Раздел 1. Конфликты в сфере межнациональных отношений,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По теме:

«Организация деятельности в сфере профилактики

Межнациональных конфликтов»

 

 

Екатеринбург 2015

 

Методические рекомендации для специалистов администрации города, учреждений культуры, спорта, образования по теме: «Организация деятельности в сфере профилактики межнациональных конфликтов». Сост. Бритвина И.Б., Хридина Н.Н., Ячменева М.В. НОЧУ ДПО «Институт опережающего образования». Екатеринбург, 2015 г. – 55 с.

 

 

Методические рекомендации разработаны на основе предоставленных Заказчиком материалов, в т.ч. итогов проведенных социологических исследований в городе Нижневартовске, отчета о реализации муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2012-2014 годы», муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы», а также других источников и рекомендаций, которые поименованы в списке рекомендованной литературы.

Методические рекомендации направлены на повышение профессиональной компетентности специалистов администрации города, учреждений культуры, спорта, образования, на совершенствование уровня профессиональных навыков специалистов, изучение современных технологий в сфере профилактики экстремизма и межнациональных (межэтнических) конфликтов, применение полученных навыков для выявления и урегулирования предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

Тезаурус…………………………………………………………………………………….…...стр.4

Раздел 1. Конфликты в сфере межнациональных отношений, предупреждение и ликвидация их последствий………………………………………………………………………………….стр.7

Раздел 2. Профилактика и противодействие экстремизму………………………………....стр.12

Раздел 3. Формирование детской и подростковой толерантности………………………...стр.21

Раздел 4. Противодействие экстремизму в молодежной среде……………………………стр.29

Раздел 5. Основные направления деятельности органов местного самоуправления в сфере межнациональных отношений ……………….…………………………………………...…стр.40

Список литературы………………………………………………………………………….стр.53

 

 



Тезаурус

 

1. Апартеид – форма этнического господства одной расовой группы над другой с целью систематического угнетения последней.

2. Ассимиляция – слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

3. Геноцид – стремление доминирующей этнической общности уничтожить полностью или частично какую-либо этническую, расовую или религиозную группу, с которой она вступает в контакт; государственная политика, направленная на полное физическое уничтожение расы, этнической группы. Например: действия нацистов в отношении всех, кого они считали «недочеловеками» (евреи и все славянские народы).

4. Диаспора – часть этнической общности (нации, народа или этнической группы), дисперсно проживающая за пределами основной территории расселения своего этноса.

5. Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным или политическим убеждениям и т.д.

6. Интолерантность (противоположность толерантности) – это неготовность, неспособность, нежелание индивида или общества принять инакость. Интолерантность – это проявление нетерпимости в отношениях и поведении человека при взаимодействии с другими людьми на основании самых разнообразных признаков. К явным проявлениям интолерантного поведения относятся: дискриминация, ксенофобия, экстремизм и терроризм.

7. Картографирование конфликта – репрезентация слагаемых конфликта, таких, как оп­ределение основной проблемы, разделяющей непосредственных участников конфликтной ситуации, а также всех тех, кто причастен к конфликту, выявление интересов и опасений сторон.

8. Конфликтологическая экспертиза – совокуп­ность методов и приемов анализа конкретных случаев конфликта: метод картографирования конфликта (синхронный подход), метод мониторинга, или треккинга (диахронный подход к анализу конфликта).

9. Ксенофобия (гр. xenos – чужой + фобия) понимается как навязчивый страх, боязнь незнакомых людей и как враждебность ко всему чужому, не своему, иностранному (образу жизни, идеям, мировоззрению). Ксенофобия имеет свои особые формы: расизм; этнонационализм; религиозный фанатизм; сексизм; эджеизм (утверждающий преимущества молодого возраста).

10.  Межнациональная толерантность – это отношение к представителям различных наций как к своей, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на остальных, отношение к любому человеку с позиции «презумпции национальной невиновности».

11.  Межнациональные отношения в сфере духовной жизни направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и на сохранение и развитие их национальной самобытности.

12.  Межнациональные экологическиеотношения связаны с охраной природы на территориях, где издавна живут те или иные народы.

13.  Межэтническая интеграция (единение) – появление новой этнокультурной общности в результате взаимодействия двух или нескольких этнических групп, при кото­ром разные культуры сохраняют свои основные этнические черты, свои индивидуальности.

14.  Межэтнические отношения (межнациональные отношения) – взаимодействия народов в разных сферах – политике, культуре и т.д., это отношения по поводу материальных и духовных условий существования этносов, по реализации их потребностей и интересов; межличностные отношения людей разных национальностей в сферах трудового, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и других видах неформального общения. Выделяются два уровня межэтнических отношений – личностный и групповой.   

15.  Мониторинг (треккинг) конфликта – диахронный метод динами­ческого отслеживания изменений в компонентах конфликтной структуры (т.е. конфликтной ситуации, установках и отноше­ниях групп – сторон конфликта) и особенностей действия факто­ров конфликта во времени.

16.  Националистический экстремизм – это насилие по мотивам национальной или расовой ненависти и вражды, возбуждение ненависти и вражды по отношению к лицам иной национальности или расы, а также пропаганда и оправдание подобных действий.

17.  Объект конфликта – то, что притягивает внимание и устремления субъектов и одновре­менно противопоставляет их друг другу, выступая объективной основой возникновения конфликтных отношений (территория, ограниченные ресурсы, в том числе власть, статус или ценности, и связанные с ними жизненные установ­ки).

18.  Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются прежде всего участия всех народов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни.

19.  Политический экстремизм – теория и практика насильственного, незаконного взятия и удержания государственной власти, деяния и призывы к деяниям, направленным на насильственное изменение конституционного строя.

20.  Политкорректность как форма проявления толерантности предполагает выработку толерантного поведения, может рассматриваться как культурно-поведенческая и языковая категория. Как культурно-поведенческая категория представляет собой систему культурных и поведенческих норм, принятых в обществе, которые направлены на преодоление негативных стереотипов и выработку терпимости к дискриминируемым группам людей (этническим и сексуальным меньшинствам, инвалидам, пожилым и др.) и предполагают признание равноправия представителей этих групп.

21.  Предмет конфликта – объективно существующая или мыслимая (вооб­ражаемая) проблема, которая подлежит решению и становится причиной расхождения во взглядах, оценках и целях оппонен­тов, которые активно пытаются разрешить эту проблему в вы­годном для себя отношении.

22.  Радикализм – приверженность взглядам, коренным, глубинным образом, отличающимся от общепринятых, и предполагающим коренные, глубинные изменения в обществе.

23.  Религиозная толерантность – терпимость к людям иной веры, уважение к чужим религиозным убеждениям.

24. Религиозный экстремизм – практика насильственного насаждения религиозной веры среди неверующих, либо представителей других религий.

25.  Сегрегация – независимое существование, стремление этнических групп к этнокультурной изоляции друг от друга.

26.  Субъекты конфликта (или конфликтующие стороны, оппо­ненты) – это его непосредственные участники.

27.  Субъекты межнациональных отношений – большие и малые этносы (народы).

28.  Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

29. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

30. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного (Ст. 1 Декларации).

31. Толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.

32. Тоталитарная секта – это деструктивная религиозная или квазирелигиозная (имитирующая религиозную) организация, стремящаяся к установлению полного (тотального) контроля над сознанием и волей своих последователей.

33. Факторы, влияющие на межэтнические отношения – исторические, социальные, культурные, психологические, ситуативные и политические.

34. Фанатизм – крайняя степень преданности какой-либо идее, проявляющаяся в готовности жертвовать во имя ее своей жизнью и другими благами.

35. Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, этносов).

36. Экстремизм – одна из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

37. Экстремизм (лат. extremus – крайний) возникает на основе установок, ориентированных на насильственные средства достижения целей; это теоретическое обоснование и практическое использование разрушительных, деконструктивных, «крайних» методов для достижения радикальных целей.

38. Этническая ассимиляция – процесс полного или частичного поглощения од­ним этносом другого, обычно слабого более сильным.

39. Этническая толерантность – уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности. Этническая толерантность предполагает терпимость в отношении иного  жизненного уклада, ценностей, способов поведения представителей других национальных сообществ. Противоположное понятие – ксенофобия.

40. Этнический конфликт – это форма гражданского противостояния на внутригосударственном или трансгосударственном уровне, при которой хотя бы одна из сторон организуется и действует по этническому признаку или от имени этнической общности.

41. Этнотерриториальные группы – группы этни­ческих меньшинств, проживающие на «исконной» территории, которую они воспринимают как этническую родину, «родную землю».

 



Этнические конфликты

Этнический конфликт — это форма гражданского противостояния на внутригосударственном или трансгосударственном уровне, при которой хотя бы одна из сторон организуется и действует по этническому признаку или от имени этнической общности.

В отличие от политических конфликтов этнические конфлик­ты выделяются не по сфере своего проявления (так как они могут затрагивать любую сферу — политическую, экономическую, куль­турную, бытовую, др.), а по специфике участвующих в конфликте сторон (субъектов конфликта). Одна из кон­фликтующих сторон представлена этнической группой, под кото­рой понимается группа обладающих общей этнической идентич­ностью людей, которая определяет свое отличие от других групп на основе имеющихся культурных различий. Понятие «этнический конфликт» употребляется для описания различных внутригосудар­ственных конфликтов, которые вовсе не обязательно носят чисто этнический характер. Это может быть любой спор по важным по­литическим, экономическим, социальным, культурным или тер­риториальным проблемам между двумя этническими группами или между этнической группой и государством.

Под этническим конфликтом понимается любая форма гражданского противостояния на внутригосударственном (и межгосударственном) уровне, при которой, по крайней мере, одна из сторон организуется по этническим принципам и дей­ствует от имени этнической группы. Обычно это конфликты между меньшинством и доминирующей этнической группой, контролирующей власть и ресурсы в государстве».

Выделяются два аспекта определения границ конфликта: пространственный и временной

Пространственные границы конфликта определяются терри­торией, на которой он происходит. Для конкретного этнополи­тического конфликта важно установить, охватывает ли он часть отдельной территории внутри страны, целиком административ­но-территориальную единицу (местного или регионального уров­ня), несколько регионов или же страну в целом. Кроме того, важно установить, как зона распространения конфликта соот­носится с внешними границами государства и территориями сопредельных стран и населяющих эти территории этнических групп.

Временные границы конфликта характеризуют его продолжи­тельность во времени, т.е. начало и конец конфликтного взаи­модействия. Начало конфликта закладывается соответствующим поведением сторон, возникшим между ними столкновением, т.е. объективными (и доступными наблюдению извне) актами пове­дения. Завершается конфликт, когда стороны в силу тех или иных обстоятельств, мотивов прекращают открытое противо­борство. Конфликт может быть исчерпан (в результате прими­рения сторон), прекращен (в результате выхода из конфликта одной из сторон или ее уничтожения) либо улажен или транс­формирован (чаще всего в результате вмешательства третьих сторон). Определение того, является ли конфликт начавшимся, продолжающимся или уже закончившимся, имеет важное зна­чение для правильной оценки состава и роли его актуальных или присоединяющихся участников (в том числе и третьих сто­рон).

Субъекты конфликта (или конфликтующие стороны, оппо­ненты) – это его непосредственные участники. Своими дей­ствиями противоборствующие стороны порождают конфликт, придают ему то или иное содержание и остроту, определяют его течение и изменение. Поэтому их более четкое определение яв­ляется одним из важнейших аспектов конфликтологического анализа, помогает прояснить предмет конфликта, спрогнозиро­вать динамику его развития и возможные варианты разреше­ния.

Субъекты любого политического конфликта ведут между со­бой конкурентную борьбу за ту или иную долю государственной власти (на центральном или региональном уровне), степень ре­ального влияния на принятие политических решений и их реа­лизацию в государственной политике.

К этнотерриториальным группам относятся группы этни­ческих меньшинств, проживающие на «исконной» территории, которую они воспринимают как этническую родину, «родную землю».

«Коренной» статус призван легитимировать исключительные права данной этнической группы владеть землей и контролиро­вать управление территорией и ее ресурсами. Нередко «корен­ной» статус используется для морального обоснования групповых притязаний на приоритетные права и интересы «корен­ной» на данной территории группы над любыми интересами и притязаниями на эту же территорию, которые могут возник­нуть у центрального правительства (находящегося под контро­лем иной этнической группы) или же у иноэтнических миг­рантов (исторически недавно поселившихся на данной терри­тории).

К группе коренных народов с традиционным укладом жизни относят малочисленные (менее 50 тыс. человек) группы абори­генов, которые значительно отличаются от основного населе­ния государства, как по культуре, так и по образу жизни и са­мобытному социальному укладу.

Они проживают, как прави­ло, на окраинных или в труднодоступных районах страны (в горах, тропических лесах, пустынях, северных районах), для них характерно преобладание традиционного хозяйственного уклада и доиндустриальных форм непроизводительной эконо­мики (собирательство, охота, рыболовство, скотоводство). К ним относятся, например, индейские племена в Северной и Южной Америке, инуиты и эскимосы Канады, австралийские аборигены, масаи и сан в Африке, нага и санталы в Индии, дайяки в Северном Борнео, саамы в Швеции и Финляндии, малочисленные коренные народы Крайнего Севера в России (например, энцы, ненцы, нганасаны, чукчи, коряки, ительме­ны и др.). Их политические требования сводятся в основном к защите и сохранению групповой авто­номии, лоббированию целевой ресурсной поддержки со сторо­ны центрального правительства. Наиболее часто встречаются требования ограничить на их территории ведение современ­ных форм экономической деятельности, которые могут нару­шить экологический баланс и традиционный хозяйственный уклад таких групп. Например, прокладка трубопроводов может нанести серьезный ущерб отгонному оленеводству, которое является основной формой хозяйственного уклада у ряда се­верных народов.

Этнодиаспорные группы. К этнодиаспорным группам относят проживающие в иноэтническом окружении группы этнических меньшинств, которые образовались в принимающей стране в результате миграций.

Третьим важнейшим компонентом конфликтной ситуации яв­ляется предмет конфликта, т.е. та проблема, по поводу которой он возникает.

Под предметом конфликта понимаются те характеристики объекта, по поводу которых субъекты противостоят, что делает внимание и устремления одного из них противоречащими вни­манию и устремлениям другого, определяя тем самым их готов­ность противоборствовать между собой. Предмет конф­ликта – это та объективно существующая или мыслимая (вооб­ражаемая) проблема, которая подлежит решению и становится причиной расхождения во взглядах, оценках и целях оппонен­тов, которые активно пытаются разрешить эту проблему в вы­годном для себя отношении. В межгрупповых конфликтах таки­ми проблемами могут быть идентичность территории, с которой связывают идентичность группы, собственность и распределе­ние ресурсов (в том числе и власти), условия их использования, равноправие или неравноправие статусов групп, признание или игнорирование определенных групповых ценностей и т.п. Пред­метом этнополитического конфликта являются проблемы отно­шений субъектов конфликта (этнических групп или этнической группы и государства) к специфическим ресурсам (прежде всего государственной власти и территории), политическому статусу и групповым ценностям.

Предмет этнополитического спора различается в зависимос­ти от того, какую конфигурацию имеет конфликт по типу субъек­тов.

Предметом спора между этнической группой и государством могут быть: 1) проблемы соотношения идентичности государ­ства и идентичности этнической группы и связанные с этим проблемы символической политики (например, соотношения между ценностями и символами, являющимися базой полити­ческой власти в государстве, и ценностями и символами какой-либо этнической группы); 2) проблемы признания этнической группой легитимности территориальных границ государства, что чаше всего проявляется в спорах о суверенитете (верховенстве власти) на территории проживания этнической группы.

Предметом спора между этническими группами внутри госу­дарства могут быть: 1) доступ этнических групп к политической системе и возможности политического участия; 2) регулируемые государством экономические возможности этнических групп; 3) признание государством равноправия или же различий куль­турных статусов этнических групп.

Содержание этнического конфликта характеризуется также его предметом, т.е. тем, из-за чего происходит столкновение противоборствующих сторон. Содержательный анализ этнических конфликтов с этой точки зрения позволяет сгруппировать их в шесть основных типов.

I тип – конфликты, в которых, доминирующую роль играют территориальные притязания. Наиболее явный пример этого типа - осетино-ингушский. Напряженность в связи с территориальными спорами имеет место и в Кабардино-Балкарии.

II тип – конфликты сецессионного типа, в которых ставится вопрос о выходе из России и полной государственной самостоятельности. Здесь наиболее ярким примером является чеченский кризис. Сецессионные тенденции имели место и в Татарстане до заключения договора о разграничении полномочий между федеральными и республиканскими властями.

III тип – статусные конфликты, в основе которых лежат требования о расширении административно-управленческих полномочий в соответствующем регионе.

IV тип – социально-политические конфликты, в основе которых лежат требования социально-политического равноправия этнических общностей.

V тип – социокультурные конфликты, в основе которых лежат требования социокультурного равноправия этнических общностей.

VI тип – социально-бытовые конфликты, в основе которых лежат требования социально-бытового равноправия этнических общностей.

Межэтнические конфликты множественны по своей природе. Исследователи предлагают самые разные их классификации. По целям, которые ставят перед собой вовлеченные в конфликт стороны, межэтнические конфликты можно подразделить на:

− социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав граждан до равного экономического положения);

− культурно-языковые и конфессиональные, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка, культуры, религии, этнической общности;

− политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);

− территориальные, если в их основе лежат требования изменения границ, присоединения к другому («родственному» с культурно-исторической точки зрения) государству или создания нового независимого государства.

Под объектом конфликта понимается то, что притягивает внимание и устремления субъектов и одновре­менно противопоставляет их друг другу, выступая объективной основой возникновения конфликтных отношений. Это может быть территория, ограниченные ресурсы (в том числе власть), статус или ценности (и связанные с ними жизненные установ­ки).

В динамике этнополитического конфликта с позиций этнопсихологии Г.У. Солдатовой выделяется четыре фазы развития этнополитического конфликта:

Первая, латентная фаза, характеризуется нормальной социально-психологической атмосферой – в обществе отсутствует межэтническая напряженность, а межэтнические отношения имеют позитивную направленность. Как правило, в любом обществе существуют локальные состояния неудовлетворенности теми или иными сторонами жизни, однако причины этой неудовлетворенности не связываются с отношениями между этническими общностями. В то же время практически в каждом обществе, где есть признанное деление на этнические группы, имеет место скрытая межэтническая напряженность, составляющая естественный фон межэтнических отношений. Но даже на этой фазе отсутствует эмоциональная толерантность по отношению к представителям других этнических групп: контакты с представителями иноэтничных групп вызывают повышенную эмоциональную напряженность, изменение  социальной ситуации в обществе стимулирует эмоциональную напряженность по отношению к «чужакам».

Вторая фаза характеризуется ростом ощущений тревожности, отчаяния, гнева, возмущения и разочарования. В этой фазе напряженность прорывается наружу в виде бытового национализма, которому соответствует появление и широкое распространение в обществе уничижительных групповых характеристик, увеличением случаев межличностных конфликтных эпизодов на национальной почве. Основной индикатор этой фазы – рост эмоционального возбуждения. В результате различные неурядицы, проблемы, возникающие при удовлетворении жизненных потребностей, чаще связываются с национальной принадлежностью. В массовом этническом сознании формируются чувства зависимости, ущемленности, несправедливости, враждебности, страха, недоверия.

Третья, конфликтная фаза – открытая борьба сторон, воплощающаяся в конфликте несовместимых целей, интересов, ценностей, соперничестве за ресурсы. Рост межэтнической напряженности порождает групповую реакцию как форму защиты, предполагающую активное противоборство за значимые социальные ценности. Среди них такие ценности, как «народ», «национальная культура», «родина» и др. Эмоциональным ядром массового сознания становится образ врага, в котором конкретизируется угроза. В этой фазе межэтническая напряженность выражается в этнической мобилизации и готовности перейти к практическим действиям, цели которых – перераспределение властных полномочий в пользу одной этнической группы за счет других групп, изменение этнической стратификации общества, повышение этнического статуса коренного этноса.

Четвертая, кризисная фаза, характеризует такую степень созревания конфликта, когда его уже невозможно урегулировать мирными методами и в то же время имеется острая необходимость в его скорейшем разрешении. В кризисной ситуации психическое напряжение достигает максимума по силе и масштабам влияния. Радикализм сторон и несовместимость позиций, крайняя предвзятость при интерпретации реальных фактов, абсолютизация защиты прав своей этнической группы достигают пика. Общий уровень эмоционального возбуждения достигает такой высоты, что эмоции становятся определяющим фактором в действиях этнической группы и иррациональной основой повышенной активности. Иррациональность проявляется как глубокая убежденность индивидов и групп в собственной правоте, чувство чрезмерной собственной значимости, подозрительность, страх и гнев, противоречащие собственным взглядам факты либо игнорируются, либо объявляются измышлениями противника, а при малейшем противодействии извне возникает стремление отомстить с готовностью к самопожертвованию ради посрамления или гибели врага.

Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения.

К подобным действиям, указанным в пунктах 7 и 8, может быть отнесено незаконное проникновение в помещения, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, хищение соответствующих документов, умышленная порча имущества и оборудования в этих помещениях, физическое и морально-психологическое давление на сотрудников и персонал данных органов с целью прекращения ими выполнения своих должностных обязанностей.

К подобным действиям нельзя отнести призывы политических партий и движений, а также отдельных лиц не участвовать в выборах, так как, во-первых, они не связаны с насилием, а во-вторых, участие или неучастие в выборах является правом каждого избирателя.

2.1.8. Совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением.

Клеветой является распространение сведений о лице, заведомо не соответствующих действительности и задевающих его честь и достоинство. Поэтому следует отличать политическую полемику, допускающую порой жесткие высказывания, от собственно публичной клеветы, факт которой должен быть установлен в судебном порядке. Например, карикатура на губернатора или президента, смысл которой в том, что он вообще (без указания на конкретные действия этого лица) плохо исполняет свои обязанности не является клеветой, так как затрагивает прежде всего политический курс, а не саму личность. Так же нельзя считать клеветой материалы, где политик изображается условно, без приведения полных Ф.И.О., в виде «человека, похожего на…» 

Поскольку речь идет о личности политика, дело об установлении факта клеветы должно инициироваться им самим или его представителями.

2.1.12.Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению.

2.1.13. Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Пункты 12 и 13 касаются организационного аспекта экстремистской деятельности. Согласно федеральному Закону «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

2.2. Практические рекомендации по профилактике экстремизма

2.2.1. Практические рекомендации по профилактике националистического экстремизма:

1) Постоянный мониторинг настроений, высказываний, даже внешнего вида в среде учащейся и студенческой молодежи. Всякую болезнь легче погасить на ранних стадиях, чем иметь дело с печальными последствиями. Для этого руководитель или преподаватель не должен быть равнодушен к тому, что думают и чувствуют его подопечные. Не следует при этом ссылаться на ложно понятую свободу слова. Взаимодействие с сотрудниками подразделений по противодействию экстремизму позволит грамотно выстроить стратегию работы с организаторами и идеологами неонацистских группировок, удержать молодежь от вовлечения в преступную деятельность.

2) Необходимо лишить скинхедов-неонацистов романтического ореола «борцов за интересы русского народа». Действительно, серьезной проблемой в последние годы становятся группировки «черных скинхедов» - банд кавказской молодежи, нападающих на лиц уже славянской внешности, а также групп «антифа». «Антифа» - это молодежные банды, считающие себя антифашистами, нападающие на скинхедов, своеобразные «скинхеды наоборот». Однако в частных и публичных беседах с коллегами, учащимися и студентами, гражданами следует объяснять, что реально существующие проблемы нелегальной миграции, этнической преступности, демографического кризиса среди коренного населения невозможно решить путем нападений на лиц неславянской внешности. Эти проблемы должны решаться на государственном уровне. А насилие лишь порождает ответное насилие, провоцирует гражданскую войну на этнической почве (вспомним события на Манежной площади в декабре 2010).

3) Нынешнее поколение молодых людей, к сожалению, очень мало знает о Великой Отечественной войне, о подлинном лице фашизма. Поэтому следует проводить мероприятия, направленные на поддержание исторической памяти российского народа - победителя во Второй мировой войне, препятствовать попыткам дегероизации и фальсификации нашей истории, попыткам уравнять вину СССР и Германии в развязывании войны и т.п.

Классическим примером политических экстремистов были революционеры-большевики. В современной России в список запрещенных экстремистских организаций включена «Национал-большевистская партия» (лидер - Эдуард Лимонов), ставящая перед собой цель революции, насильственного взятия власти. Центром по противодействию экстремизму ГУ МВД России по УрФО в марте 2009 года пресечена деятельность лидера Свердловского регионального отделения «Национал - большевистской партии» (НБП) - бывшего студента Уральской горно-геологической академии Никифорова А.В., 1985 года рождения. Установлено, что Никифоров А.В. возглавил Свердловское региональное отделение «Национал- большевистской партии» в ноябре 2006 года, после чего активно осуществлял пропагандистскую работу с целью вербовки и вовлечения в ряды партии новых участников. В целях популяризации деятельности и идеологии организации, Никифоров принимал активное участие в большинстве протестных акций, проводимых в городе Екатеринбурге и других городах Уральского федерального округа. На основании материалов, представленных сотрудниками ГУ МВД России по УрФО, следственным отделом по г. Екатеринбургу СУ СК при прокуратуре РФ по Свердловской области в отношении Никифорова. А.В было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. 2. ст. 2822 УК РФ. Никифоров А.В.был признан виновным в попытках организации и продолжения деятельности на территории Свердловской области ячейки запрещенной НБП и осужден на 1 год лишения свободы.

2.2.2. Практические рекомендации по профилактике политического экстремизма:

1) Следует владеть полемическими приемами и правильной аргументацией в разговорах со сторонниками подобных движений. В большинстве случаев экстремисты правильно критикуют власть за ее просчеты и недостатки. Но с точки зрения здравого смысла очевидно: если кто-то кого-то критикует - это еще не означает, что он сам может предложить что-то лучшее.

Еще один аргумент политических экстремистов - «пусть народ сам разберется, что ему нужно». Но толпа и народ - это не одно и то же. Вспомним, что Гитлер пришел к власти путем выборов, с помощью популистских лозунгов. Поэтому мало дать народу свободу выбора, необходимо еще, чтобы этот выбор был просвещенный, сознательный.

2) Учитывая юношеский максимализм, не следует недооценивать романтическую привлекательность для молодого поколения образов революционеров (Дзержинский, Че Гевара и т.п.). Необходимо последовательно объяснять, что революция - это всегда незаконное взятие власти, сопровождаемое гибелью и страданиями людей, социально-экономическими катаклизмами, что революционная борьба связана с террором - самой кровавой формой экстремизма.

Все традиционные религии в современной России имеют потенциал толерантности, понимая, что к вере можно прийти только добровольно, что в современном обществе необходимо мирно уживаться верующим и неверующим, представителям разных религий.

К счастью, для большинства Уральских регионов проявления религиозного экстремизма не характерны, в отличие, скажем, от Северного Кавказа. Но, тем не менее, такие факты есть. Например, в ночь с 7 на 8 декабря 2008 г. был осуществлен поджог храма Николая Чудотворца и церковно-приходской школы в Екатеринбурге. Спасти строения не удалось. Очевидцы происшествия утверждают, что до поджога кто-то расписал забор националистическими лозунгами и свастикой. Впоследствии выяснилось, что преступление совершили враждебно настроенные к христианству и Русской Православной Церкви уже упомянутые нами скинхеды, считающие себя язычниками (родноверами). Указанные преступления имели широкий общественный резонанс в регионе, так как были совершены во время значимых религиозно-политических событий: церемонии погребения Патриарха Всея Руси Алексия II и интронизации Патриарха Всея Руси Кирилла, а также сопровождались нанесением на стены церквей и храмов следующих графических надписей: «Вера Христианска - уродство есть», «Христос - обрезанный еврей», «Князь Святослав», «Слава богам и предкам нашим», «Бойтесь христиане», «Воинство Рода», «Дружина Святослава» и «Уральская Б.Т.О.».

Не следует недооценивать и возможность активизации деятельности запрещенных экстремистских организаций исламистских группировок, например, «Партии исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»). Исламисты в своей пропаганде делают ставку не только на традиционных мусульман из числа татаро-башкирского населения, но на молодежь славянского происхождения. Следует помнить, что исполнителями многих террористических актов, ответственность за которые несут исламисты, были как раз люди славянской внешности и происхождения.

2.2.3. Практические рекомендации по профилактике религиозного экстремизма:

1) Следует объяснять, что появление экстремистов и террористов возможно в любой религии, точно так же, как и любая историческая традиционная религия несет в себе потенциал толерантности. «Плохих» религий не бывает (за исключением сатанизма и наиболее одиозных сект, построенных на отрицании и вражде ко всем остальным).

2) Ненависть и вражда появляется от непонимания и незнания, поэтому наиболее эффективным средством преодоления ксенофобии (боязни и ненависти перед чужим) является элементарное знакомство с религиозно-культурными традициями российского общества. В рамках изучения гуманитарных и социальных дисциплин необходимо грамотно познакомить курсантов, студентов и учащихся с основными историческими религиями России (христианство, ислам, буддизм, иудаизм).

3) Лучшими консультантами по вопросам религиозной традиции являются сами ее носители. Поэтому в случае необходимости разъяснить те или иные вопросы, связанные с межрелигиозными отношениями, следует обращаться к официальным представителям религиозной организации (официально зарегистрированной!), а не довольствоваться суждениями людей, далеких от этой религии.

Особое место среди объединений экстремисткой направленности, способных оказать негативное информационно-психологическое воздействие, занимают тоталитарные секты. Данный феномен тесно связан с религией, однако по ряду параметров выходит за рамки собственно религиозной практики.

Каждый гражданин России свободен выбирать: исповедовать ему какую-нибудь религию или не исповедовать никакой. Все дело в том, что этот выбор должен быть действительно свободным и не посягать на свободу окружающих. XX век породил множество новых, прежде всего информационно-психологических, способов воздействия на человека, возможностей установления контроля над ним. Для достижения своих глобальных целей деструктивные религиозные организации стремятся к полному контролю над сознанием своих адептов. Такой контроль может быть назван тоталитарным (тотальный - полный), так как он решает задачу превращения человека в своеобразного биоробота. В социальном плане это делается в целях индоктринации - планомерного распространения доктрины или идеи, формирующей общественное мнение в нужном направлении.

Сам по себе термин «секта» не несет какой-либо негативной смысловой нагрузки. Секта («часть целого, круга») - это религиозное направление, оппозиционное по отношению к более «старому», традиционному религиозному направлению - Церкви («широкому кругу единоверцев»). Существует много религиозных объединений, по происхождению и своей сущности являющихся сектами, но при этом они вполне законопослушные организации, не несущие угрозы безопасности личности, общества и государства. Такие секты, например, баптисты или адвентисты 7-го дня, существуют на протяжении длительного исторического времени. Принципиальное различие существует между «историческими» сектами и тоталитарными сектами.

Тоталитарная секта – это деструктивная религиозная или квазирелигиозная (имитирующая религиозную) организация, стремящаяся к установлению полного (тотального) контроля над сознанием и волей своих последователей.

Тоталитарная секта отличается от нормальной религиозной организации именно тем, что она не просто проповедует (то есть излагает и объясняет) свое учение, а пытается активно вмешиваться в личную жизнь человека, воздействовать на его сознание, психическое и физическое состояние. Поэтому подобные религиозные организации получили название деструктивных, то есть оказывающих разрушительное воздействие на личность человека.

Самое печальное заключается в том, что попавший под духовное влияние тоталитарной секты человек далеко не всегда чувствует свою несвободу. У него создается иллюзия «правильного выбора». Для достижения такого результата используются следующие психотехники.

1. Групповое давление и «бомбежка любовью», которые лишают способности к сомнению и вырабатывают потребность в принадлежности к секте на эмоциональном уровне. Любой человек нуждается в эмоциональном тепле, что усиленно используется сектантами путем «насаждения» совместных игр, пения, объятий, прикосновения, взаимной лести и т. д. Например, в секте может быть принято при приветствии членов секты обмениваться с ними тесными, продолжительными объятиями. Цель подобной методики - желание вызвать у члена секты или вербуемого в нее ощущение его нужности, особенности, легкости и приятности общения с ним. Новичка ни на минуту не отставляют без внимания и опеки. В частности, существует процедура, называемая «сандвич»: требуется, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных сектантов, обязанных со всем рвением сотрудничать с новообращенным и развлекать его.

2. Изоляция, которая создает невозможность или нежелание сопоставлять информацию, предоставляемую сектой, с реальностью.

3. Погружение в состояние постоянной внушаемости посредством медитирования, монотонного пения и повторяющихся действий.

4. Внушение чувства страха и вины путем извлечения признаний (исповедей) под предлогом дальнейшего сближения и обнаружения скрытых страхов и запретов. Это делается с целью создания эмоциональной уязвимости, формирующейся под воздействием явных и скрытых угроз, чередования наказаний и наград.

5. Принуждение к отказу от сна, что считается разновидностью духовных упражнений.

6. Неадекватное питание, которое маскируется или под специальную диету для улучшения здоровья, или объявляется «обязательной» принадлежностью ритуала.

7. Сенсорная (чувствительная) перегрузка, способствующая навязыванию идеалов нового вероучения, которые заменяют прежние ценности новообращенного в результате усвоения им огромного объема информации за чрезвычайно короткий период времени, что ограничивает возможность его критической проверки.

8. Создание проблем в семье новообращенного, а именно:

появление социальных сирот - детей, брошенных родителями-сектантами;

резкое ухудшение здоровья членов семьи сектанта (в первую очередь - психического) в результате разрушения семейных отношений;

отказ детей-сектантов от ухода за престарелыми родителями;

отсутствие доверия между членами семьи;

трагедии, связанные с принуждением руководителями сект своих членов к разделу имущества, совместно нажитого в браке (размен квартиры, раздел денежных средств), с последующей его передачей в секту;

вовлечение в секту родных и близких;

физическое и психологическое насилие в семье по религиозным мотивам.

Совокупность всех вышеназваных техник и методов позволяет постепенно вытеснить прежнюю личностную идентификацию и заменить её новой. В результате достаточно длительного применения техники контроля над сознанием личность члена деструктивной религиозной организации доводится до состояния психической беспомощности, бессилия и дискредитируется. Вместо неё выстраивается сектантская личность, предназначенная для воплощения идей и исполнения воли лидера секты. Теперь новая личность обладает не собственной, а ложной «иллюзорной» самостоятельностью.

Все перечисленные негативные последствия деятельности тоталитарной секты при наличии юридически доказанных фактов могут быть основанием для привлечения виновных к юридической ответственности. В частности, в Уголовном кодексе России существует статья 239 «Организация объединения, посягающего на права и свободы граждан». Однако, как уже было нами сказано выше, профилактика всегда эффективнее реакции на последствия. Поэтому стоит обратить внимание на типичные признаки, которые помогут отличить тоталитарную секту от «обычных» религиозных организаций.

Наличие лидера - «вождя», в словах и действиях которого нельзя сомневаться. Любая тоталитарная секта возникает вокруг харизматического (обладающего врожденным даром вести за собой людей) лидера. Этот лидер становится частью вероучения секты, смыслом ее существования. Поэтому потеря такого лидера для секты является тяжелым ударом, после которого тоталитарные секты часто приходят в упадок и распадаются. Еще одной характерной особенностью тоталитарной секты является запрет на обсуждение и, тем более, любую критику харизматического лидера. Заметим, что в «обычных» религиях религиозные лидеры часто становятся объектом критики.

Наличие жесткой организационной структуры мафиозно-партийного типа, фиксированного членства и препятствий к выходу из организации. В тоталитарной секте действует известный «закон мафии»: «вход - рубль, выход - два».

Резкое деление общества на «наших» и «чужих» и противопоставление своей группы всему остальному обществу. Тоталитарные сектанты воспринимают себя как общество в обществе, государство в государстве.

Особый метод спасения или улучшения жизни, который считается секретным и доступен только пришедшим в секту. В «обычной» религии все методы открыты и доступны для понимания, верующие, участвующие в таинствах и обрядах, понимают, в чем именно они участвуют.

Наличие «двойной» истины: для окружающих и для своих (членов секты). В тоталитарной секте присутствует так называемый «эзотерический» (от «эзотерика» - тайное, скрытое учение) разрыв. При вербовке новичок знакомится не с тем учением, которое на самом деле существует в организации. Подлинное учение открывается для него постепенно, в соответствии со степенью его «посвящения». С этим связан тот факт, что тоталитарные секты часто используют «бренд», имя другой религии, называют себя не теми, кем они являются на самом деле. В «обычной» же религии всегда существует свод кратких положений веры, с которым можно сразу же познакомиться, он прост и доступен для понимания.

Перед сотрудником правоохранительных органов стоит важная задача: не просто адекватно реагировать на негативные последствия деятельности тоталитарной секты, но уметь объяснить и предупредить граждан об опасности. Тоталитарные секты угрожают личной безопасности человека, поэтому сама личность должна уметь обеспечить свою безопасность, чему ее надо научить.



Заключение

Государственная политика в сфере регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений основывается на принципах конституционного строя РФ, а также на общепризнанных нормах международного права.

Регулирование межнациональных отношений в РФ производится на трех уровнях власти: на федеральном - Министерство регионального развития, совместно с Министерством Юстиции РФ и т.д.; на региональном, в ХМАО - Югре: Аппарат Губернатора ХМАО; на муниципальном, в городе Нижневартовске - служба по организации и обеспечению деятельности межведомственных комиссий администрации города.

Также на каждом уровне приняты соответствующие законы и программы, действующие в одном направлении и призванные осуществлять и регулировать межнациональные и межконфессиональные отношения.

В связи с тем, что Российская Федерация является многонациональным и поликонфессиональным государством государственные федеральные, региональные и муниципальные программы имеют единые цели, такие как укрепление толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.

Механизм реализации государственной национальной политики включает в себя формирование и редактирование законодательства РФ в межнациональной сфере, создание специализированных программ, направленных на формирование толерантной среды и гражданского общества на всей территории РФ. А также, ежегодное формирование перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и на плановый период с уточнением затрат по программным мероприятиям в соответствии с мониторингом фактически достигнутых и целевых показателей. Оценка результатов и показателей выполнения основных мероприятий действующих программы, их эффективности на основе действующего законодательства.

Таким образом, на основе законодательства РФ, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре осуществляется государственное регулирование межнациональных и межконфессиональных отношений. В округе проводятся всевозможные мероприятия по предупреждению межнациональных конфликтов в обществе, по защите и обеспечению прав малочисленных народов, по формированию толерантного сознания в молодежной среде. Государственное регулирование в сфере национальной политике в ХМАО - Югре находится под ведением Губернатора округа, его аппарата и Правительства автономного округа.



Список литературы

Основные нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.

4. Постановление Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 27 "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".

5. Указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. N 988 "О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации".

6. Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. N 310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации".

7. Приказ Минюста РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 25 ноября 2010 г. N 362/810/584 "О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма".

8. Приказ Минюста РФ от 22 июля 2009 г. N 224 "Об утверждении Положения о Научно-консультативном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма".

9. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

10. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

11. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

12. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

13. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации".

14. Информация Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 января 2012 г. "Учебно-методическое пособие "Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений - одно из направлений обеспечения национальной безопасности".

15. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".

16. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

17. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".

18. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

19. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 307 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения".

20. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".

21. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1297 "О федеральной целевой программе "Юг России (2014 - 2020 годы)".

22. Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2013 г. N 1156 "Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований".

23. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)".

24. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы".

25. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях".

26. Распоряжение Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 1226-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

27. Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. N 1760-р «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».

28. Концепция внешней политики Российской Федерации (12 февраля 2013 г.).

29. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан(утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. Пр-1168).

30. Распоряжение Правительства РФ от 22 июля 2013 г. N 1292-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России".

31. Приказ Министерства регионального развития РФ от 14 октября 2013 г. N 444 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий".

32. Приказ Министерства регионального развития РФ от 11 октября 2013 г. N 440 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России".

33. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. N 170 "О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки".

34. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 июля 2013 г. N 09-879 "О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе".

35. Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2013 г. N ИР-352/09 "О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе ".

36. Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2011 г. N 06-2401 "О направлении методических рекомендаций по организации системного взаимодействия попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических коллективов школ с представителями национальных сообществ (диаспор) в работе по формированию у школьников культуры гражданской солидарности".

37. Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2006 г. N АС-588/06 «О направлении методических рекомендаций по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью»

38. Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 г. N 13-51-28/13 "О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении".

Список источников:

1. Об утверждении государственной национальной политики Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 15.06.1996 №909. URL: http://base.consultant.ru // 98489 (дата обращения: 16.04.2013).

2. Об утверждении государственной национальной политики Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 15.06.1996 №909. URL: http://base.consultant.ru // 98489 (дата обращения: 16.04.2013).

3. О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указом Президента Рос. Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/rnd=0.0975833777338 (дата обращения: 21.05.2013).

4. Об утверждении Плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти (с изменениями и дополнениями): Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2009 г. №1555-р. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96475/ (дата обращения: 21.04.2013).

5. Правительство Красноярского края. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Содействие развитию гражданского общества в красноярском крае» на 2009-2011 годы: постановление Правительства Красноярского края от 6 июля 2010 г. №365-п, в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 22.04.2013 №189-п. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/ (дата обращения: 24.04.2013).

6. Учебно-методическое пособие «Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений - одно из направлений обеспечения национальной безопасности» Информация Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 января 2012 г. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70030894/ (дата обращения: 24.05.2013)

7. О противодействии экстремистской деятельности (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 21.04.2013).

8. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ (ред. от 22.07.2010). URL: http://www.consultant.ru/popular/obob/ (дата обращения: 21.04.2013).

9. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17 июня 1996 года №74-ФЗ (ред. от 09.02.2009). URL: http://base.consultant.ru /online.cgi? req=doc; base=LAW; n=84629 (дата обращения: 21.04.2013).

10. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ (ред. от 30.11.2010). URL: http://www.legis.ru/misc/doc/840/ (дата обращения: 21.04.2013).

11. Целевая программа ХМАО - Югры. О профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплении толерантности в ХМАО - Югре на 2011-2013 годы: Приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 г. №367-п, (в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 03.11.2011 №410-п).: http://www.tolerant.admhmao.ru/wps/portal/many-sided/home/ugra_law (дата обращения: 28.03.2013).

12. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ г.Сургут на период до 2030 года.: http://www.admsurgut.ru/tmp/download/ prStrat2030.doc (дата обращения 09.12.2014)

 

По теме:

«Организация деятельности в сфере профилактики

Межнациональных конфликтов»

 

 

Екатеринбург 2015

 

Методические рекомендации для специалистов администрации города, учреждений культуры, спорта, образования по теме: «Организация деятельности в сфере профилактики межнациональных конфликтов». Сост. Бритвина И.Б., Хридина Н.Н., Ячменева М.В. НОЧУ ДПО «Институт опережающего образования». Екатеринбург, 2015 г. – 55 с.

 

 

Методические рекомендации разработаны на основе предоставленных Заказчиком материалов, в т.ч. итогов проведенных социологических исследований в городе Нижневартовске, отчета о реализации муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2012-2014 годы», муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы», а также других источников и рекомендаций, которые поименованы в списке рекомендованной литературы.

Методические рекомендации направлены на повышение профессиональной компетентности специалистов администрации города, учреждений культуры, спорта, образования, на совершенствование уровня профессиональных навыков специалистов, изучение современных технологий в сфере профилактики экстремизма и межнациональных (межэтнических) конфликтов, применение полученных навыков для выявления и урегулирования предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

Тезаурус…………………………………………………………………………………….…...стр.4

Раздел 1. Конфликты в сфере межнациональных отношений, предупреждение и ликвидация их последствий………………………………………………………………………………….стр.7

Раздел 2. Профилактика и противодействие экстремизму………………………………....стр.12

Раздел 3. Формирование детской и подростковой толерантности………………………...стр.21

Раздел 4. Противодействие экстремизму в молодежной среде……………………………стр.29

Раздел 5. Основные направления деятельности органов местного самоуправления в сфере межнациональных отношений ……………….…………………………………………...…стр.40

Список литературы………………………………………………………………………….стр.53

 

 



Тезаурус

 

1. Апартеид – форма этнического господства одной расовой группы над другой с целью систематического угнетения последней.

2. Ассимиляция – слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

3. Геноцид – стремление доминирующей этнической общности уничтожить полностью или частично какую-либо этническую, расовую или религиозную группу, с которой она вступает в контакт; государственная политика, направленная на полное физическое уничтожение расы, этнической группы. Например: действия нацистов в отношении всех, кого они считали «недочеловеками» (евреи и все славянские народы).

4. Диаспора – часть этнической общности (нации, народа или этнической группы), дисперсно проживающая за пределами основной территории расселения своего этноса.

5. Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным или политическим убеждениям и т.д.

6. Интолерантность (противоположность толерантности) – это неготовность, неспособность, нежелание индивида или общества принять инакость. Интолерантность – это проявление нетерпимости в отношениях и поведении человека при взаимодействии с другими людьми на основании самых разнообразных признаков. К явным проявлениям интолерантного поведения относятся: дискриминация, ксенофобия, экстремизм и терроризм.

7. Картографирование конфликта – репрезентация слагаемых конфликта, таких, как оп­ределение основной проблемы, разделяющей непосредственных участников конфликтной ситуации, а также всех тех, кто причастен к конфликту, выявление интересов и опасений сторон.

8. Конфликтологическая экспертиза – совокуп­ность методов и приемов анализа конкретных случаев конфликта: метод картографирования конфликта (синхронный подход), метод мониторинга, или треккинга (диахронный подход к анализу конфликта).

9. Ксенофобия (гр. xenos – чужой + фобия) понимается как навязчивый страх, боязнь незнакомых людей и как враждебность ко всему чужому, не своему, иностранному (образу жизни, идеям, мировоззрению). Ксенофобия имеет свои особые формы: расизм; этнонационализм; религиозный фанатизм; сексизм; эджеизм (утверждающий преимущества молодого возраста).

10.  Межнациональная толерантность – это отношение к представителям различных наций как к своей, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на остальных, отношение к любому человеку с позиции «презумпции национальной невиновности».

11.  Межнациональные отношения в сфере духовной жизни направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и на сохранение и развитие их национальной самобытности.

12.  Межнациональные экологическиеотношения связаны с охраной природы на территориях, где издавна живут те или иные народы.

13.  Межэтническая интеграция (единение) – появление новой этнокультурной общности в результате взаимодействия двух или нескольких этнических групп, при кото­ром разные культуры сохраняют свои основные этнические черты, свои индивидуальности.

14.  Межэтнические отношения (межнациональные отношения) – взаимодействия народов в разных сферах – политике, культуре и т.д., это отношения по поводу материальных и духовных условий существования этносов, по реализации их потребностей и интересов; межличностные отношения людей разных национальностей в сферах трудового, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и других видах неформального общения. Выделяются два уровня межэтнических отношений – личностный и групповой.   

15.  Мониторинг (треккинг) конфликта – диахронный метод динами­ческого отслеживания изменений в компонентах конфликтной структуры (т.е. конфликтной ситуации, установках и отноше­ниях групп – сторон конфликта) и особенностей действия факто­ров конфликта во времени.

16.  Националистический экстремизм – это насилие по мотивам национальной или расовой ненависти и вражды, возбуждение ненависти и вражды по отношению к лицам иной национальности или расы, а также пропаганда и оправдание подобных действий.

17.  Объект конфликта – то, что притягивает внимание и устремления субъектов и одновре­менно противопоставляет их друг другу, выступая объективной основой возникновения конфликтных отношений (территория, ограниченные ресурсы, в том числе власть, статус или ценности, и связанные с ними жизненные установ­ки).

18.  Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются прежде всего участия всех народов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни.

19.  Политический экстремизм – теория и практика насильственного, незаконного взятия и удержания государственной власти, деяния и призывы к деяниям, направленным на насильственное изменение конституционного строя.

20.  Политкорректность как форма проявления толерантности предполагает выработку толерантного поведения, может рассматриваться как культурно-поведенческая и языковая категория. Как культурно-поведенческая категория представляет собой систему культурных и поведенческих норм, принятых в обществе, которые направлены на преодоление негативных стереотипов и выработку терпимости к дискриминируемым группам людей (этническим и сексуальным меньшинствам, инвалидам, пожилым и др.) и предполагают признание равноправия представителей этих групп.

21.  Предмет конфликта – объективно существующая или мыслимая (вооб­ражаемая) проблема, которая подлежит решению и становится причиной расхождения во взглядах, оценках и целях оппонен­тов, которые активно пытаются разрешить эту проблему в вы­годном для себя отношении.

22.  Радикализм – приверженность взглядам, коренным, глубинным образом, отличающимся от общепринятых, и предполагающим коренные, глубинные изменения в обществе.

23.  Религиозная толерантность – терпимость к людям иной веры, уважение к чужим религиозным убеждениям.

24. Религиозный экстремизм – практика насильственного насаждения религиозной веры среди неверующих, либо представителей других религий.

25.  Сегрегация – независимое существование, стремление этнических групп к этнокультурной изоляции друг от друга.

26.  Субъекты конфликта (или конфликтующие стороны, оппо­ненты) – это его непосредственные участники.

27.  Субъекты межнациональных отношений – большие и малые этносы (народы).

28.  Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

29. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

30. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного (Ст. 1 Декларации).

31. Толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.

32. Тоталитарная секта – это деструктивная религиозная или квазирелигиозная (имитирующая религиозную) организация, стремящаяся к установлению полного (тотального) контроля над сознанием и волей своих последователей.

33. Факторы, влияющие на межэтнические отношения – исторические, социальные, культурные, психологические, ситуативные и политические.

34. Фанатизм – крайняя степень преданности какой-либо идее, проявляющаяся в готовности жертвовать во имя ее своей жизнью и другими благами.

35. Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, этносов).

36. Экстремизм – одна из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

37. Экстремизм (лат. extremus – крайний) возникает на основе установок, ориентированных на насильственные средства достижения целей; это теоретическое обоснование и практическое использование разрушительных, деконструктивных, «крайних» методов для достижения радикальных целей.

38. Этническая ассимиляция – процесс полного или частичного поглощения од­ним этносом другого, обычно слабого более сильным.

39. Этническая толерантность – уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности. Этническая толерантность предполагает терпимость в отношении иного  жизненного уклада, ценностей, способов поведения представителей других национальных сообществ. Противоположное понятие – ксенофобия.

40. Этнический конфликт – это форма гражданского противостояния на внутригосударственном или трансгосударственном уровне, при которой хотя бы одна из сторон организуется и действует по этническому признаку или от имени этнической общности.

41. Этнотерриториальные группы – группы этни­ческих меньшинств, проживающие на «исконной» территории, которую они воспринимают как этническую родину, «родную землю».

 



Раздел 1. Конфликты в сфере межнациональных отношений,

Дата: 2019-05-29, просмотров: 257.