Ритмика в системе коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения в ДОУ компенсирующего вида. Основные направления коррекционной работы средствами ритмики со слабовидящими детьми. Организация и планирование занятий по коррекционной ритмике с детьми, имеющими нарушение зрения.
Занятие 1. Знакомство студентов со средствами коррекционной ритмики, направленными на формирование музыкально-ритмических основ.
Игровые упражнения на передачу в движениях средств музыкальной выразительности: темпа (медленного, умеренного, быстрого), ритма (в хлопках, шагах, игре на ударных инструментах), динамики (энергичными поскоками, прыжками, мягкой, тихой ходьбой), формы музыкального произведения (передача сменой движений части, фразы музыкального произведения), характера музыки (веселого, спокойного).
Занятие 2. Знакомство студентов с упражнениями, играми, направленными на формирование основ выразительных движений.
• Оптико-пространственная ориентировка.
Упражнения на зрительное, слуховое восприятие, построение и перестроение, ориентировку в пространстве (круг, шеренга, колонна). Упражнения на элементы фигурных маршировок (круг, диагональ, змейка, противоход, спираль). Упражнения на смыкание и размыкание в построении. Игры и упражнения на ориентировку по плану, схеме (ходьба в лабиринтах).
• Гимнастика, общеразвивающие упражнения под музыку (с предме
тами и без них).
Упражнения на разные виды ходьбы, бега на месте в движении; игры с прыжками, с предметами (скакалки, мячи); упражнения для рук, туловища (наклоны, повороты).
Занятие 3. Знакомство студентов с упражнениями на формирование танцевальных элементов и сюжетно-образных движений.
• Танцевальные элементы: шаг польки, галоп, хороводный шаг, шаг с притопом. Позиция рук в танце. Элементы современных детских ритмических танцев.
• Игры под инструментальную музыку: сюжетные и несюжетные, речевые игры и упражнения, игры со словом, игровые элементы соревнований в быстроте, ловкости. Упражнения, пляски, в которых инсценируются образные движения животных, явления природы, взаимодействия людей. Элементы музыкально-игрового творчества.
Анализ конспекта занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения.
Самостоятельная работа студентов
1. Составить конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения (по выбору студента).
2. Подобрать игры, упражнения, этюды как средство коррекционной работы для определенного ребенка, имеющего нарушение зрения.
Примерные темы курсовых и выпускных квалификационных работ
1. Изучение особенностей музыкально-игровой деятельности детей вне занятий в ДОУ компенсирующего вида.
2.Формирование воспитателем коррекционно-направленной музыкально-игровой деятельности с дошкольниками с проблемами в развитии.
3.Формирование коррекционно-направленной театрализованно-игровой деятельности с детьми в ДОУ компенсирующего вида.
4.Музыкально-дидактические игры как средство коррекции слухового восприятия дошкольников с проблемами в развитии.
5. Педагогические условия организации воспитателем музыкальной досуговой деятельности с детьми в ДОУ компенсирующего вида.
6. Формирование согласованности движений и речи на занятиях по коррекционной ритмике.
7. Формирование эмоциональной сферы дошкольников с проблемами в развитии средствами музыки.
8. Особенности развития музыкального восприятия у старших дошкольников с проблемами в развитии.
9. Развитие голоса дошкольников с проблемами в процессе пения.
10.Формирование речи дошкольников с проблемами в развитии в театрализованных образно-ролевых играх.
11.Ритмическая стимуляция речи у слабослышащих дошкольников на занятиях по фонетической ритмике.
12.Коррекция психических функций детей с задержкой психического развития на занятиях по коррекционной ритмике.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методический материал к разделу IV
«Коррекционно-развивающее направление работы
по музыкальному воспитанию в дошкольном
образовательном учреждении компенсирующего вида»
1. Музыкальные занятия
Фрагмент музыкального занятия
для старших дошкольников с нарушением речи
и с задержкой психического развития
(интеграция трех видов музыкальной деятельности — восприятие музыки, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах)1
Тема: «Кошка и кот»
Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и движений, учить различать музыку разного характера, формировать воображение, действовать в воображаемой условной ситуации, активизировать к поиску средств выразительности образа в динамике его проявлений в сюжетной композиции, передавать разные эмоциональные состояния образа, согласовывать движения с характером музыки, структурой музыкального произведения, учить играть на детском музыкальном инструменте (свистульке), используя ее в передаче образа в игре.
/. Восприятие музыки
Музыкальный руководитель проводит краткую вступительную беседу перед слушанием музыки и говорит с детьми о том, что кошка бывает разной по своим проявлениям: гибкой, ласковой, нежной, осторожной, а бывает совсем другой — стремительной, сердитой, выпускает когти, особенно когда хочет поймать свою добычу. Детям предлагается послушать два разных по характеру музыкальных произведения «Кошка» (музыка Т.Ломовой), «Кошка или кот сердится» (музыка С.Майкапара «Этюд»).
После восприятия музыки проводится беседа о ее разном характере, и педагог вместе с детьми вербально рисует «картинку» действий кошки в одном и другом произведении.
2. Сюжетно-образные движения
Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру «Кот и кошка» и превратиться девочкам в птичек, а мальчикам в котов. Педагог дает образец движений, которые может делать кот. Затем под чтение
Составитель А. Н. Кукушкина.
стихотворения дети сами выполняют движения, изменяя их или находя новые.
Кот проснулся рано-рано,
Спрыгнул с мягкого дивана,
Выгнул спинку, потянулся,
С боку на бок перевернулся,
И пошел совсем неслышно,
Будто прятался от мышки.
Увидал кот за окном —
Птичка кружит с ветерком,
И летает, и резвится,
Никого здесь не боится!
3. Игра на детских музыкальных инструментах
Девочкам раздаются свистульки и предлагается сыграть на них как будто поет птичка (музыкальное сопровождение под фонограмму).
Когти надо поточить, чтобы птиц не упустить.
Дети, изображающие котов, под музыку выполняют движения «кошки, выпускающей когти» (музыка С. Майкапара «Этюд»). Птицы разлетаются.
Когда игра повторяется, детям предлагается поменяться ролями: девочкам превратиться в кошек, а мальчикам — в птиц и играть на свистульках.
Внимание девочек обращается на то, что кошка выполняет движения совсем по-другому.
4. Танцевально-игровая композиция «Кошка и девочка» под песню «Рас
плата» (литовская народная мелодия, слова В.Асирова).
Дети слушают знакомую песню, а затем инсценируют сюжет. Девочка «ругает» жестами кота (кошку) за разные провинности, кот (кошка) виноват и «плачет», передавая это жестами. Дети делятся на пары (мальчики — коты, девочки в роли «девочек») и выполняют движения в соответствии с текстом, согласуя движения с музыкой. При повторе дети меняются местами, тогда ругают кошку.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 329.