Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В этом пункте главной проблемой является квалификация материалов как экстремистских. Согласно федеральному Закону «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением.

Клеветой является распространение сведений о лице, заведомо не соответствующих действительности и задевающих его честь и достоинство. Поэтому следует отличать политическую полемику, допускающую порой жесткие высказывания, от собственно публичной клеветы, факт которой должен быть установлен в судебном порядке. Например, карикатура на губернатора или президента, смысл которой в том, что он вообще (без указания на конкретные действия этого лица) плохо исполняет свои обязанности не является клеветой, так как затрагивает прежде всего политический курс, а не саму личность. Так же нельзя считать клеветой материалы, где политик изображается условно, без приведения полных Ф.И.О., в виде «человека, похожего на…» 

Поскольку речь идет о личности политика, дело об установлении факта клеветы должно инициироваться им самим или его представителями.

2.1.12.Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению.

2.1.13. Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Пункты 12 и 13 касаются организационного аспекта экстремистской деятельности. Согласно федеральному Закону «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

2.2. Практические рекомендации по профилактике экстремизма

2.2.1. Практические рекомендации по профилактике националистического экстремизма:

1) Постоянный мониторинг настроений, высказываний, даже внешнего вида в среде учащейся и студенческой молодежи. Всякую болезнь легче погасить на ранних стадиях, чем иметь дело с печальными последствиями. Для этого руководитель или преподаватель не должен быть равнодушен к тому, что думают и чувствуют его подопечные. Не следует при этом ссылаться на ложно понятую свободу слова. Взаимодействие с сотрудниками подразделений по противодействию экстремизму позволит грамотно выстроить стратегию работы с организаторами и идеологами неонацистских группировок, удержать молодежь от вовлечения в преступную деятельность.

2) Необходимо лишить скинхедов-неонацистов романтического ореола «борцов за интересы русского народа». Действительно, серьезной проблемой в последние годы становятся группировки «черных скинхедов» - банд кавказской молодежи, нападающих на лиц уже славянской внешности, а также групп «антифа». «Антифа» - это молодежные банды, считающие себя антифашистами, нападающие на скинхедов, своеобразные «скинхеды наоборот». Однако в частных и публичных беседах с коллегами, учащимися и студентами, гражданами следует объяснять, что реально существующие проблемы нелегальной миграции, этнической преступности, демографического кризиса среди коренного населения невозможно решить путем нападений на лиц неславянской внешности. Эти проблемы должны решаться на государственном уровне. А насилие лишь порождает ответное насилие, провоцирует гражданскую войну на этнической почве (вспомним события на Манежной площади в декабре 2010).

3) Нынешнее поколение молодых людей, к сожалению, очень мало знает о Великой Отечественной войне, о подлинном лице фашизма. Поэтому следует проводить мероприятия, направленные на поддержание исторической памяти российского народа - победителя во Второй мировой войне, препятствовать попыткам дегероизации и фальсификации нашей истории, попыткам уравнять вину СССР и Германии в развязывании войны и т.п.

Классическим примером политических экстремистов были революционеры-большевики. В современной России в список запрещенных экстремистских организаций включена «Национал-большевистская партия» (лидер - Эдуард Лимонов), ставящая перед собой цель революции, насильственного взятия власти. Центром по противодействию экстремизму ГУ МВД России по УрФО в марте 2009 года пресечена деятельность лидера Свердловского регионального отделения «Национал - большевистской партии» (НБП) - бывшего студента Уральской горно-геологической академии Никифорова А.В., 1985 года рождения. Установлено, что Никифоров А.В. возглавил Свердловское региональное отделение «Национал- большевистской партии» в ноябре 2006 года, после чего активно осуществлял пропагандистскую работу с целью вербовки и вовлечения в ряды партии новых участников. В целях популяризации деятельности и идеологии организации, Никифоров принимал активное участие в большинстве протестных акций, проводимых в городе Екатеринбурге и других городах Уральского федерального округа. На основании материалов, представленных сотрудниками ГУ МВД России по УрФО, следственным отделом по г. Екатеринбургу СУ СК при прокуратуре РФ по Свердловской области в отношении Никифорова. А.В было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. 2. ст. 2822 УК РФ. Никифоров А.В.был признан виновным в попытках организации и продолжения деятельности на территории Свердловской области ячейки запрещенной НБП и осужден на 1 год лишения свободы.

2.2.2. Практические рекомендации по профилактике политического экстремизма:

1) Следует владеть полемическими приемами и правильной аргументацией в разговорах со сторонниками подобных движений. В большинстве случаев экстремисты правильно критикуют власть за ее просчеты и недостатки. Но с точки зрения здравого смысла очевидно: если кто-то кого-то критикует - это еще не означает, что он сам может предложить что-то лучшее.

Еще один аргумент политических экстремистов - «пусть народ сам разберется, что ему нужно». Но толпа и народ - это не одно и то же. Вспомним, что Гитлер пришел к власти путем выборов, с помощью популистских лозунгов. Поэтому мало дать народу свободу выбора, необходимо еще, чтобы этот выбор был просвещенный, сознательный.

2) Учитывая юношеский максимализм, не следует недооценивать романтическую привлекательность для молодого поколения образов революционеров (Дзержинский, Че Гевара и т.п.). Необходимо последовательно объяснять, что революция - это всегда незаконное взятие власти, сопровождаемое гибелью и страданиями людей, социально-экономическими катаклизмами, что революционная борьба связана с террором - самой кровавой формой экстремизма.

Все традиционные религии в современной России имеют потенциал толерантности, понимая, что к вере можно прийти только добровольно, что в современном обществе необходимо мирно уживаться верующим и неверующим, представителям разных религий.

К счастью, для большинства Уральских регионов проявления религиозного экстремизма не характерны, в отличие, скажем, от Северного Кавказа. Но, тем не менее, такие факты есть. Например, в ночь с 7 на 8 декабря 2008 г. был осуществлен поджог храма Николая Чудотворца и церковно-приходской школы в Екатеринбурге. Спасти строения не удалось. Очевидцы происшествия утверждают, что до поджога кто-то расписал забор националистическими лозунгами и свастикой. Впоследствии выяснилось, что преступление совершили враждебно настроенные к христианству и Русской Православной Церкви уже упомянутые нами скинхеды, считающие себя язычниками (родноверами). Указанные преступления имели широкий общественный резонанс в регионе, так как были совершены во время значимых религиозно-политических событий: церемонии погребения Патриарха Всея Руси Алексия II и интронизации Патриарха Всея Руси Кирилла, а также сопровождались нанесением на стены церквей и храмов следующих графических надписей: «Вера Христианска - уродство есть», «Христос - обрезанный еврей», «Князь Святослав», «Слава богам и предкам нашим», «Бойтесь христиане», «Воинство Рода», «Дружина Святослава» и «Уральская Б.Т.О.».

Не следует недооценивать и возможность активизации деятельности запрещенных экстремистских организаций исламистских группировок, например, «Партии исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»). Исламисты в своей пропаганде делают ставку не только на традиционных мусульман из числа татаро-башкирского населения, но на молодежь славянского происхождения. Следует помнить, что исполнителями многих террористических актов, ответственность за которые несут исламисты, были как раз люди славянской внешности и происхождения.

2.2.3. Практические рекомендации по профилактике религиозного экстремизма:

1) Следует объяснять, что появление экстремистов и террористов возможно в любой религии, точно так же, как и любая историческая традиционная религия несет в себе потенциал толерантности. «Плохих» религий не бывает (за исключением сатанизма и наиболее одиозных сект, построенных на отрицании и вражде ко всем остальным).

2) Ненависть и вражда появляется от непонимания и незнания, поэтому наиболее эффективным средством преодоления ксенофобии (боязни и ненависти перед чужим) является элементарное знакомство с религиозно-культурными традициями российского общества. В рамках изучения гуманитарных и социальных дисциплин необходимо грамотно познакомить курсантов, студентов и учащихся с основными историческими религиями России (христианство, ислам, буддизм, иудаизм).

3) Лучшими консультантами по вопросам религиозной традиции являются сами ее носители. Поэтому в случае необходимости разъяснить те или иные вопросы, связанные с межрелигиозными отношениями, следует обращаться к официальным представителям религиозной организации (официально зарегистрированной!), а не довольствоваться суждениями людей, далеких от этой религии.

Особое место среди объединений экстремисткой направленности, способных оказать негативное информационно-психологическое воздействие, занимают тоталитарные секты. Данный феномен тесно связан с религией, однако по ряду параметров выходит за рамки собственно религиозной практики.

Каждый гражданин России свободен выбирать: исповедовать ему какую-нибудь религию или не исповедовать никакой. Все дело в том, что этот выбор должен быть действительно свободным и не посягать на свободу окружающих. XX век породил множество новых, прежде всего информационно-психологических, способов воздействия на человека, возможностей установления контроля над ним. Для достижения своих глобальных целей деструктивные религиозные организации стремятся к полному контролю над сознанием своих адептов. Такой контроль может быть назван тоталитарным (тотальный - полный), так как он решает задачу превращения человека в своеобразного биоробота. В социальном плане это делается в целях индоктринации - планомерного распространения доктрины или идеи, формирующей общественное мнение в нужном направлении.

Сам по себе термин «секта» не несет какой-либо негативной смысловой нагрузки. Секта («часть целого, круга») - это религиозное направление, оппозиционное по отношению к более «старому», традиционному религиозному направлению - Церкви («широкому кругу единоверцев»). Существует много религиозных объединений, по происхождению и своей сущности являющихся сектами, но при этом они вполне законопослушные организации, не несущие угрозы безопасности личности, общества и государства. Такие секты, например, баптисты или адвентисты 7-го дня, существуют на протяжении длительного исторического времени. Принципиальное различие существует между «историческими» сектами и тоталитарными сектами.

Тоталитарная секта – это деструктивная религиозная или квазирелигиозная (имитирующая религиозную) организация, стремящаяся к установлению полного (тотального) контроля над сознанием и волей своих последователей.

Тоталитарная секта отличается от нормальной религиозной организации именно тем, что она не просто проповедует (то есть излагает и объясняет) свое учение, а пытается активно вмешиваться в личную жизнь человека, воздействовать на его сознание, психическое и физическое состояние. Поэтому подобные религиозные организации получили название деструктивных, то есть оказывающих разрушительное воздействие на личность человека.

Самое печальное заключается в том, что попавший под духовное влияние тоталитарной секты человек далеко не всегда чувствует свою несвободу. У него создается иллюзия «правильного выбора». Для достижения такого результата используются следующие психотехники.

1. Групповое давление и «бомбежка любовью», которые лишают способности к сомнению и вырабатывают потребность в принадлежности к секте на эмоциональном уровне. Любой человек нуждается в эмоциональном тепле, что усиленно используется сектантами путем «насаждения» совместных игр, пения, объятий, прикосновения, взаимной лести и т. д. Например, в секте может быть принято при приветствии членов секты обмениваться с ними тесными, продолжительными объятиями. Цель подобной методики - желание вызвать у члена секты или вербуемого в нее ощущение его нужности, особенности, легкости и приятности общения с ним. Новичка ни на минуту не отставляют без внимания и опеки. В частности, существует процедура, называемая «сандвич»: требуется, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных сектантов, обязанных со всем рвением сотрудничать с новообращенным и развлекать его.

2. Изоляция, которая создает невозможность или нежелание сопоставлять информацию, предоставляемую сектой, с реальностью.

3. Погружение в состояние постоянной внушаемости посредством медитирования, монотонного пения и повторяющихся действий.

4. Внушение чувства страха и вины путем извлечения признаний (исповедей) под предлогом дальнейшего сближения и обнаружения скрытых страхов и запретов. Это делается с целью создания эмоциональной уязвимости, формирующейся под воздействием явных и скрытых угроз, чередования наказаний и наград.

5. Принуждение к отказу от сна, что считается разновидностью духовных упражнений.

6. Неадекватное питание, которое маскируется или под специальную диету для улучшения здоровья, или объявляется «обязательной» принадлежностью ритуала.

7. Сенсорная (чувствительная) перегрузка, способствующая навязыванию идеалов нового вероучения, которые заменяют прежние ценности новообращенного в результате усвоения им огромного объема информации за чрезвычайно короткий период времени, что ограничивает возможность его критической проверки.

8. Создание проблем в семье новообращенного, а именно:

появление социальных сирот - детей, брошенных родителями-сектантами;

резкое ухудшение здоровья членов семьи сектанта (в первую очередь - психического) в результате разрушения семейных отношений;

отказ детей-сектантов от ухода за престарелыми родителями;

отсутствие доверия между членами семьи;

трагедии, связанные с принуждением руководителями сект своих членов к разделу имущества, совместно нажитого в браке (размен квартиры, раздел денежных средств), с последующей его передачей в секту;

вовлечение в секту родных и близких;

физическое и психологическое насилие в семье по религиозным мотивам.

Совокупность всех вышеназваных техник и методов позволяет постепенно вытеснить прежнюю личностную идентификацию и заменить её новой. В результате достаточно длительного применения техники контроля над сознанием личность члена деструктивной религиозной организации доводится до состояния психической беспомощности, бессилия и дискредитируется. Вместо неё выстраивается сектантская личность, предназначенная для воплощения идей и исполнения воли лидера секты. Теперь новая личность обладает не собственной, а ложной «иллюзорной» самостоятельностью.

Все перечисленные негативные последствия деятельности тоталитарной секты при наличии юридически доказанных фактов могут быть основанием для привлечения виновных к юридической ответственности. В частности, в Уголовном кодексе России существует статья 239 «Организация объединения, посягающего на права и свободы граждан». Однако, как уже было нами сказано выше, профилактика всегда эффективнее реакции на последствия. Поэтому стоит обратить внимание на типичные признаки, которые помогут отличить тоталитарную секту от «обычных» религиозных организаций.

Наличие лидера - «вождя», в словах и действиях которого нельзя сомневаться. Любая тоталитарная секта возникает вокруг харизматического (обладающего врожденным даром вести за собой людей) лидера. Этот лидер становится частью вероучения секты, смыслом ее существования. Поэтому потеря такого лидера для секты является тяжелым ударом, после которого тоталитарные секты часто приходят в упадок и распадаются. Еще одной характерной особенностью тоталитарной секты является запрет на обсуждение и, тем более, любую критику харизматического лидера. Заметим, что в «обычных» религиях религиозные лидеры часто становятся объектом критики.

Наличие жесткой организационной структуры мафиозно-партийного типа, фиксированного членства и препятствий к выходу из организации. В тоталитарной секте действует известный «закон мафии»: «вход - рубль, выход - два».

Резкое деление общества на «наших» и «чужих» и противопоставление своей группы всему остальному обществу. Тоталитарные сектанты воспринимают себя как общество в обществе, государство в государстве.

Особый метод спасения или улучшения жизни, который считается секретным и доступен только пришедшим в секту. В «обычной» религии все методы открыты и доступны для понимания, верующие, участвующие в таинствах и обрядах, понимают, в чем именно они участвуют.

Наличие «двойной» истины: для окружающих и для своих (членов секты). В тоталитарной секте присутствует так называемый «эзотерический» (от «эзотерика» - тайное, скрытое учение) разрыв. При вербовке новичок знакомится не с тем учением, которое на самом деле существует в организации. Подлинное учение открывается для него постепенно, в соответствии со степенью его «посвящения». С этим связан тот факт, что тоталитарные секты часто используют «бренд», имя другой религии, называют себя не теми, кем они являются на самом деле. В «обычной» же религии всегда существует свод кратких положений веры, с которым можно сразу же познакомиться, он прост и доступен для понимания.

Перед сотрудником правоохранительных органов стоит важная задача: не просто адекватно реагировать на негативные последствия деятельности тоталитарной секты, но уметь объяснить и предупредить граждан об опасности. Тоталитарные секты угрожают личной безопасности человека, поэтому сама личность должна уметь обеспечить свою безопасность, чему ее надо научить.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 228.