Тема 4. Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ритмика в системе коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения в ДОУ компенсирующего вида. Основные направле­ния коррекционной работы средствами ритмики со слабовидящими деть­ми. Организация и планирование занятий по коррекционной ритмике с детьми, имеющими нарушение зрения.

Занятие 1. Знакомство студентов со средствами коррекционной рит­мики, направленными на формирование музыкально-ритмических ос­нов.

Игровые упражнения на передачу в движениях средств музыкальной выразительности: темпа (медленного, умеренного, быстрого), ритма (в хлопках, шагах, игре на ударных инструментах), динамики (энергичны­ми поскоками, прыжками, мягкой, тихой ходьбой), формы музыкаль­ного произведения (передача сменой движений части, фразы музыкаль­ного произведения), характера музыки (веселого, спокойного).

Занятие 2. Знакомство студентов с упражнениями, играми, направ­ленными на формирование основ выразительных движений.

• Оптико-пространственная ориентировка.

Упражнения на зрительное, слуховое восприятие, построение и пе­рестроение, ориентировку в пространстве (круг, шеренга, колонна). Уп­ражнения на элементы фигурных маршировок (круг, диагональ, змей­ка, противоход, спираль). Упражнения на смыкание и размыкание в построении. Игры и упражнения на ориентировку по плану, схеме (ходьба в лабиринтах).

 

• Гимнастика, общеразвивающие упражнения под музыку (с предме­
тами и без них).

Упражнения на разные виды ходьбы, бега на месте в движении; игры с прыжками, с предметами (скакалки, мячи); упражнения для рук, ту­ловища (наклоны, повороты).

Занятие 3. Знакомство студентов с упражнениями на формирование танцевальных элементов и сюжетно-образных движений.

• Танцевальные элементы: шаг польки, галоп, хороводный шаг, шаг с притопом. Позиция рук в танце. Элементы современных детских рит­мических танцев.

• Игры под инструментальную музыку: сюжетные и несюжетные, ре­чевые игры и упражнения, игры со словом, игровые элементы соревно­ваний в быстроте, ловкости. Упражнения, пляски, в которых инсцени­руются образные движения животных, явления природы, взаимодейст­вия людей. Элементы музыкально-игрового творчества.

Анализ конспекта занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения.

Самостоятельная работа студентов

1. Составить конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения (по выбору студента).

2. Подобрать игры, упражнения, этюды как средство коррекционной работы для определенного ребенка, имеющего нарушение зрения.


Примерные темы курсовых и выпускных квалификационных работ

1. Изучение особенностей музыкально-игровой деятельности детей вне занятий в ДОУ компенсирующего вида.

2.Формирование воспитателем коррекционно-направленной музыкаль­но-игровой деятельности с дошкольниками с проблемами в развитии.

3.Формирование коррекционно-направленной театрализованно-иг­ровой деятельности с детьми в ДОУ компенсирующего вида.

4.Музыкально-дидактические игры как средство коррекции слухово­го восприятия дошкольников с проблемами в развитии.

 

5. Педагогические условия организации воспитателем музыкальной досуговой деятельности с детьми в ДОУ компенсирующего вида.

6. Формирование согласованности движений и речи на занятиях по коррекционной ритмике.

7. Формирование эмоциональной сферы дошкольников с проблема­ми в развитии средствами музыки.

8. Особенности развития музыкального восприятия у старших до­школьников с проблемами в развитии.

9. Развитие голоса дошкольников с проблемами в процессе пения.

 

10.Формирование речи дошкольников с проблемами в развитии в театрализованных образно-ролевых играх.

11.Ритмическая стимуляция речи у слабослышащих дошкольников на занятиях по фонетической ритмике.

12.Коррекция психических функций детей с задержкой психического развития на занятиях по коррекционной ритмике.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методический материал к разделу IV

«Коррекционно-развивающее направление работы

по музыкальному воспитанию в дошкольном

образовательном учреждении компенсирующего вида»

1. Музыкальные занятия

Фрагмент музыкального занятия

для старших дошкольников с нарушением речи

и с задержкой психического развития

(интеграция трех видов музыкальной деятельности восприятие музыки, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах)1

Тема: «Кошка и кот»

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и дви­жений, учить различать музыку разного характера, формировать вооб­ражение, действовать в воображаемой условной ситуации, активизи­ровать к поиску средств выразительности образа в динамике его прояв­лений в сюжетной композиции, передавать разные эмоциональные со­стояния образа, согласовывать движения с характером музыки, струк­турой музыкального произведения, учить играть на детском музыкаль­ном инструменте (свистульке), используя ее в передаче образа в игре.

/. Восприятие музыки

Музыкальный руководитель проводит краткую вступительную беседу перед слушанием музыки и говорит с детьми о том, что кошка бывает разной по своим проявлениям: гибкой, ласковой, нежной, осторожной, а бывает совсем другой — стремительной, сердитой, выпускает когти, особенно когда хочет поймать свою добычу. Детям предлагается послу­шать два разных по характеру музыкальных произведения «Кошка» (му­зыка Т.Ломовой), «Кошка или кот сердится» (музыка С.Майкапара «Этюд»).

После восприятия музыки проводится беседа о ее разном характере, и педагог вместе с детьми вербально рисует «картинку» действий кошки в одном и другом произведении.

2. Сюжетно-образные движения

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру «Кот и кош­ка» и превратиться девочкам в птичек, а мальчикам в котов. Педагог дает образец движений, которые может делать кот. Затем под чтение

Составитель А. Н. Кукушкина.

стихотворения дети сами выполняют движения, изменяя их или нахо­дя новые.

Кот проснулся рано-рано,

Спрыгнул с мягкого дивана,

Выгнул спинку, потянулся,

С боку на бок перевернулся,

И пошел совсем неслышно,

Будто прятался от мышки.

Увидал кот за окном —

Птичка кружит с ветерком,

И летает, и резвится,

Никого здесь не боится!

3. Игра на детских музыкальных инструментах

Девочкам раздаются свистульки и предлагается сыграть на них как будто поет птичка (музыкальное сопровождение под фонограмму).

Когти надо поточить, чтобы птиц не упустить.

Дети, изображающие котов, под музыку выполняют движения «кош­ки, выпускающей когти» (музыка С. Майкапара «Этюд»). Птицы разле­таются.

Когда игра повторяется, детям предлагается поменяться ролями: де­вочкам превратиться в кошек, а мальчикам — в птиц и играть на свис­тульках.

Внимание девочек обращается на то, что кошка выполняет движения совсем по-другому.

4. Танцевально-игровая композиция «Кошка и девочка» под песню «Рас­
плата» (литовская народная мелодия, слова В.Асирова).

Дети слушают знакомую песню, а затем инсценируют сюжет. Девоч­ка «ругает» жестами кота (кошку) за разные провинности, кот (кошка) виноват и «плачет», передавая это жестами. Дети делятся на пары (маль­чики — коты, девочки в роли «девочек») и выполняют движения в соот­ветствии с текстом, согласуя движения с музыкой. При повторе дети меняются местами, тогда ругают кошку.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 271.