В основе данной модели лежит деятельность государства и местного самоуправления по разработке механизмов, направленных на оптимизацию функционирования разнообразных молодежных сообществ, являющихся носителями тех или иных субкультур, существующих в современной России. Молодое поколение переживает сегодня бурный рост разнообразных неформальных молодежных объединений, движений, групп, объединяющихся по самым разным основаниям. Некоторые из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер.
Сегодня именно молодежные субкультуры могут рассматриваться как структуры, формирующие и реализующие экстремистскую активность. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде может идти в направлении снижения деструктивного потенциала молодежных субкультур. Учитывая изложенное, можно выделить две базовые стратегии реализации данной модели.
Во-первых, это деятельность, ориентированная на разрушение или переориентацию молодежных субкультур, осуществляемая специалистами. В этих целях необходимо создавать поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия может быть реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска – альпинизм, спидвэй, сноуборд, паркур и т.д. При этом параллельно, там, где это возможно, происходит разрушение «управленческого ядра» носителей субкультуры, а также перевод молодежного сообщества в новое деятельностное русло позитивной направленности.
Во-вторых, деятельность, направленная на создание и внедрение в молодежное поле новых субкультур, являющихся социально позитивными или же имитирующих экстремистскую активность. Здесь органы власти создают и финансируют молодежное объединение, которое имеет привлекательный для молодежи образ, стиль отношений, тип деятельности и вовлекает в сферу своего влияния максимально большое количество молодежи. Оптимальным выглядит создание нескольких таких движений, реализующих интересы и предпочтения разных категорий молодежи.
Особое внимание необходимо обратить на работу с объединениями спортивных болельщиков. Фанатские спортивные объединения в определенной степени становятся носителями экстремистских настроений в молодежной среде. В этой связи необходима продуманная работа с данной категорией молодежи.
В этих целях рекомендуется:
1. Проводить перед футбольными матчами рабочие встречи лидеров объединений болельщиков и офицеров по безопасности встречающихся команд с представителями органов внутренних дел. Данные встречи призваны учитывать мнение болельщиков, предупреждать возможные конфликтные ситуации, возникающие при проведении футбольных матчей.
2. При проведении спортивных соревнований и мероприятий учитывать удобство их посещения болельщиками. В частности, когда это возможно проводить соревнования в нерабочее (более позднее) время, а также предусматривать предоставление билетов школьникам и студентам на мало посещаемые спортивные соревнования на безвозмездной или льготной основе.
3. Рассмотреть возможность разработки региональных комплексных программ по взаимодействию со спортивными болельщиками и профилактической работе, направленной на формирование их правомерного поведения.
4. Организовывать на регулярной основе проведение совещаний со спортивными болельщиками, либо создать Совет спортивных болельщиков региона для конструктивного взаимодействия и оперативного решения возникающих вопросов.
5. Совместно со спортивными организациями и собственниками объектов спорта оказывать содействие объединениям болельщиков в создании «городков болельщиков» (фан-зон), которые зарекомендовали себя как эффективное средство организации болельщиков и обеспечения безопасности. Необходимо предусмотреть в них компактное и безопасное размещение, организацию просмотра спортивных соревнований для болельщиков, не имеющих входных билетов на мероприятие, а также медицинское обслуживание, питание, наличие санитарно-гигиенических объектов.
6. Назначить ответственного за работу со спортивными болельщиками в органе по делам молодежи субъекта Российской Федерации.
7. Привлекать объединения спортивных болельщиков к подготовке к проведению крупных спортивных мероприятий.
8. Проводить спортивные состязания между фанатами.
9. Создать горячую линию для болельщиков.
Данная модель профилактической работы имеет ряд положительных особенностей. Так, в частности, она базируется на использовании естественных процессов, происходящих в молодежной среде, что предполагает «мягкий» вариант профилактики экстремистской активности, учет интересов и предпочтений молодых людей. В то же время реализация данной модели затруднена из-за отсутствия подготовленных соответствующим образом специалистов, ограниченного числа специализированных учреждений, системно работающих с представителями молодежных субкультур, недостаточной информированностью государственных и муниципальных органов власти о молодежных субкультурах и процессах, протекающих в молодежных сообществах.
Профилактика экстремизма невозможна без целенаправленной работы по формированию межнациональных отношений в молодежной среде. Значительная часть экстремистских проявлений в молодежной среде происходит на межнациональной и религиозной почве.
В последнее время экстремистские проявления значительно усилились в студенческой среде. Многие из них происходят на межнациональной почве.
3. Модель профилактики экстремизма и формирования межнационального согласия в студенческой среде. Для ее успешной реализации необходимо:
1. Повысить роль студенческих общественных объединений в жизни вуза, степень их влияния на процессы в студенческой среде.
2. Организовать в образовательных учреждениях факультативные курсы по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму, создать стенды антиэкстремистской направленности в корпусах учебных заведений и студенческих общежитиях, активнее привлекать органы правопорядка к этой работе.
3. Организовать мониторинг учебных программ и пособий с целью выявления материалов, направленных на разжигание межнациональных конфликтов.
4. Установить одним из критериев качества воспитательной работы в вузах количественный показатель, отражающий зависимость ее состояния от числа студентов, привлеченных к уголовной и, в отдельных случаях, к административной ответственности. Возможно также, что этот критерий должен учитываться при экспертизе показателей деятельности вузов для их государственной аккредитации.
5. Разработать и реализовать с участием национальных диаспор комплекс мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма в студенческой среде, включая создание клубов интернациональной дружбы.
6. Ввести в учебные программы образовательных учреждений преподавание основ межнационального общения и интернационального воспитания учащихся.
7. В рамках воспитательной работы образовательных учреждений усилить внимание к мероприятиям по пропаганде культуры и традиций народов России и обучению навыкам бесконфликтного общения, а также просвещению учащихся о социальной опасности преступлений на почве ненависти для российского общества.
8. Внедрять в вузах специальные комплексные программы по адаптации и интеграции студентов из субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа и оказывать содействие инициативам по их поддержке со стороны различных общественных организаций, в т.ч. национальных диаспор.
9. Ввести в штат студенческих общежитий специалистов по воспитательной работе с иногородними и иностранными студентами.
10. Создавать в вузах добровольные интернациональные студенческие дружины для поддержания общественного порядка и предупреждения конфликтов на почве этнической неприязни на территории учебных заведений, общежитий и студенческих городков.
11. Разработать механизмы специальной системы подготовки кадров из числа представителей различных национальностей, обладающих общероссийским государственным самосознанием и менталитетом, в целях формирования нового поколения региональных элит. В этих целях необходимо более тщательно отбирать состав участников целевых наборов в вузы и создать систему поиска наиболее одаренных молодых людей в образовательных учреждениях с целью направления их на дальнейшее обучение в престижные вузы страны.
Элементы представленных моделей в той или иной степени реализуются в современной России. Например, органы по делам молодежи реализуют традиционную модель профилактики экстремистской активности, опираясь на деятельность учреждений по работе с молодежью, зарегистрированных молодежных объединений, пытаясь вовлечь подростков и молодых людей в социально одобряемые формы активности, решить некоторые социально-экономические проблемы молодых людей. Наиболее оптимальным вариантом сегодня является синтетическая модель, включающая в себя основные элементы вышеописанных.
4.3. Основные направления функционирования системы профилактики экстремистской активности в молодежной среде:
Дата: 2019-05-29, просмотров: 273.