(интеграция двух видов музыкальной деятельности — восприятие музыки и музыкально-ритмические движения)
Тема: «Веселые клоуны»1
Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и движений, формировать музыкальное восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку, оценочное отношение к ней, умение вербально выражать свои впечатления от услышанного, различать средства музыкальной выразительности (темп, ритм, характер) и передавать образными движениями, развивать пространственную ориентацию при выполнении движений в кругу, врассыпную.
/. Восприятие музыки
Музыкальный руководитель проводит перед слушанием беседу, рассказывает о клоунах, которые всегда веселят зрителей, о том как они выступают в цирке, в разных театральных представлениях. Потом детям предлагается послушать музыку Д. Б. Кабалевского «Клоуны». В диалоге с педагогом после восприятия музыки акцентируется внимание детей на то, как в музыке передан этот образ, обсуждается, какие движения делают клоуны в музыкальном образе, какого характера музыка, темп и т.д.
2. Музыкально-ритмические движения
Музыкальный руководитель предлагает поиграть в клоунов, сначала послушать две разные по характеру небольшие пьесы «Шагают клоуны» (французская народная мелодия «Полишинель»), «Клоуны подпрыгивают» (английская народная песня «Полли»). Педагог показывает движения, а затем предлагает детям передать образ веселых клоунов.
Составитель Е.А.Медведева.
Дети по-своему передают образ и разный характер музыки движениями: шагают в кругу, как петрушки, поскоками двигаются свободно врассыпную.
Фрагменты музыкального занятия для старших дошкольников с нарушением слуха1
Фрагмент 1
Цель: проводить коррекционную работу по развитию слухового восприятия средствами музыки, учить различать средства музыкальной выразительности (разный темп), высказываться о музыке, выражать разный темп в движениях.
Восприятие музыки. Дети садятся так, чтобы видеть клавиатуру фортепиано и руки музыканта.
Музыкальный руководитель предлагает детям послушать разную музыку. Сначала он исполняет быструю «Польку» М. Глинки. Затем спрашивает, какая была музыка? Дети отвечают. Потом руководитель играет медленное «Адажио» Д. Штельбельта, после чего снова задает вопрос о музыке. Детям предлагается также выполнить более сложное задание: отвернуться и прослушать те же отрывки без зрительной опоры на клавиатуру, а затем, прослушивая еще раз, выполнить под быструю музыку кругообразные движения кистями рук в соответствии с темпом акком-панимента.
Фрагмент 2
Декламация песен под музыку. «Как у наших у ворот», русская народная мелодия.
Цель: развитие голосовых модуляций, вокально-слуховой координации, дикции, речевой интонации. Этот вид музыкальной деятельности включает три этапа, разные по продолжительности.
Первый этап: слушание песни, определение ее характера, обсуждение содержания песни, повторное слушание песни.
Второй этап: разучивание песни по фразам (прохлопывание ритмического рисунка с опорой на графическое изображение ритма, воспроизведение ритма хлопками и голосом, с проговариванием слогосо-четаний [та-та], [па-па]); подкрепление дирижированием педагога, работа над певческим дыханием; отработка воспроизведения слов во фразе под музыку в соответствии с ритмической организацией мелодии; ритмическое воспроизведение мелодии фраз под музыку, выделение логического ударения (с опорой на музыкальное сопровождение), работа над ансамблем, темпом и динамическими оттенками в пении.
Третий этап: заключительная работа над песней. Работа над эмоциональностью, выразительностью исполнения.
1 Использованы материалы книги: Яхнина Е. 3. Содержание и организация музыкально-ритмических занятий в подготовительном классе школы для глухих детей. — М., 1991.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 305.