Современное управление системой энергосбережения в гостиницах характеризуется внедрением механизмов, позволяющих повысить эффективность использования энергоресурсов за счет экономного использования энергии, водных и других ресурсов, сокращения и переработки отходов и пр.
Нахождение потенциала для управления энергосбережением в гостиницах связано с использование в управлении результатов энергетических аудитов, с последующим анализом и оценкой резервов энергосбережения гостиницы.
Управление системой энергосбережения в гостиницах предполагает формирование исходного множества альтернатив, предпроектную их проработку, технико-экономическое обоснование и выбор оптимального варианта решений в области энергосбережения в гостиницах.
Управление системой энергосбережения в гостиницах предполагает отбор наиболее эффективных мероприятий в соответствии с выделенным объемом инвестиций для их внедрения. В рамках управления системой энергосбережения в гостиницах важную роль играет человеческий фактор, а следователь управление включает воздействие на мотивационную сферу.
При этом в раках управления системой энергосбережения в гостиницах мотивацию следует рассматривать как реализацию стимулов выполнения работ по энергосбережению. Мотивационная сфера должна охватывать всех участников управления системой энергосбережения в гостиницах от руководства до линейного персонала и гостей.
Согласно современным подходам к организационным аспектам управления системой энергосбережения в гостиницах в качестве основных мер можно выделить следующие:
- вовлечение в процесс достижения поставленных целей энергосбережения в гостиницах, и в поиск новых решений и внедрение новых способов реализации работ в гостиничном цикле обслуживания в раках повышения энергосбережения в гостиницах;
- формирование из персонала гостиниц команд энергосбережения (по аналогии с кружками качества) с делегированием им определенных ресурсов, прав и обязанностей, на основе добровольного объединения в рабочие команды, которые берут на себя ответственность за одно из направлений использования энергии;
- признание участников реализации системы энергосбережения в гостиницах, которое может осуществляться в различных формах, например, в виде денежного вознаграждения, небольших, но привлекательных призов, общественного признания, интересной работы, продвижения по службе и других стимулов.
Важным элементом процесса управления системой энергосбережения в гостиницах является контроль. Контроль в рамках управления системой энергосбережения в гостиницах следует рассматривать как оценку достижения целей постоянного развития энергосбережения. Организационный аспект контроля заключается в сравнении результатов внедрения энергосберегающих мероприятий с предыдущими показателями потребления энергоресурсов и оценкой фактической эффективности этих мероприятий. В качестве современной формы реализации контроля в рамках управления системой энергосбережения в гостиницах является энергоаутит гостиниц.
В рамках процесса управления энергосбережением энергоаудит гостиниц является частью процесса поиска, оценки и реализации резервов энергосбережения гостиничных комплексов. Энергоаудит гостиниц реализуется с целью выявления резервов по росту эффективности использования энергоресурсов в гостинице, т. е. определение наличия резервов, разработки и реализации мер энергосбережения.
Эффект от энергосбережения в гостинице выражается в снижение удельных расходов энергии оказываемых гостиничных услуг. Управление системой энергосбережения в гостиницах связано с решением ряда сложных и взаимосвязанных задач, возникающих в процессе поиска, оценки и реализации имеющихся резервов.
Единство всех элементов этого процесса предполагает планомерную организацию их выполнения с целью разработки и внедрения комплексной системы мер по сбережению энергоресурсов в гостиничной деятельности. С позиций системного подхода управление системой энергосбережения в гостиницах можно представить в виде пяти взаимосвязанных этапов представленных на рисунке
Рис. 1.3 Базовые этапы реализации управления системой энергосбережения в гостиницах
Рассмотрим этапы реализации управления системой энергосбережения в гостиницах более подробно по составу работ, реализуемых на каждом этапе процесса.
Организационно-подготовительный этап управления системой энергосбережения в гостиницах основывается на рациональной организации процесса поиска, оценки и реализации резервов энергосбережения гостиницы, на основе представленных на рисунке 1.4 элементов.
В рамках данного этапа необходимо использовать функционально-матричную организационную структуру управления, основой которой должна стать исследовательская группа из специалистов предприятия, научно- исследовательских, наладочных и проектных организаций. При этом происходит наложение программной организации работ на существующую линейно-функциональную структуру, что позволяет, не нарушая сложившихся взаимосвязей, привлекать к работе наиболее квалифицированных специалистов функциональных подразделений предприятия.
Рис. 1.4.Основы организационно-подготовительный этап управления системой энергосбережения в гостиницах
На предварительной стадии исследований группе управления системой энергосбережения в гостиницах следует определить порядок получения исходных данных и собрать информацию, характеризующую объем, структуру и стоимость гостиничных услуг и потребляемых энергоресурсов в динамике. Это позволяет оперативно решать следующие задачи управления системой энергосбережения в гостиницах:
- определение общих тенденций в процессе изменения технико-экономических показателей деятельности гостиницы и, следовательно, оценить перспективу;
- ограничение области поиска резервов и зон системы энергосбережения в гостиницах, требующие более детального контроля;
- определения базовых параметров, удельных расходов энергоресурсов, по которым можно провести оценку общей эффективности энергоиспользования в гостиничном цикле.
В рамках этого этапа управления системой энергосбережения в гостиницах необходимы следующие условия:
- исследования существующего состояния и ресурсов роста эффективности функционирования энергохозяйства гостиницы;
- поддержка управления системой энергосбережения в гостиницах со стороны высшего руководства гостиницы и владельцев бизнеса;
- определение и оценка значения, роли мер по энергосбережению в гостиницах и определение возможных направлений решения проблем;
- оценка степени целесообразности и принятие организационно-экономических мер по формированию команды с делегированием ей соответствующих прав, необходимых ресурсов и свободы действий в рамках управления системой энергосбережения в гостиницах;
- назначение руководителя команды энергосбережения в гостиницах, отвечающего за организацию, планирование, мотивацию и контроль выполнения отдельных этапов работы;
- разработка, согласование и утверждение программы проведения энергоаудита функционирования энергохозяйства гостиницы.
Следующим является информационно-аналитический этап управления системой энергосбережения в гостиницах.
Процесс управления системой энергосбережения в гостиницах по своей сущности относится к группе «информационных» процессов, т.е. требует знаний о потреблении энергии в процессе гостиничного цикла. При выборе объектов исследования энергосбережения в гостиницах следует учесть, что обследование наиболее энергоемких процессов дает максимальный производственный эффект. Правильно выполненное обследование системы энергосбережения в гостиницах в значительной степени уменьшает неопределенность имеющейся информации.
При этом при организации и выполнении комплексного обследования энергохозяйства гостиницы или его определенной подсистемы, включая анализ отчетов, эксплуатационных журналов, техно-логических регламентов, проектов, результатов режимно-наладочных испытаний, специальной литературы и других источников информации. При ограниченных ресурсах кадров, времени и средств — выполнение целевых обследований системыэнергосбережения в гостиницах по видам и направлениям использования ресурсов. Но любое обследование системы энергосбережения в гостиницах производится с целью сбора объективных данных, которые характеризуют следующие аспекты:
- общие результаты, тенденции развития и эффективность производства и потребления;
- общий и частные энергобалансы по видам и целевому использованию энергоресурсов;
- технические, технологические, организационные и экономические аспекты преобразования, распределения и использования ресурсов в отдельных процессах.
Полученная в ходе обследования системы энергосбережения в гостиницах информация систематизируется и проверяется на достоверность и достаточность для решения задач. Эта оценка может привести к выводу о необходимости диагностического информационного обследования энергоемких процессов и объектов энергохозяйства гостиницы.
Диагностическое обследование связано с подготовкой и проведением энерготехнологических балансовых испытаний оборудования. При этом требуется применение специального оборудования для измерения потоков энергии и материалов, технологических параметров процесса, времени работы оборудования, объема готовой продукции и отходов производства. Полученные в результате обследования данные требуют обработки, проверки и дальнейшего представления в удобном для использования виде.
С этой целью разрабатывается система технико-экономических паспортов энергохозяйства или заполняются специальные формы, отражающие структуру и динамику энергосбережения в гостиницах, организационные условия, технические характеристики оборудования и технологические параметры происходящих процессов.
Проектно-аналитический этап управления системой энергосбережения в гостиницах является основной составляющей управления. Анализ и оценка резервов совершенствования системы энергосбережения в гостиницах —управленческая деятельность, предметом которой выступают процессы использования энергетических ресурсов при организации услуг в рамках гостиничного цикла. Этот этап процесса управления системой энергосбережения в гостиницах следует рассматривать как основной элемент процесса обоснования и принятия управленческих решений в области энергосбережения. Он сводится к анализу и оценке следующего комплекса индикаторов:
- уровень достоверности данных, полученных при обследовании;
- организационно-технический уровень оказания гостиничных услуг;
- техническое состояние энергетического оборудования и коммуникаций, здания гостиницы;
- динамики изменения цен, объема производства и потребления энергетических ресурсов;
- структура энергетического баланса гостиницы по стоимости, целевому и пространственному использованию энергоресурсов;
- общая организационно-экономическая эффективность и норм использования энергоресурсов в гостинице;
- организационных резервов энергосбережения гостиницы;
- энергетические характеристики используемого в гостинице оборудования;
- энергетические балансы энергоемких услуг и инфраструктуры гостиницы.
Анализ энергопотребления гостиницы как инструмент оценки и реализации резервов энергосбережения может быть:
- простым, сложным;
- периодическим или непрерывным;
- оперативным, текущим и перспективным.
Простой анализ выполняется для оценки масштабов, тенденций и структуры потребления энергоресурсов в гостинице, а также для выявления наиболее вероятных проблем и направления поиска резервов. Для этого используются легко получаемые данные, которые преобразуются в полезную и пригодную к использованию информацию.
Сложный анализ нацелен на выявление потоков энергии, оценки потерь и обоснования комплексных энергосберегающих мероприятий: требуются данные диагностических обследований, результаты предпроектных расчетов и другая информация.
В настоящее время применяются несколько основные методы анализа в рамках управления системой энергосбережения в гостиницах, представленных на рисунке 1.5.
Рис. 1.5. Системе базовых методов анализа в рамках процесса управления системой энергосбережения в гостиницах
Исходным моментом проектно-аналитического этапа проуесса управления системой энергосбережения в гостиницах является уточнение целей и содержания задач комплексного технико-экономического анализа. Важно дать системную, комплексную оценку по следующим параметрам:
- существующего уровня функционирования энергохозяйства;
- действия факторов, определяющих объем и эффективность энергоиспользования;
- имеющихся резервов энергосбережения.
В результате анализа генерируется информация о возможностях повышения эффективности управления системой энергосбережения в гостиницах. Далее в рамках реализации процесса управления системой энергосбережения в гостиницах:
- создание моделей функционирования энергоиспользующих систем и оборудования;
- проведение расчетов и выполнение экспериментальной проверки на моделях выдвинутых идей и предложений;
- формирование множества допустимых и технически возможных вариантов разрабатываемых мероприятий;
- технико-экономический анализ и оценка эффективности мер энергосбережения;
- принятие решения о детальной разработке проектов наиболее перспективных вариантов осуществления мероприятий.
Инструментом проверки является моделирование процессов управления системой энергосбережения в гостиницах, происходящих как в отдельных элементах, так и во всей энергетической системе гостиницы. Создание и реализация таких моделей основывается на знании законов функционирования энергетических объектов.
Это позволяет не только проверить правильность и эффективность выдвинутых идей, но и разработать множество допустимых и технически возможных вариантов осуществления каждой из них. Формируя принципы отбора, оценивая затраты и результаты, связанные с осуществлением того или иного варианта, определяют наиболее эффективные варианты мероприятий.
А рассматривая полученные на данном этапе результаты, принимают решение о детальной, проектной разработке выбранных вариантов осуществления организационно-технических мероприятий управления системой энергосбережения в гостиницах.
Проектно-плановый этап процесса управления системой энергосбережения в гостиницах. В результате комплексного технико-экономического анализа получается некоторый набор мероприятий. На проектно-плановом этапе управления системой энергосбережения в гостиницах этот набор должен превратиться в оптимальную систему мер по реализации целей, стоящих перед энергохозяйством гостиницы. Поэтому следует уточнить системные аспекты реализации выбранных вариантов мероприятия.
Это необходимо не только для реализации преимуществ каждого мероприятия, но и для получения системного эффекта, который может быть как значительно больше, так и меньше, чем сумма эффектов отдельно взятых мероприятий. Для этого реализуют следующие действия:
- выполнение общей оценки ресурсов, необходимых для реализации всех мероприятий, а также вероятных последствий их внедрения в гостиничный цикл;
- учет объемов инвестиций и эффективность мероприятий энергосбережения в гостиницах, определение последовательности и сроков их внедрения;
- определить системные аспекты реализации выбранных вариантов мероприятия энергосбережения в гостиницах;
- согласовать разработанную систему мер энергосбережения с другими разделами перспективного плана гостиницы.
После согласования материально-технического и финансового обеспечения система мер энергосбережения в гостиницах представляется на рассмотрение высшего руководства гоститницы, которое корректирует и утверждает задание на разработку плана организационно-технических мероприятий по экономии энергоресурсов. Формирование оптимального плана энергосбережения производится с учетом эффективности разработанной системы мер и выделенных ресурсов.
После согласования этого плана с другими разделами стратеги развития гостиницы он становится ее частью. На заключительном шаге план энергосбережения в составе стратегии гостиницы рассматривается и утверждается в установленном порядке.
Следующим этапом является внедрение мер в систему энергосбережения в гостиницах. Общее управление процессом внедрения осуществляет руководство предприятия, которое координирует деятельность функциональных служб и технологических подразделений при внедрении запланированных мероприятий в производство. С этой целью на всех уровнях управления:
- разрабатываются планы внедрения, в которых указываются сроки, содержание, объем и ответственные за выполнение отдельных работ;
- разрабатываются планы-графики выполнения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ;
- вносятся необходимые изменения в технологические регламенты и производственные инструкции;
- осуществляется переподготовка и обучение персонала для работы в новых условиях;
- размещаются заказы на изготовление и поставки оборудования;
- выполняются специальные строительно-монтажные, пуско-наладочные работы и сдача оборудования в эксплуатацию.
В период нормальной эксплуатации необходимо выполнить комплексные испытания оборудования, анализ и оценку результатов внедрения разработанных предложений. При этом выполняется расчет фактической экономической эффективности внедрения мероприятий в системе энергосбережения в гостиницах.
В заключение результаты внедрения рассматриваются руководством гостиницы, которое согласовывает и утверждает итоговые документы.
Таим образом, в рамках реализации управления системой энергосбережения в гостиницах основными задачи являются следующие:
- выявление резервов и потенциальных возможностей экономии энергоресурсов гостиницы;
- разработка программы гостинице по энергосберегающим мероприятиям;
- определение экономического эффекта от внедрения энергосберегающих мероприятий;
- определение сроков окупаемости энергосберегающих мероприятий и затрат на их внедрение;
- совершенствование системы контроля и учета расхода энергоресурсов;
- разработка энергетического паспорта организации.
Целью управления системой энергосбережения в гостиницах является повышение энергоэффективности гостиничной деятельности, то есть:
- оптимизация надежности энергоснабжения;
- разработка приоритетных мероприятий энергосбережения;
- экономия денежных средств и энергоресурсов;
- модернизация производства;
- повышение финансовой устойчивости.
Возможности управления системой энергосбережения в гостиницах заключаются в следующем:
- установление стратегии и тактики энергосбережения;
- определение мероприятий энергосбережения;
- достижение энергонезависимости предприятия;
- сокращение прямых и косвенных расходов на производство гостиничных услуг и себестоимость обслуживания гостей.
Решение задач управления системой энергосбережения в гостиницах возможно лишь при реализации комплексного подхода к повышению энергоэффективности. При этом в общем виде последовательность действий выглядит следующим образом:
- сбор информации о текущем состоянии гостиницы;
- анализ информации о текущем состоянии гостиницы;
- выработка энергосберегающих рекомендаций для гостиницы;
- реализация предложенных рекомендаций, повторный сбор данных;
- анализ результатов выполненных работ по повышению энергоэффективности гостиницы.
Таким образом, можно констатировать, что главная цель управления системой энергосбережения в гостиницах — оценка существующей степени энергоэффективности гостиницы и определение возможностей энергосбережения без снижения качества предоставляемых гостиничных услуг.
В основе современных тенденций реализации управления энергоэффективной гостиницы заложены те же принципы, которые дополнены необходимостью со стороны гостей отеля поддерживать эту заботу, а также IT-технологии, позволяющие экономить энергоресурсы.
Важную роль играет внедрение передовых IT-технологий в этой отрасли. Это, в первую очередь, использование электронных карт, которые позволяют контролировать автоматическое отключение электроэнергии, в том числе кондиционирование в пустых номерах.
Применение сенсорных выключателей электроэнергии, которые срабатывают при отсутствии посетителей в номерах, а также сенсорных температурных датчиков, сенсорных HVAC и т.д. Считается, что строительство и эксплуатация «зеленых» зданий несет на порядок больше затрат по сравнению с обычными.
На самом же деле, это далеко не так. Согласно мнению Бена Брейкса, менеджера по вопросам окружающей среды Whitbread Group, при создании концепции «зеленых» отелей, которую они заложили в 2008 году, они смогли добиться экономии 60% ресурсов.
В основе тестовой концепции было внедрение новых технологий, среди которых подземные тепловые насосы, позволяющие использовать природную энергию земли для нагрева/охлаждения воздуха и воды, технологии по очистке и повторному использованию «серой» воды, использование светоизлучающих диодов (LED) в качестве освещения, фотогальванических солнечных систем и т.д.
Добившись положительных результатов, компания не остановилась, а поставила новые цели – добиться еще 20% экономии воды за счет 100%-ного использования «серой» воды в уборных отеля, использования леек душа с низким расходом воды, сенсорных выключателей при отсутствии посетителей гостиницы в душе, применение системы световых колодцев, сокращая, таким образом, искусственное освещение.
В практике экономии воды в душе также применяется ограничение потока до 7 литров в минуту. Ключевыми критериями при создании «зеленых» гостиниц являются:
- коэффициент окупаемости инвестиций (ROI - Return on Investments);
- законодательные аспекты;
- социальная ответственность;
- уровень осведомленности общества и его отношение к «зеленым» гостиницам.[5]
Областями самого высокого энергопотребления в гостинце являются следующие:
- Приточная вентиляция в гостиничных номерах;
- Открытые окна в помещениях;
- Освещение гостиничных номеров;
- Кондиционирование области плавательного бассейна;
- Кондиционирование конференц-залов;
- Кондиционирование ресторанов;
- Вытяжная вентиляция в помещениях кухни;
- Горячее водоснабжение;
- Кондиционирование вестибюлей (включая потери энергии в результате частого открывания дверей).
В качестве основных направлений управления системой энергосбережения в гостиницах можно выделить следующие:
- Сокращение объемного расхода приточной вентиляции (более эффективное управление: регулирование качества воздуха, использование таймеров и датчиков присутствия в помещении);
- Сокращение объемного расхода воздуха (энергопотребление вентиляторов);
- Снижение температуры в определенных областях здания (сокращение тепловых потерь);
- Сокращение потребления и независимость от традиционных видов топлива (альтернативные источники энергии);
- Сокращение потребления энергии в холодильных установках (эффективное регулирование, рекуперация тепла/холода, альтернативные системы охлаждения). [6]
Экономические преимущества каждой из перечисленных возможностей требуют индивидуального рассмотрения. Не каждая из представленных опций энергосбережения подходит для того или иного гостиничного здания. Некоторые методы, такие как оптимизация приточной вентиляции, в гостиницах могут быстро окупить себя. При проведении других мероприятий фактическая выгода может существенно зависеть, например, от того, используются ли части здания в определенных целях, таких как казино, фитнес-центры или музыкальные представления.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 253.