Управление системой энергосбережения в гостиницах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Современное управление системой энергосбережения в гостиницах характеризуется внедрением механизмов, позволяющих повысить эффективность использования энергоресурсов за счет экономного использования энергии, водных и других ресурсов, сокращения и переработки отходов и пр.

Нахождение потенциала для управления энергосбережением в гостиницах связано с использование в управлении результатов энергетических аудитов, с последующим анализом и оценкой резервов энергосбережения гостиницы.

Управление системой энергосбережения в гостиницах предполагает формирование исходного множества альтернатив, предпроектную их проработку, технико-экономическое обоснование и выбор оптимального варианта решений в области энергосбережения в гостиницах.

Управление системой энергосбережения в гостиницах предполагает отбор наиболее эффективных мероприятий в соответствии с выделенным объемом инвестиций для их внедрения. В рамках управления системой энергосбережения в гостиницах важную роль играет человеческий фактор, а следователь управление включает воздействие на мотивационную сферу.

При этом в раках управления системой энергосбережения в гостиницах мотивацию следует рассматривать как реализацию стимулов выполнения работ по энергосбережению. Мотивационная сфера должна охватывать всех участников управления системой энергосбережения в гостиницах от руководства до линейного персонала и гостей.

Согласно современным подходам к организационным аспектам управления системой энергосбережения в гостиницах в качестве основных мер можно выделить следующие:

- вовлечение в процесс достижения поставленных целей энергосбережения в гостиницах, и в поиск новых решений и внедрение новых способов реализации работ в гостиничном цикле обслуживания в раках повышения энергосбережения в гостиницах;

- формирование из персонала гостиниц команд энергосбережения (по аналогии с кружками качества) с делегированием им определенных ресурсов, прав и обязанностей, на основе добровольного объединения в рабочие команды, которые берут на себя ответственность за одно из направлений использования энергии;

- признание участников реализации системы энергосбережения в гостиницах, которое может осуществляться в различных формах, например, в виде денежного вознаграждения, небольших, но привлекательных призов, общественного признания, интересной работы, продвижения по службе и других стимулов.

Важным элементом процесса управления системой энергосбережения в гостиницах является контроль. Контроль в рамках управления системой энергосбережения в гостиницах следует рассматривать как оценку достижения целей постоянного развития энергосбережения. Организационный аспект контроля заключается в сравнении результатов внедрения энергосберегающих мероприятий с предыдущими показателями потребления энергоресурсов и оценкой фактической эффективности этих мероприятий. В качестве современной формы реализации контроля в рамках управления системой энергосбережения в гостиницах является энергоаутит гостиниц.

В рамках процесса управления энергосбережением энергоаудит гостиниц является частью процесса поиска, оценки и реализации резервов энергосбережения гостиничных комплексов. Энергоаудит гостиниц реализуется с целью выявления резервов по росту эффективности использования энергоресурсов в гостинице, т. е. определение наличия резервов, разработки и реализации мер энергосбережения.

Эффект от энергосбережения в гостинице выражается в снижение удельных расходов энергии оказываемых гостиничных услуг. Управление системой энергосбережения в гостиницах связано с решением ряда сложных и взаимосвязанных задач, возникающих в процессе поиска, оценки и реализации имеющихся резервов.

Единство всех элементов этого процесса предполагает планомерную организацию их выполнения с целью разработки и внедрения комплексной системы мер по сбережению энергоресурсов в гостиничной деятельности. С позиций системного подхода управление системой энергосбережения в гостиницах можно представить в виде пяти взаимосвязанных этапов представленных на рисунке

Рис. 1.3 Базовые этапы реализации управления системой энергосбережения в гостиницах

 

Рассмотрим этапы реализации управления системой энергосбережения в гостиницах более подробно по составу работ, реализуемых на каждом этапе процесса.

Организационно-подготовительный этап управления системой энергосбережения в гостиницах основывается на рациональной организации процесса поиска, оценки и реализации резервов энергосбережения гостиницы, на основе представленных на рисунке 1.4 элементов.

В рамках данного этапа необходимо использовать функционально-матричную организационную структуру управления, основой которой должна стать исследовательская группа из специалистов предприятия, научно- исследовательских, наладочных и проектных организаций. При этом происходит наложение программной организации работ на существующую линейно-функциональную структуру, что позволяет, не нарушая сложившихся взаимосвязей, привлекать к работе наиболее квалифицированных специалистов функциональных подразделений предприятия.

 

Рис. 1.4.Основы организационно-подготовительный этап управления системой энергосбережения в гостиницах

 

На предварительной стадии исследований группе управления системой энергосбережения в гостиницах следует определить порядок получения исходных данных и собрать информацию, характеризующую объем, структуру и стоимость гостиничных услуг и потребляемых энергоресурсов в динамике. Это позволяет оперативно решать следующие задачи управления системой энергосбережения в гостиницах:

- определение общих тенденций в процессе изменения технико-экономических показателей деятельности гостиницы и, следовательно, оценить перспективу;

- ограничение области поиска резервов и зон системы энергосбережения в гостиницах, требующие более детального контроля;

- определения базовых параметров, удельных расходов энергоресурсов, по которым можно провести оценку общей эффективности энергоиспользования в гостиничном цикле.

В рамках этого этапа управления системой энергосбережения в гостиницах необходимы следующие условия:

- исследования существующего состояния и ресурсов роста эффективности функционирования энергохозяйства гостиницы;

- поддержка управления системой энергосбережения в гостиницах со стороны высшего руководства гостиницы и владельцев бизнеса;

- определение и оценка значения, роли мер по энергосбережению в гостиницах и определение возможных направлений решения проблем;

- оценка степени целесообразности и принятие организационно-экономических мер по формированию команды с делегированием ей соответствующих прав, необходимых ресурсов и свободы действий в рамках управления системой энергосбережения в гостиницах;

- назначение руководителя команды энергосбережения в гостиницах, отвечающего за организацию, планирование, мотивацию и контроль выполнения отдельных этапов работы;

- разработка, согласование и утверждение программы проведения энергоаудита функционирования энергохозяйства гостиницы.

Следующим является информационно-аналитический этап управления системой энергосбережения в гостиницах.

Процесс управления системой энергосбережения в гостиницах по своей сущности относится к группе «информационных» процессов, т.е. требует знаний о потреблении энергии в процессе гостиничного цикла. При выборе объектов исследования энергосбережения в гостиницах следует учесть, что обследование наиболее энергоемких процессов дает максимальный производственный эффект. Правильно выполненное обследование системы энергосбережения в гостиницах в значительной степени уменьшает неопределенность имеющейся информации.

При этом при организации и выполнении комплексного обследования энергохозяйства гостиницы или его определенной подсистемы, включая анализ отчетов, эксплуатационных журналов, техно-логических регламентов, проектов, результатов режимно-наладочных испытаний, специальной литературы и других источников информации. При ограниченных ресурсах кадров, времени и средств — выполнение целевых обследований системыэнергосбережения в гостиницах по видам и направлениям использования ресурсов. Но любое обследование системы энергосбережения в гостиницах производится с целью сбора объективных данных, которые характеризуют следующие аспекты:

- общие результаты, тенденции развития и эффективность производства и потребления;

- общий и частные энергобалансы по видам и целевому использованию энергоресурсов;

- технические, технологические, организационные и экономические аспекты преобразования, распределения и использования ресурсов в отдельных процессах.

Полученная в ходе обследования системы энергосбережения в гостиницах информация систематизируется и проверяется на достоверность и достаточность для решения задач. Эта оценка может привести к выводу о необходимости диагностического информационного обследования энергоемких процессов и объектов энергохозяйства гостиницы.

Диагностическое обследование связано с подготовкой и проведением энерготехнологических балансовых испытаний оборудования. При этом требуется применение специального оборудования для измерения потоков энергии и материалов, технологических параметров процесса, времени работы оборудования, объема готовой продукции и отходов производства. Полученные в результате обследования данные требуют обработки, проверки и дальнейшего представления в удобном для использования виде.

С этой целью разрабатывается система технико-экономических паспортов энергохозяйства или заполняются специальные формы, отражающие структуру и динамику энергосбережения в гостиницах, организационные условия, технические характеристики оборудования и технологические параметры происходящих процессов.

Проектно-аналитический этап управления системой энергосбережения в гостиницах является основной составляющей управления. Анализ и оценка резервов совершенствования системы энергосбережения в гостиницах —управленческая деятельность, предметом которой выступают процессы использования энергетических ресурсов при организации услуг в рамках гостиничного цикла. Этот этап процесса управления системой энергосбережения в гостиницах следует рассматривать как основной элемент процесса обоснования и принятия управленческих решений в области энергосбережения. Он сводится к анализу и оценке следующего комплекса индикаторов:

- уровень достоверности данных, полученных при обследовании;

- организационно-технический уровень оказания гостиничных услуг;

- техническое состояние энергетического оборудования и коммуникаций, здания гостиницы;

- динамики изменения цен, объема производства и потребления энергетических ресурсов;

- структура энергетического баланса гостиницы по стоимости, целевому и пространственному использованию энергоресурсов;

- общая организационно-экономическая эффективность и норм использования энергоресурсов в гостинице;

- организационных резервов энергосбережения гостиницы;

- энергетические характеристики используемого в гостинице оборудования;

- энергетические балансы энергоемких услуг и инфраструктуры гостиницы.

Анализ энергопотребления гостиницы как инструмент оценки и реализации резервов энергосбережения может быть:

- простым, сложным;

- периодическим или непрерывным;

- оперативным, текущим и перспективным.

Простой анализ выполняется для оценки масштабов, тенденций и структуры потребления энергоресурсов в гостинице, а также для выявления наиболее вероятных проблем и направления поиска резервов. Для этого используются легко получаемые данные, которые преобразуются в полезную и пригодную к использованию информацию.

Сложный анализ нацелен на выявление потоков энергии, оценки потерь и обоснования комплексных энергосберегающих мероприятий: требуются данные диагностических обследований, результаты предпроектных расчетов и другая информация.

 В настоящее время применяются несколько основные методы анализа в рамках управления системой энергосбережения в гостиницах, представленных на рисунке 1.5.

Рис. 1.5. Системе базовых методов анализа в рамках процесса управления системой энергосбережения в гостиницах

 

Исходным моментом проектно-аналитического этапа проуесса управления системой энергосбережения в гостиницах является уточнение целей и содержания задач комплексного технико-экономического анализа. Важно дать системную, комплексную оценку по следующим параметрам:

- существующего уровня функционирования энергохозяйства;

- действия факторов, определяющих объем и эффективность энергоиспользования;

- имеющихся резервов энергосбережения.

В результате анализа генерируется информация о возможностях повышения эффективности управления системой энергосбережения в гостиницах. Далее в рамках реализации процесса управления системой энергосбережения в гостиницах:

- создание моделей функционирования энергоиспользующих систем и оборудования;

- проведение расчетов и выполнение экспериментальной проверки на моделях выдвинутых идей и предложений;

- формирование множества допустимых и технически возможных вариантов разрабатываемых мероприятий;

- технико-экономический анализ и оценка эффективности мер энергосбережения;

- принятие решения о детальной разработке проектов наиболее перспективных вариантов осуществления мероприятий.

Инструментом проверки является моделирование процессов управления системой энергосбережения в гостиницах, происходящих как в отдельных элементах, так и во всей энергетической системе гостиницы. Создание и реализация таких моделей основывается на знании законов функционирования энергетических объектов.

Это позволяет не только проверить правильность и эффективность выдвинутых идей, но и разработать множество допустимых и технически возможных вариантов осуществления каждой из них. Формируя принципы отбора, оценивая затраты и результаты, связанные с осуществлением того или иного варианта, определяют наиболее эффективные варианты мероприятий.

А рассматривая полученные на данном этапе результаты, принимают решение о детальной, проектной разработке выбранных вариантов осуществления организационно-технических мероприятий управления системой энергосбережения в гостиницах.

Проектно-плановый этап процесса управления системой энергосбережения в гостиницах. В результате комплексного технико-экономического анализа получается некоторый набор мероприятий. На проектно-плановом этапе управления системой энергосбережения в гостиницах этот набор должен превратиться в оптимальную систему мер по реализации целей, стоящих перед энергохозяйством гостиницы. Поэтому следует уточнить системные аспекты реализации выбранных вариантов мероприятия.

Это необходимо не только для реализации преимуществ каждого мероприятия, но и для получения системного эффекта, который может быть как значительно больше, так и меньше, чем сумма эффектов отдельно взятых мероприятий. Для этого реализуют следующие действия:

- выполнение общей оценки ресурсов, необходимых для реализации всех мероприятий, а также вероятных последствий их внедрения в гостиничный цикл;

- учет объемов инвестиций и эффективность мероприятий энергосбережения в гостиницах, определение последовательности и сроков их внедрения;

- определить системные аспекты реализации выбранных вариантов мероприятия энергосбережения в гостиницах;

- согласовать разработанную систему мер энергосбережения с другими разделами перспективного плана гостиницы.

После согласования материально-технического и финансового обеспечения система мер энергосбережения в гостиницах представляется на рассмотрение высшего руководства гоститницы, которое корректирует и утверждает задание на разработку плана организационно-технических мероприятий по экономии энергоресурсов. Формирование оптимального плана энергосбережения производится с учетом эффективности разработанной системы мер и выделенных ресурсов.

После согласования этого плана с другими разделами стратеги развития гостиницы он становится ее частью. На заключительном шаге план энергосбережения в составе стратегии гостиницы рассматривается и утверждается в установленном порядке.

Следующим этапом является внедрение мер в систему энергосбережения в гостиницах. Общее управление процессом внедрения осуществляет руководство предприятия, которое координирует деятельность функциональных служб и технологических подразделений при внедрении запланированных мероприятий в производство. С этой целью на всех уровнях управления:

- разрабатываются планы внедрения, в которых указываются сроки, содержание, объем и ответственные за выполнение отдельных работ;

- разрабатываются планы-графики выполнения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ;

- вносятся необходимые изменения в технологические регламенты и производственные инструкции;

- осуществляется переподготовка и обучение персонала для работы в новых условиях;

- размещаются заказы на изготовление и поставки оборудования;

- выполняются специальные строительно-монтажные, пуско-наладочные работы и сдача оборудования в эксплуатацию.

В период нормальной эксплуатации необходимо выполнить комплексные испытания оборудования, анализ и оценку результатов внедрения разработанных предложений. При этом выполняется расчет фактической экономической эффективности внедрения мероприятий в системе энергосбережения в гостиницах.

В заключение результаты внедрения рассматриваются руководством гостиницы, которое согласовывает и утверждает итоговые документы.

Таим образом, в рамках реализации управления системой энергосбережения в гостиницах основными задачи являются следующие:

- выявление резервов и потенциальных возможностей экономии энергоресурсов гостиницы;

- разработка программы гостинице по энергосберегающим мероприятиям;

- определение экономического эффекта от внедрения энергосберегающих мероприятий;

- определение сроков окупаемости энергосберегающих мероприятий и затрат на их внедрение;

- совершенствование системы контроля и учета расхода энергоресурсов;

- разработка энергетического паспорта организации.

Целью управления системой энергосбережения в гостиницах является повышение энергоэффективности гостиничной деятельности, то есть:

- оптимизация надежности энергоснабжения;

- разработка приоритетных мероприятий энергосбережения;

- экономия денежных средств и энергоресурсов;

- модернизация производства;

- повышение финансовой устойчивости.

Возможности управления системой энергосбережения в гостиницах заключаются в следующем:

- установление стратегии и тактики энергосбережения;

- определение мероприятий энергосбережения;

- достижение энергонезависимости предприятия;

- сокращение прямых и косвенных расходов на производство гостиничных услуг и себестоимость обслуживания гостей.

Решение задач управления системой энергосбережения в гостиницах возможно лишь при реализации комплексного подхода к повышению энергоэффективности. При этом в общем виде последовательность действий выглядит следующим образом:

- сбор информации о текущем состоянии гостиницы;

- анализ информации о текущем состоянии гостиницы;

- выработка энергосберегающих рекомендаций для гостиницы;

- реализация предложенных рекомендаций, повторный сбор данных;

- анализ результатов выполненных работ по повышению энергоэффективности гостиницы.

Таким образом, можно констатировать, что главная цель управления системой энергосбережения в гостиницах — оценка существующей степени энергоэффективности гостиницы и определение возможностей энергосбережения без снижения качества предоставляемых гостиничных услуг.

В основе современных тенденций реализации управления энергоэффективной гостиницы заложены те же принципы, которые дополнены необходимостью со стороны гостей отеля поддерживать эту заботу, а также IT-технологии, позволяющие экономить энергоресурсы.

Важную роль играет внедрение передовых IT-технологий в этой отрасли. Это, в первую очередь, использование электронных карт, которые позволяют контролировать автоматическое отключение электроэнергии, в том числе кондиционирование в пустых номерах.

Применение сенсорных выключателей электроэнергии, которые срабатывают при отсутствии посетителей в номерах, а также сенсорных температурных датчиков, сенсорных HVAC и т.д. Считается, что строительство и эксплуатация «зеленых» зданий несет на порядок больше затрат по сравнению с обычными.

На самом же деле, это далеко не так. Согласно мнению Бена Брейкса, менеджера по вопросам окружающей среды Whitbread Group, при создании концепции «зеленых» отелей, которую они заложили в 2008 году, они смогли добиться экономии 60% ресурсов.

В основе тестовой концепции было внедрение новых технологий, среди которых подземные тепловые насосы, позволяющие использовать природную энергию земли для нагрева/охлаждения воздуха и воды, технологии по очистке и повторному использованию «серой» воды, использование светоизлучающих диодов (LED) в качестве освещения, фотогальванических солнечных систем и т.д.

Добившись положительных результатов, компания не остановилась, а поставила новые цели – добиться еще 20% экономии воды за счет 100%-ного использования «серой» воды в уборных отеля, использования леек душа с низким расходом воды, сенсорных выключателей при отсутствии посетителей гостиницы в душе, применение системы световых колодцев, сокращая, таким образом, искусственное освещение.

В практике экономии воды в душе также применяется ограничение потока до 7 литров в минуту. Ключевыми критериями при создании «зеленых» гостиниц являются:

- коэффициент окупаемости инвестиций (ROI - Return on Investments);

- законодательные аспекты;

- социальная ответственность;

- уровень осведомленности общества и его отношение к «зеленым» гостиницам.[5]

Областями самого высокого энергопотребления в гостинце являются следующие:

- Приточная вентиляция в гостиничных номерах;

- Открытые окна в помещениях;

- Освещение гостиничных номеров;

- Кондиционирование области плавательного бассейна;

- Кондиционирование конференц-залов;

- Кондиционирование ресторанов;

- Вытяжная вентиляция в помещениях кухни;

- Горячее водоснабжение;

- Кондиционирование вестибюлей (включая потери энергии в результате частого открывания дверей).

В качестве основных направлений управления системой энергосбережения в гостиницах можно выделить следующие:

- Сокращение объемного расхода приточной вентиляции (более эффективное управление: регулирование качества воздуха, использование таймеров и датчиков присутствия в помещении);

- Сокращение объемного расхода воздуха (энергопотребление вентиляторов);

- Снижение температуры в определенных областях здания (сокращение тепловых потерь);

- Сокращение потребления и независимость от традиционных видов топлива (альтернативные источники энергии);

- Сокращение потребления энергии в холодильных установках (эффективное регулирование, рекуперация тепла/холода, альтернативные системы охлаждения). [6]

Экономические преимущества каждой из перечисленных возможностей требуют индивидуального рассмотрения. Не каждая из представленных опций энергосбережения подходит для того или иного гостиничного здания. Некоторые методы, такие как оптимизация приточной вентиляции, в гостиницах могут быстро окупить себя. При проведении других мероприятий фактическая выгода может существенно зависеть, например, от того, используются ли части здания в определенных целях, таких как казино, фитнес-центры или музыкальные представления.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 227.