Понятия «толерантность» и «политическая корректность» являются близкими, но не тождественными. Толерантность оказывается более широким и универсальным понятием, тогда как политическая корректность предполагает выработку толерантного поведения. «Политически корректное поведение в теории требует признания всеобщего равенства, установления справедливости, опоры на собственные силы, предпочтения богатого внутреннего мира индивида случайным чертам его внешности, требует внимания к любым меньшинствам и при этом не унижая их жалостью», – пишет Татьяна Толстая (Толстая, 1995).
Политическая корректность может рассматриваться как культурно-поведенческая и языковая категория. Как культурно-поведенческая категория политическая корректность представляет собой систему культурных и поведенческих норм, принятых в обществе, которые направлены на преодоление негативных стереотипов и выработку терпимости к дискриминируемым группам людей (этническим и сексуальным меньшинствам, инвалидам, пожилым и др.) и предполагают признание равноправия представителей этих групп.
Как языковой феномен политическая корректность проявляется в стремлении найти новые способы языкового выражения взамен тех, которые задевают чувства и достоинства индивидуума языковой бестактностью и/или прямолинейностью в отношении расовой и половой принадлежности, возраста, состояния здоровья, социального статуса, внешнего вида и т.п.
В разных странах наблюдаются разные формы проявления политкорректности.
Особенно ярко идеи политической корректности проявляются в сфере образования. Выдвигаются, в частности, предложения о необходимости изучения студентами в первую очередь достижений культуры той нации или расы, к которой они относятся.
Учебный план в духе политической корректности предполагает включение в список обязательной литературы произведений африканских и азиатских писателей, авторов нетрадиционной сексуальной ориентации. Ведется также борьба с «каноном», под которым подразумевается классическая литература.
Согласно идеям политической корректности набор в учебные заведения должен проводиться в соответствии с планом «позитивных действий» (affirmative action), который предусматривает существенные преимущества при поступлении для афро-американцев, испаноязычных американцев, индейцев и некоторых других групп населения (инвалидов, гомосексуалистов, ветеранов вьетнамской войны).
Следующей немаловажной чертой политкорректности является выработка норм поведения, предполагающих лояльное отношение к представителям различных меньшинств. За нарушение этих норм предусмотрено наказание, начиная от устных замечаний и заканчивая исключением из учебного заведения. В сферу запретов входит «использование оскорбительных прозвищ», «неуместные шутки», и даже «неправильно адресованный смех» (misdirected laughter).
Формами формирования этнической толерантности являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Эти взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемый школьником в ходе участия в лекциях, семинарах, дискуссиях, конференциях, различных объединениях, совместных мероприятиях и т.д.), стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый ребенком в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с другими социальными институтами, в игровой и трудовой деятельности, а также из средств массовой информации и др.).
3.3. Технологии формирования толерантности в процессе образования личности
Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного (Ст. 1 Декларации).
Таким образом, проблему толерантности можно отнести, прежде всего, к проблемам педагогики, воспитательным проблемам. Проблема культуры общения – одна из самых острых в российском обществе. Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание, облегчило бы решение проблемы создания толерантной среды. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия, отчуждения, экстремизма.. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
В связи с особой актуальностью этой проблемы сегодня в России, государственная позиция выразилась в разработке целого пакета нормативно-правовых актов, создающих правовое поле формирования толерантности в нашей стране: Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре принято Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 2 августа 2013 г. N 295-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы». Данная программа, рассматривающая толерантность важнейшей составляющей духовности и нравственности в обществе, является региональной со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, а именно - она учитывает национально-региональный фактор (нормы, мораль, традиции народа). В реализацию программы вовлечены различные общественные институты, в первую очередь казачество.
В условиях обострения межличностных, межкультурных отношений в среде детей и молодежи возрастает необходимость в системном подходе к решению проблем толерантности на уровне государства, его образовательной политики. Анализ массовой практики общеобразовательных школ показывает, что более половины учителей испытывают трудности в работе по формирования толерантности в среде обучающихся.
Актуальность вопросов технологий формирования толерантного сознания обусловлены существующими в реальной педагогической практике противоречиями между:
- провозглашением приоритета правового образования обучающихся как важнейшего фактора формирования толерантности и недостаточной научно-методической разработанностью данной проблемы на уровне конкретных учебных предметов;
- наличием определенных правовых знаний у учащихся старших классов и неготовностью их применения в реальной жизни;
- значительным расхождением ценностных ориентаций, с одной стороны, учащихся, с другой - родителей и учителей.
Молодое поколение является наиболее подвижным социально-психологическим слоем. Оно в большей степени подвержено влиянию различных интолерантных субкультур и установок, в том числе и экстремистского толка. В связи с этим, одна из наиболее актуальных задач современного российского государства – выработка практически ориентированного курса, направленного на обучение государственных и муниципальных служащих, работников сферы образования инновационным социальным технологиям формирования толерантных моделей поведения в молодежной среде. В связи с этим, образовательные организации, как самый устойчивый и положительно консервативный институт воспитания и обучения поколений должны осмыслить гуманистическую ценность толерантного мышления как единственного способа сохранения цивилизации, и создавать условия для его формирования.
В современной России средняя школа представляет собой важнейший институциональный ресурс развития детской и подростковой толерантности. Её безусловное преимущество – возможность органично вписать процесс формирования толерантных установок в общую логику развития личности ребенка. Толерантность в таком случае генетически выступает в роли неотъемлемой части социальной действительности: через исторические, культурные, литературные, географические примеры, рассматриваемые на соответствующих уроках. Образовательный процесс позволяет осветить многогранность и динамичность поликультурного мира и, тем самым, помочь ребенку самостоятельно выработать установку на уважение к социальным, культурным, этническим различиям.
Очевидно, в ходе процесса образования происходит взаимно направленный процесс:
· когнитивного освоения «других» в их культурном многообразии (уроки географии, истории, акцентирующие внимание на зарубежных государствах и нациях, знаковых событиях в их развитии, традициях и обычаях населяющих их этносов и т.д.);
· эмоционального проникновения в мир других, в том числе, с точки зрения «своих» этических установок «хорошо» и «плохо». Поэтому важнейшей задачей педагогов является на ранних этапах обучения (начальная школа) заинтересовать детей историей и культурой «других» как важной части единого мира. Средняя школа (подростковый возраст) – этап кристаллизации установок на социокультурное и религиозное многообразие мира. Важно продемонстрировать, что такое многообразие открывает возможность синтеза культур и технологий, духовного и материального обогащения каждого из участников такого дистанционного диалога.
Типичная ошибка связана с тем, что акцент в средней школе делается на взаимопроникновение и унификацию, а не взаимоуважение культур. В этом случае у подростков теряется ценность культурной индивидуальности как основы личностного роста.
При этом анализ возможностей диалога культур часто выводит на периферию сознания подростков тот важный факт, что толерантность – существенный компонент обмена технологиями между странами, обусловливающий потенциал привлечения интеллектуального капитала («мозги») других наций для развития российской экономики и науки.
Современный процесс реформирования российского образования (предпрофильное и профильное обучение) открывает новые методические возможности формирования установок толерантного сознания и поведения у российской молодежи.
Важный аспект данного процесса - использование регионального компонента (занятия посвященные истории и культуре родного края). Данный формат позволяет отразить три взаимосвязанных аспекта:
· многогранный характер региона, его этническое, религиозное, культурное, социально-бытовое разнообразие;
· уникальный характер региона (традиции, промыслы, географические условия);
· место региона в историческом развитии Российской Нации (имена и биографии известных выходцев из региона, их вклад в российскую экономику, политику, науку, спорт и т.д., участие региона в общенациональных исторических событиях, место в национальной экономике).
Таким образом, формируется двухуровневая установка восприятия «своей» территории как целостной многокультурной уникальности и в качестве части уникального культурно-исторического макропространства.
Эффективными технологиями, способствующими формированию толерантных установок и моделей поведения у школьников, могут выступать:
· «уроки дружбы» (ознакомление с культурой и бытом других этносов через общение с их представителями);
· «уроки – путешествия» (например, «Российская кругосветка», направленные на ознакомление с культурой российских регионов, традициями и историей этносов, в них проживающих);
· марафон «Российская машина времени» (тематическая серия занятий, посвященная историческому процессу становления Российского государства, его взаимоотношениям с соседями);
· урок-дебаты «Россия – привлекательная страна» (обсуждение культурной, исторической и нравственной привлекательности России как центра притяжения других народов);
· урок-дебаты «Феномен Российской цивилизации» (демонстрация преимуществ открытости и этнического разнообразия в современном мире перед закрытостью и унификацией»);
· урок-экскурс «Культурные лики России: разнообразие и гармония»;
· урок-дискуссия «Россия и ближнее зарубежье: общность истории и близость культур» и др.
Реализация рассмотренных форматов позволяет задействовать в образовательном процессе подход «толерантность через идентичность», способствует познанию учащимися многомерности российского общества, побуждает подростков к системно-аналитическому поиску решений и отказу от простых «объяснительных фобий» («во всем виноваты приезжие: везут грязь, СПИД, занимают наши рабочие места»). Крайне важно, чтобы процесс выстраивания личностной толерантности был органичен и не рассматривался ребенком или подростком как технология педагогического давления, попытка принуждения к определенной модели в противовес принципиально иным (например, семейным или сформировавшимся в кругу сверстников) установкам.
Хорошо зарекомендовали себя апробированные формы проведения групповых занятий и тренинги, которые могут применяться как в работе с учащимися, так и с родителями (см. приложения 6,7).
Следует признать, что фактором, серьезно уменьшающим эффективность образовательных программ толерантности, являются «конкурирующие» стереотипы и фобии, воспроизводимые в ближайшем социальном окружении российских школьников (прежде всего, мнения семьи и близких сверстников). В этом случае не происходит трансляции когнитивной проекции «чужих»: ребенок или подросток не получает практически никакой объективной информации о «других» этносах, странах, религиях и культурах. Исключительным фактором его социализации выступает системный эмоциональный негатив: рассказы «взрослых» о том, какие проблемы создают «всякие приезжие» как российскому обществу в целом, так и им самим – в отдельности. В связи с этим, одним из центральных элементов успешного развития толерантности как базовой модели поведения подростка является тесное взаимодействие с его ближайшим социальным окружением, реализация комплексного подхода, в рамках которого семья и сверстники выступают не «противовесом» (генерирующим интолерантные установки и конфликтные образцы поведения), а соучастниками процесса подростковой становления подростковой толерантности.
Также следует отметить, что только комплексный, системный подход к решению проблем формирования толерантности позволит решить стоящие перед государством и обществом задачи по созданию национальной российской идентичности, снижению экстремистских настроений и обеспечению цивилизованного эволюционного развития России.
Противоположность толерантности – интолерантность. Интолерантность – это неготовность, неспособность, нежелание индивида или общества принять инакость. В основе интолерантности зачастую лежат негативные стереотипы и предрассудки.
Интолерантность — это проявление нетерпимости в отношениях и поведении человека при взаимодействии с другими людьми на основании самых разнообразных признаков.
В противовес им этот же автор выделяет критерии нетерпимости:
– оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
– игнорирование (отказ в беседе, в признании);
– негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
– этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
– дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
– расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
– ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);
– национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
– фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
– империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
– осквернение религиозных или культурных символов;
– религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
– изгнание (официальное или насильственное);
– сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
– репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
К явным проявлениям интолерантного поведения относятся:
- дискриминация,
- ксенофобия,
- экстремизм и терроризм.
Ксенофобия (гр. xenos — чужой + фобия) понимается как навязчивый страх, боязнь незнакомых людей и как враждебность ко всему чужому, не своему, иностранному (образу жизни, идеям, мировоззрению). Ксенофобия проявляется в виде страхов, подозрительности, недоброжелательности ко всем «чужим».
Ксенофобия (от греч. ξένος «чужой» и φόβος «страх») определяется как:
− нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному;
− восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного, враждебного.
Ксенофобия имеет свои особые формы, проявляющиеся в отношении той или иной социальной группы. К таким формам можно отнести: расизм, утверждающий расовое превосходство; этнонационализм, абсолютизирующий и превозносящий этнические отличия; религиозный фанатизм, настаивающий на истинности и превосходстве религиозной доктрины; сексизм, чаще дискриминирующий женщин и превозносящий мужской пол; эджеизм, утверждающий преимущества молодого возраста, дискриминирующий старшие поколения. Все это – наиболее распространенные идеологии и идеологические дискурсивные практики, связанные с культурными особенностями, противоположные толерантному отношению.
Ксенофобия проявляет себя как неприязнь к чужакам – иным этносам, религиозным меньшинствам, к специфическим, заметно отличающимся от большинства общества по целям, интересам и взглядам социальным группам. Нередко ксенофобия проявляется как закономерная реакция отторжения коренным население приезжих, не нашедших путей интеграции в новое общество, в новую культуру. Часто неприятие «инородцев» как представителей других культур обусловлено убежденностью, что они могут принести только вред титульной нации.
Опираясь на многочисленные исследования, можно выделить наиболее важные компоненты системы борьбы с ксенофобией:
− активное развитие мирного сотрудничества представителей разных народов в рамках пропаганды культуры межнационального общения;
− развитие диалога между представителями интеллигенции (и особенно творческой интеллигенции) разных народов;
− формирование национально-государственной идеи, новой, надгрупповой национальной идентичности, то есть чувства приобщенности человека к конкретной национальной культуре, при котором он постоянно отождествляет себя с определенной группой, этносом, нацией, расой;
− воспитание с детства уважения к общечеловеческим ценностям;
− повышение общего уровня культуры населения;
− культуросообразное воспитание, включающее освоение норм общества (социально-нормативный аспект), творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект) и жизненное самоутверждение (ценностно-деятельностый аспект);
− развитие интереса (и понимания важности) у власти к просвещению и пропаганде общечеловеческих принципов межнационального общения, способствующих вытеснению подозрительности.
Этноцентризм означает тенденцию судить людей, принадлежащих к другим группам и обществам или ведущих иной образ жизни, в соответствии с собственной культурой, часто рассматривая аутгруппы как нижестоящие.
Термин «этноцентризм» предложил Уильям Самнер (W. Sumner, 1840–1910) в книге «Народные обычаи» в 1906 г.
Этноцентризм провозглашает абсолютное превосходство той социальной группы, к которой принадлежит человек и рассматривается как комплекс предубеждений и предрассудков, как основной социально-психологический источник межгрупповых, межэтнических конфликтов.
Этноцентризм – это дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы, базирующаяся на убеждении превосходства одних этносов над другими или одной национальной культуры над другой.
Этноцентрист — это человек, не способный и не желающий рассматривать другие культуры с точки зрения их собственных понятий.
Этноцентризм — это чувство, что моя культура лучше, чем все остальные. Он основывается на двойной морали, при которой ингрупповое насилие неприемлемо, а насилие против аутгрупп желательно и героично.
Человеку с этноцентричным сознанием свойственно:
- считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, — неестественным и неправильным;
- рассматривать обычаи своей группы как универсальные: «Что хорошо для нас, то хорошо и для других»;
- воспринимать нормы и ценности своей группы как безусловно верные;
- оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;
- действовать в интересах своей группы;
- гордиться своей группой;
- чувствовать неприязнь по отношению к членам других групп.
Экстремизм (лат. extremus — крайний) возникает на основе установок, ориентированных на насильственные средства достижения целей.
Данные рекомендации предназначены для повышения эффективности работы руководителей всех организаций, участвующих в разработке региональных программ и реализации мероприятий, направленных на профилактику экстремизма в детской и подростковой среде.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 680.