают разные дети: одни, застенчивые, боятся задать лишний вопрос, подойти к другому ребенку, взять его за руку; другие, активные, все желают узнать, задают много вопросов.

Для того чтобы избежать лишних вопросов, можно сделать визитки с именами ребят и названием отряда. Это поможет ребятам с первых минут обращаться друг к другу по имени, быстрее сблизиться друг с другом. Для того чтобы ребенок почувствовал внимание, заботу, советуем оформить до приезда детей отрядный уголок. В него можно включить эмблему, название отряда, персонажи из мультфильмов, нарисованную полянку с персонажами из сказок. В уголке также может быть помещена следующая информация:

· почтовый адрес лагеря,

· имена, отчества сотрудников лагеря, с которыми придется общаться (вожатых, воспитателей, начальника лагеря, физрука, шеф-повара, технический персонал),

· режим дня,

· план-сетка лагеря на смену,

· напутственный лозунг вожатых на смену или на первый день, например: «Мы вас ждали, мы вам рады!»,

· экскурсия по лагерю.

4. Приехав в лагерь, ребенок чувствует себя скованно еще и потому, что нет обычных домашних условий. Поэтому целесообразно сразу познакомить детей с территорией лагеря, показать, где находятся столовая, баня, умывальник, клуб, стадион. Важен момент выбора спального места. Поэтому его стоит организовать воспитателю или вожатому. Например: сначала выбирают себе кровать самые застенчивые, несмелые, скованные ребята, которые первый раз едут в лагерь, а затем – все остальные. Процедуру знакомства с лагерем (если это будет проходить в форме игры) можно объединить в игры по станциям, экскурсии по лагерю, провести игру «Неизвестное об известном».

5. Первый день – это заряд на всю смену. Он должен быть особо организован. Не должно быть заминок, нарушений режима дня, принятого в лагере. Все дела, запланированные на этот день, должны начинаться и заканчиваться вовремя. В отряде целый день должна царить доброжелательная атмосфера.

6. Целесообразно завершить первый лагерный день эмоционально окрашенной процедурой организованного дружеского разговора. Оптимальным здесь является проведение «огонька-знакомства», где ребята и вожатые расскажут друг другу о себе, поделятся впечатлениями о первом дне, споют свои лагерные песни. Такой «огонек» необходим, кроме всего прочего, для создания у детей состояния удовлетворенности, радостного ожидания завтрашнего дня, для спокойного отхода ко сну.

Желаем Вам успехов в том, чтобы эти ожидания непременно оправдались!

Совет 2. Как составить план работы отряда в лагере

УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА!

Любая работа требует планирования, а работа вожатого с отрядом – особенно. От того, насколько удачно Вы составите план, во многом зависит не только Ваш личный успех, но и успех 25–30 вверенных Вам ребят. Чтобы преодолеть неизбежно возникающие трудности, предлагаем воспользоваться этой памяткой.

С чего следует начать?

1. Проанализируйте общелагерный план работы: каковы цели и задачи, как распределена нагрузка, где требуется время для участия в массовых формах работы и подготовки к ним. Внесите продиктованные общелагерным планом действия в календарную сетку смены – Вы сможете увидеть свой резерв времени.

2. Изучив возможности лагеря (природные, организационные, материально-хозяйственные), вы поймете, какие виды деятельности, с помощью какого имущества, при какой поддержке администрации и персонала, на каких площадях можно организовать. Выпишите их на отдельный лист.

3. Составьте предварительное представление об отряде: возраст, соотношение мальчиков и девочек, количество приезжающих впервые и не в первый раз, другие сведения. Изучите предлагаемые наукой характеристики возрастных психологических особенностей детей. Так Вы получите представление об ожиданиях, потребностях детей Вашего отряда, оптимальных темпах и видах деятельности.

4. Четко сформулируйте ограничения: что и как нельзя делать в соответствии с требованиями безопасности, нормами гигиены, традициями данного лагеря.

5. Сформулируйте «банк возможностей» (из литературы, Вашего опыта, рекомендаций коллег), составьте перечень интересных форм и приемов работы, проведите «самоинвентаризацию» – чем лично Вы увлекаетесь, владеете, чему можете научить детей. Сделав это, смело беритесь за составление плана!

Как работать над планом и что при этом необходимо учесть

Работа над планом включает ряд последовательно выполненных действий.

1. Сформулируйте цель и задачи. Напомним, что практическая педагогика рассматривает в качестве цели воспитания развитие личности ребенка в гармонии с миром и развитие потребности и способности личности к саморазвитию. Разумеется, за 20 дней этого не добиться. Ваша цель, очевидно, будет поставлена в этом же русле, но более конкретно.

Пример (из практики лагеря «Задорный»):

«Цель работы с отрядом: сознательное определение ребенком направления своего дополнительного образования после смены».

Цель – образ результата. Вам необходимо ясно представлять себе, чего Вы хотите добиться. И значит, цель должна быть конкретной, реально достижимой, проверяемой и соответствующей потребностям развития детей. Задачи могут быть сформулированы либо как аспекты, составляющие цели, либо как шаги по ее достижению.

В приведенном примере задачи:

· организовать участие ребят в спортивной, туристской, эстрадно

творческой и других видах деятельности,

· организовать систематическое групповое обсуждение возможностей

саморазвития в этих видах, их привлекательных сторон и трудностей,

· разработать и осуществить ситуации игрового выбора того или

иного вида деятельности в различных условиях.

2. Составьте макет плана. Для этого на имеющейся у Вас календарной сетке смены, куда уже внесены общелагерные действия, отметьте ожидаемые подъемы и спады эмоционального состояния. Как правило, наибольший спад, в связи с усталостью детей, происходит на 4-й день смены. Далее изменение эмоционального состояния зависит от проводимых форм работы. После этого сделайте пометки, где и какие виды занятий подходят для детей лучше всего (отдых, развлечение, труд, спорт, интеллектуальные и другие нагрузки). Такой макет позволит оптимально разместить в плане Ваши дела.

3. Отберите из Вашего «банка возможностей» те формы, которые позволят решить поставленные цели и задачи. Убедитесь, что они разнообразны, но не противоречивы, соответствуют возрасту детей.

4. Разместите отобранные Вами формы на макете плана в те дни, где их проведение наиболее целесообразно. При этом возможно разное расположение отрядных и общелагерных форм: они могут либо дополнять и усиливать, либо компенсировать друг друга (предлагать противоположные по характеру виды деятельности).

5. Проверьте, нет ли в плане нарушений логики, пустых мест, перегрузок; внесите необходимые коррективы.

6. Обозначьте, с помощью каких процедур Вы сможете убедиться, что план, будучи выполнен, обеспечил решение поставленных задач (анкеты, отзывы детей, наблюдения).

Сделали? План готов! Теперь пусть руководство вашего лагеря официально утвердит его. А мы желаем Вам неизменного успеха в работе!

Дата: 2019-05-29, просмотров: 563.