Толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.
Можно выделить следующие критерии толерантности:
- равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и т.д.);
- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
- охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в обществе;
- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по рассматриваемой проблеме позволил выделить следующие признаки толерантности:
Язык. В разговоре друг с другом учащиеся не употребляют оскорбительных выражений и намеков. Они с уважением относятся к другим языкам и к тем, кто на них говорит. Они помогают детям, только начинающим учить язык, на котором ведутся занятия.
Нормы взаимоотношений. Отношение ко всем ученикам одинаковое. Разрешается и поощряется участие всех детей во всех занятиях и действиях. Все настроены на создание хорошего учебного климата.
Социальные отношения. Преподаватели и дети обращаются друг к другу и ведут себя уважительно.
Отношения между большинством и меньшинством. К детям из всех групп, особенно к тем, которые принадлежат к религиозным, культурным, этническим или лингвистическим меньшинствам, преподаватели относятся деликатно, а одноклассники - с уважением.
Особые события. При проведении фестивалей, недели науки, школьных предметных олимпиад и других мероприятий во всех делах и представлениях принимают равное участие дети обоих полов и всех культурных религиозных, этнических и языковых групп.
Культурные события и действия. Признаются праздники всех культурных групп, представленных в образовательном учреждении, и, если это возможно, ученики из других групп принимают в них участие.
Религиозные обычаи. Уважаются вероисповедания всех детей. Всем учащимся дается возможность, если они хотят, объяснить свою веру и религиозные обычаи одноклассникам.
Межгрупповое взаимодействие. Часто практикуются совместное изучение материала и групповая работа. Преподаватель следит за тем, чтобы основная часть этой работы выполнялась группами, в которых наиболее полно представлены разные культуры и характеры.
Религиозная толерантность – терпимость к людям иной веры, уважение к чужим религиозным убеждениям.
Этническая толерантность – уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности. Противоположное понятие – ксенофобия.
Межнациональная толерантность – это отношение к представителям различных наций как к своей, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на остальных, отношение к любому человеку с позиции «презумпции национальной невиновности».
Этническая толерантность предполагает терпимость в отношении инаковости жизненного уклада, ценностей, способов поведения представителей других национальных сообществ. При всей простоте этой формулировки именно «терпимость» и является одним из наиболее трудно определяемых понятий. В частности, весьма сложно отличить индифферентно-терпимое, безразличное отношение одних представителей этнических групп, к другим от позитивно-терпимого, понимающего отношения.
Традиционно считается, что в понимании принципов этнической толерантности возможны некоторые модификации. Например, В. Лекторский предлагает уровневое понимание толерантности:
1. Индифферентная толерантность, выражающаяся в простом безразличии представителей одних этнических групп к другим. На этом уровне соприкасаются религиозные догмы различных культур, этнические формы обрядовости, верований. В этой ситуации рациональный диалог практически невозможен, поскольку сами указанные сегменты не являются рациональными.
2. Толерантность в рамках невозможности взаимопонимания. Этот уровень предполагает более высокий коэффициент толерантности. Индивиды различных культур имеют некоторое интуитивно-стихийное уважение к иному, т. е. к элементам чужих им культур. Однако это уважение имеет догматический и в целом нерациональный характер.
3. Толерантность как снисхождение выражается в аристократической позиции, когда собственная культура занимает привилегированное положение, а представители других этнических групп считаются отсталыми, малоразвитыми.
4. Толерантность как терпимость в рамках расширения собственного опыта и критического диалога. Это самый оптимальный уровень этнокультурной коммуникации, предполагающий не только уважение к представителям другого народа, но и возможность смены собственной позиции в контексте критического диалога.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 259.