Существенным элементом бытовой культуры среднего англичанина того времени являлось наличие в доме библиотеки. Необходимо отметить, что помимо социально-политических предпосылок буржуазной революции и установления республики, в истории Англии имелся еще один фактор, влияние которого на развитие общества было весьма сильным.
Английская нация консолидировалась в единый народ примерно в XV веке. Именно тогда вопреки сознательному сопротивлению церкви и оппозиции знати английский язык вошел в быт и достиг высокой степени развития. Когда переводчик и книгоиздатель Уильям Кэкстон в 1477 г. привез из Фландрии печатный станок, он сразу же приступил к печатанию книг на английском языке[ciii]. В 70-х годах XVв. книгопечатание в Англии начинает быстро развиваться. В типографии Кэкстона в Вестминстере и возникших по ее примеру типографиях в Лондоне, Оксфорде и других городах до конца века удалось напечатать около 400 книг[civ].
Победа английского языка была закреплена тем, что с середины XV в. он был признан единственным языком, допускающимся на заседаниях палаты общин.
Поэтому, когда в первой половине XVI века Реформационный парламент (1529-1536 г.г.) принял решение о переводе Библии на английский язык, это оказало колоссальное влияние на распространение идей протестантизма среди огромной массы среднего класса[cv]. Библия стала общим достоянием и уже не была книгой на незнакомом языке, доступной только священникам, ключ к ее тайнам получал всякий, кто умел читать. Протестанты сделали библию руководством для своей партии, а ее изучение поставили в основу своей деятельности. Для людей XVI в. и особенно XVII в. библия имела очень большое значение.
Но великое поколение людей, в среде которых и возникли идеи буржуазной революции, воспитывалось не одной лишь библией. Век Мильтона, Марвелла и Геррика был веком поэзии и учености, часто тесно связанных между собой. В эти времена не только писались и перелагались на музыку простые и прекрасные песни но из рук в руки в рукописях передавались наиболее удачно и грамотно написанные поэмы, прежде чем пустить их в печать или предать забвению.
В период Республики страна была наводнена печатными политическими памфлетами, но печатных газет было мало[cvi]. Новости передавались при помощи писем-листовок, которые писались в Лондоне от руки и рассылались провинциальным подписчикам, передававшим их после прочтения своим соседям.
В середине XVII века культура в английских домах дошла, может быть, до наивысшей точки, которой она когда-либо достигала. Образование того времени -- классическое, так же как и религиозное,— распространилось очень широко.
В домах англичан на полках библиотек наряду с библией, проповедями и политическими памфлетами лежали и поэтические произведения и сочинения классиков. Без сомнения, большая часть иоменов, сквайров и купцов читала очень мало, но некоторые из них охотно читали книги. Гражданская война была войной идей, а идеи распространялись или через печать, или в рукописях, а также проповедником и в беседах людей друг с другом.
Дневники простого йоркширского иомена, по имени Адам Эр, который одно время служил в парламентской армии, а в 1647 году вернулся домой на свою ферму в Дэйлзе дают возможность оценить диапазон и характер чтения среднего английского фермера и показывают, почему иомены были вполне способны сами выбрать себе политическую и религиозную партию, часто иную, чем партия их соседей-джентри[cvii].
Его кабинет был оборудован книжными полками, и друзья Адама, такие же иомены, как и он сам, имели возможность брать книги для чтения и обсуждения. Редко возвращался Адам из поездки в какой-нибудь крупный город без того, чтобы не привезти домой книгу. Иногда ему присылали целую кипу книг, и он внимательно их прочитывал.
«Сегодня я отдыхал дома и провел большую часть дня за чтением» — такова типичная запись в дневнике[cviii].
Большую часть его чтения составляли книги религиозного содержания, написанные в оправдание пресвитерианства, приводящие доводы в пользу индепендентства или конгрегационализма, сборники проповедей того или иного знаменитого проповедника. Количество прочитанных им религиозных книг поразительно, но не меньше он читал и исторической и философской литературы. Адам не был глубоко религиозным человеком. Он читал все эти книги потому, что вся атмосфера того времени была насыщена религией. Она наполняла газеты и памфлеты того времени, подобно тому как сообщения о забастовках и спортивные новости заполняют нашу ежедневную прессу.
5.2. Музыка, театр и литература в период республики
Пуритане отвергали церковную музыку, созданную до их прихода к власти. Они жестоко уничтожали все, что было с ней связано: сжигали ноты, ломали органы, объявили скрипку греховным инструментом. Одновременно была запрещена деятельность большинства театров, многие традиционные спортивные соревнования также запрещались, в основном из-за боязни массового скопления народа. Все эти непопулярные в народе ограничения объяснялись религиозными требованиями.
В XVII веке в Англии в домах аристократов было принято устраивать музыкальные представления, получившие название «маски». Несмотря на запреты, они давались даже в период пуританского правления. Перед зрителем разворачивалось пышное комедийное костюмированное представление. Это были и маскарадные шествия, и драматические диалоги, и сольные и хоровые песни, танцы. Ярким образцом жанра может служить пьеса «Купидон и смерть», созданная в 1653 году[cix]. Многие английские композиторы сочиняли музыку для таких «масок». Некоторые из них стали называть подобные сочинения оперой, хотя, оперой эти «маски» еще не являлись, но они положили начало развитию жанра оперы в Англии.
В английской литературе периода буржуазной революции и республики значительную роль играли поэты-драматурги и поэты классики.
Ричард Лавлейс, Джон Саклинг, Роберт Геррик создали множество прекрасных образцов любовной лирики.
Широко были распространены и произведения представителей «школы метафизиков». Произведениям метафизиков свойственны глубокие религиозные раздумья, сложная образность. Среди виднейших поэтов-метафизиков такие как Джордж Герберт, Генри Воган, Ричард Крэшо, Френсис Кворлз.
Эндрю Марвел совместил в своем творчестве черты обеих школ.
Когда театры были закрыты пуританами, главенствующее положение в литературе заняла поэзия. Крупнейшей фигурой в ней так же был Джон Мильтон, который в период республики был секретарем Кромвеля. В эти годы он стал знаменит своими политическими трактатами и памфлетами. Хорошо известен его памфлет «Защита английского народа», написанный в 1650г[cx]. Основной идеей этого памфлета была возможность народа лишить власти недостойного монарха. Именно памфлет «Защита английского народа» принес Мильтону международную славу публициста, так как был написан на латыни, которая в то время была языком международного общения европейских стран.
Мильтон является автором множества сонетов и поэм, таких как «Потерянный рай» и «Возвращенный рай». Он писал и драматические пьесы в жанре «масок». Наиболее известна драма «Комус».
Правда, период республики не был плодотворен для Мильтона в литературном плане. Политическая деятельность занимала почти все его время. Поэтому в этот период он только перевел несколько псалмов в стихотворную форму и написал 17 сонетов. В 43 года Мильтон полностью ослеп, и уже в этом состоянии написал свой знаменитый сонет «О слепоте». После реставрации трактаты Мильтона были сожжены, а сам Мильтон оказался в тюрьме, но был выпущен вскоре благодаря заступничеству друзей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В середине августа 1658 года Лорд-протектор тяжело заболел. В день его счастливых побед под Денбаром и Вустером, 3 сентября 1658 года в 3 часа ночи Оливер Кромвель умер[cxi].
В соответствии с конституцией Лордом-протектором был провозглашен Ричард Кромвель. Однако в отличие от отца, Ричард не был прирожденным лидером, и вскоре один из армейских военачальников - генерал Монмут, восстал против него. В 1660 Монмут году захватил Лондон и вернул на трон короля Карла II Стюарта. Республика прекратила свое существование[cxii].
Казалось бы, что короткие одиннадцать лет республиканского правления в Англии прошли бесследно, ведь в кратчайшие сроки в стране были восстановлены не только монархия, но и палата лордов, и вся система центрального управления, и англиканская церковь. Однако хотя Карл II и принял престол своего отца, но это уже было совершенно новое государство - ведь три, ранее независимые части страны - Англия, Ирландия и Шотландия были объединены республиканцами в единое государство. Некоторые завоевания революции в той или иной мере были оставлены в силе и в период реставрации.
Современная историческая наука уже давно утвердилась во мнении, что английская буржуазная революция и республиканское правление в истории Англии фактически являлись началом «новой исторической эпохи, что лишь с позиции их исторического опыта и их, пусть временных, по видимости, завоеваний возможна научная трактовка не только истории Англии в столетие, последовавшее за ней, но и истории стран Европы в целом. ... Влияние этого периода в равной степени распространилось на сферу экономики и сферу политики, сферу идей и сферу науки, сферу литературы и сферу искусства»[cxiii].
Влияние краткого республиканского эксперимента в Англии на политическое развитие нашей планеты поистине огромно. Революция в Английских колониях Америки, результатом которой стало создание Соединенных Штатов, основывалась на идеях, которые предки-пуритане революционеров в свое время вывезли из республиканской Англии. Идеологи и практики Великой французской революции тоже пристально изучали и трансформировали опыт английских индепендентов.
Превратившись в великую колониальную империю, Великобритания распространила идеи демократии, основанные в огромной степени на опыте этих десяти лет, практически на весь мир. В XX веке США внедрили конституционный порядок, в конечном счете, основанный на тех же идеях, даже в таких необычных странах, как Япония и Филлишшы.
Все это позволяет сказать, что именно эти одиннадцать лет относительной свободы открыли собой период Новой истории.
ССЫЛКИ
[i] Кертман Л.Е. География история и культура Англии. – М., 1968. – с.18
[ii] Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. – М., 1991. – с.150
[iii] INTERNET: http://unicum-coins.narod.ru/brit/history.html
[iv] INTERNET: http://unicum-coins.narod.ru/brit/history.html
[v] NTERNET: http://gumilevica.kulichki.net/EAB/eab07.htm#eab07chapter05
[vi] INTERNET: http://unicum-coins.narod.ru/brit/history.html
[vii] Кертман Л.Е. География история и культура Англии. – М., 1968. – с.111
[viii] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – с.86, 87.
[ix] Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. – М., 1986. – с.237-238.
[x] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – с.90.
[xi] http://www.2day.ru/13201-show.asp
[xii] Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. – М., 1986. – с.238.
[xiii] Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. – М., 1986. –Ibidem.- с. 238
[xiv]Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. – М., 1986. –Ibidem.- с. 238
[xv] INTERNET:http://www.2day.ru/13201-show.asp
[xvi] INTERNET:http://www.2day.ru/13201-show.asp
[xvii] История дипломатии в 3-х томах, том.1. / Под ред. В.П. Потемкина. . – М., 1941. – с.223
[xviii] ??????????????????????????????????????????????
[xix] Кертман Л.Е. География история и культура Англии. – М., 1968. – с.114
[xx] Кертман Л.Е. География история и культура Англии. – М., 1968. – Ibidem.- с. 114
[xxi] INTERNET: http://rulers.narod.ru/cromwell/cromlife1.htm
[xxii] Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. – с.221.
[xxiii] INTERNET: http://rulers.narod.ru/cromwell/cromlife1.htm
[xxiv] Кертман Л.Е. География история и культура Англии. – М., 1968. – с.115
[xxv] Кертман Л.Е. География история и культура Англии. – М., 1968. – с.115
[xxvi] Кертман Л.Е. География история и культура Англии. – М., 1968. – с.115
[xxvii] Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. – с.222.
[xxviii] Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. – с.223
[xxix] Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. – с.223
[xxx] Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. – с.223
[xxxi] Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. –Ibidem.- с. 223
[xxxii] Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. –Ibidem.- с. 223
[xxxiii] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – с.224
[xxxiv] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – с.224.
[xxxv] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – с.231
[xxxvi] Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. – с.223.
[xxxvii] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – с.226.
[xxxviii] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – с.226
[xxxix] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – Ibidem.- с. 229
[xl] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – Ibidem.- с. 229
[xli] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – Ibidem.- с. 230
[xlii] История дипломатии в 3-х томах, том.1. / Под ред. В.П. Потемкина. – М., 1941. – с.221
[xliii] История дипломатии в 3-х томах, том.1. / Под ред. В.П. Потемкина. – М., 1941. –Ibidem.- с. 221
[xliv] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – с.231
[xlv] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. –Ibidem.- с. 231
[xlvi] Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. – с.225.
[xlvii] Кертман Л.Е. География история и культура Англии. – М., 1968. – с.118
[xlviii] История дипломатии в 3-х томах, том.1. / Под ред. В.П. Потемкина. – М., 1941. – с.223
[xlix] История дипломатии в 3-х томах, том.1. / Под ред. В.П. Потемкина. – М., 1941. – Ibidem.- с. 224
[l] История дипломатии в 3-х томах, том.1. / Под ред. В.П. Потемкина. – М., 1941. – Ibidem.- с. 224
[li] История дипломатии в 3-х томах, том.1. / Под ред. В.П. Потемкина. – М., 1941. – Ibidem.- с. 224
[lii] История дипломатии в 3-х томах, том.1. / Под ред. В.П. Потемкина. – М., 1941. – bidem.- с. 224
[liii] История дипломатии в 3-х томах, том.1. / Под ред. В.П. Потемкина. – М., 1941. – bidem.- с. 225
[liv] История дипломатии в 3-х томах, том.1. / Под ред. В.П. Потемкина. – М., 1941. – Ibidem.- с. 225
[lv] История дипломатии в 3-х томах, том.1. / Под ред. В.П. Потемкина. – М., 1941. – Ibidem.- с. 225
[lvi] I История дипломатии в 3-х томах, том.1. / Под ред. В.П. Потемкина. – М., 1941. – bidem.- с. 225
[lvii] История дипломатии в 3-х томах, том.1. / Под ред. В.П. Потемкина. – М., 1941. – bidem.- с. 225-226
[lviii] INTERNET: http://rulers.narod.ru/cromwell/cromlife1.htm
[lix] INTERNET: http://rulers.narod.ru/cromwell/cromlife1.htm
[lx] ???????????????????????????????????????????????????????????
[lxi] ????????????????????????????????????????????????????????????
[lxii] Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. – М., 1959. – с.253
[lxiii] Кертман Л.Е. География история и культура Англии. – М., 1968. – с.110
[lxiv] Кертман Л.Е. География история и культура Англии. – М., 1968. – с.111
[lxv] Кертман Л.Е. География история и культура Англии. – М., 1968. – Ibidem.- с.111
[lxvi] ??????????????????????????????????????????????????????????
[lxvii] Кертман Л.Е. География история и культура Англии. – М., 1968. – Ibidem.- с.112
[lxviii] Кертман Л.Е. География история и культура Англии. – М., 1968. – Ibidem.- с.113
[lxix] Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. – с.222.
[lxx] Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. – с.222 Ibidem.- с.226
[lxxi] INTERNET: http://rulers.narod.ru/cromwell/cromlife1.htm
[lxxii] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – с.241
[lxxiii] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – Ibidem.- с.241
[lxxiv] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – bidem.- с.243
[lxxv] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – Ibidem.- с.243
[lxxvi] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – с.242
[lxxvii] INTERNET: http://silonov.narod.ru/parents/pa.htm
[lxxviii] INTERNET: http://rulers.narod.ru/cromwell/cromlife1.htm
[lxxix] INTERNET: http://rulers.narod.ru/cromwell/cromlife1.htm
[lxxx] Савин А.Н. Лекции по истории Английской революции. – М., 2000. – с.508
[lxxxi] Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. – М., 1959. – с.251
[lxxxii] Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. – М., 1959. – Ibidem.- с.518
[lxxxiii] INTERNET: http://rulers.narod.ru/cromwell/cromlife1.htm
[lxxxiv] Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. – с.227
[lxxxv] Черняк Е.Б. Секретная дипломатия Великобритании. – М., 1975. – с.206
[lxxxvi] Черняк Е.Б. Секретная дипломатия Великобритании. – М., 1975. –Ibidem.- с.206
[lxxxvii] Черняк Е.Б. Секретная дипломатия Великобритании. – М., 1975. –Ibidem.- с.208
[lxxxviii] INTERNET: http://rulers.narod.ru/cromwell/cromlife1.htm
[lxxxix] Савин А.Н. Лекции по истории Английской революции. – М., 2000. – с.516
[xc] Савин А.Н. Лекции по истории Английской революции. – М., 2000. – Ibidem.- с.515
[xci] INTERNET: http://rulers.narod.ru/cromwell/cromlife1.htm
[xcii] Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. – с.227
[xciii] Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. – с.227
[xciv] INTERNET: http://rulers.narod.ru/cromwell/cromlife1.htm
[xcv] INTERNET: http://rulers.narod.ru/cromwell/cromlife1.htm
[xcvi] Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. – М., 1959. – с.268-269
[xcvii] Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. – М., 1959. – с.269
[xcviii] Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. – М., 1959. – с.266
[xcix] Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. – М., 1959. – с.270
[c] Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. – М., 1959. – с.267
[ci] Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. – М., 1959. – с.267
[cii] Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. – М., 1959. – с.267
[ciii] Кертман Л.Е. География история и культура Англии. – М., 1968. – с.49
[civ] Кертман Л.Е. География история и культура Англии. – М., 1968. –Ibidem.- с.49
[cv] Мортон А.Л. История Англии. – М., 1950. – с.157
[cvi] Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. – М., 1959. – с.259
[cvii] Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. – М., 1959. –Ibidem.- с.258
[cviii] Тревельян Дж.М. Социальная история Англии. – М., 1959. –Ibidem.- с.258
[cix] Энциклопедия Аванта +, том 7, часть 3. Искусство. – М., 2001. – с.46
[cx] Энциклопедия Аванта +,том 15, часть 1. Всемирная литература. – М., 2001. – с.550
[cxi] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – с.270
[cxii] Барг М.А. Кромвель и его время. – М., 1950. – Ibidem.- с.270
[cxiii] Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. – М., 1991. – с.150
Дата: 2019-04-23, просмотров: 256.