Орудие управления» как образец демократической конституции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Новая конституция Англии была попыткой достигнуть равно­весия сил между Кромвелем, Государственным советом и парламентом. В соответствии с конституцией в стране учреждался постоянно действующий выборный однопалатный парламент, избираемый каждые три года людьми, имевшими не меньше 200 фунтов стерлингов годового дохода. Впервые право делегирования своих представителей в парламент получили также и избиратели Ирландии и Шот­ландии. В парламент могли быть избраны лишь люди богобоязненные и доброго поведения. К выборам не допускались католики и участники ирландского мятежа. Сторонники короля во время гражданской войны лишались участия в четырех ближайших выборах.

Парламент объявлялся носителем верховной законодательной власти в стране. Он должен был созываться каждые три года и не мог быть распущен ранее, чем через 5 месяцев после откры­тия его заседаний. Его единственная палата состояла из 400 членов, причем две трети мест отдавалось графствам, а одна треть - городам и крупным поселениям прямого «парламент­ского» подчинения. Так осуществлено было требование о перераспреде­лении избирательных округов с целью усиления предста­вительства «средних слоев» населения.

Законодательная власть принадлежала Лорду-протектору совместно с народными представителями, а исполнительная – Лорду-протектору совместно с Государственным Советом.

Полномочия Лорда-протектора были  огромны, и в чем-то даже больше, чем у старых английских монархов. Ему принадлежало право помилования преступников, право производить в рыцари и другие права, бывшие раньше прерогативами короля. От имени Лорда-протектора писались все государственные акты.  Он был главнокомандующим армии и флота Англии, Шотландии и Ирландии и ведал сбором налогов, он контролировал полицию и правосудие, руководил внеш­ней политикой, с согласия Государственного совета объяв­лял войну и заключал мир. Впредь до созыва очередного парламента он был вправе от своего имени издавать ордо­нансы, имевшие силу законов.

Лорду–протектору предоставлялись на утверждение все парламентские билли. Его право вето, впрочем, было неясно, если не фиктивно, так как акты парламента могли получить силу закона и без согласия протек­тора, правда, лишь в том случае, если Лорд-протектор не наложил на них вето в течение 20 дней с момента их принятия.

Власть Лорда-протектора сильно ограничивал Государственный  Совет, состоящий, по конституции из 15 членов (7 офицеров и 8 гражданских лиц), поименно указанных в самом «Орудии управления». Лорд-протектор мог назначить еще 6 членов Госсовета, увеличив его состав до 21 человека[lxxx].

Однако дальнейшее замещение освобождающихся вакансий должно было происходить по сложной демократической процедуре: парламент выбирает на каждое место 6 кандидатов, Государственный Совет из них выбирает 2-х и протектор делает окончательный выбор.

 По конституции должность Лорда-протектора являлась пожизненной. Новый Лорд-протектор избирался Государственным Советом. Международная политика республики и все иностранные сношения должны были вестись только с согласия Госсовета. Согласие совета требовалось так же для созыва чрезвычайных заседаний парламента.

Право законодательства в вопросах налогообложения и чрезвычайных сборов принадлежало парламенту, но государственные расходы на армию и флот были заранее фиксированы конституцией, и парла­мент не мог их сократить, так же как и уменьшить числен­ность вооружённых сил. Согласно «Орудию», парламент должен был обеспечить доходы, достаточные для содержания тридцатитысячной армии

Лорд-протектор имел право распускать парламент, но парламент должен был обязательно избираться каждые 3 года.

Не были забыты в «Орудии управления» и вопросы свободы совести. Пуританизм признавался государственным вероисповеданием, но никто к нему не принуждается. Вероисповедания, расходящиеся с государственными, но признающие Христа, пользовались покровительством республики в организации церквей и иных возможностей для отправления культа. Англикане и католики свободой вероисповедания не пользуются.

Тем не менее, законодательство протектората в области регулирования религиозных и моральных вопросов было весьма жестким. Правда, искоренение порока было возложено не на церковные, а на обычные светские суды. Уже в 1650 году был проведен закон о наказании смертью[lxxxi]. Но это дикое наказание в действительности было при­менено лишь в трех случаях. После того как даже пуритане-присяжные отказались выносить приговоры, эта попытка про­валилась.

По закону, людям, которые отрицали троичность бога, полагались суровая кара. Категорически запрещалось англиканам быть учителями детей джентльменов.

Но религиозная практика протектората была мягче его законодательства. Так, например, за отрицание троичность бога правительство ограничилось ссылкой только одного человека. Смертная казнь за супружескую неверность была при­менена лишь в трех случаях. После того как даже пуритане-присяжные отказались выносить приговоры, эта попытка про­валилась.

Правительство, также вопреки закону, не препятствовало англиканам быть учителями детей джентльменов. Даже с католиками в период протектората обращались мягче, чем в другое время

Наиболее поучительный пример веротерпимости правительства Лорда-протектора – это отношение к евреям. В октябре 1655г. в Лондон явился раввин и врач Манассия Бен-Израель из Амстердама и потребовал равноправия для евреев[lxxxii]. Комиссия совета с участием лондонских купцов отнеслась к евреям не очень благосклонно, но все же 2 юриста доказали, что в действующих законах нет никаких ограничений для евреев. Кромвель неофициально обещал им широкую терпимость. Евреи построили себе в Лондоне синагогу и устроили свое кладбище.

Несмотря на свою демократичность, «Орудие управления» устраивало далеко не все политические силы республики. Поэтому первая сессия парламента протектората, проходившая с 3 сентября 1654 по 22 января 1655 года была озабочена скорее пересмотром «Орудия управления», чем разработкой и принятием новых законов[lxxxiii]. Хотя по условиям избирательного закона новый, правый парламент не был ни народным, ни представительным орга­ном, это не помешало ему отказаться от роли конституционной ширмы для господства высших офицерских чинов, управлявших в то время армией. Правый парламент оказался таким же неподатливым, как и левый, и 22 января 1655 г. был рас­пущен Лордом-протектором[lxxxiv].

Сразу же после роспуска парламента последовало восстание роялистов в марте. Хотя оно было быстро и жестко подавлено, но одновременно в стране был раскрыт целый ряд роялистских заговоров. Агенты республики сообщили Лорду-протектору, что Карл II поддерживает связи не только с подпольной роялистской организацией «Запечатанный узел», но и с пресвитерианами и с некоторыми левеллерами.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 231.